Общественные связи как коммуникации



Общественные связи в форме образования, религии, пропаган­ды, массовой культуры и рекламы уже являются массовыми ком­муникациями, включающими, по определению М. Яновитца и Я. Томсона, институты, посредством которых специализирован­ные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания в больших, гетерогенных и рассредоточенных аудиториях. Общест­венные связи, имеющие объектом своего воздействия обществен­ность, функционируют благодаря коммуникационным системам, встроенным в них. Каналы коммуникации выступают как несущая конструкция общественных связей, они определяют движение ин­формации в социальном времени и пространстве.

Общественные связи следует рассматривать в зависимости от каналов социальной коммуникации и лидеров этих каналов. Обра­тимся к концепции Г. Тарда и С. Московичи, согласно которой каждому типу связи соответствует некоторый тип социального со­общества: традиционной коммуникации «из уст в уста» — толпа; современной коммуникации, берущей свое начало с газеты, — публика. Каждой коммуникации соответствует особый тип лидера; пресса породила свой собственный — публициста [7,229]. Отсюда следует, что общественность как тип социального сообщества, свя­занного с каналами коммуникации, можно подразделить на толпу, публику и неформальные группы.

В работах по психологии масс понятие «толпа» весьма широ­кое. Это и стихийное, неорганизованное скопление людей, и орга­низованное, структурированное объединение индивидов. Лебон делит толпу на разнородную и однородную. Разнородную толпу, в свою очередь, он рассматривает как анонимную (уличную и пр.) и не анонимную (парламентские собрания и др.). А толпу однород-

206

ную — как секты (политические, например), касты (военные, духовенство и т. д.), классы (буржуазия, крестьянство и т. д.) [6, 265—268]. Г. Тард, в свою очередь, указывает, что есть толпы анархические, стихийные, а есть организованные, искусственные (политические партии, армия, верующие, например) [7,208—209].

Но, как отмечает С. Московичи, организация превращает нату­ральные толпы в искусственные, коммуникация делает из них публику. Миллионы людей, спокойно читающие свою газету, слу­шающие радио, смотрящие телевизор, составляют часть нового ти­па толпы — нематериальной, распыленной, домашней. Речь идет о публике или, скорее, о публиках: читатели, слушатели, телезрите­ли. Оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе и при всей непохожести подобны. А подобны они потому, что вну­шаемы, поскольку каждый из них убежден, что в тот самый мо­мент, когда он читает газету, слушает радио, он разделяет мысль, желание с огромным числом ему подобных. На читателя влияет мысль о чужом взгляде на него, субъективное впечатление, что он является объектом внимания людей, очень удаленных от него. Но другая важнейшая черта публики, как указывает основоположник этого понятия Г. Тард, — это движение мнений, которое она по­рождает.

Современные коммуникации создали публику на месте толп. Средства массовой информации приносят человеку домой то, за­чем он раньше ходил в кафе, на площадь, в клуб. Средства массо­вой информации, утверждает С. Московичи, гипнотизируют пуб­лику. Он пишет, что именно организация превращает натуральную толпу в искусственную [7,237, 241]. Таким образом, небольшие локальные аудитории слушателей, зрителей можно рас­сматривать как разновидность искусственной толпы, объединен­ной общей целью и интересами. Это может быть аудитория уча­щаяся, студенческая, церковная, зрительская.

Еще одна разновидность искусственной толпы — неформаль­ные группы, объединяющие людей по интересам, на основе меж­личностного общения. Это группы-компании.

Что же объединяет все эти виды социальных сообществ — нату­ральных и искусственных толп — стихийную толпу, публику, ауди­торию, неформальную группу? То, что все они ведбмы вождем. «Как только наблюдается объединение людей, которые одновре­менно воспринимают идею, воодушевляются и направляются к одной цели, можно утверждать, что некий агитатор или предводи-

207

тель выступает своего рода ферментом и вожаком их де­ятельности» [7,249].

В роли вождя-вожака выступает в зависимости от вида социаль­ного сообщества, типа коммуникации либо действительно вождь-оратор, либо учитель, священник, актер, публицист. Это обобщенные понятия, но они дают представление о механизме влияния в том или ином социальном сообществе. Явно просмат­ривается зависимость различных видов социальных сообществ от форм общественных связей, типов коммуникации и типов вож­дей-лидеров коммуникации.

Таблица 4.Структура коммуникационной системы

 

 

"".................... "J" .......... •"■'—........................... ' ............. ,...~.ш..,г„............................. „.......... ........................................ .......................

Общественные связи

 
социального сообщества Формы общественных связей Тип социальной коммуникации Тип лидера коммуникации
Толпа (анонимная, стихийная) Пропаганда, массовая культура «Из уст в уста» Вождь-оратор, актер
Публика Пропаганда, массовая культура, реклама, образование Средства массо­вой информации, компьютерные сети Публицист, актер
Аудитория (образовательная, церковная, зрелищная) Образование, религия, пропа­ганда, массовая культура «Из уст в уста» (урок, лекция, молитва, кон­церт, спектакль, кинофильм) Учитель, священник, актер
Неформальная группа Пропаганда «Из уст в уста» (межличностные коммуникации) Неформальный лидер, коллектив

Принимая во внимание зависимость социальных сообществ и общественных связей, можно сделать вывод, что коммуника­ционная системапредставляет собой единство определенного вида социального сообщества и соответствующих ему форм обще­ственных связей со своими типами коммуникаций и лидеров.

Коммуникационные системы различаются по эффективности и масштабности влияния на людей. Наиболее эффективна во влиянии на сознание и настроение людей коммуникационная сне-

гов

тема, в которой социальное сообщество представлено публикой, содержание общественных связей — пропагандой, массовой куль­турой, рекламой, тип коммуникации — СМИ, компьютерными се­тями и личностными информационными каналами, а тип лидера представлен вождями, политиками, публицистами и актерами. За ней следует коммуникационная система, в которой социальное со­общество представлено образовательной и зрелищной аудитория­ми и соответствующими им коммуникациями и лидерами. Наи­меньший охват и эффект влияния (только в пределах митинга, де­монстрации, зрелища) у систем, где социальное сообщество представлено церковной аудиторией или толпой.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!