Тема V. Новое время. XVII век. Механицизм



Возникновение науки, науки в современном смысле этого слова, науки, органично включающей в себя эмпирию и теорию, многие исследователи датируют XVII веком. В 1600 году, знаменующим начало новой эры, в Риме, по приказу инквизиции, сжигают Дж. Бруно. Еще не утихло мракобесие, но уже Френсис Бэкон разрабатывает индуктивный метод, активно пропагандирует экспериментальное естествознание, «поет гимн во славу науке». В это же время, Декарт строит геометрическую систему координат и создает учение о рефлексах, Лейбниц параллельно с Ньютоном закладывает основы дифференциального и интегрального исчисления, а Паскаль и Лейбниц изобретают первые счетные машины. В XVII веке происходит научная революция, качественный скачок в развитии науки.

Социально-экономическими предпосылками возникновения новой науки это, прежде всего, буржуазные революции в Нидерландах и в Англии, интенсивное развитие капитализма, возникновение частного капитала и крупных промышленных предприятий. Все это привело к материально- производственной ориентации субъекта познания. Познание природы и общества не есть абсолютная ценность, как в античности, но познание с целью переустройства природы и общества, познание для достижения своих практических целей.

В философском плане Новое время это господство рационалистического мировоззрения. Именно рационализм, с его господством и даже абсолютизацией разума, создал интеллектуальные, и социальные предпосылки для научной революции. Рационализм как мировоззрение оказал огромнейшее влияние на социальное развитие Европы, по сути, рационализм привел к буржуазным революциям, к социальному переустройству, а, в конце концов, к социальному равенству и гражданскому обществу. Такова разрушающая и созидающая сила разума.

Наука имеет логику своего развития, в которой количественные процессы, накопления эмпирического материала, сменяются качественными скачками, когда происходит смена теоретических моделей, объясняющих действительность. Логика развития любой науки – от эмпирии к теории, от сбора фактического материала, от описания объективной действительности, к созданию теоретической модели, раскрывающей суть, сущностные, закономерные связи действительности.

Эти переломные этапы в развитии науки получили название научных революций. Научная революция — это принципиально новый взгляд на мир, переход к качественно иной модели (парадигме) объясняющей этот мир. «Революция как изменение взгляда на мир» - таково название Х главы известного бестселлера Т.Куна «Структура научных революций». «Это выглядит так, как если бы профессиональное сообщество было перенесено в один момент на другую планету, где многие объекты им незнакомы, да и знакомые объекты видны в ином свете.     Поскольку они видят этот мир, как через призму своих воззрений и дел, постольку у нас может возникнуть желание сказать, что после революции ученые  имеют дело с иным миром», - писал он. [5,С.170].

Научная революция предполагает  радикальное изменение процесса и содержания научного познания,  которое связано  с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Научные революции можно разделить на глобальные и «микрореволюции». «Микрореволюция» - создание новой теории в рамках отдельной науки. Глобальная научная революция приводит к изменении взгляда на мир как целое.

Глобальная научная революция происходит сначала в той науке, которая имеет доминирующее значение в тот или иной исторический период. Взгляд на мир с точки зрения данной науки становиться универсальным, что приводит к изменению мировоззрения в целом.

В XVII веке произошла глобальная научная революция. Исторически первой наукой, в которой произошел переход от эмпирии к теории, от описания к объяснению, к созданию теоретических моделей, объясняющих мир, была ,опирающаяся на математику, механика. Поэтому законы механики воспринимались как универсальные.

Весь мир развивается по законам механики, эти законы объективны, то есть принципиально независимы от субъекта познания. Эти законы экспериментально проверяемы, основаны на эксперименте. На этих принципах формируется классическая наука.

Первая научная революция привела к формированию современного естествознания, опирающегося на опыт и эксперимент, к возникновению классической науки Нового времени.

Классическая наука возникает на базе принципиально нового мировоззрения, суть которой заключается в идеи самодостаточности природы, в которой действуют не божественный промысел, не антропоморфный или иной внешний фактор, а объективные законы. Окружающий нас мир существует объективно и развивается по объективным законам.

Философской предпосылкой нового мировоззрения явился пантеизм как разновидность атеизма, деизм и материализм. Пантеизм (Спиноза) растворяющий бога в природе, тем самым освобождает природу для научного исследования, природа, тождественная богу, становится объектом научного познания.

