Криминализация молодежных субкультур



Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Боль­шое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 гг. составило около

* Аномия — нравственно-психологическое состояние индивидуаль­ного и общественного сознания, характеризующееся разложением системы нравственных, социальных и т.п. ценностей.

128

5,6 млн человек [7,274]. Часть вернувшихся из мест заключения ак­тивно участвуют в формировании молодежных групп криминаль­ного характера. В середине 1990-х годов в России, по официаль­ным данным, насчитывалось более 5 тыс. подобных групп [7, 109]. Такого рода группировки, а еще в большей мере носители тюрем­ного опыта — важные каналы проникновения субкультур, стоящих на грани криминала, в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в Рос­сии таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д.

Организованная преступность фактически составляет парал­лельную реальность, принятые в ее среде социокультурные ориен­тиры приобретают ценностное значение в молодежной среде. Так, утверждается культ физической силы, а здоровый образ жизни вы­ступает одной из высших жизненных ценностей. Зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвра­щения в преступную группировку. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений ка­рате, кикбоксинга, других видов единоборств. Иногда они исполь­зуются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объедине­ния имеют легальный фасад спортивной организации, связь с кри­миналом может быть не известна многим их участникам. Субкуль­турными признаками такого рода групп становятся накаченные мышцы (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный кос­тюм (как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда), до­вольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы ук­репляется совместными действиями по «оздоровлению» общества. Такова, в частности, практика «ремонта»: группа подростков вы­лавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания». «Ремонтники» были очень ак­тивны в крупных городах в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Позже философия «оздоровления» общества, физического устра­нения из него «порочных элементов» преимущественно стала ха­рактерна для некоторых экстремистских праворадикальных групп с более высоким уровнем организации и субкультурной опреде-

129

ленности (скинхеды, баркашевцы). «Ремонт» спонтанно проявля­ется и в 2000-е годы. Осенью 2001 г. большую тревогу вызвали по­громы в Москве торговцев с Кавказа, в которых практика «ремон­та» носила явно организованный характер и где ударной силой стали подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник со­бытий находился в правоэкстремистской части политического спектра и в уголовном мире).

В настоящее время криминализация молодежных сообществ все больше приобретает планомерный характер — как подготовка своего кадрового резерва. Летом действуют десятки палаточных лагерей для подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с той же целью берут шефство над детскими домами.

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов

По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за множества быстро воз­никающих и также быстро исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заим­ствованием, в то время как другие сходны лишь мотивами дейст­вий. В самом деле российские скинхеды, возникшие как оформ­ленное движение в начале 1990-х годов XX в. (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября—октября 1993 г.), хоть и близки по форме к западным аналогам, но порожде­ны прежде всего внутренними проблемами страны.

Российские субкультурные феномены отличаются от западных образцов. Причем степень этого различия неодинакова. На одном полюсе — футбольные болельщики, на другом — рейверы и носи­тели хип-хоп-культуры.

Футбольные болельщики.Близкую к криминальным субкульту­рам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сооб­щества футбольных фанатов — одна из наиболее распространен­ных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеют давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским и футболисты работали в трудовых кол­лективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по

130

мере профессионализации футбола в России, возникла современ­ная практика организованных выездов фанатов для поддержки ко­манды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» впервые выехали на игру в другой город в 1976 г.). В этих формах любительской активности со­общество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы заключается в том, что от участников не требуется особых усилий и их образ жизни глубо­ко не затрагивается. Многие фанаты футбольных команд не знают истории этих спортивных коллективов, им достаточно знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на фут­больном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявить свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые бо­лельщики получают возможность в кругу своих сверстников моде­лировать свое поведение как групповое и в то же время не испыты­вающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.). В этом существенное отличие футболь­ных фан-сообществ, например от сообществ поддержки, группи­рующихся вокруг театров (в театральном сленге «сыры» — нечто вроде клакеров, но обычно без меркантильного интереса; здесь слабо выражена возрастная дифференциация и возрастные конф­ликты).

