Общественно-политическая активность молодежи



Крупнейшая из молодежных общественных организаций сов­ременной России — Российский союз молодежи (РСМ) начал искать контакты с молодежью, увлеченной хип-хоп-культурой. У РСМ появилась соответствующая программа («Хип-хоп Старт»). Само намерение осуществить такой проект парадоксально. РСМ — правопреемник ленинского комсомола. Из этого, разумеется, не следует, что он должен быть и преемником идейных позиций ВЛКСМ, это уже иная молодежная организация, действующая в иных социально-экономических, политических и культурных ус­ловиях, а попросту — в другой стране. И все же в этой организации сохраняются многие черты, «родимые пятна» комсомольской ра­боты. Немало в ней и функционеров, получивших опыт управле­ния еще в комсомоле. Пропагандировать хип-хоп-культуру для та­кой организации — довольно смелый шаг: союз молодежи принял название «российский» и стремится выступать с позиций россий­ского общественного объединения, между тем в хип-хоп-культуре «нашего» (российского) по происхождению нет ничего. РСМ заяв­ляет о своей патриотической направленности, активно участвует в программах патриотического воспитания молодежи, имеет в этом поддержку органов государственной власти. Напротив, у хип-хоперов искать российский патриотизм можно только с большой натяжкой.

И тем не менее предпринимаемый РСМ проект заслуживает са­мого пристального внимания. В нем проявляется некоторое новое состояние молодежного движения в России, где из мозаики самых

140

разных и, главное, не связанных между собой фрагментов возни­кают более или менее оформившиеся союзы по принципу допол­нительности. Иначе говоря, фрагменты не теряют своей специфи­ки, но используют общие ресурсы.

Чтобы яснее было это явление, приглядимся пристальнее к со­циальным ресурсам хип-хоп-культуры, с одной стороны, и РСМ — с другой. Что же оказалось привлекательным в хип-хоп-культуре для определенной — и немалой — части российской молодежи? Разумеется, важную роль в распространении в России хип-хоп-культуры сыграло то обстоятельство, что ее начальные («уличные») формы почти у истоков были замечены, переработаны, доконстру-ированы шоу-бизнесом, стали одним из направлений глобальной молодежной моды, распространяемой средствами массовой ин­формации. Именно в этом, обработанном для массового молодого потребителя виде хип-хоп-культура достигла молодого россияни­на, которому (по крайней мере, в наиболее крупных городах) доступны Интернет и ряд телеканалов (прежде всего, MTV, МузТВ), где хип-хоп-культура в особом почете и где в полном блеске пред­ставлены образцы для подражания. То, что хип-хоп-культура (ка­кой она представлена в СМИ) уже вовсе не «культура улицы», а часть глобальной моды, и то, что через средства массовой инфор­мации она доступна широкому кругу молодых россиян, — главные факторы формирования идентичности многих из них в соответст­вии с предлагаемыми образцами.

Но отметить лишь это было бы недостаточно. Обращение к культуре Запада характерно для российской молодежи не только в последние годы. Это довольно устойчивая тенденция, породившая в советском прошлом такие феномены, как стиляги, битломаны, хиппи и т. д. В настоящее время протестный характер такого рода феноменов советской эпохи не так актуален, сегодня быть хип-хо-пером — меньше всего вызов общественному строю, властным структурам или официальной идеологии. Скорее это попытка найти себя, свой путь, когда ценности и нормы общественной жизни поколеблены, старые — разрушены, новые — не сложились. Запад воспринимается как более устойчивая, более жизнеспособ­ная система, потому привлекательная и манящая.

В России хип-хоп-культура вошла в набор культурных услуг для богатых. Но здесь хотелось бы обратить внимание: на российской почве к хип-хоп-культуре вернулись и ее изначальные черты как «культуры улицы». Дело не в том, что возникли конкурсы с таким названием, а в принципиальной возможности удовлетворять оп-

141

ределенные культурные потребности молодежи в формах, требую­щих минимума материальных и финансовых средств. Как в свое время во Вьетнаме развивались среди молодежи два вида спорта — бег и плавание, поскольку они почти не требовали средств, так и тут: многое из хип-хоп-культуры может быть воспроизведено в по­вседневных социальных практиках без крупных затрат. Иначе го­воря, как собственно молодежное движение (а не часть шоу-биз­неса и иного бизнеса, где молодежь — потребитель товаров и услуг) движение хип-хоп в России снова воссоединилось с улицей, вновь вернулось к демократическим формам, к простым средствам общения и взаимодействия. В этом основной социальный ресурс хип-хоп-культуры, если иметь в виду современную ситуацию в мо­лодежной среде в России. Нельзя не видеть, что молодежные орга­низации, во множестве существующие в стране, охватывают своим влиянием ничтожно малую часть российской молодежи. Причем сюда относятся всякие, в том числе и самые слабые, организации. Пока они никак не способствуют социальному контролю молоде­жи. Предоставленную самой себе молодежь с успехом использует организованная преступность: ее втягивают в такие социальные практики, как наркомания, пьянство, вандализм, женская и муж­ская проституция и т. д. На этом фоне хип-хоп-культура мо­жет оцениваться скорее позитивно даже теми, кому претит ее американизм: она достаточно толерантна, она не основывается на потреблении наркотиков, не связана с криминалом. В этих ха­рактеристиках и состоит ее социальный ресурс в российских усло­виях.

