IV. ПОСЛЕДНИЙ СУД И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ НАГРАДЫ



 

Ранние Отцы Церкви мало что имели сказать о последнем суде, но подчеркивали, что он обязательно будет. Большинство из них считали, что святые в небесах будут пользоваться разными степенями благосло­венности, соответственно тем добродетелям, которые украшали их на земле. Некоторые их писания изоби­луют чувственными представлениями о наслаждениях будущего мира. Труды Оригена, однако, отражают бо­лее духовную концепцию. О наказании нечестивых обычно думали, как о вечных, но Ориген здесь был исключением. Правда, в своих известных речах он тоже говорит о вечном наказании, но в своих «Прин­ципах» у него видна тенденция вовсе исключить его. Но даже он не видит будущего наказания, как чисто духовного. В действительности он решает, что это бу­дет наказание, с надеждой даже для нечестивого, и он выражает веру в конечное восстановление всего мира.

Поздние Отцы также твердо были убеждены, что в конце мира будет окончательный суд. Но они говори­ли об этом преимущественно в стиле высокой ритори­ки, как и о других эсхатологических событиях, не сооб­щая никакой определенной информации. Августин ос­новывается на предположении, что представления Пи­сания об этом все являются образными. Он убежден, что Христос явится судить живых и мертвых, но считает, что Писание не утверждает с определенностью, сколько времени этот суд будет продолжаться.

Нет единодушного мнения о том, что представля­ет собой небесная благословенность. Некоторые эле­менты этого названы как самые выдающиеся — более полное знание, общение со святыми, освобождение от оков тела и истинная свобода. Страдания проклятых рассматривались как полная противоположность ра­достям небес. Некоторые верили в степени благосло­вения и мучения, хотя и те и другие понимались, как вечные. Большинство Отцов Церкви верили в мате­риальный огонь, хотя некоторые предполагали, что на­казание нечестивых будет преимущественно состоять из отделения их от Бога и сознания их собственного нечестия.

Особенное внимание схоласты уделяли местоположению небес и ада. По их мнению, небеса разделены на три части, а именно — (1) видимые небеса (твердь); (2) духовные небеса, место обитания святых и ангелов и (3) интеллектуальные небеса, где благословенные на­слаждаются непосредственным видением Бога. Они также понимали, что и преисподняя разделена на раз­личные отделы, а именно: (1) собственно ад, обитали­ще дьяволов и проклятых и (2) области, которые мож­но назвать средними между небом и адом, и их — три: (а) чистилище, самое близкое к аду; (б) место обита­ния некрещеных детей и (в) место обитания ветхоза­ветных святых.

Реформаторы довольствовались утверждением простого учения Писания о том, что Христос придет снова, чтобы судить мир. Они старательно различали общий суд в конце мира и тайный, особый суд, который происходит при смерти каждого индивида. Цель пер­вого — это открытая (публичная) защита Божествен­ного правосудия в определении окончательного возда­яния. Они разделяли общее верование в вечное благо­словение небес и вечные мучения ада. Некоторые анабаптисты учили о полном восстановлении (ресторационизме), а некоторые социниане — об уничтожении нечестивых. Некоторые протестантские богословы счи­тали, что материальный огонь будет частью бесконеч­ных мучений нечестивых; другие — не были с этим согласны; а еще третьи толковали все, что Библия го­ворит об огне, как образ. Учение о будущих воздаяни­ях и наказаниях, как этому учила Реформация, остает­ся официальным учением Церкви до настоящего вре­мени, хотя с середины прошлого века стало чрезвычай­но популярным в известных кругах учение об обус­ловленном бессмертии. Только совершенные универ­салисты — а их немного, — верят во всеобщее спасе­ние и в восстановление всего в абсолютном значении слова.

