Русская церковь в годы гонений



Начало работы Поместного Собора Русской Православной Церкви положило начало новому этапу церковно-государственных отношений. Он открылся в августе 1917 года. На Собор были избраны 564 человека, куда входили и миряне, и священники, и епископы. Главной темой Собора стало восстановление патриаршества. Возвращение к каноническому строю Церкви, выход из-под государственной опеки осознавались как необходимость всеми членами Собора. 30 октября, уже после переворота в Петрограде, было начато голосование по избранию патриарха. После четырех туров определено было три кандидата: Антоний, митрополит Харьковский, Арсений, архиепископ Новгородский и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий помолившись вынул из поднесенного ковчежца жребий. Патриархом стал Тихон (Белавин).

Собор проходил до сентября 1918 года в течении трех сессий. Было принято множество важных решений, реформировавших церковное устройство. Но в условиях установления советской власти, гражданской войны и построением атеистического государства исполнение большинства из них стало невозможным.

Советское государство развернуло планомерную борьбу против религии, в первую очередь, против православия. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме от 19 марта 1922 года: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, не перед чем ни останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»

Декрет Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» полностью менял положение Русской Православной Церкви в государстве, он лишал ее права юридического лица и права владения собственностью. У нее изымались все недвижимое имущество, включая храмы, доходные предприятия, банковские счета. Впредь государством признавались только группы мирян (так называемые «двадцатки»), заключавшие с местными властями договор о найме храма, а не духовенство. Запрещалось ведение церковью любой образовательной деятельности, за исключением узкопрофессиональной, но в реалиях того времени, и она оказалась невозможной.

С самого начала Советской власти, духовенство воспринималось как контрреволюционный элемент, с которым необходимо было вести ожесточенную борьбу. Первая советская конституция 1918 года относила священников к категории «лишенцев», не имеющих гражданских прав, а в условиях военного коммунизма, не имеющих прав на получения продовольствия, чем, по сути, обрекала их на голодную смерть. В годы гражданской войны от рук большевиков погибло более сотни епископов, несколько тысяч священников.

Серьезным потрясением церковной жизни явилось повсеместное вскрытие мощей святых. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство атеистической пропагандой выдавалось за сознательный обман и подделку.

Летом 1921 года, после ужасов гражданской войны, начался голод. Засуха выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе. В конце года голодало около 20 млн. человек. Патриарх. Тихон в августе 1921 года обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к папе Римскому и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством Патриарха Тихона был образован Всероссийский церковный Комитет помощи голодающим, сумевший организовать эффективную международную помощь. Однако большевистское правительство в большей степени заинтересовано было не в средствах для помощи голодающим, а в использовании голода для разгрома Церкви. По указанию Политбюро в феврале 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. На этот декрет Патриарх Ти­хон ответил посланием, в котором призывал храмы жертвовать на помощь голодающим церковные ценности, но не священные предметы. Насильственная конфискация святынь вызвала волнения в народе, во многих случаях отряды милиции или красноармейцев стреляли в людей, пытавшихся отстоять святыни,— пролилась кровь, что послужило поводом для арестов священнослужителей и мирян, которых обвиняли в подстрекательстве к сопротивлению властям. В.И. Ленин потребовал жесточайших расправ над священнослужителями. Повсюду стали проводить суды над духовенством. В это время было осуждено большое число иерархов, в том числе патриарх Тихон. Многие епископы и священники были казнены.

В этот период, власть, чтобы ослабить Церковь, организует раскол. При поддержке ГПУ, создается обновленческая церковь (получившая название «Живая Церковь»), выступающая за проведение реформ и сотрудничество с Советской властью. Пользуясь арестом патриарха, ей удается убедить значительную часть епископата, духовенства и мирян. В 1923 году представители обновленческой церкви организовали «Собор», который вынес приговор о лишении патриарха Тихона сана и монашества.