Ресурс РСМ в том, что это крупная российская молодежная ор­ганизация, и в том, что она, пожалуй, больше других молодежных и детских общественных объединений может опираться на собст­венные средства и на поддержку государства. Но этот ресурс мало что значит, если союз не находит отклика в молодежной среде. А пока здесь у РСМ немалые проблемы. Есть, конечно, самый высо­кий для современной России показатель членства — 300 тыс. человек, но это менее 1% молодых россиян. Есть структуры управ­ления, Центральный комитет, программы и проекты, но на многие инициативы РСМ нет ожидаемой реакции молодежи. Вот почему поиски контактов с менее оформленными, спонтанными моло­дежными движениями для РСМ жизненно необходимы.

На самом деле воссоединение ресурсов РСМ и хип-хоперов уже идет. Во многих городах хип-хоперы ищут у комитетов РСМ под­держки при проведении мероприятий для молодежи. Эта поддерж-

142

ка оказывается. Контакты дают ростки новых отношений, раскры­вают тем и этим глаза друг на друга, и взаимооценка по шкале «свои — чужие» все больше смещается в сторону «свои». Между прочим, здесь сказывается и то, что есть все-таки некоторые об­щие интересы у молодежи как социальной группы, которая входит в «большую жизнь».

В начале 2005 г. заметно обозначилась тенденция объединения оппозиционной молодежи на основе протестных настроений. Она проводит все более громкие акции и ее различные представители зачастую объединяются, несмотря на расхождение в политических оценках. Молодые «яблочники» (партия «Яблоко»), молодые «ро-динцы» (партия «Родина») протестовали против финансовой по­литики правительства, участники движения «Идущие без Путина» вместе с молодыми коммунистами выступали за энергичное реше­ние социальных проблем. Молодежные организации, в основном левого толка, повсеместно присоединялись к акциям пенсионе­ров, которые прошли в начале 2005 г. против «сырого», недорабо­танного закона о монетизации льгот. Некоторые из этих акций бы­ли достаточно массовыми и агрессивными. Власть заговорила о проникновении экстремизма в молодежную среду. Руководители молодежных левых и либеральных организаций подтверждают, что объединительный процесс продолжается, идет поиск общих лиде­ров и источников финансирования. Пока акции молодых людей разрозненны, но уже достаточно ярки. Используются различные «модные» формы массовых представлений: музыкально-театраль­ные шоу, перформансы, театрализованные представления, шест­вия, демонстрации, митинги. Здесь и сжигание чучел некоторых политиков, и выступления против партий — политических про­тивников, которые порой превращаются в весьма радикальные ак­ции. Лидер молодежного «Яблока» И.Яшин говорит: «Мы вдруг почувствовали, что молодежная часть партии востребованна. И во многом формируем политическую повестку дня самой партии». «Младояблочники» и «младородинцы» заявляют, что готовы со­трудничать с организациями гражданского толка на самом широ­ком фронте. Консолидируется студенческая оппозиция, особенно в регионах. Екатеринбургское «Наше время», например, поддер­живает контакты с молодежным движением «Яблоко» и студенче­ским движением «Я думаю». Такая же тяга к объединению заметна в Санкт-Петербурге, где в середине января 2005 г. на площади у Финляндского вокзала вместе митинговали участники студенче­ского движения «Идущие без Путина», молодежный союз «Ябло-

143

ко», санкт-петербургское отделение Союза коммунистической молодежи под лозунгами «Правительство — в отставку!», «Зурабо­ва — на трамвай!», «Иванова — в казарму!», «Медведей» — в зоо­парк!». Социологи констатируют, что сегодня происходит процесс «негативной консолидации молодежи».

Но «негативной консолидации молодежи» уже реально проти­востоит консолидация патриотически настроенных молодых лю­дей, выражением которой являются пропрезидентские молодеж­ные движения. В апреле того же 2005 г. было создано молодежное демократическое антифашистское движения «Наши», которое ста­ло неким продолжением уже существовавшего движения «Идущие вместе». Но если последние ставили локальные задачи, например, построить в Грозном несколько детских центров, издать опреде­ленные книги, то новое движение «Наши» — это, по словам его ли­дера В. Якеменко, заявка на серьезное участие молодежи в боль­шой политике, в защите патриотических ценностей. В. Якеменко считает, что защищаться нужно от коричневой идеологии нацио­нал-большевизма, которая набирает все большую популярность в псевдоинтеллигентских кругах.

