Тема 6. Философские проблемы  техники



Техника (греч. «технэ» - искусство, мастерство, умение) есть система искусственных органов деятельности человека и общества. Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

Техника – это орудия труда, с помощью которых человек преобразовывает действительность, приводя ее в соответствие со своими постоянно растущими потребностями; это также совокупность навыков, умений, приемов, методов, операций, необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности, направленной на достижение определенных целей и решения конкретных задач.

Техника есть часть культуры и в этом смысле она противостоит природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием и состоянием техники связан определенный способ существования человека, который и детерминирует тот или иной тип цивилизации, формации.

Философия техники - это установившееся название одного из направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре и современном обществе» [3,C.13]. Кроме того, философия техники изучает, как техника относится к другим видам человеческой деятельности - науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы, каково влияние техники на человека и природу, наконец, каковы перспективы развития и изменения техники.

В различные исторические периоды в термин техника вкладывалось различное содержание. В античности под техникой понималось умение человека работать, искусство, мастерство. В условиях ремесленного производства мастерство, передаваемое из поколения в поколение, имело большое значение, но возрастает и роль орудий труда в производственном процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. В период промышленной революции XVIII века мастерство отступает на задний план, техника здесь уже есть материальные средства производства. Ныне технику понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности.

История техники берет свое начало со времен возникновения древних цивилизаций. В период от VI-V тысячелетия до н.э. до II -I тысячелетия до н.э. складываются огромные империи и государства -Древний Египет, Шумер и Вавилон, древняя Индия и Китай. В недрах этой культуры древних царств, к концу ее существования складываются очаги новой культуры.

В этот период в рамках технической деятельности при строительстве храмов, дворцов и других сооружений использовались чертежи, схемы, алгоритмы вычислений. Однако, числа, чертежи, алгоритмы вычислений еще не воспринимаются как технические знания, вообще не воспринимаются как знания. Это – рецепты (алгоритмы), а также сакральная мудрость, которыми владеет писец, жрец, царский служащий. Необходимо отметить, что древняя практика понималась магически и сакрально.

В античной науке не было инженерной практики в современном ее понимании, но была попытка логически, рационально объяснить и обосновать как ремесленник и строитель создает то, или иное изделие. Создание вещей необходимо было объяснить в рамках знания и науки. Поэтому в античности создание вещей было связано со знанием «начал» и «причин», то есть с наукой.

Архимед, по сути, является творцом «научного ремесла». Он как механик создал статику и гидравлику. В сочинении «Равновесие плоскостей» утверждается, что равные тяжести на равных расстояниях уравновешивают друг друга. Архимед доказывает, что две величины, соизмеримые или нет, сохраняют равновесие на расстояниях, соответственно им пропорциональных. Он устанавливает, как найти центр тяжести геометрических тел.

В сочинении «Плавающие тела» Архимед открыл основной закон гидростатики, вошедший в науку как закон Архимеда, а Герон создал первую модель паровой машины, но дальше игрушки дело здесь не пошло.

Однако в античной культуре только небольшая группа ученых- техников (Евдокс, Архит, Гиппарх, Птолемей и, прежде всего Архимед) практически владела этим научным ремеслом, да и то это было чистое искусство; в целом идея соединения науки и «техники» («искусства») отвергалась как смешение благородных и низких занятий. Для этого были свои глубокие культурные основания.

В рамках античной науки формируется техническая теория. Отдельные предпосылки этого процесса можно найти и в самой античной математике. Например, в «Началах» Евклида нетрудно заметить группировку теорем (положений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний (в технических теориях, как известно, описываются классы однородных идеальных объектов – колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т. д.). Евклид объединяет в отдельные книги математические знания, описывающие классы однородных объектов.

Чем отличается техническая наука античности от современных технических наук классического типа? В античности не было специального языка технической науки (специфических для технической науки схем и понятий). Сцепление разных языков в его работе достигается за счет чертежей, которые еще не превратились в специфическое, самостоятельное средство научно – технического мышления (как, скажем, позднее, в конце XIX - начале XX века).