Патриарх не признал законности приговора. Обновленческий «суд» над Святейшим Патриархом был замышлен как прелюдия советского суда. Но суд не состоялся. Власти, подвергавшие узника изнурительным допросам и одновременно пытавшиеся договориться с ним, пошли на компромисс: неспособность обновленцев увлечь за собой значительную часть верующего народа, протесты международной общественности, но главным образом страх перед народными волнениями, которые могли бы последовать за расправой над Патриархом, заставили их отменить уже отрежиссированный процесс над Первосвятителем. При этом имело значение и то обстоятельство, что главные инициаторы антицерковной кампании В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий к тому времени утратили власть. Патриарх Тихон счел необходимым пойти на компромисс с властями, обратившись в Верховный суд с заявлением, в котором признавал свою вину по советским законам и просил об освобождении его из-под ареста. Святейший Патриарх сделал этот шаг для того, чтобы, выйдя на свободу, восстановить пришедшее в крайнее расстройство церковное управление и дать отпор обновленческому расколу. После освобождения в июне.1923 года Тихон обратился к Церкви с посланием, в котором так объяснил свою политическую позицию: «Я, конечно, не выдавал себя за такого поклонника Советской власти, каким объявляют себя церковные обновленцы... но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют». Достигнутый компромисс, позволил патриарху в короткий срок восстановить церковную организацию и ослабить раскол.

Но патриарх понимал шаткость своего местопребывания на свободе и слабость здоровья, а так же отчетливо представлял, что в случае смерти, власть не разрешит проведение канонических выборов патриарха, что может привести к новым разделениям в Церкви, а потому составляет завещание, в котором называет имена трех митрополитов, которые должны взять на себя функции управления церковью с титулом Местоблюститель патриаршего престола. Одним из них, находившийся в тот момент на свободе, был митрополит Петр (Полянский), который и возглавил Церковь после смерти Тихона 7 апреля 1925 года. Но уже через полгода митрополит Петр был арестован, но незадолго до этого он также успел назначить себе приемников, из которых руководство принял заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский). Понимая, что Церкви крайне сложно существовать в условиях перманентных репрессий, Сергий пытается наладить контакт с властью, с целью легализации церковного управления, что и было вскоре сделано. В мае 1927 года по церквям было разослано «Послание пастырям и пастве», подписанное Сергием и членами патриаршего Синода, получившее в литературе название «Декларации 1927 года». В ней от имени Церкви заявлялось о лояльности к Советской власти в гражданском отношении, без каких-либо уступок в области веры, критиковались действия, направленные на ее разрушение. Критики самой власти в документе не содержалось, так как он согласовывался с представителями ГПУ. Эта Декларация не остановила репрессий, но позволила сохранить Церковь и дала возможность последующего ее возрождения. Правда, в самой Церкви, такой компромисс вызвал волну негодований, связанный, как казалось многим, с сотрудничеством с безбожной властью. Такие настроения выливаются в многочисленные расколы, как в СССР, в виде «катакомбных» и «непоминающих» церквей, так и за рубежом, приведя к организации независимой Русской Православной Церкви за границей, существующей и по сей день.

Но гонения не только не ослабевали, но и, в связи с началом коллективизации, только усиливались. Церковь по-прежнему воспринималась как контрреволюционная организация, действующая к тому же легально и имеющая влияние на массы. Церковные активисты, на селе приравниваются к кулакам и высылаются, тысячами ежегодно закрываются храмы, превращаясь в клубы или склады, сжигаются иконы и книги. Активизируется «Союз воинствующих безбожников», провозгласивший «безбожную пятилетку», итогом которой должно было стать закрытие всех храмов. Перепись 1936 года, показавшая, что большинство населения страны (1\3 в городах и 2\3 на селе) продолжают считать себя верующими, только усилили репрессии. В итоге, церковная организация оказалась почти полностью разрушенной; к 1939 году на свободе оставались 4 епископа, а по всей России насчитывалось не более 100 открытых церквей (в 1914 – более 50 тысяч). Все богословские учебные заведения и монастыри были закрыты. Большая часть духовенства находилась в заключении лагерях, где многие умерли, были казнены или пропали без вести, тысячи священников сменили профессию или продолжали отправлять богослужебную деятельность нелегально.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!