Положение церкви в период образования Московского государства



С середины XV века Московская митрополия, сделавшись независимой от иноземной власти патриарха, оказалась в иерархическом отношении более зависимой от своей местной государственной власти. Преемники митрополита Ионы избирались и поставлялись собором русских епископов, без согласования с патриархом, а впоследствии митрополиты избирались лишь по воле великого князя. Московские митрополиты, пользуясь поддержкой великого князя, со своей стороны, поддерживали эту верховную власть. Так, митрополиты Филипп и Геронтий своими посланиями содействовали Ивану III в покорении Новгорода, Пскова, Вятки, Перми.

При Иване III появляется тенденция к давлению светской власти на церковную. Василий III в начале XVI века развил верховную власть еще больше своего отца, и поставление митрополита происходило даже без соборного избрания, по воле одного великого князя. Митрополит Варлаам, отказавшийся дать разрешение на развод бесплодного брака Василия III с Соломонией Сабуровой, был смещен с кафедры и заточен в монастырь. На его место был поставлен Даниил, одобривший развод и новый брак на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. В лице митрополита Даниила мы видим первого в истории Русской Церкви митрополита, который целиком подчиняется государственной власти, становится ее слугой. Его церковное правление – это поворотный пункт во взаимоотношениях Церкви и государства на Руси, при котором монарх присваивал себе право диктовать свою волю Церкви.

Время правления великих князей Иоанна III и Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва – третий Рим», принятием царского титула Иваном Грозным, а несколько позднее – и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии. Это было вполне естественно, так как в монархическом устроении земной жизни христианское сознание традиционно видело образ Монархии Небесной. Истоки этого нового сознания лежали в событиях, связанных с отступничеством греков от Православия на Флорентийском Соборе, о чем говорилось выше. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. Это привело к утверждению автокефалии Русской Церкви. В то же время великие князья Московские, вскоре окончательно освободившиеся от ордынской зависимости и одновременно ощутившие себя преемниками погибшей Византии, практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создается крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью. И государству этому, чье возвышение было столь стремительно, необходимо было осмыслить свое место в существующем мире.

Основой новой идеологии, безусловно, стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Эта идея еще более укрепилась и перешла из области символов в сферу династических реалий после брака Иоанна III и Софьи (Зои) Палеолог, который был заключен в 1472 г. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как глав всего православного мира. Уже Иван III, сбросив после стояния на Угре иго Орды, принимает титул «самодержца». Неофициально пока еще, но достаточно настойчиво Иоанн III, а затем и Василий III, начинают именоваться «царями всея Руси». Василий постепенно начинает все чаще использовать эту новую титулатуру во внешнеполитических документах. И, наконец, появляется знаменитая формула «Москва – третий Рим», которая окончательно сфокусировала представление Москвы о своем преемстве от Константинополя.

Выдающейся фигурой середины 16 века является митрополит Макарий, который встает во главе Русской Церкви в начале правления Ивана Грозного. Став митрополитом в годы боярского правления в период малолетства Ивана, Макарий долгое время не проявляет большой активности в государственных, да и церковных делах, не в силах противостоять влиянию бояр-временщиков. Он занимается литературными трудами, результатом чего стал выход в 1552 году «Четьи Минеи», которые представляли собой 12 громадных фолиантов по числу месяцев и включали в себя, помимо житий святых, все их творения и проповеди, сказанные на дни их памяти. Тем самым Четьи Минеи как бы отражали вклад Русской Церкви в духовную сокровищницу Православия, подчеркивали ее право на то положение, которое она отныне занимала в православном мире, поднимали ее авторитет.

В жизни Московского государства начинается новый период, связанный с княжением Ивана Грозного. В конце 1546 г. Иоанн объявил святителю о своем желании венчаться на царство. Скорее всего к этой мысли его подтолкнул Макарий, убежденный сторонник идеи Третьего Рима, ревнитель престижа Русской Церкви и Русского государства. Можно думать, что у Макария была целая программа, направленная на оформление того нового статуса, который обрела Русь за последние полвека. Наследница Византии, Москва – Третий Рим уже реально являлась православным царством, а Русская Церковь – самой значительной в ряду Поместных Православных Церквей. Этот порядок вещей надо было теперь оформить организационно-канонически. Официальное венчание на царство, с которого начал свою деятельность Иоанн Грозный, состоялось 16 января 1547 году, и было актом огромного политического значения. Вскоре во круг царя оформляется кружок, куда помимо митрополита Макария, вошли Благовещенский протопоп Сильвестр, окольничий Адашев, князь Курбский и ряд других деятелей, которые составили вокруг молодого царя так называемую «Избранную Раду». Именно в этом кружке принимались важнейшие для жизни страны решения, задумывалась программа реформ. Центральной фигурой в Раде был протопоп Сильвестр, переведенный Макарием в Москву из Новгорода и ставший царским духовником. Протопоп имел на молодого царя колоссальное влияние. Под воздействием Избранной Рады и митрополита Макария проводится целый ряд государственных и церковных преобразований.

