Патриаршество Никона. Церковный раскол



Ситуация меняется с приходом Никона, который оказывается ключевой фигурой в церковной истории XVII века. Он родился в семье мордовского крестьянина, в двадцать лет женится и рукополагается в священники, но после смерти троих детей постригается в монахи и уезжает на север, где становится игуменом одного из монастырей. В Москве был замечен царем Алексеем Михайловичем, который назначает Никона настоятелем московского Новоспасского монастыря, а затем Новгородским митрополитом. В этот период с царем его связывают теплые отношения; царь называет его «собиным (лучшим) другом» и выдвигает его на пост патриарха. Никон, пользуясь расположением царя, претендует на усиление роли Церкви в жизни государства. В 1652 году он организует перенос мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Ивана Грозного, и требует от царя принесения покаяния за своего предшественника. Влияние Никона на царя возрастает, он именует себя «великим государем», а во время войны с Польшей в период отсутствия царя, по сути, управляет страной. Причем сам Никон руководствовался идеей «священства царства преболе есть», утверждавшей примат Церкви в государстве. Такое усиление власти Никона вызывало недовольство не только бояр, но и епископов, с которыми он действовал деспотично. Доносы на Никона приводят к охлаждению отношения к нему царя, и, чтобы вернуть расположение Алексея Михайловича, Никон идет на странный шаг: он оставляет патриарший престол и в 1658 году удаляется в подмосковный Новоиерусалимский монастырь, в надежде, что царь будет просить вернуться. Но этого не происходит и он восемь лет живет в удалении от царя, именуя себя патриархом и не выполняя патриарших обязанностей, пока в 1666 году на Московском соборе, где присутствовали Александрийский и Антиохийский патриархи Никон не был осужден, лишен сана и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Таким образом, претензии этого патриарха на возвышение церковной власти терпят крах, и прежняя тенденция вмешательства государства в церковную жизнь вновь возобладает.

Другая важная проблема, связанная с патриаршеством Никона это появление церковного раскола, вызванного исправлением богослужебных текстов. Вопрос о правильности богослужебных книг встал, начиная со второй половины XVI века, после выхода в свет первых печатных книг. Для их тиражирования необходимо было отобрать рукописные оригиналы с минимальным количеством ошибок и описок, но четкого критерия правильности не было: сложно было выбрать правильный славянский вариант рукописи без сличения с греческим оригиналом, а последнее было затруднено отсутствием знающих греческий язык священников и переписчиков.

Серьезные попытки проведения исправления книг проводятся после Смутного времени, но справщики указывают на то, что введение новых, исправленных книг, где содержаться серьезные изменения обрядов, без вмешательства власти, может вызвать недовольство населения – «простым людям будет смутно». Тем не менее, книгопечатание с каждым годом увеличивается, а это лишь острее ставило проблему исправления. 

Ещё одним стимулом к скорейшему исправлению церковной и обрядовой жизни была концепция “Москва - третий Рим”, согласно которой Москва является непосредственной преемницей византийской теократии, а царь российский становится “единым вселенским православным царем всех христиан”. В то же время, замкнутая провинциальная среда российской глубинки, осознавая себя центром и последним оплотом православия, враждебно относилась к приходящим ученым чужакам, опасаясь еретических веяний. Идеология “Москва - третий Рим”, попав на национальную почву, порождает два типа мировоззрения: первый характеризуется верой в полноту и безукоризненность богословского знания Русской Церкви и стремлением отгородиться от внешнего мира. Второй тип русского религиозного мировоззрения стремился придать Русской Церкви вселенское значение и “через сближение в обряде с греками приблизить политическое объединение православных народов под московским царем”, которое предполагало упразднение обрядовых разногласий по греческим образцам. Столкновение приверженцев двух этих взглядов на место России в мир было неизбежным, и именно оно послужило причиной раскола в Русской Церкви.

