Тезаурус для познания социальной реальности



Сцепление тезаурусных конструкций в тезаурусы обусловлено задачами ориентации в социальном пространстве — времени. Ось иерархической организации тезауруса лежит в иной плоскости, не­жели в систематическом своде человеческих знаний, который со­храняется, видоизменяется, дополняется в формах науки. В науке систематика строится по определенному логическому основанию, отвечает требованиям объективности, непротиворечивости, соот­ношения общего и частного и т. д. Оси в системе координат теза­уруса строятся на разделении «своего» и «чужого». В этом главное отличие тезаурусной модели построения знания от модели науч-

60

ной: тезаурус обладает своеобразным свойством структуры инфор­мации; иерархия в его пределах строится не от общего к частному, а от «своего» к «чужому». «Свое» выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в «свое», зани­мая в структуре тезауруса место частного. Все новое, для того что­бы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим). В тезаурусе знания сплавлены с установками и существуют по законам ценностно-нормативной системы. Назначение тезаурусной организации зна­ний состоит в ориентации человека в окружающей среде, теза­урус — когнитивная основа повседневных социальных практик. Опираясь на тезаурусную конструкцию, человек включается в те или иные события или создает их либо избегает нежелательных со­бытий в зависимости от того, какой жизненной стратегии он при­держивается, что для него считается нормальным, приемлемым, благим, прекрасным и т. д.

Но надо учесть, что этот ориентационный механизм может дей­ствовать по-разному в зависимости, во-первых, от того, что в со­циологии называют социальной дистанцией, и, во-вторых, от того, на каком уровне социальной организации человеческой жизни (мы говорим: на каком уровне социальности) происходят важные для человека события.

Сначала о социальной дистанции. Родоначальник феноме­нологической социологии А. Шюц предложил теоретическую схе­му, согласно которой каждый индивид выступает как центр, вокруг которого группируются все другие люди, составляя непрерывное множество — континуум. От индивида-центра до каждой точки континуума расстояние измеряется социальной дистанцией. Вот как ее характеризует 3. Бауман:

«... [Она] возрастает по мере того, как социальное взаимодействие со­кращается по содержанию и интенсивности. Принимая себя ("эго") за отправную точку в этом континууме, я могу сказать, что те, кто распо­ложен ко мне ближе всех, — это мои сотоварищи (сообщники) — люди, с которыми я действительно нахожусь в непосредственном взаимодействии, что называется лицом к лицу. Они — лишь неболь­шая частичка огромного сектора, который занимают мои современ­ники — люди, живущие в то же время, что и я, и с кем я, по крайней мере потенциально, могу устанавливать непосредственные отноше­ния... Чем дальше отстоит от меня данная точка континуума, тем более обобщенным, типизированным является мое представление о людях, обозначенных ею, равно как и моя реакция на них, т. е. мое мысленное отношение к ним, если мы не встречаемся непосредственно, или мое

61

практическое поведение, если я с ними общаюсь. Кроме моих совре­менников, однако, есть еще... мои предки и мои потомки. Они отличаются от современников тем, что мое общение с ними неполно, односторонне... Предки могут передать мне послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но я не могу на них ответить. С потомками, напротив, все обстоит иначе; вместе с моими современниками я оставляю им посла­ния, но я не жду ответа от них» [1,45].

Эти три категории людей имеют «пористые» границы. Собст­венно, это и есть путь реализации социальной субъектности на уровне сознания: социальная субъектность приобретается путем конструирования и проектирования социальной реальности.

Итак, в ракурсе социальных дистанций (пространственных и временных) координаты «свой — чужой» позволяют в горизон­тальной плоскости отделить ближайшее, отдаленное и дальнее со­циальное окружение. Ближайшее окружение важнее всего, оно прозрачно, предсказуемо, дает пищу для различного рода норма­тивно-ценностных характеристик и соответствующих действий (оценок поведения, сплетен, сочувствия, практик исключения и т. д.). Отдаленное окружение менее существенно, о нем меньше информации, оно уже не обладает прозрачностью и представлено в тезаурусе фрагментарно, оно не вызывает глубоких чувств и эмо­ций. Дальнее окружение находится в непрозрачной зоне «чужого», воспринимается как постороннее, нередко враждебное.

