Существует ли теория социального контроля масс?



Такая теория существует. Она исходит из того, что социальный контроль масс является весьма значительной частью культуры влияния на человека. Именно влиянием на человека, развитостью системы общественных связей определяется социальный контроль в обществе.

Понятие «социальный контроль» в западную социологию ввел французский социолог Г. Тард. Суть его понимания социального контроля сводилась к обеспечению контроля за комфортным по­ведением индивидов в границах определенных общественных инс­титутов — как подчинение индивида социальной группе.

Идеи Г. Тарда нашли развитие в работах американских соци­ологов Э. Росса и Р. Парка. Э. Росс' рассматривал социальный контроль как направленное влияние общества на поведение инди­вида в целях необходимого социального порядка. В его трактовке просматривается идея культуры влияния на человека для социаль­ной регуляции. Р. Парк, в свою очередь, понимал социальный контроль как соотношение социальных сил и человеческой приро­ды. Исходя из этого он рассматривал его на трех уровнях: элемен-

22

тарные формы социального контроля, общественное мнение, со­циальные институты.

Дальнейшие исследования западных социологов велись в двух направлениях: изучение «культурной основы» социального конт­роля и изучение типов и техники социального контроля. В первом направлении особенно преуспел американский социолог Р. Лапь-ер. Его подход чрезвычайно интересен. Он считает, что задача со­циального контроля в том, чтобы регулировать процесс усвоения индивидом культуры, передачи культуры от поколения к поколе­нию и от индивида к индивиду. Он говорит и о «базисной культуре», которая является всеобщим достоянием того или иного общества. По Лапьеру, социальный контроль проявляет себя, «ког­да роль, навязанная индивиду ситуацией, и роль, навязанная ему статусом в той или иной группе, не совпадают, а желание индивида склоняется больше в пользу первой роли, чем второй» [14,65\. Раз­решить эту проблему должна система общественных связей. Эта система реально обеспечивает в современном обществе и процесс усвоения индивидом культуры, передачи ее, и процесс регулирова­ния отношений индивида между статусом и ситуацией.

Второе направление исследования социального контроля пред­ставлено работами Р. Мертона, П. Селфа, К. Рицлера. Исследуя тех­нику социального контроля, они вводят понятие «система санк­ций», т. е. воздействие на индивида в случае нарушения им тех или иных групповых и общественных норм. К этим санкциям относят­ся как физические, экономические, так и манипуляция вкусами, настроениями, сознанием, поведением людей. По сути, здесь речь идет о разных формах проявления общественных связей — пропа­ганде, манипулировании сознанием.

Исследования Г. Тарда, Э. Росса, Р. Парка, Р. Лапьера, Р. Мер­тона, П. Селфа и других исследователей касаются прежде всего со­циального контроля индивидов или некоторых группировок в це­лях поддержания определенного социального порядка. Но этот контроль превращается в социальный контроль масс, когда встает вопрос об обеспечении стабильности общества в целом, предотв­ращении социальных конфликтов и революций, развитии общест­ва и государства в границах конструктивных, прогнозируемых от­ношений.

Поэтому социальный контроль масс это процесс обеспе­чения социальной стабильности во имя прогрессивного развития общества и государства посредством использования инструментов демократии, реализации в массе прав человека и влияния на массу

23

с помощью общественных связей, т. е. массовых коммуникаций — образования, религии, пропаганды, массовой культуры и рекла­мы, — для достижения идентичности политики власти глубинной психологии народа, его национальному характеру.

В основе социального контроля, а смотря более широко — в ос­нове культуры влияния на человека, все больше с течением време­ни преобладает тенденция взаимодействия мира реального, мира информационного и мира символического. Современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой ин­формации. В информационном мире событие может приобрести совершенно иное значение, более весомое, чем оно было в реаль­ном мире, и наоборот. Но есть еще мир символический — мир символов, имиджей, образов, которыми мыслит, оперирует чело­век после взаимодействия с миром информационным.