Деизм был сформулирован еще Аристотелем. Согласно деизму первопричина мира есть бог, а затем мир развивается по объективным законам. Поэтому в Новое время деизм давал методологическую возможность утверждения естественных объективных законов в природе.

Механицизм был доминирующим течением в науке и философии Нового времени. Механицизм понимался как метод и как мировоззрение. Механицизм как метод познания, основан на при­знании механической формы движения материи единствен­но объективной. Абсолютизация механицизма логически приводила к редукционизму.  

В предисловии к «Матема­тическим началам натуральной философии» И. Ньютон вы­сказал суждение о том, что было бы же­лательно вывести из начал механики и остальные явления природы. Это получило название механистического редукционизма. Механистический  редукционизм – это трактовка законов механики как универсальных, присущим всем областям материального мира. Для редукционизма характерно отрицание качественной специфики более слож­ных материальных образований, сведение сложного к про­стым элементам, целого - к сумме его частей. При этом они неправомер­но экстраполировали законы, установленные лишь для механической сферы явлений, на все процессы окружаю­щего мира. Механицизм пе­реносит понятия механики в область физики, химии и био­логии. Возникает такой термин как механическое естествознание.

Характерными чертами науки Нового времени были: жесткое требование к точности научных результатов, интерпретация полученных фактов с точки зрения причинно-следственной детерминации, активное использование математики. Однако главная черта, отражающая сущность научной революции XVII века – формирование науки, базирующейся на экспериментальной методологии. Возникает классическая наука Нового времени, просуществовавшая до конца XIX века.

Мануфактурное производство, возникшее в XVII веке, в отличии от ремесленного, было великолепной школой опыта осмысления механических закономерностей. Давление воды, движение деталей насоса, кузнечного молота включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий. Отсюда возникает новый предмет исследования — система меха­низмов и машин.

Ремесленники, люди, занимающиеся практической деятельностью, становятся изобретателями. Часовщик Уатт изобрел паровую ма­шину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, рабо­чий-ювелир Фултон — пароход. Первые паровые маши­ны, первые прядильные и ткацкие машины, мельницы были построены ремесленным способом.

Таким образом, происходило сближение теории и практики, которое носило двусторонний характер: ремесленники – практики стремились к теоретическому обоснованию своих изобретений, а представители теоретического знания обращались к исследованию практических проблем.

В результате этого изменялась теория и практика, изобретательство вбирало в себя теоретическое знание, а наука, в свою очередь приобретала экспериментальную базу, происходил синтез теории и практики, теории и эксперимента.

Одним из первых ученых, стоявших у истоков создания экспериментальной науки, был Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основатель новой механистической натурфилософии.

Галилей – яркий пример механистического мировоззрения. Мир существует объективно, он бесконечен и вечен, в природе ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел и частей. Движение атомов, из которых состоит материя, и движение небесных светил подчиняются единым законам механики, все в природе обусловлено механической причинностью.

В методологии научного познания Галилей стоял на стороне опыта и эксперимента, который должен иметь теоретическое обоснование. Понятие опыта Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь ставит природе интересующие его вопросы. По сути своей это метод анализа, расчленения природы. Он дополнялся другим синтетическим методом, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе предложений. Опыт, являясь исходным пунктом познания, но сам по себе, без синтеза и дедукции, не может дать достоверного знания. Таким образом,  методология научного познания Галилея органично включала в себя опыт, эксперимент и дедуктивные построения.

Проблема движения была доминирующей в творчестве Галилея. До Галилея господствовало аристотелевское понимание движения, согласно которому движение существует только при наличии внешнего источника: движущее и движимое, когда его воздействие прекращается, тело останавливается. Галилей, сформулировав совершенно иной прин­цип, получивший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего дви­жения, если на него не производится какого-либо внеш­него воздействия.

Аристотель полагал, что между движением и покоем существует противоположность. Галилей показывает, что покой и движение - постоянные состояния тел: покой это тоже движение, но с малой скоростью. Галилей опытно опровергает понимание законов свободного падения, принятое Аристотелем (скорость падения тел зависит от массы тел), он утверждает, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы, а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения.

Галилей, полагая, что «книга природы» написана языком математики, создает теоретические модели и мысленные эксперименты. Он дает строго количественное математическое описание движения тел, формулирует закон инерции и закон свободного падения тел. Тем самым он закладывает основы классической механики.

