Новая» интеллигенция и интеллигенция массы



Традиционно считалось, что роль интеллигенции глубоко функциональна в силу характера ее деятельности — профессио­нального занятия умственным, сложным творческим трудом, раз­витием и распространением культуры. В трактовке главы струк­турно-функциональной школы американской социологии Т. Пар-сонса интеллигент — это специалист высокой квалификации, призванный обеспечить бесперебойное функционирование обще­ственного механизма. Этот технократический взгляд на интелли­генцию был присущ и многим советским исследователям, которые писали о неправомерности выделения интеллигенции по такому признаку, как гражданская активность, поскольку он присущ всем передовым людям общества.

Есть ленинское замечание, касающееся интеллигенции: «Ин­теллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего со­знательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе» [4,343]. Выражаются эти интересы в соответствую­щих настроениях и гражданской интеллектуальной активности. Но во многом эта активность продиктована невостребованностью интеллектуального и культурного потенциала интеллигенции.

В работах ряда теоретиков, в частности А. Грамши, утверждает­ся, что власть господствующего класса держится не только на на­силии, но и на согласии. Однако последнее — величина меняю­щаяся, динамичная и поддержание его требует непрерывных уси­лий. По А. Грамши, достижение согласия, как и его подрыв, — это «молекулярный» процесс, т. е. он подразумевает постоянное влия­ние на людей малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. В основе этого согласия — состоя­ние «культурного ядра» общества. Стабильность его, обеспеченная устойчивой коллективной волей, и создает это самое согласие, га­рантирующее устойчивость общества. А если раскалывать это ядро

31

постепенными усилиями, «молекулярными» процессами, то в кон­це концов можно получить революционные изменения в созна­нии.

Главная действующая сила в создании или подрыве согласия, по А. Грамши, принадлежит интеллигенции. В своих «Тюремных тетрадях» он доказывает, что интеллигенция как социальная груп­па получила развитие в современном обществе, когда появилась потребность в установлении через идеологию согласия с властью, с господствующим классом. Он категоричен: главный смысл существования интеллигенции — распространение идеологии для укрепления или подрыва согласия, коллективной воли культурно­го ядра общества, которое, в свою очередь, влияет на другие клас­сы и социальные группы. «Интеллигенты служат "приказчиками" господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и полити­ческого управления» [1]. И далее он подчеркивает, что обществен­ные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, рож­дают собственную интеллигенцию, которая становится главным агентом воздействия на «культурное ядро» и завоевывает гегемо­нию. Это и есть «новая» интеллигенция — интеллигенция, об­ладающая огромной социальной энергетикой.

Она обеспечивает тот «молекулярный» процесс, тот «пропаган­дистский поток достаточной мощности» в виде огромного количе­ства «книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской сово­купности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той сте­пени, которая необходима, чтобы получилось действие коор­динированное и одновременное во времени и географическом пространстве» [1].

Так, например, предтечей распада общественного строя в СССР был распад в духовной сфере, в общественном сознании, в «культурном ядре». Масса желала этого распада, потому что ее сознание уже было «обработано» граждански активной частью интеллигенции — «новой» интеллигенцией. Как писал немецкий социолог Р. Михельс: «Ни одна социальная битва в истории не выигрывалась когда-либо на длительное время, если побежден­ный уже до этого не был сломлен морально» [6,59]. Борьба за массу начиналась с борьбы за ее моральные и культурные ценности.

В годы советской перестройки «новая» интеллигенция внушила массам идею несостоятельности советского типа хозяйства и не

32

только показала преимущества рыночной экономики, но и пообе­щала народу резкий подъем благосостояния после перехода к ней.

Но почему «новая» интеллигенция так могла повлиять на мас­су? Потому что она нашла активного проводника своего влияния в массе в лице интеллигенции массы, которая играет решающую роль в битве за мораль. Что кроется за понятием «интеллигенция массы»? Благодаря индустриальному и информационному прогрес­су начиная с середины XX в. люди сложного умственного труда — инженеры, врачи, учителя, служащие — становятся частью массы, интеллигенцией массы. Интеллигенция массы — это многочис­ленный слой людей массового умственного труда, получивших специальное образование и имеющих все признаки массовой пси­хологии. Но в то же время — это наиболее отзывчивая часть массы, аккумулирующая ее настроения и ожидания, ориентирующаяся на идеологические установки «новой» интеллигенции и активно транслирующая их на остальную массу с учетом ее социально-пси­хологического состояния.

Интеллигенция массы появилась лишь в индустриальном об­ществе как продукт научно-технического и социального прогрес­са. Почти через 60 лет после Октябрьской революции, в 1975 г., в Советском Союзе было около 36 млн работников умственного труда [8, 15]. А в Российской империи, согласно первой переписи населения 1897 г., насчитывалось всего 725 095 работников умст­венного труда [2, 166]. Распределение их по сферам деятельности представлено в таблице 2.

Таблица 2.Количество работников умственного труда в Российской империи (по данным переписи населения 1897 г.)

Таким образом, на массу было ориентировано чуть более 300 000 работников умственного труда (исключая деятелей науки и искусства). Конечно, при соотношении 300 000 работников умст-

зз

венного труда на 10 млн рабочих [5,582]и более 44 млн крестьян* ни о какой интеллигенции массы говорить не приходится. Интел­лигенция была малочисленным обособленным слоем и не оказы­вала психологическое влияние на массу. Идейно на нее влияла еще более малочисленная, но революционная «новая» интеллигенция, которая подчиняла массу благодаря невероятной энергетике. И масса за ней пошла в революцию 1905 г., а затем и в Февраль­скую, и в Октябрьскую революции 1917 г. Несомненно, что успеху двух российских революций — 1905 г. и Октябрьской 1917 г. — спо­собствовало в том числе и отсутствие интеллигенции массы.

А в годы советской перестройки «новая» интеллигенция увлек­ла интеллигенцию массы своими настроениями, ожиданиями, идеями, нравственными установками. И как следствие этого, ин­теллигенция массы сумела привить массе новую мораль, новые ожидания.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!