По инициативе митрополита Макария было проведено несколько церковных соборов, которые должны были поднять авторитет Русской Церкви и государства. Первые два 1547 и 1549 года находились в тесной связи с венчанием Иоанна IV на царство. Новое положение Русского государства как православного царства заставляло по-новому осмыслить и статус Русской Церкви как автокефальной, а теперь - и в связи с имперским достоинством Москвы. Москва - Третий Рим становилась столицей православного мира и, как первенствующая кафедра Русской Церкви, - духовным центром Православной Ойкумены. Это новое положение необходимо было подтвердить и оформить особыми актами канонизации русских святых. До середины XVI века в святцах значилось только 22 русских святых. Митрополит Макарий канонизировал 39 новых святых Русской Церкви, что укрепляло ее авторитет и показывало вклад в жизнь вселенского православия.

Церковный Собор 1551 года (именуемый по традиции «Стоглавым» - по количеству глав в его соборном деянии), призван был упорядочить жизнь церковную, решить вопросы ее организации, проблемы утверждения церковного благочестия среди паствы. Иван IV в своей соборной речи так формулировал задачу, поставленную перед Стоглавом: «исправление и утверждение веры и церковного благочиния в связи с царским благозаконием и земским устроением». Собор принял множество решений по самым разнообразным вопросам церковной жизни: о церковном землевладении, о епархиальном управлении, о епископском суде, о порядке богослужения, об иконописании, о жизни клириков, монахов и мирян и др. Некоторые из них показывали абсолютизирование обряда церковной жизни, что в дальнейшем способствовало расколу.

В целом, о первом периоде правления Ивана Грозного можно говорить как о времени, когда максимально приближенным оказался православный взгляд на церковно-государственные отношения, выраженный термином «симфония», когда Церковь и государство взаимно поддерживают друг друга, не вмешиваясь при этом во внутренние дела. Или правильней говорить об отказе от злоупотреблений таким влиянием, так как круг вопросов, находящихся исключительно в ведении царя или Церкви не был четко определен: Церковь участвовала в формировании государственного законодательства, а царь мог инициировать изменения в церковных канонах. Но этот союз поддерживался лишь личным влиянием на царя представителей духовенства и традицией. Утрата влияния оборачивается трагедией для всей страны.

После смерти митрополита Макария в 1563 году Иван Грозный начинает проведение отрытого террора – опричнины. Митрополиты, которые пытаются противодействовать царю или выступающие с критикой опричнины смещаются со своего поста, изгоняются из Москвы, подвергаются преследованиям. Они лишались даже традиционного права «печалования» о помиловании жертв. Наиболее показательным является пример митрополита Филиппа (Колычева), который во всеуслышание осудил действия царя и опричников, после чего он был лишен сана, заточен в монастырь, а затем задушен Малютой Скуратовым. Последующие церковные иерархи были уже совершенно послушны царю и не пытались сопротивляться. Требования Ивана о разрешении ему четвертого, пятого, шестого и седьмого браков, а также сокращении права получения монастырями новых земель были ими удовлетворены. Таким образом, второй период в правлении Ивана Грозного, который характеризуется опричным и последующим террором, ставит церковную иерархию в положение послушных выразителей царской воли при альтернативе репрессий.

На Стоглавом соборе 1551 года он был вновь поднят властью, и не смотря на противодействие иосифлян (в том числе митрополита Макария) ей удалось провести ряд постановлений, частично ограничивавших дальнейший рост церковного землевладения. В частности, без разрешения царя епископы и монастыри уже не могли свободно приобретать вотчины. Во второй половине царствования Ивана Грозного претензии на монастырские земли лишь увеличиваются: запрещено было отдавать в монастыри земли «на помин души», заменявшиеся теперь денежным эквивалентом, отдавая сами имения дальним родственникам или государю. Также монастырям и епископату было запрещено покупать вотчины, брать имения под залог и вообще увеличивать церковные земли. В случае необходимости иметь земли для пропитания братии (например, при основании но­вого монастыря), можно было обращаться к царю - «бить челом го­сударю». Таким образом, была существенно ограничена экономическая независимость Церкви и тем самым был сделан крупный шаг в направлении еще большего подчинения Церкви государству.

Таким образом, третий период в истории церковно-государственных отношений, относящийся к укреплению Русского государства в XV-XVI веках, характеризуется все большим влиянием власти на Церковь, которое доходит не только до злоупотреблений, но и не чурается преступлений. Идеология «Москва – третий Рим», оформившись в недрах церковной традиции, не просто принимается властью, но и становится аргументом в утверждении собственного приоритета, в том числе и над Церковью. В дальнейшем, следование этой идеологии определяет действия государства в церковной политике.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!