Тема 1. Становление теоретического знания



Nbsp;   Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

Аспирантура

Юдин А.И.

 

 

История и философия науки: общие проблемы

Учебное пособие

Утверждено Редакционно-издательским советом ТГТУ

для аспирантов всех специальностей.

 

 

 


Тамбов

РИС ТГТУ

2012


 

УДК   001. 000. 93 (075. 8)

  

ББК Ю25я73

 

Ю - 163

 

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.В.Медведев (Тамбовский государственный университет),

 

кандидат философских наук, доцент Т.С.Пронина (Тамбовский государственный университет).

 

 

Юдин А.И.      История и философия науки: общие проблемы. Учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2012 – 193 с.

 

               Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки», предназначенной для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей.

В пособии изложены основные мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие в науке в процессе ее исторического развития, рассмотрены наиболее актуальные концепции современной философии науки.

 

  

 

 

© Ф.И.О., 2011

 

 

Оглавление:

 

 

Предисловие.…………………………………………………….. .4

 

Глава 1. История науки…………………………………………. 6

 

1. Становление теоретического знания…………………………..6

2. Античная наука…………………………………………………16

3. Средние века. Наука и религия……………………………… 29

4. Философия и наука в эпоху Возрождения………………….. 39

5. Новое время. XVII век. Механицизм……………………… …47

6. От механицизма к эволюции: XVIII –XIX век……………… 60

7. Неклассическая наука ( конец XIX – первая половина

ХХ века)…………………………………………………………….69

 

Глава 2. Теория науки. Наука и общество………………………83

 

1. Наука как знание…………………………………………………83

2.  Методы научного познания…………………………………….93

3.  Наука как социальный институт……………………………….106

4.  Этика науки……………………………………………………...114

 

Глава 3. Философия науки…………………………………………123

 

1.  Позитивизм……………………………………………………....125

2.  Эмпириокритицизм……………………………………………..133

3.  Логический позитивизм…………………………………………137

4.  Постпозитивизм………………………………………………….144

5.  Философские проблемы социально-гуманитарного познания159

6.  Философские проблемы техники………………………………174

 

Заключение…………………………………………………………189

Рекомендуемая литература…………………………………….192

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Философия науки есть философская дисциплина наряду с логикой, гносеологией, культурологией, социологией, философией истории, философией права, философией политики и т.д. Это философская рефлексия, направленная на исследование бытия науки, ее возникновения и развития.

Философию науки интересует, прежде всего, методология научного познания, сам процесс научного поиска, процесс получения нового знания, механизм научного открытия, динамика развития науки, наука как социокультурный феномен, ее отношение с другими формами общественного сознания, ее роль в общественном развитии.

Если цель науки есть получение истины, то цель философии науки исследование тех объективных условий и субъективных интеллектуальных факторов при которых возможно получение истины.

Для выявления общих закономерностей развития научного знания философия науки опирается на историю развития конкретных научных дисциплин. Конкретная наука вырабатывает определенные гипотезы и модели развития научного знания. Без истории науки не может быть философии науки. Однако философия науки при этом ориентирована на сравнительный анализ конкретных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей развития науки.

Как философское направление философия науки оформилась в XIX веке в связи с возникновением и развитием позитивизма. Однако уже в XVII в период первой научной революции, период формирования теоретической и экспериментальной науки гносеологические проблемы занимают центральное место в философии. Без понимания гносеологии Ф. Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Дж.Локка, И.Канта и других мыслителей Нового времени невозможно понять современную философию науки.

В XVII – XVIII веках развивающаяся наука стала мощным фактором экономического и социального развития. В результате промышленной революции XVIII –XIX веков наука превратилась, говоря языком К.Маркса, в непосредственную производительную силу. Наука стала активно воздействовать на все сферы общественной жизни, в том числе на обыденное сознание граждан. Ценность знания, образования резко повысилась, образованное сословие, интеллигенция стала играть заметную роль в обществе.

В ХХ веке влияние науки уже проявляется в самых различных областях социальной жизни. Наука активно применяется уже и в различных сферах управления для принятия тех или иных управленческих решений. Обслуживая интересы власти, она влияет на выбор тех или иных путей общественного развития, на выбор тех или иных моделей управления обществом. Наука здесь уже становиться не только производительной, но и социальной силой. Возрастает мировоззренческая функция науки, наука формирует систему рациональных этических ценностей. Наука лежит в основе глобализации современного мира. Принципы научной рациональности это то, что объединяет всех людей независимо от их этнической и религиозной принадлежности.

В ХХ веке активизируются исследования по философии науки, возникает множество школ и направлений. Это связано с бурным развитием науки, ведь философия науки является продуктом развития самой науки.