Таким образом, рациональное, научное мышление оказало определенное влияние и на развитие античной технологии. В основе технологического мышления, как правило, лежат рациональные формы, и впервые в античной философии и науке для развития технологии формируются адекватные формы осознания.

В Средние века происходит переосмысление архаического (языческого) и античного культурного и теоретического наследия. Это переосмысление шло по линии адаптации античных философских и научных форм сознания к христианскому мироощущению, к христианским ценностям.

Природа понимается как сотворенная богом и все происходит в природу благодаря непрестанному воздействию на нее бога, все происходит по плану творца. Бог выступает в качестве предтечи будущего проектировщика и инженера. Однако сохраняется и античное понимание природы как самоценного начала движения и изменения. Если для античного исследователя в природе не ничего, кроме сущности, субстанции, то для средневекового философа в природе скрыты могущественные божественные силы.

Наука переосмысляется под влиянием христианского мировоззрения. Наука это то, что отвечает Божественному провидению и замыслу. В плане познания природы это означало, что человек должен стараться постигнуть природу как живое целое, как сотворенную и как творящую. В целом наука теперь понимается не только как описывающая природу, но и как отзывающаяся на Божественное провидение, то есть, выявляющая в природе Божественную сущность.

Практическое действие человека, в том числе и техническое, рассматривается как эффективное в том случае, если оно поддерживается богом. Идея сродства божественного и человеческого творения. Например, техника создания церквей, храмов, икон и других церковных сооружений. Ремесленному и церковному действу в этих случаях всегда предшествовали молитвы и посты, они же сопровождали процесс изготовления. Форма и строение всех подобных сооружений определялась не только исходя из традиции, канона, рецептурного действия, но и Божественной природы (сущности) этих сооружений.

В эпоху Возрождения происходит смена типов мировоззрения, на смену теоцентризму приходит антропоцентризм. Центром мира становится не бог, а человек, причем благодаря пантеизму человек становится таким же всемогущим как бог. Человек мыслится как творец. созидатель, творческие, деятельно-практические возможности его безграничны.

Формируется новое понимание природы. Природа рассматривалась уже не как творенье бога, пассивное начало, а как тождественное богу, активное начало. Выявление законов природы – раскрытие ее сущностных отношений. Наконец, необходимым условием деятельности человека, направленной на использование сил и энергий природы, является предварительное познание законов природы.

С этого периода начинает формироваться понимание природы как бесконечного резервуара материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы.

 Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), в своей научной деятельности полностью реабилитировал опытное познание, практику вообще. Причем практика понималась им в единстве с теорией.

Именно такой подход позволил Леонардо да Винчи стать замечательным ученым и блестящим изобретателем. Он разработал многочисленные технические проекты в гидротехнике, военном искусстве, судоходстве и других сферах.

Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, по сути дела, продолжил путь, проложенный в научном познании Леонардом да Винчи.

При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

 В методологическом плане он развивает дальше эмпирический метод, разработанный, в частности, основоположником итальянской натурфилософии - Бернардино Телезио (1508-1588) в противовес аксиоматическому методу аристотелевской натурфилософии (физики). Опыт понимался Г.Галилеем сугубо механически, поскольку он его, в конечном итоге, сводил к механическому движению и математическим соотношениям.

Галилею первому удалось опыт (непосредственное наблюдение за явлениями природы) трансформировать в эксперимент, где соответствие теории и явлений природы устанавливалось техническим путем, то есть искусственно. Другими словами, в опыте природа всегда ведет себя иначе, чем предписывает теория, но в эксперименте природа приводится в состояние, отвечающее требованиям теории, и поэтому ведет себя в соответствии с теоретически выявленными в науке законами.

Благодаря своему экспериментальному методу Г. Галилией смог не только заложить основы экспериментального естествознания, но и фактически положить начало инженерного дела. Галилей точно описал траекторию движения тел по наклонной плоскости, разработал теорию математического маятника, построил теорию свободного падения тел, установил законы инерции, сформировав классический принцип относительности, вывел соответствующую ему группу преобразования. С другой стороны, развивая дальше традицию применения строгих теоретических расчетов для решения практических технических задач, он делает существенный шаг по пути формирования нового типа знания - научно-технического знания.

