Богослужение Православной церкви. Устройство храма



Первая и прямая задача всякого богослужения есть общественная молитва к Богу. Богослужение в Православной Церкви состоит в совершении Таинств, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Оно совершается не произвольно, а по определившемуся в Церкви порядку, зафиксированному в уставе, Типиконе.

Священнослужители и все служащие в Церкви при богослужении руководствуются специальными книгами: Для архиерейской службы это Чиновник, для священника и диакона – Служебник и Требник, для чтецов – Часослов, для чтецов и певчих – Октоих (службы недельного круга), Минея (службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца), Триодь Постная (службы Великого Поста), Триодь Цветная (службы Пасхи) и другие книги.

Суточный круг богослужения составляют 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия. По праздникам вечерня и утреня объединяются во всенощное бдение, которое совершается накануне вечером. В обыденной практике в некоторых храмах служба совершается только по воскресеньям, в большинстве храмов – службы ежедневные: утром совершается Божественная литургия, служатся молебен и панихида, вечером служатся вечерня и утреня.

К богослужениям также относятся совершение всех Таинств и обрядов (пострижение в монашество, чтение акафистов, крестный ход, чтение правил к Причащению, молебны, панихиды, погребение мертвых), а также произнесение проповедей.

Установление нынешнего строя богослужения происходило постепенно в течение многих веков. В ветхозаветные времена люди уже совершали богослужение в определенном порядке: была скиния, были праздники и священнослужители – род Ааронов. После строительства единого храма в Иерусалиме богослужение усложнилось. Церковь в Византийский период своей истории создавала свой строй богослужения, отчасти основываясь на порядке Иерусалимского храма и используя тексты Ветхого Завета.

В первые века христиане посвящали на молитву третий, шестой и девятый часы дня, молились также утром и вечером. С IV в. к этим установленным часам присоединились полночь, а в монастырях – первый час и повечерие. Тогда же отдельные части богослужения стали соединять в три службы, совершавшиеся между полночью и утром, перед полднем и вечером. Евхаристия стала совершаться перед полднем, а не ночью, как было в первые века. Такой порядок вначале установился в приходских церквах, а затем перешел и в монастыри. Тогда же установилась и форма всенощных. Воскресный день праздновался особо торжественно.

Существующий ныне порядок пения установился лишь с VIII в., хотя разного рода гимны пелись с IV в. Св. Иоанн Дамаскин использовал определенные церковные напевы, восемь гласов и на них положил составленные им воскресные службы, вскоре они вошли во всеобщее употребление на Востоке. Пели все присутствующие при богослужении или попеременно два хора. На Западе получил распространение орган, который, по мнению о. Сергия Булгакова, «обмирщает» богослужение, заменяя человеческий голос и слово «бессловесными и неразумными звуками, хотя бы и музыкально красивыми», что ведет не к «духовному возношению», а к «эстетической эмоциональности» .

В Христианской Церкви важнейшей частью богослужения была и остается Литургия, на которой совершается таинство Евхаристии, причащения. Например, известна древняя Литургия апостола Иакова, брата Господня, бывшего главой Иерусалимской Церкви. На ее основе в IV в. составил свой чин св. Василий Великий, а позднее св. Иоанн Златоуст несколько сократил ее. В VI в. папа римский Григорий Двоеслов составил чин Литургии Преждеосвященных Даров на основании увиденного им в Константинополе, этот чин совершается в период Великого Поста. Некоторые христианские Церкви, например, Римско-Католическая, сохранили свой чин литургии.

Стоит отметить блеск и великолепие, с которым стало совершаться богослужение в христианской Церкви в послеконстантиновскую эпоху. «В православном богослужении элемент красоты, как Славы Божией, наполняющей храм, занимает свое самостоятельное место, наряду с молитвой и назиданием».

Места общественного богослужения в столице становились самыми величественными и красивыми зданиями после императорских дворцов. Появляется множество церквей, которые строят императоры, епископы и частные лица, начало чему положил Константин Великий. Во времена Юстиниана в Константинополе была возведена церковь св. Софии. Во всех городах империи появляются более или менее большие и богатые церкви.

Первые храмы имели форму базилики (продолговатое здание четырехугольной формы, в них обыкновенно происходили судебные заседания и торговля). С IV в. форма церквей стала разнообразнее, крыша стала сооружаться со сводами в виде купола, что положило начало так называемому византийскому стилю. Рядом с храмом воздвигались крестильни, дома для духовенства, школы, благотворительные заведения.