Что дает философия науки специалисту исследователю в области специального научного знания? Может ли он в философии науки найти какие-то методологические опоры для конкретно научной деятельности или найти некий универсальный метод научного познания? Или, может быть, прекрасно обойтись без философии? Тем более, что в наше прагматичное время философия вынуждена доказывать свою необходимость.

В советской марксисткой философии диалектический метод трактовался как философская методология научного познания. В определенной степени диалектический метод не утратил своей эвристической силы и сегодня, тем не менее, очевидно, что единого универсального философского метода не существует. Но современная философия, безусловно, создает методологические предпосылки, о чем будет сказано в учебном пособии, для специального научного познания.

Ученый-исследователь вполне может обойтись без философии науки в своей непосредственной деятельности. Однако только в том случае, если он решает частные проблемы, говоря словами Т.Куна, в рамках «нормальной» науки, в рамках существующей парадигмы, то есть принятой на данный момент системы теоретических представлений. Если же происходит научная революция, скачок из одной системы теоретических представлений в другую, исследователь неизбежно, для объяснения новых теоретических открытий, вынужден подняться на метафизический уровень, уровень познания сущностей, уровень уже философского осмысления. Не случайно, в период научных революций великие ученые обращались к философии. Будь то открытие микромира или современная компьютерная революция. В этом смысле философия есть необходимое звено в развитии научного знания.

Этот вопрос можно сформулировать но иному: может ли общество обойтись без философского осмысления науки и научного знания? Ответ однозначный, конечно, нет. Наука в обществе существует как социальный институт, как социальная организация, поэтому выполняет цели общества, удовлетворяя его потребности. И организация науки, и цели науки, и результаты, и социальные последствия этих результатов должны быть под контролем общества. Поэтому философская рефлексия науки есть необходимое условие общественного развития.

В учебном пособии рассмотрена история науки, теория науки и философии науки. Логика построения пособия воспроизводит логику развития научного знания. Наука начинает с момента ее исторического возникновения, по мере исторического развития совершенствуется ее теоретический аппарат, возрастает ее роль в обществе, и только на этой базе возникает философское осмысление науки, то есть, возникает и развивается философия науки. Развитие происходит в рамках диалектики исторического логического, от конкретного к абстрактному, в котором логическое и абстрактное это философия науки.

 

 

Глава 1. История науки.

Тема 1. Становление теоретического знания.

        Теоретическое знание возникло в процессе преодоления мифологического мышления Наука, философия, религия вышли из мифологии. Поэтому исторически и теоретически оправдано начать рассмотрение становление теоретического знания с мифологического сознания, раскрыв его специфику и выявив характерные особенности.

Мифология, религия, философия и наука — это не только определенные формы знания и картины мира, но и разные типы мышления, разные способы объяснения происходящего, его разное понимание. Поэтому переход от мифологии к теоретическому знанию и основанной на нем философии есть формирование качественно иного типа мышления. В чем суть этого качественного скачка. На смену мифологическому, метафорическому, образному мышлению пришло мышление рационалистическое, основанное на оперировании не образами, а понятиями. Понятие есть выделение существенных и необходимых признаков предмета. Теоретическое знание возникает в результате рационалистической интерпретации мифа. Однако мифологическое сознание было адаптировано к иным историческим реалиям.

Мифология (от греч.- предание, сказание и - слово, понятие, учение) - исторически первая форма общественного сознания. Мифология  возникла как следствие неспособно­сти человека выделить себя из окружающего мира и целостности первобытного мышления, его слитности с эмоцио­нальной, сферой. Отсюда метафизическое сопос­тавление природных и культурных (социальных) объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе оду­шевление фрагментов космоса.

Мифологическое сознание органично присутствует рядом с рациональным, научным мышлением в современном обществе на уровне обыденно-практического, массового сознания, в политике, в идеологии, в литературе и искусстве. Современная социальная мифология нередко используется политическими организациями и властными структурами для целенаправленного программирования массового сознания, формирования лояльно-конформистских или радикально-агрессивных общественных настроений.

. Социальная мифология включает в себя, таким образом, два необходимых компонента: социальное мифотворчество и адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании.

Характерные черты мифологического сознания. Глобальность – мир перед взором древнего человека предстает как единое целое, как космос. Это сущностная черта мифологического сознания была заимствована философией в процессе ее возникновения.