Для инженера всякий объект, относительно которого стоит техническая задача, выступает, с одной стороны, как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой – как орудие, механизм, машина, сооружение, которые необходимо построить искусственным путем. Сочетание в инженерной деятельности «естественно» и «искусственной» ориентации заставляет инженера опираться и на науку, из которой он черпает знания о естественных процессах, и на существующую технику, где он заимствует знания о материалах, конструкциях.

В XVIII веке, а Англии, затем на европейском континенте и в США, произошла промышленная революция, возникла потребность в тиражировании и модификации инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.). Все это привело, в конечном счете, к необходимости формирования отдельных технических наук.

Решающее значение для промышленной революции имел XVII век. Была открыта сила пара. Работа Джемса Уатта (1736-1819) над паровым двигателем позволила создать машину по откачке воды из угольных шахт (что было актуально для Англии, фактически расположенной на тонком слое суши и с высокими грунтовыми водами). Это открытие привело к быстрому развитию сталелитейной промышленности, текстильного производства и других отраслей экономики. В Англии к 1810 году насчитывалось уже около пяти тысяч машин (для сравнения: в Пруссии первая паровая машина появилась только в 1830 году). В течение короткого времени Англия стала самой развитой в техническом отношении страной, правда, за несколько десятилетий в этой стране было создано еще несколько машин. В том же XVIII столетии была изобретена механическая прялка, первоначально объединявшая в одно целое восемь веретен, обслуживавшаяся всего одним рабочим; позднее число веретен достигло восьмидесяти, а большие машины – «прялки» выполняли труд шести и даже восьми рабочих. Налицо было резко повышение производительности труда в экономическом секторе Англии. Последствия таких открытий были не только экономического характера. Так, вслед за паровой машиной последовало создание в Западной Европе паровозов и пароходов, осуществивших настоящий переворот также и в характере коммуникации между людьми, городами и государствами, в углублении, как сейчас мы сказали бы, культурного диалога между народами, в развитии культуры человечества.

Открытия науки того времени способствовали созданию новых машин. Большое значение имело выявление силы электричества. В 1867 году появился универсальный двигатель - электромотор (динамо-машина).

Итак, переход мануфактуры к промышленному производству привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность, который уже не мог более удовлетвориться случайным образом. Время инженеров-самоучек проходит и появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров. Начало подобной подготовки было положено французским математиком и инженером Гаспаром Монжем (1746-1818) в 1794 году основанием Парижской политехнической школы, тип обучения в которой, гармонически сочетавший в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку слушателей. Именно через подобную форму обучения и начинается широкомасштабная подготовка профессиональных инженеров, деятельность которых явилась одним из основных условий функционирования и развития машинной техники.

Внедрение машин в производство не просто делает мускульную силу человека в производственном процессе излишней, что приведет к широкому применению в данном процессе менее оплачиваемого детского и женского труда, но и многократно увеличивает производительность труда. В результате этого сотни тысяч рабочих были вытеснены из производства и оказались выброшенными на улицу. Машина становится конкурентом рабочего, поэтому рабочие сначала направляли свой гнев и возмущение против машин, а не против их владельцев - капиталистов, и по всей Западной Европе покатилась тогда волна бунтов против машин, в ходе которой были публично сожжены или иным способом уничтожены сотни станков и других машинных механизмов.

Резко возрастает объем расчетов и конструирования поскольку инженер имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта, но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (например, машина того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т.д.). Другими словами, инженер теперь занят и созданием новых инженерных объектов, и разработкой целого класса инженерных объектов, сходных (однородных) с изобретенными.

Следует сказать немного об автоматизации и компьютеризации - едва ли не самых главных процессах развернувшейся во второй половине XX столетия научно-технологической революции.