Константинопольский храм св. Софии до сих пор поражает своей одухотворенной красотой и величественностью. Снаружи он не кажется слишком большим, но внутри открывается воздушность гигантского, как бы парящего купола, и огромность пространства. Мраморные колонны, золотые и многоцветные мозаики на стенах, освещаемые яркими лучами солнца, льющимися сверху, отчасти сохранились. Собор остался высшим достижением византийской архитектуры.

Внутреннее устройство церкви следовало образцу Иерусалимского храма: алтарь, собственно храм и притвор (трапезная). В алтарь не позволяется входить непосвященным, верующие стоят в храме, а притвор – место для оглашенных и кающихся. Перед алтарем стали устраивать возвышение – солею, чтобы молящиеся лучше могли видеть совершение богослужения. С VI в. в западных церквах в одном храме стали устраивать несколько алтарей. В VIII в. на Востоке стали устраивать иконостасы, но в западных церквах их нет. Иконостас – не загородка, отделяющая одну часть храма от другой, он служит связи собрания верующих с собранием небожителей, чьи образа смотрят на них. По мысли священника Павла Флоренского, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных святителей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти».

Иконостас обыкновенно бывает уставлен иконами в несколько рядов. В нижнем ряду направо от царских врат – икона Спасителя, по левую их сторону – икона Божьей Матери, а далее ставятся иконы наиболее чтимых святых.

Иконой в Христианской Церкви называется живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющее священный характер и служащее предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В Православной и Католической Церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина.

Происхождение икон восходит к началу христианства, хотя в эпоху гонений христианская иконопись имела преимущественно символический характер. Со времени св. Константина Великого иконы входят во всеобщее открытое употребление, а после VII Вселенского собора развивается иконопись. Церкви богато украшаются мозаичными и живописными иконами, реже – резными (из дерева, камня и кости) и литыми металлическими священными изображениями. «Иконостас есть сами святые, – писал в 1921 г. прот. Павел Флоренский.– И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы... Но вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а – лишь как указание на них, чтобы сосредоточить внимание молящихся на них».

С IV в. народ стали открыто созывать на богослужение на Востоке деревянными билами, на Западе – колокольчиками. Настоящие колокола появились в западных церквах в VII в., а на Востоке со второй половины IX в. Тогда возле церкви стали устраивать колокольни или звонницы.

 

Православные праздники

В Церкви имеются общие праздники, важнейший из которых Пасха. С IV в. стали повсеместно отмечаться праздники Рождества Христова и Богоявления, Обрезания Господня и Сретения Господня, Вход Господень в Иерусалим и Преображения Господня, Воздвижения Креста Господня, с V в. установлены праздники Благовещения и Рождества Богородицы, с VI в.– Успения и с VIII в.– Введения во храм. Празднование памяти апостолов и мучеников (дня их кончины) проводилось издавна, в IX в. установлен праздник в честь всех святых. В дальнейшем Церковь добавляла новые праздники.

В настоящее время главными праздниками являются: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Крещение Господне или Богоявление (6/19 января), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта/7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Страстной Седмицей), Пасха (в первый воскресный день после полнолуния в день весеннего равноденствия), Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи), день Святой Троицы или Пятидесятница (в воскресенье спустя семь недель после Пасхи), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Рождество Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (1/14 октября). К великим праздникам также относят Обрезание Господне (1/14 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), собор первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября). Кроме названных, отмечаются праздники чтимых икон Божией Матери и всех святых – святителей, мучеников, праведников.

Важным установлением церковной жизни являются регулярные посты – особенное время, когда верующий прилагает особые усилия для очищения души и тела (помимо постов перед Причащением или как епитимий). Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали постится, следуя примеру Иисуса Христа и апостолов. Великий Пост перед Пасхой, продолжительностью в 40 дней, был установлен в церкви повсеместно к IV в. и был очень строгим (хлеб и сушеные фрукты с водой по вечерам, запрет на любое веселие). Возникали ереси, в которых пост считался главной обязанностью христианина, другие же вовсе отрицали его значение. Церковь же устанавливает умеренное потребление дозволенных продуктов, призывает к усиленным молитвам и благотворительности. Помимо Великого Поста, в Православной Церкви установлены многодневные Петровский, Успенский и Рождественский посты, однодневные посты в среду и пятницу (в память предательства, страданий и смерти Иисуса Христа), а также в отдельные памятные дни.