«Именно на мир символический в значительной степени ориентирует­ся социальная память, осуществляя отсеивание существенных собы­тий от несущественных... в мире информационном мы имеем дело скорее с индивидуальной памятью человека, а в мире символическом речь идет уже о социальной памяти» [9,75].

Для того чтобы влиять на людей, нужны информационный и символический мосты между обществом, организациями и людь­ми. Эти мосты становятся частью социального контроля.

А. И. Яковлев и Н. П. Кириллов применительно к массе пишут о массовизации общественной жизни, подразумевая под этим процессом степень участия в общественной жизни все большего количества людей в организованных формах труда и совместной деятельности [12, 105]. Но это скорее процесс социализации масс. А массовизация, принимая данный термин, — это степень охвата массы средствами массовой коммуникации, технологиями «паб-лик рилейшнз» (количественно), это степень эффективности воз­действия на массу, по сути, — степень эффективности социального контроля массы (качественно).

Социальный контроль масс — ежедневный, постоянный — предусматривает привитие им определенных жизненных ценнос­тей, консолидацию их вокруг этих ценностей, а также вокруг лиде­ра нации или вождя. В тоталитарных и авторитарных обществах он осуществляется прежде всего путем консолидации масс вокруг партии и вождя, а затем вокруг идей, ценностей и образа жиз­ни. Так было в Советском Союзе, в гитлеровской Германии, в маоистском Китае. В демократических обществах формирование

24

масс происходит прежде всего на основе ценностей массового об­щества — системы потребления, образа жизни, устоявшихся форм демократии. Что касается организации массы (как части процесса ее формирования), то в тоталитарных и авторитарных обществах масса организована в трудовые коллективы, в политические пар­тии, молодежные и профессиональные союзы, многочисленные по числу членов. В демократическом обществе, если какая-то часть массы организуется, то это находит выражение в многопар­тийности, большом числе общественных организаций, союзов, об­ществ, ассоциаций.

Когда общество переходит из одной социально-политической фазы развития в другую и при этом меняется экономический ба­зис, то процесс консолидации массы начинается заново и весьма продолжителен по времени. Так было в России после революции 1917 г.: процесс консолидации массы нашел отражение в Граждан­ской войне 1918 —1920 гг., в репрессиях 1920—1940-х годов. В Гер­мании после прихода к власти нацистов в 1933 г. процесс консоли­дации масс был кратковременным, поскольку экономический ба­зис, способ производства оставался тот же — капиталистический. Благодаря этому фактору и искусной работе правящей элиты по контролю масс через 5—7 лет в Германии сложилось единое, не раздираемое социально-классовыми противоречиями общество.

Инструментом социального контроля масс являются об­щественные связи в форме образования, религии, пропаганды, массовой культуры, рекламы, а также политические партии, вся система производства и потребления. Наиболее точно выразил этот процесс Г. Маркузе, когда писал:

«Аппарат производства и производимые им товары и услуги «продают» или навязывают социальную систему как целое. Транспортные средст­ва и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пиша и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информацион­ная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей, доставляя им тем самым большее или меньшее удовольствие, к производителям и через этих последних — к целому. Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом про­тив собственной ложности. И по мере того как они становятся доступ­ными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, ко­торое они несут с собой, перестает быть просто рекламой; оно стано­вится образом жизни. Это не плохой образ жизни — он гораздо лучше прежнего, — но именно поэтому он препятствует качественным пере-

25

менам. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступ­ка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной систе­мы и ее количественной мерой (its quantitative extension)» [5, 16].