Впрочем, три обстоятельства ломают эту стройную картину со­циальных дистанций. Первое — феномен референтных групп или личностей, в случаях, когда они находятся за пределами ближайшего окружения (в пространстве и времени), но в направлении к ним сформировался ориентационный комплекс индивида или группы. В таких ситуациях реальное ближайшее ок­ружение может переходить на периферию тезауруса. Во временном аспекте смещение в сторону референтных групп или личностей может измеряться тысячелетиями. Второе — исследователь­ский интерес, нередко связанный с профессией, а также и любительством. Исследование как процесс познания уменьшает непрозрачность «чужого», делает его «своим». Третье — ситуативные возмущения в социальном пространстве (исторические события, события частной жизни — переезд, смерть близких людей, женитьба и т. д.), в результате чего «ядро» и «пери­ферия» тезауруса перемешиваются.

62

Об уровнях социальности. Тезаурус испытывает на себе воз­действие разных уровней социальности, поскольку в той или иной мере включает информацию с каждого из таких уровней, но пре­имущественно преобразованную через механизмы, свойственные индивидуальному уровню и в итоге этого закрепленную в виде жизненного опыта человека.

Однако это опять-таки только общее правило. В периоды, когда на том или ином уровне социальности возникают чрезвычайные перемены, высокие риски, катастрофы, происходит смещение и в тезаурусах, и крупное событие с высокой степенью значимости для людей ломает тезаурусную иерархию, подчиняет личное общест­венному. Сдвиг в тезаурусах в подобных ситуациях может принимать четко фиксируемую форму общности эмоциональных реакций, возникновения новых союзов (в том числе и с бывшими «чужими»), изменений информационных предпочтений и т. д.

Из событий последних лет такими чертами, например, облада­ют крупные террористические акты, подобные атаке на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В исследованиях, проведенных в Нью-Йорке в 2003 г., спустя два года после масш­табного теракта, в результате которого были уничтожены баш­ни-близнецы ВТЦ и погибли около 4 тыс. сотрудников Центра, выявлено, что психика многих горожан остается травмированной этим событием, две трети опрошенных обеспокоены возможно­стью новой атаки на город, почти треть считают, что жизнь не вернулась в нормальное русло. Многие стараются не пользоваться метро, обходят стороной небоскребы, страдают бессонницей, ищут утешения в религии и т. д.

Внешнее для собственной жизни людей событие, прямо не за­трагивающее их жизнь, комфорт, здоровье, быт, приобретая обще­ственно значимые масштабы, оказывается сильным регулятором и поведения, и настроений, приобретает характер социального контролера в рамках нередко очень больших сообществ.

В целом специфика построения тезаурусной иерархии состоит в том, что ориентирующим инструментом выступают идентифика­ционные модели (модель, ориентированная на стандарты жизни «как у людей»; модель с ориентацией на оригинальность; комбина­ция их частей в зависимости от ситуации). В этом случае полнота информации в тезаурусе означает лишь ту достаточность, которая определяется ориентационной задачей. Вся иная информация от­ходит на периферию, подчинена иерархии тезауруса, искажается в угоду главных идей и установок или вовсе не замечается. Для по-

63

нимания возможностей и границ социального контроля это осо­бенно важно.

Почему одна и та же ситуация, создаваемая властью на любом ее уровне и в любых формах (от президентских программ до еже­дневной практики учителя в школе) с целью контроля поведения (воспитания, социализационного воздействия), дает разные ре­зультаты? Значимость каждого фактора по отдельности не позво­ляет этого установить. Существенно то, что значительная часть об­щей для всех (или многих) информации игнорируется как мешаю­щая поддержанию идентичности.

