Церковь в период татаро-монгольского ига



Татаро-монгольское нашествие середины XIII века разорило и обескровило Русь, изменив ход ее истории. Установившееся татаро-монгольское иго серьезно повлияло и на церковно-государственные отношения. Отношение хана Батыя и ближайших его приемников к Русской Православной Церкви вытекало из устоявшейся монгольской традиции терпимости, и даже покровительства всем религиям покоренных народов. Конечно, Церковь и духовенство пострадали во время нашествия точно так же, как и весь русский народ. Храмы и монастыри были разграблены и преданы огню. Множество священнослужителей перебито. Однако как только монголы ушли, утвердив зависимость Руси от Золотой Орды, так сразу же утвердилось в русских землях основанное на «Ясе» Чингисхана покровительственное отношение монголов к Русской Церкви. Она осталась фактически единственным свободным установлением на покоренной Руси - все духовенство было освобождено от любых выплат монголам. Отношение к священнослужителям у монголов помимо идеологически обусловленной терпимости в то же время имело и некоторый оттенок суеверия. Православные священники воспринимались язычниками-монголами отчасти, как и свои собственные шаманы, которых, как считалось, лучше не обижать. Церковь была освобождена от выплаты дани, а церковный суд остался неприкосновенным. Это стало одной из причин значительного роста церковного землевладения – чем более земель переходило в собственность Церкви, тем большее число людей освобождалось от уплаты дани Орде. С конца 13 века ханы выдают русским митрополитам ярлыки на управление церковью, но в отличие от ярлыков, выдаваемых князьям, хан не пытался вмешиваться в управление церковью (митрополит по-прежнему назначался из Константинополя) – эта мера должна была избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями.

Для начала монгольского периода русской истории характерно, в первую очередь, то, что государственное начало в жизни страны очень сильно ослабевает. Именно поэтому недостаток государственности компенсируется за счет возрастания значения Церкви в жизни общества. Именно Русская Церковь является ведущей консолидирующей силой, которая препятствует полному развалу разоренной страны.

Главным событием политической истории XIV века стало противостояние Московского и Тверского княжества. Церковная иерархия не только не осталась в стороне от этой борьбы, но очень рано определила свою позицию, ориентированную на поддержку Москвы, что во многом способствовало ее победе и закреплении за ней роли объеденительницы русских земель.

После татаро-монгольского нашествия русские митрополиты переносят свою кафедру из разоренного Киева на северо-восток, во Владимир, столицу Руси. Но город становится ареной борьбы за великокняжеский ярлык, что заставляет митрополитов искать более спокойное место. С 1322 года митрополит Петр, находившийся в хороших отношениях с московским князем Иваном Калитой, переезжает в Москву и, по сути, делает ее новой кафедрой русских митрополитов (которые, тем не менее, до середины XV века продолжали официально именоваться Киевскими). То, что Москва сделалась церковной столицей Руси, стало важным козырем в руках московских князей в борьбе за власть.

Важной фигурой этого периода можно назвать митрополита Алексия, трудами которого за Москвой был окончательно закреплен авторитет нового церковного центра Руси. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что митрополит стал, согласно духовной великого князя Симеона Гордого, попечителем его брата – князя Иоанна Красного, а затем опекуном его малолетнего сына – Дмитрия Иоанновича, – будущего Донского, героя Куликовской битвы. Это был беспрецедентный случай, когда глава Русской Церкви стал фактически главой Русского государства. Подобное стало возможным благодаря небывало высокому авторитету, который имела Церковь на Руси в это тяжелейшее время. Алексий понимал: если Русь не станет великой и свободной от Орды и Литвы державой, она потеряет не только государственность, но, неминуемо, и православную веру. Интересы Церкви и государства в этом историческом промежутке сошлись как никогда тесно. Митрополит Алексий скончался за два года до Куликовской битвы 1380 года, положившей начало свержению татарского ига.

Дмитрий Донской, после смерти митрополита Алексия, ощущая свой возросший авторитет, пытается дать начало новой тенденции в церковно-государственных отношениях – повлиять на назначение нового главы Русской Церкви. Таковым он наметил своего любимца Митяя, человека умного, красноречивого и гордого, который сразу же после смерти Алексия начал управлять митро­полией, проявляя непомерное властолюбие, карая священников, архимандритов и даже епископов. Но его власть оставалась нелегитимной без утверждения патриархом. Отправившись же в Константинополь, Митяй по дороге умирает, и митрополитом вновь был назначен грек, что восстановило прежние независимые отношения.