 


Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Верно ли, что хилиазм во втором и в третьем веках был общепринятым учением Церкви?
  2. Что это объясняет в Ранней Церкви?
  3. Был ли хилиазм одного и того же типа даже тогда?
  4. Какова была точка зрения Августина на тысячелетие?
  5. Что можно сказать в ее пользу?
  6. Как объяснить повторяющиеся возвращения хилиазма?
  7. Как исторические конфессии Церквей относятся к хили­азму, благосклонны они к нему или нет?
  8. Поддерживали ли реформаторы хилиастические надеж­ды?
  9. Является ли современный пре-миллениализм таким же, каким он был в первые века?
  10. Как схоласты доказывали идею чистилища, и на какие места Писания они опирались?
  11. Поощряет ли Писание идею, что мертвые находятся в некотором промежуточном месте, ни в рае, ни в аду?
  12. Кто учил, что душа спит, и на каком основании сделан такой вывод?
  13. В чем состоят учения об обусловленном бессмертии и о втором испытании?
  14. Какие секты верят в уничтожение нечестивых?
  15. Пользуется ли успехом учение о всеобщем восстановле­нии?

 

Литература

 

  1. Mackintosh, Immortality and the Future, Chap V.
  2. Brown, The Christian Hope, Chap VIII.
  3. Alger, Critical History of the Doctrine of a Future Life.
  4. Hoekstra, Het Chiliasme, pp. 9-59.
  5. Case, The Millennial Hope.
  6. Hagenbach, History of Doctrines, I, pp. 301-322; II, pp. 87-105, 378-405; III, pp. 173-175, 226-229, 382-390.
  7. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 247-256; II, pp. 413-417.
  8. Shedd, History of Christian Doctrine, II, pp. 389-419.
  9. Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 145-155, 282-290; II, pp. 213-217, 389-399.
  10. Crippen, History of Christian Doctrine, pp. 231-253.
  11. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 105-107, 457-463; II, pp. 418-437.
  12. Seeberg, History of Doctrines, II, cf. Index.
  13. Addison, Life Beyond Death in the Beliefs of Mankind.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

GENERAL

 

Allen, The Continuity of Christian Thought, Boston, 1885.

Boardman, A History of New England Theology, New York,1899.

Cunningham, Historical Theology, Edinburgh, 1870.

Crippen, History of Christian Doctrine, Edinburgh, 1883.

Fisher, History of Christian Doctrine, New York, 1901.

Foster, A History of New England Theology, Chicago, 1907.

Hagenbach, History of Doctrines, Edinburgh, 1880.

Harnack, History of Dogma, Boston, 1897-1905.

Harnack, Outlines of the History of Dogma, New York, 1893.

Klotche, An Outline of the History of Doctrines, Burlington, 1927.

Loofs, Handboek der Dogmengeschiedenis, Groningen, 1902.

McGiffert, History of Christian Thought, New York, 1932-33.

Neander, History of Christian Dogmas, London, 1858.

Orr, The Progress of Dogma, New York, 1902.

Otten, Manual of the History of Dogmas, St. Louis, 1922.

Seeberg, Textbook of the History of Doctrines, Philadelphia, 1905.

Shedd, History of Christian Doctrine, New York, 1889.

Sheldon, History of Christian Doctrine, New York, 1886.

Thomasius, Dogmengeschichte, Erlangen, 1874.

 

SPECIAL

 

Addison, Life Beyond Death, New York, 1932.

Bavinck, Roeping en Wedergeboorte, Kampen, 1913.

Berkhof, The Assurance of Faith, Grand Rapids, 1928.

Berkhof, Vicarious Atonement Trough Christ, Grand Rapids, 1936.

Bruce, The Humiliation of Christ, New York, 1901.

Buchanan, The Doctrine of Justification, Edinburgh, 1867.

Candlish, The Kingdom of God, Edinburgh, 1884.

Case, The Millennial Hope, Chicago, 1918.

Dee, Het Geloofsbegrip van Calvijn, Kampen, 1918.

De Jong, De Leer der Verzoening in de Amerikaansche Theologie, Grand Rapids, 1913.

Dimock, The Doctrine of the Sacraments, London, 1908.

Dorner, History of Protestant Theology, Edinburgh, 1871.

Ebrard, Das Dogma vom heiligen Abendmahl, Frankfort a. M., 1845.

Emmen, De Christologie van Calvijn, Amsterdam, 1935.

Emerton, Unitarian Thought, New York, 1916.

Flew, The Idea of Perfection in Cristian Theology, Oxford, 1934.

Franks, A History of the Doctrine of the Work of Christ, New York.

Girardeau, Calvinism and Evangelical Arminianism, Columbia, 1890.

Hatch, The Organization of the Early Christian Churches, Oxford and Cambridge, 1881.

