Утверждение патриаршества на Руси. Церковь в годы Смуты



Каноническое оформление автокефального статуса Русской Церкви произошло в конце XVI в. В 1586 году прибыл в Москву в расчете на щедрые дары антиохийский патриарх Иоаким; это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Воспользовавшись его приездом, сын Ивана IV Грозного царь Феодор Иванович, по инициативе Бориса Годунова, на совете бояр и духовенства предложил учредить в России патриар­шество. Эта идея вполне отвечала концепции «Москва – третий Рим», согласно которой Россия – единственное Православное государство, а потому непонятно почему Московскую Церковь возглавляет всего лишь митрополит, а не более высокая фигура – патриарх. Власть, заботясь о престиже Церкви, старалась поднять свой авторитет на внешнеполитической арене. Патриарх Иоаким не стал разубеждать русских, но заметил, что для ее исполнения необходимо согласие всех восточных патриархов. В 1588 году нанес визит в Москву константинопольский патриарх Иеремия II. Русские поспешили воспользоваться его приездом и опять заявили о своей мысли учредить патриаршество. Иеремия не сразу согласился, и правительству пришлось оказать давление, прежде чем он согласился поставить патриар­хом московского митрополита Иова, что и произошло в январе 1589 года. В дальнейшем на соборе восточных патриархов этот акт был утвержден и принял канонический характер. Патриарху московскому и всея Руси отводилось пятое место в списке патриархатов (хотя московские власти надеялись на третье). Утверждалось право поставления московских патриархов собором местных епископов. Реально же кандидатуру будущего патриарха выбирал царь, епископы лишь совершали обряд возведения в сан. Уже первый патриарх Иов был ставленником Бориса Годунова, полностью его поддерживающим. Таким образом, с учреждением патриаршества церковно-государственные отношения мало изменились, но статус главы Русской Церкви в глазах простых верующих возрос.

Начинается новый этап в жизни Церкви – патриарший, который охватывает весь XVII век. За это время Церковь возглавляли одиннадцать патриархов.

Смутное время стало первым испытанием патриаршества. Патриарх Иов, преданный сторонник Бориса Годунова, выступил против Лжедмитрия, за что был лишен сана и сослан. Второй патриарх – Игнатий, был ставленником самозванца и после его свержения в 1606 году, был за свои прокатолические взгляды смещен, а его имя даже не упоминалось в официальном списке патриархов. При Шуйском следующим патриархом стал Гермоген, который с начала интервенции занял антипольскую позицию и своими грамотами призывал население к сопротивлению. Поляки заточили его в Чудов монастырь и заморили голодом.

По окончании Смутного времени царем земский собор избрал Михаила Романова. В немалой степени это произошло благодаря положению его отца – Федора Романова, занимавшего высокий пост в царствование Федора Ивановича, но из-за интриг Годунова постриженного в монахи с именем Филарет. С приходом к власти Лжедмитрия I он становится Ростовским митрополитом, а Лжедмитрий II делает его патриархом с резиденцией в Тушинском лагере. После падения Шуйского Филарет возглавлял посольство к польскому королю, но был взят в плен и на момент избрания сына царем находился в Польше. Но ни у кого не возникало сомнения в том, что именно он станет новым патриархом, а потому место оставалось вакантным вплоть до его возвращения из плена в 1619 году. В этот период сложилась уникальная ситуация в церковно-государственных отношениях, когда во главе церковной организации находился отец действующего царя. По сути, он стал соправителем государя, обладая огромным влиянием на государственные дела. Был сделан ряд крупных пожалований в так называемую Патриаршую область, где находилось более 40 городов, над которыми глава Русской Церкви имел не только духовную, но и светскую власть. Это делало патриарха обладателем материального и политического могущества. Он деятельно участвовал во внутренней и внешней политике страны. В последствии такое соотношение власти царя и патриарха стало восприниматься как идеальное для православной державы – правление «премудрой двоицы». В тоже время Филарет понимал, что огромная власть, полученная им как отцом царя и отождествляемая с положением патриарха, может в будущем представлять угрозу для царской власти. Поэтому Филарет еще до своей смерти в 1633 году выбирает себе приемника – Иоасафа, который «добродетелен был, а ко царю не дерзновен». И действительно, два последующих патриарха, Иоасаф и Иосиф, не пытаются претендовать на значительную роль в государственных делах.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!