Двунадесятые праздники:

1. Рождество Пресвятой Богородицы. (1-ый двунадесятый праздник). В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, - если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 8/21 сентября.

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. (2-й дв. пр.). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.

Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесяти- летнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября/4 декабря.

3. Благовещение Пресвятой Девы Марии. (3-й дв. пр.) (Луки 1:26-38). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 25 марта/7 апреля.

4. Рождество Христово. (4-й дв. пр.). (Луки 2:1-21). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.

Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлиеме, из далекой восточной страны пришли в Иерусалим волхвы и спрашивали: «где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»?

Царь Ирод, услышав это, очень испугался думая что новый царь отнимет у него престол и поэтому решил его убить. Он позвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: «где должно родиться Христу». Они отвечали: «в Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, узнал у них время явления звезды и сказал им: «идите в Вифлеем и узнайте о Младенце, и когда найдете Его, сообщите мне чтобы я мог поклониться Ему.« Волхвы пошли в Вифлеем, и звезда шла перед ними и привела к тому месту, где был Младенец Иисус. Волхвы поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну (благовонная смола). Потом они хотели идти в Иерусалим к Ироду, но во сне получили указание от Господа и вернулись другой дорогой в свою страну.

Когда Ирод узнал, что волхвы обманули его, рассердился и послал воинов убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже. Воины пошли и убили четырнадцать тысяч младенцев. Ирод рассчитывал, что в том числе будет убит и родившийся Царь. Но Иосиф и Мария, по указанию ангела, заранее ушли с Младенцем в Египет и возвратились оттуда в Назарет только после смерти Ирода.

Рождество Христово празднуется 25 декабря/7 января.

5. Сретение Господне. (5-й дв. пр.). (Луки 2:22-39). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые - ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

 Сретение Господне празднуется 2/15 февраля.

6. Крещение Господне. (6-й дв. пр.). (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением.
Крещение Господне празднуется 6/19 января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника (5/18 января). Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».

7. Преображение Господне. (7-й дв. пр.). (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Преображение Господне празднуется 6/19 августа.

8. Вход Господень в Иерусалим. (8-й дв. пр.). (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»!

Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи. Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели.

События страстной недели

Тайная вечеря. (Матфея 26:17-35; Марка 14:12-31; Луки 22:7-39; Иоанна 13;14;15;16;17;18:1). За два дня до Пасхи, в четверг утром, ученики спросили Иисуса Христа «Где велишь нам приготовить Пасху»? Он отвечал: «подите в город Иерусалим, там встретится вам человек, несущий кувшин воды, идите за ним в дом и скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где комната, в которой бы Мне Совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу, - в ней приготовьте». Ученики пошли и сделали все, как сказал им Господь. Вечером Иисус пришел туда с двенадцатью учениками и возлег с ними за стол. Когда они ели, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, взял умывальницу и начал умывать ноги ученикам и обтирать их полотенцем. Это Он сделал для того, чтобы показать им пример смирения. Умыв ноги ученикам, Иисус снова возложил на Себя одежду и продолжал вечерю. Во время беседы с учениками Он сказал: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня». Это поразило учеников, они стали переглядываться и говорить между собою: «о ком Он говорит»? Потом один за другим стали спрашивать: «не я ли, Господи? не я ли»? А любимый ученик Иисуса Христа Иоанн, припал к груди Его и тихо спросил: «Господи, кто это»? Иисус ответил ему: «тот, кому Я подам кусок хлеба». Он обмакнул кусок в солило и подал его Иуде Искариотскому. После этого Иуда сразу вышел. Икона Тайной вечери находится в церкви над Царскими вратами.

Предательство Иуды. (Матфея 26:1-5;14-16; Марка 14:1-2;10-11; Луки 22:1-6). Первосвященники и книжники иудейские не веровали в Иисуса Христа и ненавидели Его за то, что Он часто обличал их пороки. После же воскрешения Лазаря, когда многие из народа уверовали в Иисуса Христа, они решили предать Его смерти и только искали случая схватить Его тайно от народа. На четвертый день после входа Господа в Иерусалим, к ним пришел один из ближайших учеников Господа, Иуда Искариотский и сказал: «что вы мне дадите? и я предам Его вам». Они обещали ему тридцать сребреников, и с этого времени он стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа.

