Рисковые тенденции и ситуации: позиция интеллигенции



Отношение к рисковым тенденциям и ситуациям раскалывает интеллигенцию по идеологическому и морально-нравственному принципу. Моральный принцип находит выражение либо в пози­ции созерцания и обсуждения ситуации, либо в конструктивном участии в ее разрешении.

И здесь велика роль национальных культурных традиций. Как отмечает американский социолог А. Коэн, одной из черт амери­канской культуры является нежелание с философской покорно­стью примириться с несовершенством человека и общества. Эта американская установка находит выражение не в форме револю­ционных движений, а в форме выявления, страстного разоблаче­ния зла и реформаторского рвения [3,283].

Российская культурная традиция противоречива. И согласно ей, нравственная позиция нежизнеспособна без идеологической. Только первоначальная идейная определенность подскажет на­шему интеллигенту алгоритм поведения: либо активное участие в процессах влияния на существующие вызовы, либо безучастное

* Рассчитано исходя из количества крестьянских дворов к 1900 г. (более 11 млн) и приходящихся в среднем душ на один двор (см.: Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Поли. собр. соч. Т. 3. С. 138, 150).

34

отношение — социальная апатия или следование конкретной ус­тановке — борьба против всех. Эта ситуация больше характерна для рисковых конфликтов социального характера. Что касается конфликтов, проистекающих из предубеждений в отношениях между рассовыми и религиозными группами, то здесь выводы со­циальных психологов очень близки российской культурной тради­ции.

Конфликты и предубеждения ослабляются, когда две конфлик­тующие группы приобретают в некоторой ситуации одинаковый статус, начинают добиваться общих целей, когда результаты их де­ятельности больше зависят от сотрудничества друг с другом, неже­ли от соперничества, когда обе группы взаимодействуют при поддержке властей, закона или обычая.

В России отношение интеллигенции к демократии, использо­ванию ее возможностей для выражения своей позиции несколько заторможенное, что, вероятнее всего, обусловлено реальными условиями жизни. Данные исследований подтверждают это. В по­следние 7 лет Институт комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН проводит мониторинговые исследования на обще­российской репрезентативной выборке с целью изучения того, как российское общество относится к демократическим переменам, что ценит в демократии. На первом месте — насыщение рынка то­варами (53,5% опрошенных), а «свобода слова» — с огромным от­рывом на втором месте по значимости (27,7%) [7].

В современной России переход из одной социальной группы в другую стал обычным явлением в среде интеллигенции массы. Допустим, был инженером или ученым, а стал бизнесменом или «челноком», был журналистом или учителем — стал риэлтером или аудитором. И все это, как правило, на грани колоссального жиз­ненного риска, опасности лишиться в одночасье не только всего материального, но и духовного — от квартиры, дачи до морального авторитета и элементарного человеческого достоинства, а то и са­мой жизни.

Таким образом, интеллигенция в обществе риска сама стала группой риска. Она как бы перестала узнавать себя в зеркале обще­ственных отношений. Кризис сознания, «разруха в головах» у мно­гих наступили как результат неадекватности представлений о жиз­ни и о самих себе, своих реальных возможностях, своем духовном предназначении. Более того, былые идейно-нравственные стерео­типы, модели поведения вступили в противоречие с предложенны­ми обстоятельствами жизни, новыми вызовами времени.

35

Жизнь показала, что принимать политические решения и зани­маться государственным строительством должны компетентные, профессионально подготовленные политики, специалисты-управ­ленцы и т. д. Интеллигенция с ее вечными нравственно-этически­ми и идеологическими метаниями не способна должным образом управлять государством. Дело в том, что у власти, у профессио­нальных политиков, с одной стороны, и у интеллигенции — с дру­гой, разное общественное предназначение. Скорее всего, интелли­генция призвана в соответствии со своей исторически сложив­шейся социальной природой идейно, идеологически влиять на власть, не сливаясь с ней.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!