В первой половине XV века русские князья, ослабленные борьбой с Литвой и Ордой, а также внутренними усобицами, не пытаются вмешиваться в церковную жизнь. Но в этот период меняется ситуация в Византии, которая из-за нашествия турок оказывается на краю гибели. Императоры рассчитывают на помощь запада и организацию новых крестовых походов против мусульман, и обращаются с этой идеей к римским папам, которые выдвигают в качестве условия создание церковного союза (унии) между католицизмом и православием, на условии признания последним власти римского папы и католических догматов. По сути это означало подчинение православия католицизму. Но под давлением светской византийской власти, Константинопольская Церковь готовится обсудить и принять эти условия. Для этого в 1438 году было назначено проведение церковного собора во Флоренции. В такой ситуации, когда готовилась уния, важно было, чтобы крупнейшая митрополия Константинопольского Патриархата – Русская – была вполне лояльна к этой антиправославной затее, а сами русские, от которых можно было ожидать неожиданности, максимально отстранены от участия в этой акции. Поэтому на русскую кафедру был назначен верный соратник патриарха и императора патриотично настроенный грек Исидор, с энтузиазмом относившийся идее унии и обороны империи силами католического Запада. Это вовлекало Русскую Церковь в самое активное участие в диалоге с «латинянами». Собор продолжался больше года, но к соглашению прийти так и не удавалось, пока в 1439 году после нажима на православную делегацию (например, спутник митрополита всея Руси – Авраамий Суздальский – был принужден к подписанию акта тюремным заключением), как со стороны византийского императора, так и римского папы, было подписано соглашение об унии (союза) с Римом.

В 1441 году митрополит Исидор прибыл в Москву, где объявил о заключении унии с Римом. После этого великий князь Василий II назвал его «еретиком и латинским прелестником» и заключили до соборного разбирательства в монастырь. Но спустя полгода, вероятно с молчаливого согласия властей, Исидор бежал в Рим. В противном случае его предстояло судить, низложить, а быть может, в перспективе, и казнить за отступничество, но такого на Московской Руси еще никогда не бывало, а потому власти опасались вести дело до конца.

Русская Церковь начинала понимать, что вопреки своим желаниям она в тот момент оказалась единственной Церковью на земле, оставшейся верной Православию. Православные русские люди вдруг поняли, что кроме них и горстки афонских монахов во всем мире больше нет православных. Кроме их Святой Руси нет больше в мире Вселенской Церкви. Обнаружить подобный факт – значило абсолютно по-новому взглянуть на себя и весь окружающий мир. Именно эта мысль о собственном исключительном положении, немного позднее оформилась в своеобразную русскую идеологию – «Москва – третий Рим»

Осуждение и низложение Исидора поставило перед Русской Церковью задачу - отойти от униатского Константинополя и поучить самостоятельность, которая в предшествующий период не являлась целью, но теперь стала необходимостью. Осуществление этого мероприятия должно было пройти при содействии светской власти, но великому князю Василию II, который в 1446 г. был свергнут, ослеплен и стал с этого времени именоваться «Темным», некогда было среди всей разыгравшейся на Руси драмы заниматься делами утверждения автокефалии. И лишь в 1448 году, когда Василий вновь утвердился на великом княжении, давняя проблема была разрешена поставлением Рязанского епископа Ионы на митрополию с титулом «Киевского и всея Руси», который был избран собором епископов, а также представителями черного и белого духовенства. С этого времени митрополиты поставляются самостоятельно, и с 1448 года считается начало автокефалии Русской Церкви.

Спустя пять лет Константинополь был взят турками, и Византийская империя прекратила свое существование. И хотя незадолго до захвата, представители греческой церкви отказались от Флорентийской унии и вернулись к православию, их авторитет в глазах русских был уже серьезно поколеблен. В 1459 году в Москве созван был собор, постановивший не отступать от святой Московской Церкви и на будущее избирать митрополитов без сношения с греками. С этого времени митрополиты в Великороссии стали именоваться Московскими, а Литовские митрополиты, сохранившие связь с Константинополем – Киевскими. Наступил окончательный раздел некогда единой Русской Церкви на две митрополии.

Таким образом, второй период церковной истории связанный с установлением татаро-монгольского ига, характеризуется возросшим влиянием Церкви, что стало возможным, как благодаря традиционной веротерпимости монголов, так и ослаблению светской власти. Но церковные иерархи не претендуют на светское господство и противостояние с князьями, а действуют в русле проводимой ими политики объединения русских земель, своим авторитетом способствуя победе московских князей. Желание княжеской власти поставить церковную иерархию под свой контроль, в этот период оказывается неосуществимым, но последующее оформление самостоятельности от Константинополя и, в еще большей степени, завершение процесса объединения русских земель под властью Москвы, делают его реальностью.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!