Процесс социального контроля масс достаточно ясно выража­ется в массовом сознании. Правда, некоторые социологи, на­пример Яковлев и Кириллов, наряду с понятием «массовое созна­ние» выделяют и понятие «сознание массы» как социологической категории. Но все же понятие «массовое сознание» более обоб­щающее, оно включает следующие критерии: 1) степень распрост­ранения тех или иных идей и ценностей в массе; 2) степень усвое­ния идей и ценностей массой; 3) отношение массы к усвоенным идеям и ценностям. И конечно, между массовизацией как степенью охвата массы средствами массовой информации, техно­логиями «паблик рилейшнз» и массовым сознанием существует прямая и обратная связь. Чем шире социальный контроль масс, тем качественнее и разностороннее массовое сознание, и наобо­рот, чем выше уровень массового сознания, тем масштабнее про­цесс социального контроля.

Каждой сфере общественных отношений соответствует свой вид массового сознания: экономической сфере и экономическим отношениям — экономическое массовое сознание, политической сфере и политическим отношениям — политическое массовое со­знание, правовой сфере, правовым отношениям — правовое мас­совое сознание. Так же можно говорить, что исторической сфере соответствует историческое массовое сознание. Но совокупность всех этих видов массового сознания — это не сознание народа, а сознание массы — массовое сознание. Оно — продукт формиро­вания массы в определенных условиях, в определенное время, час­то результат манипулирования массой.

Но отметим, что не все виды массового сознания легко подда­ются воздействию средств массовой информации и соответствую­щих технологий. Там, где появляется такой фактор, как историче­ская память, влияние поколений, семьи, ее родословной, массовое сознание демонстрирует известную сопротивляемость. Член-кор­респондент Российской академии наук Ж. Т. Тощенко на основа­нии данных социологических исследований 1990—2000 гг. прихо­дит к несколько парадоксальному выводу: основные параметры массовых установок по отношению к важнейшим событиям XX в.

26

остаются без изменения, т. е. историческое сознание проявляет оп­ределенную устойчивость, последовательность — на него мало по­влияли колебания, порой и резкие, происходившие в официаль­ной пропаганде [10,5]. Особенно ярко это видно на примере отно­шения к Великой Отечественной войне. В исследованиях начала 1990-х годов важнейшим событием XX в. признается Великая Отечественная война, занимая первое место (57% опрошенных) по сравнению с Октябрьской революцией (второе место). Такой по­рядок не изменился в оценке этих событий в последующие годы (причем у разных поколений), несмотря на огромные обществен­ные сдвиги в политическом и экономическом устройстве страны, несмотря на многочисленные попытки дезавуирования итогов и эпизодов этой войны, ее героев.

Как объяснить этот феномен? В данном случае историческая память связана с историей каждой семьи, война коснулась самых существенных и сокровенных сторон личной жизни людей. Тем более что в современном российском обществе победа в Великой Отечественной войне по существу — единственная позитивная опорная точка национального самосознания народа. Добавим, что Великая Отечественная война затронула глубинные структуры народного сознания, все поколения, народную память, нацио­нальный характер и косвенно повлияла на современное массовое сознание, придала ему значительную устойчивость. Поэтому про­пагандистское давление здесь наткнулось на сильную сопротивля­емость массового сознания. Но там, где нет влияния глубинных структур, массовое сознание под воздействием соответствующих технологий быстро становится податливым и управляемым.

Эффективность воздействия на массу, ее формирование в нуж­ном направлении требуют ее структурирования по разным соци­альным и психологическим параметрам, выражающим то или иное качественное состояние массы. С учетом этого состояния выбира­ются инструменты и формы воздействия. А структурируемая та­ким образом масса как социологическая категория переходит в ка­тегорию общественности — как совокупности всех социальных слоев, классов и групп, социальных сообществ (толпы, публики, неформальных групп), электоратов партий и движений, участ­ников различных общественных и политических движений, ауди­тории средств массовой информации, а также потребителей това­ров и услуг.