Еще в начале столетия в промышленности появились конвейеры. В 1913 году на заводах Форда был впервые пущен конвейер, который повысил производительность труда в восемь раз. Конвейер, однако, имел свои производственные и, как оказалось, человеческие пределы. Это потребовало изменений режима работы и проведения других мер по обеспечению нужной производительности труда. Позднее в передовых промышленных странах начали проводиться также исследования по передаче машине ряда функций тех, кто работал у конвейера. Ставилась цель создать машину-автомат и системы таких автоматов, которые бы включали в себя специальные приспособления, способные сохранять оптимальный режим работы, налаживать обратную связь, осуществлять коррекцию работы (на основе информации о проценте брака и т.п.). Такие машины-автоматы были созданы. Они появились сначала в США. В середине столетия в СССР был пущен первый завод-автомат по производству поршней для автомобильных двигателей.

Автоматизация способна охватывать не только отдельные заводы и отрасли производства, но и (в перспективе) всю промышленность в целом. Автоматизация ведет, с одной стороны, к резкому увеличению выпускаемой продукции, снижению ее себестоимости, а с другой стороны - к сокращению рабочих, к безработице, что требует, в свою очередь, материальной поддержки бывших работников и организации их переквалификации.

Формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

Изобретательская деятельность представляет собой полный цикл инженерной деятельности: изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности - функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).

Конструирование - это неполный цикл инженерной деятельности: связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности. Задача конструирования иная – опираясь на эти связи, определить (в том числе и рассчитать) конструктивное устройство инженерного сооружения.

 В инженерном проектировании,  сходная задача (определения конструкции инженерного устройства), решается иначе – проектным способом: в проекте без обращения к опытным образцам имитируются и задаются функционирование, строение и способ изготовления инженерного устройства (машины, механизма, инженерного сооружения.

Происходил поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти объекты разбивались на отдельные части, и каждая замещалась "идеализированным представлением" (схемой, моделью).

Идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить, с одной стороны, математические знания, с другой – естественнонаучные знания.

 Замещение инженерного объекта математическими моделями было необходимо и само по себе как необходимое условие изобретения, конструирования и расчета и как стадия построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки. Таким образом, происходило построение теории технической науки.

Со второй половины ХХ века происходит интенсивное развитие информационной техники. При применении информационной техники не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами. Именно данное обстоятельство становится мощнейшим фактором дальнейшего ускоренного развития современной научно-технической революции. Успехи в создании и практическом внедрении искусственного интеллекта не только позволили поднять технику на небывалую ранее высоту, но и открыли практически безграничные возможности для дальнейшего ускоренного технического прогресса.

Однако,  научно-технический прогресс на современном этапе может привести и к непредсказуемым последствиям. Научно-техническое развитие в условиях свободного капиталистического предпринимательства фактически ничем, кроме рынка, не регулируется и, по большому счету, не контролируется. Отсюда ряд глобальных проблем, вызванных научно-техническим прогрессом: экология, истощение природных ресурсов, изменение климата и т.д.

 В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные культурные «тексты», в которых обсуждается техника, и техническое поведение людей.

Нужна ли инженеру философия, в частности философия техники, в его практической деятельности? На производстве инженера интересуют, конечно, инженерные проблемы, на философию он обратит внимание только тогда, когда осознает ее полезность для своих действий. Философия должна сделать шаг в сторону практической деятельности, но подменить инженера она не в состоянии, а инженер не должен «философствовать». Эти функции философии по отношению к инженерной практике, технике и технологии должна определить философия техники.

Инженер имеет дело не только с конструкторско-технологическими проблемами, но также и со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Отсюда потребность знания не только технологического процесса, но и функций человека в этом процессе, его взаимоотношения с техникой, с естественной и социокультурной средой. Поэтому необходим новый характер инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, достаточно развитую рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной методологии и прикладных гуманитарных наук.

Философия техники как специфическая сфера философского знания возникла более ста лет назад. Книга немецкого философа Эрнста Каппа (1808-1896)«Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 году. Эрнст Капп первым соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника».

По Каппу, орудия суть продолжения (проекции) человеческих органов. Эта идея высказывалась многими, но Капп впервые дал ей систематическую разработку. Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу которого необходимо увеличить. Форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Примеры: железная дорога – кровообращение, телеграф – нервная система, и т.д.