Hebert, The Lord's Supper, Unispired Teaching, London, 1897.

Henderson, The Religious Controversies of Scotland, Edinburg, 1905.

Heppe, Dogmatik des deutschen Protestantismus in sechzenten Jahrhundert, Gotha, 1857.

Heppe, Geschichte des Pietismus.

Hoekstra, Het Chiliasme, Kampen, 1903.

Hoffmann, Die Lehre von der Fides Implicita, Leipzig, 1903.

Illingworth, The Doctrine of the Trinity, London, 1907.

Innes, Church and State, A Historical Handbook, Edinburgh.

Impeta, De Leer der Heiligmaking en Volharding bij Wesley en Fletcher, Leiden, 1913.

Kerr, A God-Centered Faith, New York, 1935.

Kostlin, The Theology of Luther, Philadelphia, 1897.

Kramer, Het Verband van Doop en Wedergeboorte, Breukelen, 1897.

Lindsay, The Church and the Ministry in the Early Centuries, London, 1902.

Mackintosh, H. R., The Doctrine of the Person of Jesus Christ, New York, 1912.

Mackintosh, H. R., Immortality and the Future, New York, 1917.

Mackintosh, R., Christianity and Sin, New York, 1914.

Mackintosh, R., Historic Theories of the Atonement, London, 1920.

Mathews, The Growth of the Idea of God, New York, 1931.

Mathews, The Atonement and the Social Process, New York, 1930.

McGiffert, Protestant Thought Before Kant, New York, 1911.

McGiffert, The Rise of Modern Religious Ideas, New York, 1915.

McPherson, The Doctrine of the Church in Scottish Theology, Edinburgh, 1903.

Moore, Protestant Thought Since Kant, New York, 1922.

Morgan, The Importance of Tertullian in the Development of Christian Dogma, London, 1928.

Moxon, The Doctrine of Sin, New York, 1922.

Mozley, The Doctrine of the Atonement, New York, 1916.

Olthuis, De Doopspraktijk der Gereformeerde Kerken in Nederland, Utrecht, 1908.

Orchard, Modern Theories of Sin, London, 1909.

Ottley, The Doctrine of the Incarnation, London, 1896.

Peters, The Theocratic Kingdom, New York, 1884.

Ritschl, History of the Christian Doctrine of Justification and Reconciliation, Edinburgh, 1872.

Robertson, Regnum Dei, New York, 1901.

Robinson, The Christian Doctrine of Man, Edinburgh, 1920.

Rutgers, Premillennialism in America, Goes, 1930.

Sanday, Christologies Ancient and Modern, New York, 1910.

Schaff, Creeds of Christendom, New York, 1877.

Schweitzer, Die Protestantischen Centraldogmen, Zurich, 1854.

Stevens, The Christian Doctrine of Salvation, New York, 1905.

Storr, The Development of English Theology in the Nineteenth Century, London, 1913.

Swete, The Forgiveness of Sins, London, 1917.

Talma, De Anthropologie van Calvijn, Utrecht, 1882.

Tennant, The Origin and Propagation of Sin Cambridge, 1906.

Van den Bergh, Calvijn over het Genadeverbond t1879.

Walker, The Theology and Theologians of Scotland, Edin­burgh, 1888.

Wall, History of Infant Baptism, Oxford, 1836.

Warfield, Calvin and Calvinism, London, 1931.

Warfield, Studies in Perfectionism, London, 1931.

Wiggers, Augustinianism and Pelaganianism, Andover, 1840.

Workman, Christian Thought to the Reformation, New York, 1911.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ. 3

I. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 3

1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ДОГМА». 3

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ДОГМ. 4

II. ЗАДАЧА ИСТОРИИ ДОГМЫ. 7

1. ПРЕДПОСЫЛКИ. 7

2. СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 9

III. МЕТОД И РАЗДЕЛЫ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 11

1. РАЗДЕЛЫ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 11

2. МЕТОД ОБРАБОТКИ. 12

IV. ИСТОРИЯ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 14

1. ФАКТОРЫ, ПОСЛУЖИВШИЕ ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТОРИИ ДОГМЫ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 14