Галилею принадлежит экспериментальное обнаружение весомости возду­ха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад разработку учения о сопротивлении материалов.

Галилей активно занимался астрономическими исследованиями. В 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.).

Все это ориентировало Галилея на утверждение и пропаганду гелиоцентрической системы Коперника. Галилей сумел дать блестящее естественнонаучное доказательство справедливости гелиоцентрической системы. После публикации Галилеем «Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Тем самым инквизиция принудила Галилея отказаться от теории Коперника.

Только в наше время, в октябре 1992 года Галилей был реабилитирован католической церковью.

Иоганн Кеплер (1571—1630) — немецкий астроном и математик. занимался поисками законов небесной механики и состав­лением звездных таблиц.  В поисках математической гармонии мира, со­зданного Богом, предпринял математическую систематизацию идей Коперника.

На основе аст­рономических наблюдений Кеплер установил три закона движе­ния планет относительно Солнца. В первом законе утверждается, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Второй закон - радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описы­вает равные площади. Из этого закона следовал вывод, - что скорость движения планеты по орбите непостоянна и она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Третий закон Кеплера гласит: квадраты времен обращения планет относятся как кубы их средних расстояний от Солнца.

Для математики особое значение имело исследование «Стереомет­рия винных бочек» (1615), в котором Кеплер вычислял объе­мы тел, получающиеся при вращении конических сечении вок­руг оси, лежащей с ними в одной плоскости. Он также при­менил логарифмы к построению новых таблиц движений пла­нет (1627). Его «Краткий очерк коперниканской астрономии» (Epitome astronomiae Copernicanae, 1621) был лучшим учеб­ником астрономии той эпохи.

Значение Кеплера для развития науки огромно, его главной заслугой было открытие законов движения планет.

Исаак Ньютон(1642—1727) —английский ученый, один из создателей новоевропейской науки. В 1699 году Ньютон стал членом Парижской академии наук, а в 1703 — президентом Королевского общества. Высшим творческим достижением Ньютона стали «Математические начала натуральной философии» (1687). Эта книга составила целую эпоху, связанную с господством механистической картины мира. По общему признания «Математические начала» на несколько веков определили развитие естествознания.           

Ньютон создал математический аппарат для описания движения, впоследствии ставший основанием математического анализа, и сформулировал основные идеи корпускулярной оптики, экспериментально доказал гетерогенность белого цвета, решил основные задачи, связанные с центробежными и центростремительными силами, возникающими при круговых движениях.

Эти понятия были использованы при решении проблем небесной механики (эллиптическое движение планет возникает под действием силы, убывающей обратно пропорционально квадрату расстояния между ними и центром Солнечной системы).

Ньютон сформулировал три основных закона движе­ния,которые легли в основу механики как науки.

Первый закон - всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолиней­ного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Второй закон состоит в констатации того факта, что приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действую щей силе и обратно пропорционально массе тела. Третий закон - это закон равен­ства действия и противодействия. Суть его в том, что действие -двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.

Ньютон открыл закон всемирного тяготения,  согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними. Открытие закона всемирного тяготения имело огромное значение для дальнейшего развития науки. Это был универсальный закон природы, которому все подчинялось, он явился основой создания небесной механики.

Таким образом, в «Математических началах натуральной философии» представлены два важнейших достижения ньютоновской физики: закон всемирного тяготения и законы движения, основывающиеся на понимании движения как учения о взаимодействия сил. Они разворачиваются в богато разветвленную систему механики.

Последствия открытия этих законов были огромны, они давали возможность решить громадное число проблем. Были определены относительные массы Солнца и планет, их плотности, а также пути, проходимые в первую секунду свободно падающими на их поверхность телами. Было дано объяснение явлений сжатия у полюсов не только Юпитера, но Земли. Были объяснены явления  морских океанических приливов и отливов, которые оказались следствием соединенного действия на землю притяжения Луны и Солнца. Впервые был объяснен ряд важнейших неравенств в движении Луны: эвекция, вариация и годичное уравнение. Применение закона всемирного тяготения к движению комет вокруг Солнца положило основание теории кометных орбит и предвычислению их появления вблизи Земли и Солнца.

Математический образ движущегося тела оказывается моделью реального предмета, идеализацией объекта, посредством которой объясняются явления механики. Объект предстает как всеобщая и необходимая модель, которая становится критерием проверки чувственных данных. Таким образом, Ньютон превратил естествознание в математическое естествознание.