П. К. Энгельмейер (1855–1940/41) был первым философом техники в России. В 1874–1881 годах он учился в Императорском Московском техническом училище и по окончании его получил диплом инженера-механика. Энгельмейер выступил с тремя докладами по философии техники и теории творчества на IV Международном философском конгрессе в Болонье (Италия) в 1911 году. Задачи философии техники Энгельмейер формулирует в своей брошюре "Технический итог ХIХ века" (1898).

В ХХ веке техника и ее развитие становятся предметом систематического, комплексного и многоаспектного изучения. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию.

Техника рассматривается в инструментальном плане как двигатель технологии, как средство преобразования природы, также как явление культуры, также во взаимодействием с научным знанием. С формированием таких понятий как системы «человек-машина» и «наука-техника» возникли основные элементы философии техники. Для философии техники вскоре выявилась центральная проблема: каким образом техника содействует достижению целей человека и как эта техника влияет на общество, его динамику и структуру, культуру, политику, образ жизни людей, гуманизацию общественных отношений.

В предмет философии техники включились вопросы создания искусственного интеллекта, его отношение к естественному интеллекту, закономерности развития техники, специфика технического знания и технических наук, проблемы детерминации развития техники и перспектив этого развития. Но главные проблемы сегодняшней философии техники связаны с бурным развитием и внедрением во все сферы жизни компьютерной техники, разрешением противоречий современной техногенной цивилизации, социальными следствиями современного научно-технического прогресса, переходом человечества к постиндустриальной цивилизации, техническим образованием и воспитанием.

Философия техники выступает как синтез исследований научно-технического порядка, в которых участвуют представители естественных, технических наук, инженеры, а также исследований, посвященных проблемам научно-технической политики, социальных последствий научно-технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих проблем.

Таким образом, философия техники исследует феномен техники как таковой, ее имманентное развитие, исследует также место и значение техники в развитии общества, ее взаимодействие с человеком, исследует также глобальные последствия научно-технического прогресса.

Соотношение науки и техники. Линейная модель рассматривает технику в качестве простого приложения науки или в качестве прикладной науки. Однако эта модель подверглась серьезной критике, поскольку наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом. Сегодня разделение на науку и практику весьма произвольно, достаточно четкого критерия для различения науки и техники не существует. Упрощенная линейная модель, постулирующая движение научного знания к техническому открытию сегодня признана неадекватной.

Эволюционная модель рассматривает наука и технику как автономные, независимые друг от друга явления, но скоординированные. Наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот – бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей. Техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических.

В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

Компьютерная революция. Прогресс в сфере компьютерной техники, все более широкое ее использование в различных областях, формирование новых научных дисциплин, связанных с автоматизированной переработкой информации, способствуют осознанию новых вопросов, касающихся человеческого знания, роли знания в жизни общества, видов знания и способов его существования.

С появлением кибернетики, компьютеров и компьютерных систем, которые стали называть интеллектуальными системами (ИС), с развитием такого направления, как искусственный интеллект (ИИ), мышление, интеллект, а затем и знание стали предметом интереса математических и инженерно-технических дисциплин. Это побудило людей по-новому взглянуть на ряд традиционных теоретико-познавательных проблем, наметить новые пути их исследования, обратить внимание на многие, остававшиеся ранее в тени аспекты познавательной деятельности, механизмов и результатов познания.

В 60-70-е годы ХХ века развернулась бурная дискуссия на тему «Может ли машина мыслить?». Компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках такого направления, как когнитивная психология. Здесь утвердилась «компьютерная метафора», ориентирующая на изучение познавательной деятельности человека по аналогии с переработкой информации на компьютере. Вообще на этом пути были получены ценные результаты, обогатившие наши представления о человеческом мышлении и механизмах его функционирования.

Компьютерное моделирование позволило сделать вывод о том, что не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами. Именно это становится мощнейшим фактором дальнейшего ускоренного развития современной научно-технической революции.