2. ПЕРВЫЕ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ДОГМЫ. 15

3. ПОЗДНИЕ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ДОГМЫ. 16

Вопросы для дальнейшего изучения. 17

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОКТРИН. 19

I. АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ И ИХ БОГОСЛОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. 19

1. ИХ ИЗВЕСТНЫЕ ТРУДЫ. 19

2. ФОРМАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ПИСАНИЙ. 20

3. СОДЕРЖАНИЕ ИХ УЧЕНИЯ. 21

Вопросы для дальнейшего изучения. 22

II. ИСКАЖЕНИЯ БЛАГОЙ ВЕСТИ. 24

1. ИУДЕЙСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ. 24

а) Назаряне. 24

б) Евиониты. 25

в) Елкесаиты. 25

2. ЯЗЫЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ: ЯЗЫЧЕСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСИС. 25

а) Происхождение гностицизма. 26

б) Сущность гностицизма. 26

в) Основные учения гностицизма. 27

г) Историческое значение гностицизма. 29

Вопросы для дальнейшего изучения. 30

III. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ. 31

1. МАРКИОН И ЕГО РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ. 31

а) Его характер и цель 31

б) Его основное учение. 31

2. МОНТАНИСТСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. 32

а) Его происхождение. 32

б) Его главные учения. 33

в) Взгляд Церкви на монтанизм. 33

Вопросы для дальнейшего изучения. 33

IV. АПОЛОГЕТЫ И НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ. 35

1. ЗАДАЧА АПОЛОГЕТОВ. 35

3. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИСТОРИИ ДОГМЫ. 37

Вопросы для дальнейшего изучения. 38

V. АНТИГНОСТИЧЕСКИЕ ОТЦЫ. 40

1. АНТИГНОСТИЧЕСКИЕ ОТЦЫ. 40

2. ИХ УЧЕНИЕ О БОГЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ИСТОРИИ ИСКУПЛЕНИЯ. 41

3. ИХ ДОКТРИНА О ЛИЧНОСТИ И ТРУДЕ ХРИСТА. 42

а) Ириней. 42

б) Тертуллиан. 42

4. ИХ УЧЕНИЯ О СПАСЕНИИ, ЦЕРКВИ И КОНЦЕ СВЕТА. 44

Вопросы для дальнейшего изучения. 45

VI. АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ОТЦЫ. 46

1. АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ОТЦЫ. 46

2. ИХ УЧЕНИЕ О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. 47

3. ИХ УЧЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ И ТРУДЕ ХРИСТА. 48

4. ИХ УЧЕНИЯ О СПАСЕНИИ, О ЦЕРКВИ И ПОСЛЕДНЕМ ВРЕМЕНИ. 49

Вопросы для дальнейшего изучения. 50

VII. МОНАРХИАНСТВО. 52

1. ДИНАМИЧЕСКОЕ МОНАРХИАНСТВО. 52

2. МОДАЛИСТСКОЕ МОНАРХИАНСТВО. 53

Вопросы для дальнейшего изучения. 54

УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ. 55

I. СПОРЫ О ТРОИЦЕ. 55

1. ОБСТАНОВКА, ФОН СОБЫТИЙ. 55

2. ПРИРОДА СПОРА. 56

а) Арий и арианство. 56

б) Оппозиция арианству. 56

3. НИКЕЙСКИЙ СОБОР. 57

4. ПОСЛЕДСТВИЯ. 58

а) Неудовлетворительность решения. 58

б) Временная победа полуарианства в Восточной Церкви. 58

в) Отлив после прилива. 60

г) Диспут о Святом Духе. 60

д) Завершение учения о Духе Святом. 61

Вопросы для дальнейшего изучения. 62

II. ДОКТРИНА ТРОИЦЫ В ПОЗДНЕЙШЕМ БОГОСЛОВИИ. 64

1. ДОКТРИНА ТРОИЦЫ В ЛАТИНСКОМ БОГОСЛОВИИ. 64

2. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ. 65

3. ДОКТРИНА ТРОИЦЫ ПОСЛЕ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ. 66

