Ценности духовного производства



В духовном производстве, в отличие от материального, нет столь тесной связи между созданием ценностей и их потреблени­ем. Выдающиеся произведения литературы и искусства могут слу­жить людям сколь угодно долго. Однако необходимо учитывать временнбй фактор. Создание духовных ценностей, как правило, обусловлено достигнутым уровнем материального производства и существующими общественно-политическими отношениями. Ду­ховное производство, с одной стороны, направлено на выработку сознания, духовных ценностей, научных идей, взглядов, создание произведений литературы и искусства. Оно осуществляется преж­де всего особыми группами людей, т. е. является специализирован­ным производством. В этом и заключается его особенность.

Но, с другой стороны, духовное производство подразумевает и народные традиции, гражданские обряды, народные верования и эпос, которые находят свое материальное воплощение в книгах, картинах, музыкальных записях, фильмах и т. д. В этом прямая за­висимость духовного производства от материального. Однако есть и обратная зависимость. Материальное производство определяет

15

потребность в духовном. Здесь, конечно, надо иметь в виду, что ес­тественные и технические науки, непосредственно определяющие промышленный, научный прогресс, могут относиться как к духов­ному, так и к материальному производству.

Ценности «общественно-политического производства»

Наряду с материальным и духовным производством, следует рассматривать и «общественно-политическое производство». Про­дуктом такого рода «производства» являются политическая теория и практика, порождающие тот или иной социально-политический строй. «Общественно-политическое производство» — это типы устройства общества и государства, достигнутые человече­ской цивилизацией под влиянием материального производства, общественно-политических процессов в разных странах. Рабовла­дельческий и феодальный строй, монархия, либерально-демокра­тические и тоталитарные по форме и организации общества — все это результаты «общественно-политического производства». Об­щественно-политические ценности, созданные в процессе этого «производства», прошедшие проверку временем, судьбами стран и народов, оставшиеся в истории и в современности, составляют слой общественно-политической культуры человечества. Он тесно связан с материальным и духовным слоями, а в ряде случаев пере­плетается с ними.

Культура влияния на человека и массы как ценность

Когда речь идет о культуре влияния на массы и человека массы, имеется в виду такая преобразовательная деятельность, как «обра­ботка людей людьми». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали о двух сторонах преобразовательной деятельности, одна из которых — «обработка природы людьми», другая — «обработка людей людь­ми». «Обработка людей людьми» — важнейшая сфера жизнеде­ятельности общества, как следует из контекста «Немецкой идеоло­гии», Маркс и Энгельс подразумевали под этим воспитание и об­разование членов общества, т. е. социализацию человека. Но развитие форм общественных связей, технологий коммуникаций (книгоиздание, средства массовой информации, компьютерные, информационные сети, глобальные системы связи), ориентиро­ванных на человека, позволяет говорить об «обработке людей людьми», занятыми в индустрии пропаганды, рекламы, массовой

16

культуры — индустрии производства определенных ценностей и мифов. Эта индустрия влияет на человека, формирует его ми­ровоззрение, установки, настроение. Американский социолог Б. Эренрейх характеризует профессиональный средний класс, в который входят учителя, журналисты, профессора, инженеры, врачи, государственные чиновники, как «фабрику идеологии и ценностей» США [13]. Эта «фабрика» обеспечивает «обработку лю­дей людьми».

В конечном счете это и есть культура влияния на человека, объ­единяющая культуру материальную, создающую технические сред­ства, и культуру духовную, которая создает духовные ценности и мифы. Причем именно технические средства дают возможность донести эти ценности и мифы до широких масс. Кроме того, тех­нические возможности во многом определяют и суть создаваемых духовных ценностей и мифов. Эти процессы неразрывно связаны с духовным производством и духовным потреблением, распростра­нением духовных ценностей, а по сути, — с передачей ин­формации.