Компьютерное моделирование отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Каждый из этих элементов превращается в относительно автономную сферу технической деятельности. Дело в том, что некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности «передоверяются» компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине.

Социальные и экологические последствия техники. Инженер обязан ориентироваться на общественное мнение, учитывать общественные, социальные последствия своей деятельности. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, то это становится предметом всеобщего обсуждения. Решение по этим проблемам – прерогатива общества. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием её демократизации.

Цель техники – служить удовлетворению человеческих потребностей. Однако современная техника иногда употребляется во вред человеку во время повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Это выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Однако сегодня эти проблемы приобрели глобальный характер, внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Перед лицом вполне реальной экологической катастрофы, могущей быть результатом технологической деятельности человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-техническом и социально-экономическом прогрессе.

Техника и этика. При решении социальных проблем техники на первый план выступают этические проблемы. Мы говорим об этических аспектах, когда рассматриваем развитие техники сквозь призму таких понятий, как «благо» и «зло», «ответственность», «справедливость», «свобода», – ведь все эти понятия относятся к области этики.

Проблема заключается в необходимости нравственной оценки использования техники для производства и распределения тех или иных материальных благ. Необходимо этически обоснованное развитие техники и использование для ее развития природных ресурсов.

В советской философской мысли этическое измерение техники рассматривалось с точки зрения возможностей построения социалистического и коммунистического общества. Однако, тем не менее, приходило осознание экологических последствий индустриального развития. В силу этого на первый план выходила проблема нравственной ответственности инженера. Инженер не должен уклоняться от ответственности за социальные, экономические и экологические последствия своих решений. Он должен уметь оптимизировать задачу с учетом предельно общих факторов социального прогресса.

К моральным обязательствам инженера (как и профессионала вообще) относится выполнение работы на качественном уровне и в установленные сроки. Важным моральным компонентом деятельности инженера является его ответственность по отношению к коллегам и к обществу.

Инженерная этика концентрируется на поведении индивида – инженера и на выработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Инженерная этика относится к типу так называемых прикладных этик (наряду с биомедицинской этикой, экологической этикой, компьютерной этикой). Среди прикладных этик можно, в свою очередь, выделить профессиональные этики – такие, как врачебная этика или этика адвокатов.

Об инженерной этике правомерно говорить и как об области научных исследований и образовательной дисциплине, и как о совокупности этических норм, регулирующих профессиональную деятельность инженера. Эти нормы могут существовать (и обычно существуют) в виде «неписанных правил», но могут получать формулировки в этических кодексах.

Вместе с тем в осознании этических норм профессиональной деятельности играет свою роль объединение инженеров в профессиональные сообщества (ассоциации) с целью создания условий как для лучшего удовлетворения своих интеллектуальных потребностей, так и для защиты материальных интересов. Такого рода ассоциации в странах Запада осуществляют функции поддержки инженеров, в частности в тех случаях, когда профессиональный долг инженера в отношении общества (например, соображения безопасности того или иного проекта для окружающих) вступает в противоречие с непосредственными интересами фирмы, где он работает.

Наряду с вопросами техники и этики существует и вопрос об отношении техники и эстетики. Эстетике техники до сих пор почти не уделялось серьезного внимания со стороны философии. Правомерно ли понятие красоты в технике, отличное от соответствующего понятия в других областях знания? Инженеры и архитекторы неоднократно утверждали, что понятие красоты в технике правомерно, однако оно еще нуждается в систематическом исследовании.

Таким образом, техника является неотъемлемой стороной современной цивилизации и культуры, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями. Философское осмысление техники должно помочь в разрешении кризиса современной цивилизации, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса). Необходимо формирование концепций принципиально новой техники, то есть такой, с которой может согласиться человек и общество, которое обеспечивает их безопасное развитие и существование.

