Синодальный период в истории Русской церкви. XIХ – начало ХХ века



Александровскую эпоху (1801-1825) прот. Георгий Флоровский удачно назвал «временем пробуждения сердца, но не мысли». Секуляризационный порыв иссяк. Даже либеральные устремления оформляются в некие общехристианские мечтания и метания. Господствуют на­строения душевные, конфессиональные рамки размыты, образованное общество ищет «внутреннюю религию», в моду вошел адогматический религиозный синкретизм. Проводником этих идей становится обер-прокурор А.Н. Голицын, возглавивший так называемое «Двойное министерство», объединившее Синод и Министерство народного просвещения. Усилиями ряда церковных иерархов удалось добиться его отставки. Следующий император Николай I был глубоко православным. Однако обстоятельства его прихода к власти, политическое положение в стране, нуждавшейся в по­следовательных, но не резких преобразованиях, само существо послепетровской государственности обусловили невозможность понимания им сущности и значения церковной свободы: Николай Первый чрезвычайно чув­ствителен к иерархическому принципу, но иерархию церковную он видит как часть иерархии государственной.

Пожалуй, еще ни разу со времени Петра Великого сама идея императорской власти не требовала столь внятного идеологического, интеллектуального подкрепления. В поисках этого духовного и рационального основания имперская монархия обращается уже не к западному обществоведению, а к отечественным религиозным традициям, однако традиции эти понимались как элемент вполне светской и бюрократической доктрины. Типичным сыном своего времени был и главный идеолог царствования, С.С.Уваров, провозгласивший известную триаду «православие, самодержавие, народность», что стало своеобразным развитием идеи «просвещенной монархии», где Церковь оставалась лишь ведомством в государстве, а народность трактовалась как ограничение произвола. В результате, уваровская концепция, направленная против живой мысли - в том числе и церковной - укрепила не столько стабильность в стране, сколько уверенность противников российского самодержавия в оправданности их действий. Обер-прокуроры николаевского времени С.Д Нечаев и Н.А. Протасов стремились в русле идейной установки царствования взять под контроль все стороны деятельности Церкви.

Правление Алексендра II, характеризуется временем Великих реформ, затронувших, в том числе и церковную жизнь. Но либеральные начинания носили в этой сфере весьма ограниченный характер и всерьез затронули только духовное образование, которое в этот период переживает значительный подъем. Но влияние Церкви и духовного просвещения на население по-прежнему носит ограниченный и формализованный характер, а потому не может препятствовать распространению нигилистических и революционных идей.

Следующий император Александр III был искренне верующим и церковным человеком. Его личная религиозность укреплялась благодаря охранительному пониманию задач, вставших перед Россией, требовавших опоры на национальные традиции, прежде всего православие. Однако официальная доктрина царствования формировалась под влиянием идей обер-прокурора, а впоследствии министра внутренних дел Д.А. Толстого, последовательного государственника, которого недолюбливали не только в либеральных кругах, но и в среде духовенства. В доктрине графа Уварова Д.А. Толстой еще более сместил акценты в сторону тотальности светской власти.

Пост обер-прокурора Святейшего Синода с 1880 по 1905 год занимал К.П. Победоносцев. Профессор права, выходец из священнической семьи, он обладал огромным влиянием на императоров Александра III и Николая II. Двадцать пять лет его власти составили целую эпоху. В православной традиции он дорожил не тем, чем она жива и сильна, не религиозным подвигом и силой веры, а только ее привычными, обычными формами. Отсюда цель церковного управления: «Ограждать священные законы предков». Победоносцев очень большое внимание уделял усилению авторитета Церкви в обществе, улучшению благосостояния духовенства, постройке храмов, деятельности миссий, но при этом усиление влияния обер-прокурора достигает прежде невиданного размера. По сути, Победоносцев становится «князем Церкви» имея возможность проводить в жизнь принимаемые им решения.

Но официальная церковная политика в этот период раздражала отнюдь не только либеральное общество. Встречала она порой и непонимание в среде духовенства. Ряд епископов в начале ХХ века выступают как явные противники государственного диктата над Церковью: Русская Церковь «лишена законного главы и отдана в порабощение мирским чиновникам»... Синод - учреждение, «неведомое святому православию и придуманное единственно для его расслабления и растления»... Высочайшим указом от 12 декабря 1904 года, было намечено «укрепление начал веротерпимости». и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковскии) обратился в Кабинет министров с предложением предоставить Православной Церкви «больше свободы в управлении ее внутренними делами, где бы она могла руководствоваться главным образом церковными канонами и нравственно-религиозными потребностями своих членов, и, освобожденная от прямой государственной или политической миссии, могла бы своим возрожденным нравственным авторитетом быть незаменимою опорою православного государства».

Идея созыва церковного Собора и восстановления патриаршества становится в начале ХХ века очень популярной как среди епископов, так и ряда чиновников и общественности, но наталкивается на стойкое сопротивление Победоносцева, которое разделяет и Николай II.

Первая русская революция 1905-1907 годов меняет религиозную ситуацию в стране, предоставив свободу вероисповеданий населению. В этих условиях свободы других конфессий существование Церкви «под государственным чиновником», стесняло Церковь в ее общественном служении, оформлении общецерковной позиции. Превращение России в конституционную монархию изменило положение Церкви не только административно, но и политически. Вопрос о Синоде, бюджете церкви и т.п. обсуждался теперь на заседаниях Думы. Все русские политические партии левее октябристов не придавали православию значения в государственной жизни, хотя среди их членов случались верующие, церковные люди. Голоса о предоставлении свободы Церкви и созыве собора раздаются все чаще и громче, что приводит разрешению начать обсуждение этого вопроса на особом совещании, получившем название «Предсоборное присутствие». Проработав в период с 1906 по 1907 год оно выработало ряд важных проектов и предложений, но император Николай II, несмотря на свою искреннюю религиозность, полагал несвоевременным созыв собора в настоящее время. В итоге, он так и не был созван, вплоть до Февральской революции 1917 года, положившей конец Синодальному строю Церкви.

Таким образом, Синодальный период – это время, когда Церковь утратила даже видимость независимости от светской власти. Грубым нарушением апостольских правил явилось упразднение патриаршего сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачавших церковную жизнь двух столетий. Но, смиренно принятая иерархией и паствой, признанная Восточными Патриархами, новая церковная власть стала законным церковным правительством. При этом синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста Русской Церкви: увеличение количества храмов, монастырей, верующих, как в России, так и за ее пределами, подъем духовного образования и т.д. Все это показывает сложность данного периода и невозможность его однозначной оценки.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!