Вопросы для дальнейшего изучения. 67

ДОКТРИНА О ХРИСТЕ. 68

I. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ. 68

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП СПОРА. 69

а) Обстановка. 69

б) Партии в споре. 70

1) Несторианская партия. 70

2) Партия Кирилла. 71

3) Евтихианская партия. 72

в) Решение Халкидонского Собора. 72

2. ВТОРОЙ ЭТАП СПОРА. 73

а) Смущение после решения Собора. 73

б) Монофелитский спор. 74

в) Создание учения Иоанна Дамаскина. 75

г) Христология Западной Церкви. 76

Вопросы для дальнейшего изучения. 77

II. ПОЗДНЕЙШИЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ. 79

1. В СРЕДНИЕ ВЕКА. 79

2. ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ. 79

3. В ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ. 81

а) Точка зрения Шлейермахера. 82

б) Концепции Канта и Гегеля. 82

1) Кантианский Христос 82

2) Гегельянский Христос 83

в) Кенотические теории. 83

г) Концепция Дорнера о Воплощении. 85

д) Взгляд Ритчля на Личность Христа. 85

е) Христос в современном богословии. 86

Вопросы для дальнейшего изучения. 86

УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ И БЛАГОДАТИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ УЧЕНИЯ. 88

I. АНТРОПОЛОГИЯ В ПАТРИСТИКЕ. 88

1. ВАЖНОСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. 88

2. АНТРОПОЛОГИЯ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ. 88

3. ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЗАПАДЕ. 89

Вопросы для дальнейшего изучения. 90

II. ПЕЛАГИАНСКОЕ И АВГУСТИНИАНСКОЕ УЧЕНИЯ О ГРЕХЕ И БЛАГОДАТИ. 92

1. АВГУСТИН И ПЕЛАГИЙ. 92

2. ВЗГЛЯД ПЕЛАГИЯ НА ГРЕХ И БЛАГОДАТЬ. 93

3. ВЗГЛЯД АВГУСТИНА НА ГРЕХ И БЛАГОДАТЬ. 94

а) Его взгляд на грех. 94

б) Его взгляд на благодать 95

4. ПЕЛАГИАНСКИЕ И ПОЛУПЕЛАГИАНСКИЕ СПОРЫ. 96

Вопросы для дальнейшего изучения. 98

III. АНТРОПОЛОГИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 100

1. ВЗГЛЯДЫ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО. 100

2. ГОТШАЛЬКИАНСКИЙ СПОР. 101

3. ВКЛАД АНСЕЛЬМА. 102

а) Его учение о грехе. 102

б) Его учение о свободной воле. 103

4. ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 103

Вопросы для дальнейшего изучения. 105

IV. АНТРОПОЛОГИЯ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ. 106

1. АНТРОПОЛОГИЯ РЕФОРМАТОРОВ. 106

2. СОЦИНИАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ. 107

3. АРМИНИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 108

4. ПОЗИЦИЯ ДОРТСКОГО СИНОДА. 109

5. ПОЗИЦИЯ ШКОЛЫ САУМУРА. 111

Вопросы для дальнейшего изучения. 111

V. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ. 113

1. ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ВЗГЛЯДЫ. 113

а) Модификация арминианского взгляда в веслейском арминианстве. 113

б) Модификация реформатских взглядов в Новой Англии (северо-восточные штаты США) 114

1) Об отношении Божьей воли к падению человека. 114

2) О связи со свободной волей человека. 115

3) О передаче греха. 115

2. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ О ГРЕХЕ. 115

Вопросы для дальнейшего изучения. 118

ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ, ИЛИ О ТРУДЕ ХРИСТА. 119

I. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ ДО АНСЕЛЬМА. 119

1. ГРЕЧЕСКАЯ ПАТРИСТИКА. 119

2. В ЛАТИНСКОЙ ПАТРИСТИКЕ. 121

Вопросы для дальнейшего изучения. 123

II. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ ОТ АНСЕЛЬМА ДО РЕФОРМАЦИИ. 124