 

Заключение

Наука есть детерминирующий фактор в развитии человеческого общества. Что является основой и критерием общественного развития? С точки зрения просветительской философии Нового времени - развитие науки, культуры, просвещения. С точки зрения марксистской философии, которая является тоже просветительской, уровень развития материального производства. Но одного без другого не бывает, именно уровень развития научного знания обуславливает тот или иной уровень материального производства. Поэтому без науки, без ее постоянного развития, без бережного к ней отношения нельзя говорить о развитии человеческого общества, цивилизации, культуры. Наука есть необходимый, сущностный компонент развития цивилизации, история науки есть подлинная история человечества.

Современная цивилизация существует как результат исключительно развития рационального мышления, науки и научного знания. Наука очень сильно изменяет окружающий нас мир, люди воспринимают научно технической прогресс как нечто само собой разумеющееся, порой не задумываюсь об интеллектуальных усилиях ученых, о тех огромных материальных средствах, вложенных в развитие науки. Наука есть не только технический и технологический прогресс, она изменяет самого человека и человеческое общество. По большому счету всякая наука гуманитарна: она создана человеком, удовлетворяет потребности человека и изменяет его, способствует его эволюции и эволюции человеческого общества как социального института. Формирование рационального мышления в обществе способствует преодолению мифологического, патриархального сознания. На основе рациональных ценностей формируются общечеловеческие этические и правовые ценности, в конце концов, формируется гражданское общество. Поэтому наука есть основа не только технологического, но и социального прогресса.

 Первопричина науки заключается в антропологической сущности человека. Потребности человека весьма разнообразны: материальные и идеальные, биологические и духовные. Но главная, основная, базисная человеческая потребность, возвышающаяся над всеми остальным – это потребность познания, потребность интеллектуального и нравственного развития. Не случайно, по Платону, высшая форма любви – это любовь к истине, к познанию. Не случайно, по Аристотелю, блаженство есть жизнь присущая лучшей, рациональной части, блаженство есть созерцание – познание. Наслаждение, полученное от удовлетворения материальных и чувственных потребностей, есть идеал свинского счастья. Этот завет великих античных мыслителей стал доминирующим в европейской истории Нового времени, времени рационализма и Просвещения, он приобретает особую актуальность в современном обществе массового потребления и массовой культуры.

Наука непосредственно связано с образованием, важнейшая функция науки образовательная. Современный специалист должен быть способен к интеллектуальному творчеству, должен идти нога в ногу с прогрессом науки. Образование – это передача знания молодому поколению. И эта передача тем эффективнее, тем в большей степени сам учитель, педагог, преподаватель занят научными фундаментальными или прикладными исследованиями. 

Эту функцию в современном обществе должен выполнять университет, как учреждение занятой образовательной и научной, фундаментальной или прикладной деятельностью. Полноценный образовательный процесс в высшей школе не может быть эффективным без достаточно эффективной научной работы. Не случайно статус и престиж университета определяется уровнем существующих там научных исследований и наличием известных ученых.

Подготовка высококлассного специалиста может быть осуществлена только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Фундаментальная наука – основа научного и образовательного процесса. Полемизировать о том, нужна ли сегодня России фундаментальная наука просто глупо. Фундаментальную науку стремятся развивать все цивилизованные страны, а фундаментальная наука важнейший компонент цивилизации. Передовые страны развивают крупномасштабные научные проекты, тратят на это огромные средства. Наука является важнейшим социальным стабилизатором. Здоровое, нормальное общество то, в котором цениться наука, люди, занимающиеся наукой и светские рациональные ценности. Там не надо бороться с лженаукой, там не вещают с экранов телевизора экстрасенсы, колдуны и заклинатели духов.

Сегодня наука оказывает огромное воздействие на жизнь современного общества, активно развиваются следующие направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение возможностей человеческого мозга, материаловедение и ряд других.

Однако российская наука переживает сегодня не лучшие времена. В 90-е годы ХХ века, по сути, прекратилось финансирование науки, что привело российскую науку на грань вымирания. Все это привело к распаду научных школ к внешней и внутренней эмиграции ученых. Наука это хрупкое создание, требующее многих факторов для своего цветущего существования. Вырастить этот цветок весьма сложно, а уничтожить очень легко. Поэтому тот стресс, который наука в России пережила, переживает и сейчас уже сказывается и, конечно, будет сказываться в будущем.