Методология Ньютона имела огромное значение для дальнейшего развития науки. Методологическая установка Ньютона – математическое конструирование предмета познания, использование математических образов физических объектов как необходимых составных частей естественнонаучного исследования. Научная программа Ньютона – создание единой универсальной научной картины мира на базе математико-механистического мировоззрения.

XVII век – время научной революции, которая привела к коренной перестройке взгляда на мир, к созданию принципиально нового мировоззрения, качественно отличающегося от средневекового и античного, к созданию современной науки.

Под современной наукой мы понимаем механико-математическое естествознание, возникшее в XVII веке. Ее существенная черта – единство теории и практики, теории и эксперимента.

В науке Нового времени на первый план выступает субъект-объектное  отношение, перед познающим субъектом объективная, безгласная природа, субъект должен создать столь же объективную модель этой природы. Поэтому, наука Нового времени имеет свой, отличный от античности и средних веков предмет исследования. Природа подобна механизму, которой надо разобрать и собрать.

Наука Нового времени применяет, отличный от умозрения экспериментальный метод. Если в античной науке познание самодостаточно, оно само по себе и есть цель познания, то в науке Нового времени иная цель - практика, совершенствование производственного процесса для удовлетворения материальных благ.

Роль техники. Причем формирование экспериментального естествознания шло от конкретной практики, от ремесла и изобретательства. В технике огромную роль играли люди практики, ремесленники, кораблестроители, инженеры. Теоретическая наука не успевала за практикой создания новой техники. Все крупные математики занимаются практической механикой, теории формируются уже как результат практических изобретений.

Таким образом, создание новой техники в результате изобретательской деятельности оказали огромное влияние на развитие науки Нового времени. Механистический взгляд на мир стал доминирующим: природа - аналог механизма; человек есть механизм, но особого рода (Ламетри: «Человек-машина»),  весь мир тоже механизм. Многие сравнивали мир с часовым механизм, только заводил эти часы бог.

Сама техника становиться новым предметом исследования, новая цель науки - создание новой техники применение ее в практической деятельности. Наука тем самым, говоря современным языком, становиться непосредственной производительной силой, выступает как существенное и необходимое условие материального производства. Это итог научной революции XVII века, которая органично переросла в промышленную революцию XVIII- XIX веков.

В отличии от средних веков формируется новое рационалистическое мировоззрение, рационалистический тип мышления, получивший наиболее яркое воплощение в декартовской формуле «я мыслю, значит я существую». Место бога занял сомневающийся во всем, все разъедающий, все могущий познать всесильный разум. Произошла, по вполне объяснимым причинам (научная революция), некоторая абсолютизация разума. Разум мыслился как архимедов рычаг, опираясь на который можно перевернуть весь мир.

Мир не есть божественное творение, он существовал и существует объективно независимо от бога и человека. Человек как познающий субъект, наделенный разумом, познает объективные законы объективно существующего мира. Законы природы существуют объективно, задача человека познать их и создать столь же объективную теоретическую модель природы.

Вера во всесильный разум привела к некоторой абсолютизации его познавательных возможностей, к гносеологическому оптимизму, что в конце XIX века было поставлено под сомнение. Сущность вещей познаваема, для всесильного разума в мире нет никаких тайн. Для того чтобы познать мир надо разложить его, путем анализа, на простые составляющие, затем собрать, синтезировать. Идея элементарности мира, ведь мир подобен механизму. Но, тем не менее, рационализм стал мощным стимулом развития науки вплоть до сегодняшнего дня.

Этот принципиально новый тип мышления создает классическую науку, просуществовавшую до конца XIX века. Потом возникнут неклассическая и постнеклассическая науки. Существенная черта классической науки – вера в объективность научного знания.

Рационализм породил просветительскую идеологию, которое оказала огромное влияние на социальное развитие Европы и всего мира. По сути, просветительская идеология явилась идейным источником буржуазных преобразований в Европе, существенным и необходимым условием становления гражданского общества. Идеи рационализма и Просвещения получили яркое воплощение в Великой французской буржуазной революции конца XVIII века, в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», провозгласившей социальное равенство. Таким образом, рационализм дал толчок не только познанию природы, к техническому и материальному прогрессу, но и к социальному переустройству общества.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3051; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!