Но игнорируемая информация может оставаться в резерве и в подходящий момент становится актуальной. Таковы наблюдаемые в повседневности ситуации рождения ребенка или смерти родст­венника, когда неактуальные традиционные практики ритуальных действий «вспоминаются» и на время осваиваются, уходя затем снова в «запасники» сознания.

Итак, тезаурус представляет собой индивидуальную конфигу­рацию ориентационной информации (знаний, установок), кото­рая складывается под воздействием макро- и микросоциальных факторов и обеспечивает ориентацию человека в различных ситу­ациях и на различных уровнях социальности. Освоение социаль­ности в конечном счете идет по модели разделения «своего» и «чу­жого» (при сильном влиянии значимых других) и выработки пози­ции по отношению к определяемым фрагментам общественной жизни.

Передача социального опыта от поколения к поколению, фор­мирование нового социального опыта осуществляются в рамках тезаурусных конфигураций. Эти рамки включают и макросоциаль-ные влияния (структурно-функциональные и ситуативные) и мик­росоциальные влияния (статусно-ролевые, групповой динамики, ситуативные). Жизненные концепции могут оказывать регулирую­щую роль в преимуществах тех или иных влияний.

Адаптация к новой ситуации влияет на состояние тезауруса, его настройку (по аналогии с поиском волны в радиоприемнике) на некоторые характеристики ситуации, процесса. Подобно тому как радиоприемник не обязательно поймает волну так, что будет обес­печено чистое звучание, подобно тому как есть радиоприемники с ограниченным диапазоном поиска или с фиксированными кана­лами (вспомним «народный приемник» в гитлеровской Германии, который работал Только на каналах, находившихся в руках Геб­бельса), — адаптация может осуществляться с разной степенью

64

совпадения структуры тезауруса индивида и ценностно-норматив­ных систем других участников взаимодействия. Если возникает ценностно-нормативный резонанс, тезаурусы взаимодействую­щих сторон могут быть существенно переформированы. А это зна­чит, что изменятся «свои» и «чужие».

Что следует из тезаурусного подхода для понимания реальных процессов конструирования людьми социальной реальности и оп­ределения границ участия в этих процессах людских масс?

Воздействие на массы

Социальное конструирование реальности вовсе не является ча­стным делом тех или иных людей, неким стремлением к обобще­ниям или, хуже того, неадекватным отражением того, что мы на­зываем объективной реальностью, теми, кого в обществе называют «ненормальными». Вся сложность вопроса о социальной реаль­ности состоит именно в том, что она конструируется обществом, сообществами, а в итоге и отдельным человеком, и никакой соци­альной реальности вне этих конструкций просто нет.

Можно определенно говорить о том, что социальное конструи­рование реальности — неизбежность и, более того, важнейший ат­рибут реальности: реальность такова, какой воспринимает ее со­циальный субъект. Не следует думать, что это идеалистическое по­нимание мира. Напротив, его материалистический смысл вполне очевиден: человек, сообщество, общество встраивают себя в мир на основе его интерпретации. Интерпретация может быть неточ­ной (а в рамках тезаурусного подхода это вполне объяснимо), но она определяет мотивацию и направленность предпринимаемых человеком, людьми действий.

Точно то же характеризует и действия власти, которая по необ­ходимости должна ставить перед обществом цели и обеспечивать их достижение, иначе говоря, опять же прибегать к интерпретации действительности и на этой базе выдвигать и реализовывать соци­альные проекты. Если речь идет о центральной власти, то такие проекты, как правило, предполагают воздействие на большие мас­сы людей.