В ноябре 2005 г. в Воронеже состоялся съезд, на котором была учреждена Всероссийская общественная организация «Молодая гвардия Единой России». У самой крупной политической партии страны «Единой России» появилась своя молодежная организа­ция. Ее лозунг: «На службу новой России!» В состав руководящего органа вошли, в числе прочих, режиссер Федор Бондарчук, тенни­сист Михаил Южный и телевизионный ведущий и менеджер Иван Демидов. Основные цели организации — «вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально справедливо­го общества, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну», а также «пропаганда здорового образа жизни, образова­ния и труда». Идеологически цели «Молодой гвардии Единой Рос­сии» сродни задачам движения «Наши», выступающего за сохране­ние суверенитета и целостности России, модернизацию страны и формирование действующего гражданского общества. Однако ор­ганизационная структура «Наших» намного проще. Если у «На­ших» 12 федеральных комиссаров (их обязанности распределены по сферам деятельности) и 3000 подчиненных им линейных ко­миссаров (по сути — членов движения), то у «Молодой гвардии Единой России» — сетевой принцип деятельности: генеральный штаб, штабы на местах, командиры во главе организаций. Как ут­верждают организаторы, «Молодая гвардия Единой России» наме-

144

рена осуществить целый ряд долгосрочных программ и проектов, которые будут реализовываться на всей территории страны.

Между различными молодежными формированиями намети­лось явное противостояние. Представители оппозиционных орга­низаций утверждают, что сталкиваются с активным противодейст­вием со стороны пропрезидентских молодежных объединений. Их озадачило жесткое заявление лидера «Идущих вместе» В. Якемен-ко о том, что при попытках повторить опыт «оранжевой револю­ции» в Украине на российской почве «Идущие вместе» дадут решительный отпор «революционерам». Все чаще происходят ха-керские атаки на оппозиционные сайты, потому что оппозицион­ные движения проявили необычайную активность в Интернете. Появляется все больше сайтов, информирующих об акциях про­теста, все больше политических призывов появляется на разных порталах.

Ш ВЫВОДЫ

Молодежь — особая социальная группа, наиболее активная, со­циально-энергичная часть общества. Необремененная прежним опытом, она наиболее эффективно усваивает принципы жизни и деятельности в условиях демократии и рыночных отношений, ста­новится проводником новых политических и социальных иници­атив. Активность молодежи заставляет совершенствовать техноло­гии и возможности социального контроля масс. Но, чтобы моло­дежь в полной мере выполнила свою позитивную социальную роль, необходимо решение молодежных проблем — образования, занятости, допуска к властным функциям, обеспечение ее жизнен­ного старта. Для этого нужна государственная молодежная поли­тика. В российском варианте — это система регулирующих норма­тивно-правовых актов и перенос основной тяжести работы госу­дарственных органов с молодежью из федерального центра в регионы. Пока подавляющая часть молодежи не ощущает государ­ственной поддержки в решении ее основных социальных проблем. Ослабевает участие молодежи в материальном производстве, но весьма заметно ее стремление найти себя в малом бизнесе, в сфере предпринимательства. Однако государственные меры поддержки этого стремления пока недостаточны, что сдерживает развитие мо­лодежной инициативы в экономической сфере. В свою очередь, неравномерный уровень социально-экономического развития тер­риторий и регионов порождает различия в социальном положении

145

молодежи, в социализационных траекториях молодых людей. Мо­лодежь отличает от иных поколений то, что ей свойственны раз­личные молодежные субкультуры, на развитие которых, зачастую криминальное, повлияли социальная и экономическая неустойчи­вость российского общества последних полутора десятилетий, уте­ря в обществе нормативно-ценностных оснований, необходимых для обеспечения социальной идентичности. Молодежные субкуль­туры стимулируют появление молодежных организаций, в том числе политических. Среди последних существуют объединения оппозиционной молодежи, охваченной протестными настроения­ми, а также противостоящие им организации патриотической мо­лодежи.

Использованная литература

1. Гелен Р. Служба / Пер. с нем. М., 1997.

2. Ленин В. И. Письмо А. А. Богданову и С. И. Гусеву // Поли. собр. соч. Т. 9.

3. Ленин В. И. Советы постороннего // Там же. Т. 34.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.

5. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Гос. доклад. М., 1998.

6. Положение молодежи в Российской Федерации. 1995 год: Доклад Правительству Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Луков. М., 1996.

7. Российский статистический ежегодник. 2001. М., 2001.

8. Торн Т. Словарь современного сленга. М., 1996.


 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!