Распространение информации подчиняется своим законам. Важнейший из них — достижение оптимального уровня информа­ции, так как максимальная информация сложна для субъекта, представляется ему хаосом, а минимальная не позволяет эффек­тивно выполнять управленческие функции. Оптимальный уровень информации обеспечивает процесс ее отбора и распространения, которым занимаются «специальные люди». Переход от незнания к знанию характеризуется появлением установки в сознании, кото­рая вызывает упорядоченность в отборе информации.

Распространение духовных ценностей как информации, их восприятие человеком подчиняются известным психологиче­ским закономерностям коммуникации. Эти закономерности свя­заны с проблемами внимания, мышления личности, влияния сте­реотипов на восприятие информации, а также с проблемами об­ратной связи, психологической структуры, установок личности и динамикой их изменений под влиянием распространяемой духов­ной информации, проблемами применения принципов внушения и убеждения в процессе воздействия на человека. Духовное по­требление как удовлетворение духовных потребностей человека в виде идей, взглядов, художественных образов способствует фор­мированию мировоззрения личности, раскрытию ее творческих сил. Его, конечно, следует рассматривать не только как удовлетво­рение потребностей людей. Наряду с этим потребление в обществе

17

имеет определенную заданность, направленность. Именно это позволяет управлять процессом формирования ценностных ориентации личности, ее установок на духовные ценности. Духов­ное потребление непосредственно связано с процессом распрост­ранения духовных ценностей. Последнее требует создания опреде­ленных институтов, материальной базы, средств. Сюда входят все формы обучения человека, деятельность средств массовой инфор­мации, учреждений культуры, самодеятельных организаций.

А духовное потребление, в свою очередь, зависит от духовного производства. Насколько развитым будет это производство, на­столько насыщенным духовное потребление. В современном об­ществе духовное производство — весомая и все более расширяю­щаяся часть общественного производства. Оно связано с деятель­ностью средств массовой информации, с развитием средств связи, кинематографической и полиграфической промышленности, элек­тронно-вычислительных комплексов, с деятельностью школ и ву­зов, культурно-просветительных учреждений и т. д. Духовное про­изводство сегодня требует больших материальных затрат. Его раз­витие и научно-технический прогресс порождают новые формы духовного потребления. Это хорошо видно на примере появления Интернета, новых компьютерных технологий. Сегодняшнее ду­ховное производство в силу своей специфики не «штучное», а мас­совое в большей своей части, в той, что связана с научно-техниче­скими достижениями. На этих достижениях основываются телеви­дение, радио, кино, печать. Они — база массовой культуры, которая пользуется наибольшим спросом.

Вся система духовного производства, распространения и по­требления духовных ценностей относится к той сфере жизнеде­ятельности общества, которая именуется «обработкой людей людьми». Эта сфера качественно менялась на всем протяжении ис­тории цивилизации и в разных типах общества. Но она служит по­казателем социально-идеологического контроля масс, культурно­го прогресса общества.

Критерий социально-идеологического контроля масс, культурного прогресса общества можно представить как отноше­ние количества людей, занятых обработкой других людей, к коли­честву людей, занятых обработкой природы, т. е. работающих в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Коэффи­циент, который получается в результате этого отношения, не что иное, как численный критерий социально-идеологического конт­роля масс, культурного прогресса. Рассмотрим это отношение на примере СССР (табл. 1).

18

Таблица 1.Показатели социально-идеологического контроля масс (на примере СССР)

 

Год Кол-во занятых в промышленном и сельско­хозяйственном производстве, млн чел. Кол-во занятых в сфере образования (учителей, преподавателей), в СМИ, в учреждениях культуры, кол-во ученых, писателей, художников, музыкантов и т. д., млн чел. Коэффициент социально-идеологического контроля, культурного прогресса общества
1950 40 1,4 0,035
1970 90 2,3 0,026
1977 106,2 2,3 0,022

Наибольший коэффициент соответствует 1950 г., в 1977 г. нали­цо стагнация в сфере культуры, в сфере социализации человека, влияния на него. Об этом свидетельствует и соответствующий ко­эффициент.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!