Отметим еще раз, что существуют две трактовки понятия «мас­сы». Одна из них представлена в работе выдающегося испанского философа X. Ортеги-и-Гасета «Восстание масс». У Ортеги восста­ние — вовсе не народная революция, не высший пик классовой

65

борьбы, а массы — вовсе не народ, не трудящиеся и т. д. В его трак­товке восстание масс — это противодействие посредственности прогрессу, это вызов, бросаемый привычкой к комфорту идейным и нравственным поискам и творчеству меньшинства. Испанский мыслитель писал, что «Европа утратила нравственность. Преж-г нюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобьц согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой» [3, 161]. Это сказано в 1930 г., но при всех крупнейших историче­ских переменах, произошедших с того времени, проблема сохра­няет свое звучание и в современной Европе, и в мире в целом.

Оппозицией этому пониманию массы выступает взгляд на нее как на активную и прогрессивную силу общественных перемен. Он был распространен у нас еще совсем недавно, когда критерием эффективности идеологической и массово-политической работы выступало формирование личности определенного (предписанно­го партийными директивами) типа. «Революционные массы» — характерный образ и символ той идейной конструкции.

Восстание масс своим энтузиазмом (если иметь в виду револю­ции) или консерватизмом (если придерживаться трактовки Орте-ги-и-Гасета) рождает новые формы социальности, поразительно стандартизированные, нормативность которых обеспечена един­ством воли и мысли в эти периоды самоорганизации. Восстание масс исходя из трактовки Ортеги можно толковать как новое вар­варство, как отказ «среднего человека» от высокой культуры — удела элит. Формирование личности по образцам достигает во многом того же эффекта, поскольку образующаяся на определен­ном этапе масса сформированных по единой модели личностей за­дает параметры социального контроля, обеспечивает ту же жест­кую нормативность общественных действий.

Но в любом случае устойчивые черты массы — первый барьер для различного рода воздействий. Собственно, воздействие на массы, «пиар» в отношении масс — довольно неопределенное де­ло. Пока проекты воздействия обращаются к системе коммуника­ции с массами, определенность еще не утеряна: известно, какие СМИ или другие имеющиеся коммуникативные средства, в каком объеме, за какие деньги начнут распространять желаемую для власти информацию. Но кем и как она будет воспринята — большой вопрос. Масса, которую стремится поставить под свой контроль власть, подвластна или неподвластна лишь в целом, но конкретные решения натыкаются на такие ее свойства, как крат­ковременность общих реакций, упругость в ответ на давление,

66

а более всего — непонимание «верховного» замысла и того языка (в широком смысле), на котором замысел передан в «низы».

Как реагируют в таком случае массы? Их действия по социаль­ному конструированию реальности, в общем-то те же, что харак­терны и для отдельных личностей. Это, во-первых, адаптация к условиям среды, во-вторых, достраивание реальности, в-третьих, переструктурирование условий среды. Различие проявляется в масштабах этих реакций, уровне и характере связан­ности позиций участников коллективных действий и, разумеется, в последствиях этих реакций для социальной жизни.

■ ВЫВОДЫ

Границы социального контроля масс определяются конструи­рованием социальной реальности. Тезис П. Бергера и Т. Лукмана о том, что реальность социально конструируется, взяли на вооруже­ние философы, социологи и специалисты «паблик рилейшнз». Со­циальное конструирование реальности происходит благодаря про­цессу хабитуализации, т. е. опривычивания действия, формирования системы социального контроля, выстраивания статусно-ролевой системы. Здесь весьма важно субъективное формирование личнос­ти в процессе интернализации — усвоения ею окружающей реаль­ности. Этот процесс позволяет формировать систему социального контроля деятельности людей. Особую роль в нем играет организа­ция тезауруса, т. е. накопления и систематизации информации в той или иной области жизнедеятельности, позволяющей индивиду ориентироваться в ней. Этот способ формирования личности про­тивостоит так называемому формированию личности по образцам, когда масса сформированных по единому образцу личностей зада­ет параметры социального контроля масс, определяет его возмож­ности.

Использованная литература

1. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. М., 1996.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Ортега-и-Гасет X. Избранные труды. М., 2000.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!