Ценности «прорывные» и «производные»



Все культурные ценности можно разделить на «прорывные» и «производные». «Прорывные» ценности значительно ускоря­ют развитие производительных сил, социальных идей. В искусстве и литературе — это бессмертные, классические произведения. «Про­рывные» ценности революционно изменяют поступательный ход истории, обеспечивают развитие производительных сил, общест­венно-политический прогресс, способствуют развитию человека. Среди материальных ценностей к «прорывным» можно отнести создание железа, изобретение водяного колеса, паровой машины, радио и т. д. Из духовных ценностей к «прорывным», несомненно, относятся древнегреческие философские идеи, римское право, Кодекс Наполеона, классическая немецкая философия, классиче­ские произведения литературы и искусства и т. д. «Производные» ценности — это все, что создано для развития и на основе «про­рывных» ценностей. Именно «производные» ценности служат эво­люционному процессу, являются своего рода накопителями ин­формации для очередного революционного прорыва.

Из всех видов культурных ценностей интересны те, которые оп­ределяют прогресс и лицо цивилизации: материальные, духовные, общественно-политические, связанные с социализацией человека, влиянием на него, а также с культурой быта. Совокупность цен­ностей — это еще и прогресс, в основе которого лежит производст­во: материальное, духовное и «общественно-политическое».

12

Ценности материального производства

Понятия «материальное производство» и «духовное производ­ство» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Материальное производство предполагает деятельность людей, создающих общественно необ­ходимые для жизни продукты, изменяющих окружающий мир. Материальная деятельность человека дает импульс всем другим видам деятельности. Ценности, рожденные в процессе материаль­ного производства, обеспечили промышленный, научно-техниче­ский прогресс человечества. Среди них можно выделить ключе­вые, революционные, «прорывные», больше других повлиявшие на развитие техники и производства, промышленную и научно-техническую революцию. К ним относятся создание паровой ма­шины, радио, атомных реакторов, полупроводников, телевидения, компьютеров. Эти открытия дали начало новым промышленным отраслям, изменившим облик нашей цивилизации, способствова­ли накоплению культурного слоя — основы будущих преобра­зований.

Культура жизнеобеспечения. Ценности быта

Как производное от материального производства рассматрива­ется производство предметов жизнеобеспечения человека, цен­ностей быта. Хотя оно и основывается на достижениях матери­ального производства, но все же имеет самостоятельный характер, поскольку замкнуто на человека, на удовлетворение его физиоло­гических, материальных и духовных потребностей. К ценностям, характеризующим культуру жизнеобеспечения человека, относит­ся культура питания, одежды, жилища, предметов быта и досуга, потребления. «Прорывными» достижениями здесь можно считать переход к горячей пище, появление переработанных и консерви­рованных продуктов, обустроенного жилища (с водопроводом, электроосвещением, отоплением и т.д.), тканей, костюмов для разных социальных групп и сословий, промышленное производст­во одежды, создание одежды как совместная деятельность худож­ников, модельеров, технологов, промышленников, рождение ин­дустрии моды. Сегодняшняя культура как совокупность ценностей в развитых странах опирается на промышленное и духовное произ­водство: текстильную, пищевую, косметическую, «спортивную», строительную, автомобильную, электронную промышленность, на индустрию досуга и развлечений — индустрию массовой культуры.

13

Ценности, относящиеся к культуре жизнеобеспечения, как ни­какие другие представляют конгломерат материального и духовно­го производства, ориентированного на жизненные потребности человека. А эти потребности у человека — главные жизненные приоритеты. От них зависит рождаемость детей, поддержание фи­зического здоровья личности, ее морально-психологическое со­стояние. Предметы жизнеобеспечения, ценности быта, мода — сферы, наиболее чутко отражающие разность культур, а потому наиболее сильно влияющие на мировоззрение и настроение лю­дей. Любопытны в связи с этим наблюдения офицера разведки Л. Дубоносова, долгое время в силу служебной необходимости жившего заграницей, в разных странах, и вращавшегося в кругах деловых людей:

«Была середина 1950-х годов. Приезжавшие в США европейцы были главным образом иммигрантами, туристов мало: и те и другие, как правило, безденежные. Американцы, у которых... накопления на сче­тах за время Второй мировой войны побили все рекорды, тратили до­вольно легко и не собирались понимать тех, у кого денег не было. У бедняги-англичанина, попавшего в Америку в те далекие 50-е годы, глаза разбегались от окружавшего его в магазине изобилия: "Покажите мне то, нет это, нет, лучше вот это и то..." Когда терпение у продавца лопалось, он, говорят, прибегал к ставшему знаменитым среди вла­дельцев магазинчиков язвительному именно для англичан "компли­менту": "А вы для иностранца здорово говорите по-английски". Бед­ного инглишмена как ветром сдувало. И это происходило с англича­нином, в чем-то с родственной американцам душой! Родственной, но не американской. А как не любили американцы других европейцев, многие из которых не имели привычки принимать ежедневный душ! Европейские мужчины довольно долго игнорировали деодоранты, от­нося их к дамской косметике, а в результате не замечали, как амери­канцы сторонились их в автобусах и в других публичных местах... Это сегодня все выровнялось, цивилизовалось, в странах укоренился но­вый образ жизни — более обеспеченный, красивый и чистый. Загра­ница сама вся в джинсах сегодня, но всегда в стираных, постоянно чистых, хоть и драных, если хочется. Обратите внимание, чем сегодня средний россиянин отличается от иностранца? Главным образом, по­жалуй, несвежестью: ни он сам, ни его одежда, ни туфли не блещут промытостыо и начищенностью. В 50-е годы примерно так же отлича­лись европейцы от американцев» [3,188—789].

Это наблюдение наглядно показывает, как ценности, утвердив­шиеся в одной национальной среде, «завоевывают» другую, какое стимулирующее воздействие на людей оказывает ушедшая вперед

и

культура, в данном случае жизнеобеспечения и быта. Эта культура породила систему так называемых американо- и евростандартов на жилище, предметы быта, продукты питания, на определенную одежду и обувь, которые задают высокие ориентиры для людей, стремящихся приобщиться к ценностям западной цивилизации.

Известное понятие «социологическая пропаганда» — это пропаганда образом жизни, культурой жизнеобеспечения людей конкретного общества. И в процессе влияния на людей ценности образа жизни, культуры жизнеобеспечения зачастую «работают» более эффективно, чем духовные ценности, так как они действуют на психологическом, «подсознательном» уровне. Более того, нет оснований полагать, что значение их со временем может и умень­шиться. Наоборот, с ростом материального и духовного производ­ства, потребительских настроений, с наступлением «электронной эры» ценности культуры жизнеобеспечения приобретут еще боль­шее значение в управлении людьми, во влиянии на них. Эти цен­ности, их производство имеют право претендовать на определен­ную самостоятельность, поскольку в немалой степени влияют на сознание людей, их установки, настроение, психологию человека массы.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!