1. ДОКТРИНА ОБ ИСКУПЛЕНИИ У АНСЕЛЬМА. 124

2. ТЕОРИЯ АБЕЛЯРА ОБ ИСКУПЛЕНИИ. 126

3. РЕАКЦИЯ НА АБЕЛЯРА У БЕРНАРА КЛЕРВОСКОГО. 127

4. СИНКРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИСКУПЛЕНИЕ. 128

а) Петр Ломбардский. 128

б) Бонавентура. 128

в) Фома Аквинский. 128

5. ДУНС СКОТ ОБ ИСКУПЛЕНИИ. 130

Вопросы для дальнейшего изучения. 131

III. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ. 133

1. РЕФОРМАТОРЫ УЛУЧШАЮТ ДОКТРИНУ АНСЕЛЬМА. 133

2. СОЦИНИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУПЛЕНИЯ. 134

3. ГРОЦИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ИСКУПЛЕНИЯ. 136

4. АРМИНИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИСКУПЛЕНИЕ. 137

5. КОМПРОМИСС ШКОЛЫ САУМУРА. 139

Вопросы для дальнейшего изучения. 139

IV. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ. 141

1. СУЩНОСТЬ ПОЛЕМИКИ В ШОТЛАНДИИ. 141

2. ШЛЕЙЕРМАХЕР И РИТЧЛЬ ОБ ИСКУПЛЕНИИ. 142

а) Шлейермахер. 142

б) Ритчль 143

3. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБ ИСКУПЛЕНИИ. 143

а) Теория правления в богословии Новой Англии. 143

б) Различные типы теории морального влияния. 144

1) Бушнелл. 144

2) Фредерик Денисон Морис 145

3) Мак Леод Кемпбелл. 145

в) Мистическая теория искупления. 146

Вопросы для дальнейшего изучения. 146

ДОКТРИНА О ПРИМЕНЕНИИ И ВМЕНЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ. 148

I. СОТЕРИОЛОГИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. 148

1. СОТЕРИОЛОГИЯ ПЕРВЫХ ТРЕХ ВЕКОВ. 148

2. СОТЕРИОЛОГИЯ ОСТАЛЬНЫХ ВЕКОВ ПАТРИСТИКИ. 150

Вопросы для дальнейшего изучения. 153

II. СОТЕРИОЛОГИЯ СХОЛАСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. 155

1. СХОЛАСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОДАТИ. 155

2. СХОЛАСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВЕРЫ. 156

3. СХОЛАСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБ ОПРАВДАНИИ И ЗАСЛУГЕ. 156

Вопросы для дальнейшего изучения. 159

III. РЕФОРМАЦИОННАЯ И ПОСТРЕФОРМАЦИОННАЯ СОТЕРИОЛОГИЯ. 160

1. ЛЮТЕРАНСКИЙ ПОРЯДОК СПАСЕНИЯ. 160

2. РЕФОРМАТСКИЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ. 161

3. АРМИНИАНСКИЙ ПОРЯДОК СПАСЕНИЯ. 163

4. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ (МЕНЬШИЕ) КОНЦЕПЦИИ ПОРЯДКА СПАСЕНИЯ. 164

а) Антиномианство. 164

б) Мистическая концепция. 164

Вопросы для дальнейшего изучения. 165

ДОКТРИНА ЦЕРКВИ И ТАИНСТВ. 166

I. ДОКТРИНА ЦЕРКВИ. 166

1. ПЕРИОД ПАТРИСТИКИ. 166

2. В СРЕДНИЕ ВЕКА. 169

3. ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ. 173

а) Лютеранская точка зрения. 173

б) Анабаптистская точка зрения. 173

в) Реформатская точка зрения. 174

г) Расхождение во взглядах после Реформации. 175

1) Социнианские и арминианские взгляды. 175

2) Лабадисты и методисты. 175

3) Римские католики. 175

Вопросы для дальнейшего изучения. 176

II. ДОКТРИНА ТАИНСТВ. 178

1. ТАИНСТВА ВООБЩЕ. 178

а) Развитие доктрины до Реформации. 178

б) Доктрина реформаторов и позднейшего богословия. 180

2. КРЕЩЕНИЕ. 182

а) Развитие доктрины до Реформации. 182

б) Доктрина реформаторов и позднейшее богословие. 184

3. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ. 185

а) Развитие доктрины до Реформации. 185

б) Доктрина реформаторов и позднейшего богословия. 187

Вопросы для дальнейшего изучения. 189

ДОКТРИНА О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ. 190

I. ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ. 190

II. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ И НАДЕЖДА НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ. 191

III. ВОСКРЕСЕНИЕ. 193

IV. ПОСЛЕДНИЙ СУД И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ НАГРАДЫ. 194

Вопросы для дальнейшего изучения. 196

ЛИТЕРАТУРА. 197

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!