Современное состояние науки можно сравнить с послереволюционной ситуаций в России, когда многие российские ученые вынуждены были эмигрировать. Однако Советская власть ясно понимала, что без развития науки невозможно противостоять капиталистическому миру и вкачивала огромные средства в ее развитие вплоть до 80-х годов ХХ века. Сейчас такого понимания у общества и власти нет, все ограничивается демагогическими кампаниями. Будем надеяться, что эта ситуация измениться, ведь прогрессивное развитие России возможно только при условии полноценного развития фундаментальной и прикладной науки, при условии пропаганды рационального, научного мышления, основанных на рационализме духовных и нравственных ценностей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бакунин М.А. Избр. соч., Пб.,М.,1919,т.2.

2. Гадамер Х.-Г., Истина и метод. М., 1988.

3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М..2007.

4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. Вопросы философии. №4. 1988

5. Карнап Р, Ган Г,. Нейрат О: «Научное миропонимание - Венский          кружок».  «Логос». Философско-литературный журнал. 2005, №  2(47).

6.  Кун Т. Структура научных революций. М.,2009.

7.  Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки, М., 2008.

8.    Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

9.   Риккерт Г.  Философия жизни. К., 1998.

10. Файерабенд П. Против метода. М., 2007.

11.  Шлейермахер Ф. Герменевтика. Спб., 2004.

 

 

Рекомендуемая литература.

Философия науки. Общие работы:

1. Горохов В.Г., Розов М.А., Степин В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.

2.  Бессонов Б.Н. История и философия науки. М..2009.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. Учебное пособие. Ростов-на-Дону., 2007.

4. Зеленов Л.А. История и философия науки. М., 2008.

5. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

6. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

7. История и философия науки (Под ред. А.С. Мамзина). СПб., 2008.

8. История и философия науки: Введение в специальность (Под ред. А. Урсула). М., 2005.

9. История и философия науки. (Под ред. Ю. Крянева, Л. Моториной). М., 2007.

10. Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М.,2008.

11. Карамова О.В. Философия, методология и история экономической науки. М, 2007.

12. Котенко В.П. История и философия классической науки. М, 2005.

13. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов (В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т. Матяш). Ростов-на-Дону., 2006.

14. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (Основные направления, концепции, увткгории). М.. 2008.

15. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

16. Никифоров А.Л. Философия науки. Учебное пособие. М., 1998.

17. Микешина Л.А. Философия науки. Учебное пособие. М..2005.

18. Островский Э.В. История и философия науки. М, 2007.

19. Светлов В.А. История научного метода. М, 2007.

20. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.,2000.

21. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М, 2007.

22. Философия науки (Под ред. Липкина А.И.). Учебное пособие. М.. 2007.

23. Философия науки: Учебное пособие для вузов.( Под ред. С.А.Лебедева) М, 2007.

 

 

Философия науки. Естественные и технические науки:

1. Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории. Учебное пособие. Спб., 2004.

2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало XX в. М., 2004.

3. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Учебное пособие. М., 1998.

4. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

5. Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону., 2007.

6. Зайцев Г.Н. История техники и технологий. М., 2007.

7. Игнатьева И.Ф. Антропология техники: человек как субъект мира техники. Екатеринбург., 1992.

8. История информатики и философия информационной реальности. Учебное пособие для вузов. ( Под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко). М., 2007.

9. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2005.

10. Мэмфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества. М., 2001.

11. Попкова Н.В. Философия техносферы. М., 2007.

12. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. СПб., 2005.

13. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2 кн. М., 2006-2007.

14. Филинова О.Е. Математика в истории мировой культуры. М., 2006.

15. Философия математики и технических наук. (Под ред. С.А.Лебедева). М., 2007.

16.  Черняк В.З. История и философия техники. Пособие для аспирантов. М., 2006.

17. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. М., 2004.

18. Щукарев А.Н. Проблемы теории познания в их приложении к вопросам естествознания и в разработке его методами. М., 2007.

 

 

       

 

.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!