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака», которых насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек (такое число организованных бо­лельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах), выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулигане», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Груп­пировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Пра­вые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в ар­мии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщи­ков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действия­ми» — битвами с болельщиками команд-соперниц и милицией. Во время выездов в другие города очень часто случаются драки — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в чужой город, координируют свои действия по сотовой свя-

131

зи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футболь­ной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и крас­ного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болель­щиков, например, «Let's go Spartak Moscow»). Варианты «ху­лиганского» шарфа содержат оскорбление и вызов противнику (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал более чем в 10 выездах на матчи команды в дру­гие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит относиться к элите (группе «Правых»). Поте­ря номерного шарфа (в драке или стычке с милицией) влечет за со­бой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую можно только после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуется философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участ­ники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди них выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», — 17—18-летние и старше болельщики-алкоголики («кол­дырь» на сленге — пьяница, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов воспол­няют недостатки социального опыта межгруппового взаимодейст­вия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время многие из них все активнее заключают договоры о «ненапа­дении» и совместных действиях против других сообществ (у спар­таковских, например, договор с болельщиками за «коней» — ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами «торпедонов» — болельщиками команды «Торпедо», «паровозиками» — болельщи­ками «Локомотива», но враждебные отношения с болельщиками команды «мусоров» — московского «Динамо»). Некоторые сторо­ны общественного движения институционализируются, в частное-

132

ти, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Экологисты.В целом экологическое сознание российской моло­дежи не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жиз­ненных стилях, имеющих оригинальную философскую основу. Даже среди студентов (наиболее культурной и информированной части молодежи) испытывают опасение относительно загрязнения окру­жающей среды, экологической катастрофы только менее четверти опрошенных (19,7%; исследование Московской гуманитарно-со­циальной академии «Молодежь-2002»). Экологически ориентиро­ванные группы немногочисленны и в известной мере подражают своим западным аналогам. Акции российского «Гринписа», на­пример, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных ма­териалах выдерживают четкую ориентацию на экологическую про­блематику, но в действительности не она составляет основу груп-пообразования. В подобных случаях очевидно использование по­пулярных субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая сторона: стихийным группам, ос­нованным на каком-либо общем интересе, не слишком принимае­мом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и поддерживать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и соответствующие им соци­альные практики. В противном случае существование некоторых из таких любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты.Иногда спонтанные формы суб­культурной активности соотносят с некоторыми привычными за­падными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть несколько байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с за­падных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоя­тельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки бай­керства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опре­деленного культурного ассортимента. Большинство из них не спо-

133

собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платфор­мы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения — под­черкивание своего отличия от байкеров («они — тупые, пьянь»). Ежегодный съезд (в прямом смысле — на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще сопровождающие) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в Ма­лоярославце показывает, что определенная часть участников мото­фестиваля придерживается особого стиля жизни: эти мотоциклис­ты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большую скорость, стоит примерно в 10 раз меньше, чем новый в магазине. Некоторые из ребят фактически переселяются на период сборки мотоцикла в гараж, другие переоборудуют под мастерскую свою комнату, и мотоцикл занимает в ней основное место. Атмосфера в период сборки спокойная, окончание работы не завершается по­пойкой. Образец дизайна, а частично и технической конструкции мотоцикла берется из западных журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) ездят достаточно спо­койно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ста­вят никаких особых целей путешествия — «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде мо­лодых людей из семей с небольшим достатком. Участвуя в нем, они самоутверждаются и выражают творческое отношение к жиз­ни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мото­цикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом от­ношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская. И хотя его символическое про­странство еще слабо фиксировано, но, несомненно, оно связано с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

134

Рейверы.Среди заимствований с Запада в европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам мас­совой информации, рейверы. Рейв (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) в «Словаре современного сленга» Т. Тор­на трактуется как «дикая вечеринка {a wild party), танцы или си­туация отчаянного поведения» [8,421].

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкаль­ный стиль, а точнее — образцы жизненного стиля наиболее попу­лярных музыкантов, выступающих в харизматической роли куми­ров — носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернацио­нальные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера — ночной. В облике истилистике поведения рейверов реализуется идея «отхода» чело­века от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы­кального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним за­паздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Хип-хоп-культура.Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий раз­мах получил рэп (англ. rap — легкий удар, стук). Манера испол­нения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Аме­рики. На российской почве этот стиль носит подражательный ха­рактер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее на­звание хип-хоп-культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого на­стенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный футбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с «молодежью улицы», хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. Таковы проводимые в Москве конкурсы

135

«Культура улицы», платные школы брейкданса, соответствующие сайты в Интернете.

В крупных городах довольно много молодых людей носят одежду, стилистически связанную с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах» (а часто просто в узких с карма­нами), изображающих из себя рэперов, с презрением. Причина того, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в не­которых других российских городах, в большей мере экономи­ческого характера: такая одежда продается на оптовых вещевых рын­ках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп-культуру.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!