Взятие Иисуса Христа и суд над Ним у первосвященника Каиафы. (Матфея 26:57-68;27:1; Марка 14:53-65;15:1; Луки 22:54;63-71; Иоанна 18:12-14;19-24). По окончании Тайной вечери, Иисус Христос пошел со своими учениками в сад Гефсиманский. Здесь Он стал на колени, пал на лицо Свое и молился, говоря: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Однако, не Моя воля, а Твоя да будет». Молитва Его была так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.

 Когда Иисус Христос окончил молитву, в сад пришел Иуда с толпою воинов и служителей архиерейских. Он им сказал: «кого я поцелую, Того вы и берите». Потом он подошел к Господу и со словами: «Радуйся, Учитель»! поцеловал Его. Воины взяли Иисуса Христа и повели к первосвященникам; апостолы же в страхе разбежались. Ночью у первосвященника Каиафы собрались книжники и старейшины для суда над Иисусом Христом. Явилось много лжесвидетелей, но они не могли сказать ничего, за что можно было осудить Иисуса Христа на смерть. Тогда первосвященник Каиафа спросил Его Самого: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий»? Иисус Христос ответил ему: «да, Я». Каиафа при этих словах разодрал одежды свои и сказал: «на что еще нам свидетелей? Вы сами слышали богохульство. Как вам кажется»? И все ответили: «Повинен смерти». После этого слуги архиерейские вывели Иисуса Христа из дома Каиафы на двор и здесь били Его, плевали Ему в лицо, а некоторые закрывали Ему лицо, ударяли по ланитам и с насмешкой спрашивали: «скажи нам, Христос, кто ударил Тебя»? Господь терпеливо переносил все это. Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа вспоминаются Церковью в неделю перед Пасхой, на последней недели Великого Поста, которая называется Страстной неделей. Каждый день этой недели называется великим или страстным. На богослужении, в Великий Четверг вечером (утреня пятницы) читается «12 Евангелий» о страданиях Христовых. Под «12-и Евангелиями» подразумевается 12 отрывков из 4-ех Евангелий:

 В Великую пятницу на вечерне (пятница после полдня) выносится для поклонения плащаница, то есть образ Иисуса Христа, лежащего во гробе. В пятницу вечером (утреня субботы) плащаница обносится вокруг храма с пением «Святый Боже..». в воспоминание погребения Иисуса Христа и сошествия в ад.

Суд над Иисусом Христом у Понтия Пилата.1.(Матфея 27:2;11-14; Марка 15:1-5; Луки 15:1-7; Иоанна 18:28-38) 2.(Луки 23:8-12) 3.(Матфея 27:2;11-14; Марка 15:1-5; Луки 15:1-7; Иоанна 18:28-38) В пятницу, рано утром, первосвященники повели связанного Иисуса Христа к римскому правителю Понтию Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Пилат вышел к ним и спросил: «в чем вы обвиняете этого Человека»? Первосвященники и книжники отвечали: «Если бы Он был не злодей, мы не предали бы Его тебе». И начали обвинять Его, говоря: «Он развращает народ и называет Себя Христом». Пилат допросил Иисуса Христа, но не нашел в Нем никакой вины. Зная, что Его предали из зависти, Пилат обратился к народу и сказал: «У вас есть обычай, чтобы я одного узника отпустил вам на Пасху; кого хотите, чтобы я отпустил: Варавву, или Иисуса, называемого Христом»? Народ, побуждаемый первосвященниками, закричал в ответ: «не Его, а Варавву»! Варавва же был разбойник. Пилат спросил: «что же вы хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете царем иудейским»? Все ответили: «да будет распят»! Тогда Пилат предал Иисуса бичеванию. Воины отвели Его внутрь двора и, привязав к столбу, бичевали; затем в насмешку надели на Него багряную одежду, на голову возложили венок из терновника, дали в руку трость, вместо царского скипетра, становились перед Иисусом Христом на колени и говорили: «радуйся царь иудейский»! а затем плевали на Него, и, взяв из рук Его трость, били по голове.

 После бичевания Пилат вывел Иисуса Христа в багрянице и терновом венце и сказал: «Вот Человек! Я не нахожу в Нем никакой вины». Но народ увидев Иисуса, снова начал кричать: «Распни, распни Его»! Пилат, видя что народ все более и более возмущается, взял воды, умыл перед всеми руки и сказал: «Я неповинен в крови Сего Праведника». Народ в ответ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Тогда Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа вспоминаются Церковью в неделю перед Пасхой, то есть на последней недели Великого Поста, которая называется Страстной неделей.

