Ценности западной цивилизации XIX—XX вв. и их влияние на массы



Как же соотносились между собой в разное историческое время пять видов ценностного производства (материальное, предметов жизнеобеспечения, духовное, «общественно-политическое», «об­работка людей людьми»), составляющие совокупный продукт че­ловеческого взаимодействия — общество? Какие из них по тем или иным причинам становятся движущей силой социальных измене­ний и социального контроля масс? Чтобы определить это, попыта­емся выделить ключевые, основополагающие ценности в каждом виде производства в определенный период времени.

Главный критерий, он же своего рода ограничитель, выделения этих ценностей, впрочем, как и антиценностей (отрицательных ценностей), — это их влияние на общественный и материальный прогресс, на судьбы народов, стран, на экономику и политику, на жизнь людей, на развитие массового человека (речь идет о ценнос­тях, имеющих «прорывной» характер). Другим ограничителем является рассмотрение этих ценностей только в рамках западных цивилизаций.

Конечно, эти критерии относительны. Но все же они позволя­ют увидеть некую тенденцию: как, в какие эпохи, какие ценности

19

и антиценности играли ведущую роль, «тащили» на себе прогресс цивилизации, в какой зависимости от них находились судьбы го­сударств и народов, материальное и духовное производство, куль­тура жизнеобеспечения, «обработка людей людьми», как осу­ществлялось взаимодействие между разного рода ценностями? Ис­ходя из принципа ведущей роли тех или иных ценностей в определенное время историю западной цивилизации двух послед­них столетий можно условно разделить на две эпохи: эпоху взлета материальных и духовных ценностей, борьбы свободы и абсолю­тизма и эпоху ценностей тоталитаризма и либерализма, тотального влияния на людей.

1. Эпоха взлета материальных и духовных ценностей, борьбы свободы и абсолютизма {первая половина XIX начало XX в.). Для нее характерен небывалый взлет «прорыв­ных» материальных и духовных ценностей. От изобретения паро­воза до изобретения почти через 100 лет радио — такова сверхна­сыщенность «прорывных» материальных ценностей этой эпохи. А духовные ценности в сфере науки, литературы, искусства пред­ставлены именами Канта, Фейербаха, Шеллинга, Гегеля, Фихте, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Энгельса, Белинского, Чернышев­ского, Герцена, Плеханова, Ленина, Гете, Шиллера, Гейне, Л. Тол­стого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Гойи, Бетховена, Чайков­ского и других великих людей эпохи. Здесь что ни имя, то духов­ный «прорыв», оставляющий след в грядущих десятилетиях. Эта эпоха стала «сверхнасыщенной» и с точки зрения общественно-политического развития, на нее приходятся буржуазная авторитар­ная диктатура Наполеона Бонапарта и Парижская коммуна, полу­абсолютистская Германская империя, объединенная железной ру­кой Бисмарка, и образование социал-демократических и рабочих партий в Европе.

Это была эпоха личностей, идей, творчества масс; эпоха раскре­пощения предпринимательской и революционной энергии, ката­лизатором которой, несомненно, выступало культурное простран­ство, чрезвычайно насыщенное материальными и духовными цен­ностями; эпоха достижений материального производства, бурных общественных процессов, нарастания общественно-политиче­ских идей, роста политических партий, институтов власти и парал­лельно всему этому — роста форм, методов и материальных возможностей влияния на людей, «обработки людей людьми» (га­зеты, книги, школы, кружки, агитаторы, собрания, митинги, де­монстрации и т. д.). Эта культура влияния на массы со всеми ее об-

20

щественными связями постепенно превращалась в самостоятель­ную сферу, от которой все более зависел общественный прогресс.

2. Эпоха ценностей тоталитаризма и либерализма, тотального влияния на людей (XX — начало XXI в.). В ней прослеживаются две главные линии — рождение и закат тотали­тарных обществ социалистического и буржуазного типа (нацио­нал-социализм), их противостояние и последующее противобор­ство социалистических обществ со все более крепнущими ведущими либерально-демократическими обществами Запада, остановивши­ми развитие тоталитарных и авторитарных социалистических об­щественно-политических и духовных ценностей. Основные духов­ные ценности эпохи — идеи марксизма, ленинизма, кейнсианства, центризма и ревизионизма, теории Хайека и Фридмана, идеи национал-социализма и классовой борьбы. Кроме того, для этого периода характерен рост влияния на общественное сознание и на­строение людей. Этот процесс основывается на материальных ин­формационных ценностях последних столетий и их развитии (пе­чатное дело, радио, кинематограф, телевидение, искусственные спутники Земли, видеотехника, компьютерные системы и т. д.). Эти материальные ценности были взяты на вооружение как тота­литарными, так и либерально-демократическими системами, при­обрели всеобъемлющий характер для цивилизации, стали разви­ваться по своим законам, в основе которых — процессы циркулиро­вания информации (политической, экономической, культурной, идеологической), а также процессы функционирования самих ин­формационных систем, которые создают свой мир, свое ценност­ное пространство, влияющее на сознание, настроение и поведение людей.

Интенсивное опережающее развитие информационных цен­ностей тормозило, а порой сводило на нет развитие тоталитарных и авторитарных обществ, которые не могли найти адекватный ответ на информационные вызовы этой эпохи. В XX в. обществен­ные связи как массовые коммуникации, нашедшие свое выраже­ние в форме пропаганды, образования, религии, массовой культу­ры, рекламы, выступали, с одной стороны, инструментом власти, политических партий и движений, с другой — самостоятельной силой, определяющей общественный прогресс.

Однако следует отметить, что главенство массовых коммуника­ций, информационных ценностей предполагает распространение и использование информации не только с целью обеспечения уп­равления общественными процессами, производительными сила-

21

ми, но и для «обработки людей людьми», обработки общественно­го сознания и общественного настроения. А технические возмож­ности распространения информации сегодня таковы, что речь может идти о тотальном влиянии на людей.

Классификация эпох по их ценностям позволяет констатиро­вать, что источником кардинальных поворотов в истории челове­ческой цивилизации были духовные ценности или их параллель­ное развитие с материальными ценностями, т. е. совместное духовно-материальное поле.

Если рассматривать развитие европейской цивилизации на ос­нове базовых ценностей, то полученный вывод говорит о том, что сегодня качественный скачок в ней происходит не столько в сфере экономических, общественно-политических изменений, сколько в сфере влияния на народные массы, которое становится тоталь­ным. Эта тотальность вытекает из интеграции духовных и матери­альных ценностей (система теле-, видео-, аудио- и печатных коммуникаций плюс сама информация, произведения массовой культуры), которые прежде развивались параллельно и с различ­ной интенсивностью.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!