С середины XVII века отмечается рост религиозной активности приходского духовенства, который оформляется в виде кружка «Ревнителей благочестия», состоящего из ряда священников (Иван Неронов, Стефан Вонифатиев, Логгин, Аввакум), будущего патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Основными целями “боголюбцев” было упразднение церковных непорядков (напр. небрежение клира и мирян к богослужениям, многогласие, начетничество) и повышение нравственного уровня населения (упразднение полуязыческих игрищ; борьба с повсеместным пьянством и распущенностью; организация проповеднической деятельности). И конечно, важным был вопрос об исправлении церковных книг, но именно он стал камнем преткновения,  приведшим к тому, что вчерашние единомышленники, инициировали раскол, став по разные стороны баррикад. Священники из числа членов кружка, полагали, что исправление должно проходить по древнерусским образцам, так как именно греки отступили от православия в XV веке и, тем самым, потеряли право на духовное руководство. Для царя идея стать во главе всех православных народов казалась очень привлекательной, а потому он отдавал предпочтение реформе по греческим образцам, которая унифицировала бы русские обряды с остальным православным миром, тем самым упразднив повод для разногласий. Никон встал на сторону своего «собиного друга» и, став патриархом, приступил к решительным действиям. Было созвано несколько соборов, на которых провозглашен ряд серьезных изменений в богослужении и обрядах (замена при нанесении крестного знамения «двоеперстия» - «троеперстием», замена в написании имени «Иисус» на «Иисус», замена двойной «Аллилуйи» в конце молитв тройной, и т.д.). Но все эти изменения вызвали серьезное противодействие со стороны рядового духовенства и мирян, которые не понимали причин изменений и видели в них измену православию. Конечно, измененные обряды не могли коснуться основ веры, но при отсутствии в России богословской школы в сознании большинства людей обряд и был выражением, если не основой веры. К протесту религиозному стало примешиваться и социальное недовольство, которое было характерно для «бунташного» XVII века. В результате такого сопротивления активность Никона в деле насаждения новых обрядов заметно снизилась, а после его ухода из Москвы с патриаршего поста он вообще заявляет о возможности исполнения старых обрядов наряду с новыми. Продолжение дела введения новых обрядов стало заботой государственной власти. Тот же собор 1666 года с участием восточных патриархов, который осудил деятельность Никона, высказался за утверждение новых обрядов и преследование сторонников старых обрядов. Последователей старой веры стали преследовать и ссылать. Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали и глухие уголки России — на Север, в Поволжье, в Сибирь. Многие совершали самосожжения, видя в церковных изменениях явный признак прихода Антихриста.

Старообрядчество стало заметным явлением в религиозной и социальной жизни России, оппозиционным и государственной власти и Русской Православной Церкви. Очень скоро старообрядчество разделилось на ряд направлений из которых можно выделить основные – беспоповцы и поповцы. Беспоповцы не признают пореформенное духовенство, а так как возможностей для создания своей иерархии у них не было, то они вообще отказались от священников. Беспоповцы сохранили не все таинства Православной Церкви, оставив только крещение и исповедь. Таинства, ввиду отсутствия у них священников, совершают миряне. В настоящее время небольшое количество беспоповцев сохранилось в Прибалтике, России, Украи­не, Белоруссии. Поповцы сохранили священство. Первоначальной формой поповщи­ны было так называемое «беглопоповство». Численность своих свя­щеннослужителей они пополняли за счет священников, перешедших из патриаршей, никоновской Церкви. Но в середине 19 века им удалось переманить на свою сторону епископа и создать, так называемую Белокриницкую иерархию (современное официальное название - Русская Православная Старообрядческая Церковь). В 1923 году появилась новозыбковская иерархия, расположенная в городе Новозыбкове Брянской области (Русская Древлеправославная Церковь). В конце XVIII века была предпринята попытка примирить православных и старообрядцев созданием Единоверческой Церкви, где богослужение шло по старым обрядам, но с признанием православных церковных властей. В 1971 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви анафема со старообрядцев была снята.

Таким образом, раскол с его катастрофическими последствиями стал следствием развития идеологии “Москва - Третий Рим”, а появление старообрядчества и уход туда наиболее активной части Церкви, способствовал еще большему утверждению приоритета светской власти над духовной. Следующие после Никона патриархи Иоасаф, Питирим, Иоаким продолжили проведение в жизнь новых обрядов при поддержке светской власти, но их влияние на государственную жизнь сокращалось.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!