Сегодня в случае противостояния различных социально-поли­тических систем воздействие на массу, на психику населения осу-

27

ществляется с помощью отработанных технологий проведения ин­формационных операций. Американские специалисты выделяют четыре основные категории информационных операций воздействия: 1) операции против воли нации; 2) операции в сфе­ре национальных культур; 3) операции против властных структур и элиты противника; 4) операции против вражеских войск. В гряду­щем десятилетии информационная борьба за массу будет вестись вокруг государственных идей, духовных и национальных ценнос­тей, систем вероисповедания, т. е. духовной сферы жизнедеятель­ности людей [8, 103—104]. И тем большее значение приобретает по­литическая и экономическая безопасность общества, его ста­бильность.

■ ВЫВОДЫ

Масса как основа массового общества объединена общими цен­ностями. Существуют различные концепции массового общества: элитарная, антитоталитарная, либеральная, демократическая. В их основе — различные трактовки понятия «масса». Демократическая концепция рассматривает массу в развитии, постепенном прибли­жении к элите. Формирующийся в ней средний класс — основа общественного согласия, а общественное мнение становится сред­ством завоевания и удержания власти. Политика при этом высту­пает средством достижения компромиссов между различными со­циальными группами, инструментом стабилизации общества, со­циального контроля.

Масса как основа массового общества объединена общими цен­ностями. Прогресс и лицо цивилизации определяют материаль­ные, духовные, общественно-политические ценности, а также ценности, связанные с социализацией человека и культурой быта.

Правящая элита всегда ведет борьбу за ценности массы, стре­мится контролировать ее, формируя массовое сознание и массо­вые настроения.

Теория и практика социального контроля масс опирается на ис­следования Г. Тарда, Э. Росса, Р. Парка, Р. Лапьера, Р. Мертона, П. Сел фа и других исследователей, которые касаются прежде всего социального контроля индивидов или некоторых группировок в целях поддержания определенного социального порядка. Подоб­ный вид социального контроля превращается в социальный контроль масс, когда встает вопрос о стабильности общества в це-

28

лом, о предотвращении социальных конфликтов и революций, о развитии общества и государства в границах конструктивных, прогнозируемых отношений.

Социальный контроль масс — это процесс обеспечения со­циальной стабильности во имя прогрессивного развития общества и государства посредством использования инструментов демокра­тии, реализации в массе прав человека и влияния на массу с по­мощью общественных связей, т. е. массовых коммуникаций — об­разования, религии, пропаганды, массовой культуры и рекламы, — для достижения идентичности политики власти глубинной психо­логии народа, его национальному характеру.

Социальный контроль масс ориентируется в значительной мере на потребительское общество, для которого характерны широкое распространение потребительских кредитов, разнообразные меры социального страхования, практика выделения пособий малоиму­щим. Все эти особенности, свойственные потребительскому обще­ству, способствовали превращению широких социальных слоев в активных потребителей. Массовое потребительское общество луч­ше всякой пропаганды «привязывает» человека массы посред­ством зарплаты, кредитов, страхования, пособий, владения акция­ми компаний и т. д. к существующей социальной системе, вызыва­ет желание жить с ней в согласии и сотрудничестве. А массовые коммуникации — пропаганда, образование, массовая культура, реклама — только усиливают это желание, учат определенным приемам и методам жизни в потребительском обществе. Потреби­тельское общество — это базовая основа социального контроля масс.

Использованная литература

1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

2. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

3. Дубоносов Л. Нелегал за океаном. М., 2002.

4. Ленин В.И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического интерна­ционала// Поли. собр. соч. Т.41.

5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

6. Ольшанский Д. В. Массовые настроения переходного времени // Вопросы философии. 1992. № 4.

7. Ортега-и-Гасет X. Избранные труды. М., 1997.

8. Панарин И. Информационная война XXI века: готова ли к ней Рос­сия // Власть. 2000. № 2.

29

9. Почепцов Г. Имиджмейкер: Паблик рилейшнз для политиков и биз­несменов. Киев, 1995.

10. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память: Ана­лиз современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4.

11. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.

М.Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

13. Ehrenreich В. Angst vor dem Absturz. Munchen, 1992.

14. Lapiere R. A Theory of social control. N. Y. — Toronto — L., 1954.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!