Церковная организация в домонгольский период



Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриарха. Русские митрополиты избирались и посвящались в Греции патриархом, с согласия императоров и из греков или других народов, населяющих Византию. Киевский князь не мог оказывать никакого влияния на их назначение. За первый период истории Русской Церкви с момента крещения Руси до начала татаро-монгольского нашествия митрополичью кафедру в Киеве занимали более 20 человек, но только двое из них (Илларион и Климент Смолятич) были русскими. Оба раза назначение русского митрополита приводило к конфликту с Константинополем. Безусловно, греки хотели удержать под максимальным контролем столь важную для них митрополию, какой была Русь. Однако подобное положение имело и ряд преимуществ, которые русское духовенство вполне осознавало. В известной степени митрополиты Руси были более самостоятельны, чем их Константинопольские патриархи, которых с легкостью смещали императоры в случае конфликта светских и духовных властей. На Руси же митрополит был фигурой, практически независимой от князей. Он мог в случае конфликта с кем-либо из них апеллировать в Константинополь, мог не опасаться быть смещенным великим князем со своей кафедры. Такое положение руководители Русской Церкви понимали и ценили. Поэтому они и не стремились к полной независимости (автокефалии) вплоть до XV века, когда стало ясно, что Русь становится заложницей политики гибнущей Византии в силу своей церковной зависимости от нее.

Согласно византийским источникам к началу 12 века Русская митрополия находилась на 62 месте (что определялось временем возникновения, а отнюдь не значением) и насчитывала 11 епархий. Русские епархии имели ранг епископий. Архиепископское достоинство на Руси получили в домонгольский период лишь Новгородские владыки, которые с середины 12 века избирались на вече, и могли не иметь монашеского сана. Если митрополит был достаточно независим от власти великого князя, то епископы, которых он назначал, как правило, из числа русского духовенства могли оказаться под влиянием удельных князей, и, если князь был недоволен митрополичьим ставленником, он мог и изгнать неугодного архиерея (хотя такие случаи были соре исключением, чем правилом). В тоже время, в пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во всех гражданских делах. Каждый епископ делами своей епархии управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из духовных лиц, своего «клироса», или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших, главным образом, архиерейскими сборами с округов.

Поскольку на Руси христианство было введено с помощью государства, то оно брало на себя заботу о материальном обеспечении Церкви и оказывало всяческую помощь в миссионерской деятельности. Высшее духовенство Киевской Церкви сначала содержалось за счет государственного обеспечения — десятины от княжеских доходов: князь Владимир согласно Повести временных лет определил это так: «Даю Церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов» Несомненно, что десятину получали и все другие епархии древнерусской Церкви. Кроме десятины у митрополита и епископов были и другие источники доходов: пошлины с торговых мер и весов, судные пошлины — с церковного суда; «ставленые» — за поставление в клир; недвижимое имущество. Уставы князей предоставляли духовенству разные права, свободу от мирского суда, службы и податей. Казна архиереев, монастырей и церквей имела важное общественное значение. Вокруг соборов, церквей и монастырей сосредоточивалась общественная благотворительность, за их счет содержались больницы, богадельни, школы.

Важными вопросами в истории церковно-государственных отношений являются организация монастырей и монастырское землевладение. Монастыри, как важные центры духовного просвещения, зарождаются уже в 10-11 веках. Первые монастыри были преимущественно княжескими ктиториями. Более того, из 68 обителей, известных на Руси в домонгольский период, две трети были построены князьями и другими частными лицами. Князья основывали обители на помин своей души, обстраивали их храмами, делали богатые вклады, а с начала XII в. наделяли и землями. Однако считали эти монастыри своей собственностью и распоряжались в них по своему усмотрению. Часто русские князья незадолго до кончины принимали здесь постриг по византийскому обычаю. Естественно, что жесткая зависимость от ктитора не могла благоприятствовать монашескому подвижничеству. Княжеские монастыри были скорее местами отдохновения своих устроителей на исходе жизни. По-настоящему история русского монашества начинается лишь с возникновения Киево-Печерского монастыря, возведенного не на деньги князей и бояр, а трудами и настоящим аскетическим подвигом самих монахов. Однако, несмотря на это Печерский монастырь стал едва ли не первой обителью, которая стала принимать земельные пожертвования. Так на Руси закладываются основы традиции церковного землевладения, которая в XII-XIII в.в. уже вполне оформляется. Монастыри и архиерейские кафедры становятся крупными вотчинниками. Это, тем не менее, никоим образом не мешало инокам вести подвижнический образ жизни, так как доходы от владения землей шли, главным образом, на нужды церковной благотворительности или дорогостоящее строительство и украшение храмов.

Таким образом, в первый, домонгольский период российской церковной истории государство, в лице княжеской власти играло ключевую роль в деле христианизации страны. От князя зависел и выбор веры, и интенсивность ее распространения, и богатство Церкви. Но в тоже время, благодаря назначению киевских митрополитов константинопольским патриархом, церковная организация на Руси обладала очень большой степенью независимости от княжеской власти. Она также имела высокий духовный авторитет, делавший Церковь одной из сил сплачивающих государство в период феодальной раздробленности.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!