Распятие и смерть Господа Иисуса Христа. (Матфея 27:33-56; Марка 15:22-41; Луки 23:33-49; Иоанна 19:18-37). Воины привели Иисуса Христа на гору Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его, по приказанию Пилата, была прибита доска с надписью: «Иисус, Назарянин, Царь Иудейский». Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за своих врагов, говоря: «Отче! Прости им: они не знают что делают». Первосвященники и книжники смеялись над Иисусом Христом и говорили: «других спасал, а Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть сойдет со креста, и мы уверуем в Него». То же повторяли народ и воины. Даже один из разбойников, распятых с Господом, ругался над Ним и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник останавливал его: «неужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом обратившись к Иисусу Христу, этот благоразумный разбойник сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем»! Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю».

 У креста Христова стояли Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос увидя Матерь Свою, сказал Ей: «Вот сын Твой»! Потом сказал ученику: «Вот Мать твоя». И с того времени Иоанн взял Пресвятую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери.

 Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или, по еврейскому счету, шестой час дня. Вдруг солнце померкло, и настала великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу по полу дни Иисус Христос громко воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Почто Ты Меня оставил»? Потом сказал: «Жажду»! Тогда один из воинов намочил губку уксусом, надел ее на трость и поднес к губам Страдальца. Вкусив уксуса, Иисус Христос произнес: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой»! - склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля потряслась, камни расселись, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, разодралась на двое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. Сотник и воины, бывшие на кресте, видя эти знамения, сказали: «воистину, Он был Сын Божий»! А народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

 Наступил вечер. Первосвященникам не хотелось оставить на крестах тела распятых до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Потому они просили Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли. Пилат позволил. Воины пошли и перебили голени разбойникам; когда же подошли к Иисусу Христу, увидели, что Он мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов пронзил копьем ребро Господа, и из раны потекла кровь и вода.

 (Евреи считали часы с шести утра. Седьмой час утра по нашем счету у них назывался первым дня, наш двенадцатый - шестым и т. д.).

Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа вспоминаются Церковью в неделю перед Пасхой, то есть на последней недели Великого Поста, которая называется Страстной неделей.

Погребение Господа Иисуса Христа (Матфея 27:57-66; Марка 15:42-47; Луки 23:50-56; Иоанна 19:38-42). В пятницу, поздно вечером, пришли к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Иисуса Христа, и просил у Пилата позволения снять с креста и похоронить тело Христово. Пилат приказал отдать ему тело. Тогда Иосиф вместе с Никодимом, тоже тайным учеником Христовым, сняли с креста тело Господа, помазали благовониями, обвили новою плащаницею и погребли близ Голгофы, в саду Иосифа, в новом гробе, иссеченном в скале, а ко входу в гроб привалили большой камень. В субботу утром первосвященники и книжники собрались снова к Пилату и сказали: «господин, мы вспомнили, что этот обманщик, когда был жив, говорил: через три дня воскресну; потому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли тела и не сказали народу: воскрес из мертвых». Пилат ответил: «у вас есть стража: идите, охраняйте, как знаете». Они пошли, приложили к камню печать и поставили ко гробу стражу. Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа вспоминаются Церковью в неделю перед Пасхой, то есть на последней недели Великого Поста, которая называется Страстной неделей.

9. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Пасха Христова. (Матфея 28:1-15; Марка 16:1-11; Луки 24:1-12) (Иоанна 20:1-18; Коринфянам 15:3-5). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

 Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая. В полночь (суббота на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней, но церковный пасхальный период длится 40 дней, до Вознесения.

10. Вознесение Господне. (9-й дв. пр.). (Марка 16:15-19; Луки 24:46-53; Деяния 1:2;4-26). В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим. Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг.

11. Сошествие Святого Духа на апостолов. (10-й дв. пр.). (Деяния 2;14:23). В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа, апостолы с Божией Матерью и другими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались окола дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра: «Что нам делать»? Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа. И в тот день крестились около трех тысяч человек.

Сошествие Святого Духа на апостолов означает конец Нового Завета и начало апостольской проповеди и истории Христианской Церкви. Происшествия до Сошествия Святого Духа описаны в Евангелии, а само Сошествие и после в книге Апостол.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется на пятидесятый день после Пасхи и называется днем Святой Троицы или Пятидесятницей. Святая Троица всегда бывает в воскресенье и празднуется три дня. В течение всей недели нет поста, то есть среда и пятница не постные; поэтому она называется «сплошная».

12. Успение Божией Матери. (11-й дв. пр.). После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Успение Божией Матери празднуется 15/28 августа.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!