Синкретичность - есть архаичная слитность всех, позже выделившихся как самостоятельные, различных форм общественного сознания. Миф это в нерасчлененном виде и мировоззрение, и правовые, нравственные отношения и бытовые технологии. В этом смысле миф как феномен синкретической нерасчлененности противостоит такому феномену, как логос (ср. греч. myphos - речь, мнение, слово как единство семантики и сонорики и logos - слово в значении дифференцированности, структурности смысла).

Антропоморфизм: от антропос — человек, морфе — форма: характеристика мышления и мировоззрения, рассматривающего мир по аналогии с человеком.

Социоморфизм - рассмотрение природы по аналогии с социумом.

Гилозоизм – одухотворенность мира, все: растение, камень, удар грома – одухотворенные существа. Для древнего человека мир – это совокупность живых, активных сил.

Аллегоризм. Обобщения, предполагающие  в качестве своего механизма персонификацию обобщенных явлений. Природные и социальные явление персонифицируются в виде тех или богов и героев. В центр мифологической системы выдвигается образ культурного героя или героя-цивилизатора (Гильгамеш, Прометей и др.)

Универсальность как характерное для мифологического сознания отсутствие противоречий, отсутствие различия между сущим и должным: мировой процесс в его мифологическом изображении протекает в соответствии с предустановленной сакральной или светской идеей.

Специфическое понимание случайности и необходимости, причины и следствия. Характерная особенность представления о мире на этой стадии развития — отсутствие в мире слу­чайности. Нет случайных событий; если нечто произошло, оно произошло по чьей-то воле. Отсутствие случайности говорит о том, что еще не были сформированы субъект - объектные отношения, что мира не противостоял человеку как объективная реальность, в которой существую как случайные, так и необходимые явления. Существует только одна субъективная необходимость.

 Отсюда же и вытекало своеобразное понимание причинности в мифологическом сознании. Причины тех иных природных явлений искали не в объективной действительности, а в субъективной деятельности человека. Не что есть причина, а кто есть причина, кто стоит за этим явлением или событием.

Консервативность. Мифологические системы связаны с ритуалом, ритуальной практикой и не склонны к инновациям. В мифологии закладываются наиболее фундаментальные вопросы бытия, оцененные позднее как роковые и вечные.

Мифологическая картина мира. Мир возникает из хаоса. В разных мифо­логиях дается различная характеристика этого состояния.  Часто рождение мира предстает как цепь рождений богов, олицетворяющих части мира. Суть в том, что переход мира из бесформенного, хаотического состояния в состояние упо­рядоченное, организованное, превращение хаоса в космос.

 Практически во всех мифологиях мира есть понятие мирового древа. Мировое дерево обыч­но помещается в «Центр мира» и определяет простран­ственную структуру мира по вертикали и горизонтали. По вертикали,  выделяются нижняя часть (корни),  средняя (ствол) и верхняя (ветви), которым соответствуют основные части Вселенной — верхняя (небесное царство), средняя (земля), нижняя (подземное царство). Каждая из частей предназна­чена для обитания определенных животных и других су­ществ. Постепенно,  на сену мифологической приходит научная картина мира.

 

Проблема возникновения науки. Для возникновения науки и философии необходимы определенные исторические предпосылки. Только в результате возникновения государства возникают предпосылки возникновения науки, философии и других форм общественного сознания. В результате экономического разделения труда происходит социальная дифференциация общества, у определенной группы людей возникает свободное время, которое можно посвятить занятию наукой и философией.

Наука возникла в результате рационалистической интерпретации мифологии. С точки зрения разума анализировалась адекватность мифологической картины мира, в результате этого миф стал тем, чем он сейчас является, вымыслом, сказкой, аллегорией.

Процесс формирования науки можно рассматривать как возникновение абстрактного, теоретического мышления, мышления не в форме чувственных образов, а абстрактных понятий.

Идея постепенного накопления знания не в состоянии раскрыть механизм формирования научного, абстрактного мышления. Формирование абстрактного мышления – это диалектический скачок от конкретного к абстрактному. Абстрактное мышление возникает в результате предметно-практической деятельности человека. Повторяющиеся, устойчивые связи и отношения реального мира отражаются и закрепляются в сознании человека, в результате этого возникают понятия.

Абстракция - (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков. Отвлечься от несущественного и случайного, выделить существенные и необходимые признаки предмета, тем самым, понять суть предмета или явления. Абстрагироваться от случайного и несущественного, чтобы выявить существенное и необходимое – это формирование понятия. Понятие – есть мысль, высказанная о предмете, выделяющая в нем существенные и необходимые признаки. Развитие от конкретного к абстрактному - есть скачок,  от чувственного созерцания мира к его пониманию, к выделению в нем существенных связей и отношений.

Мышление не при помощи конкретно-чувственных образов, а мышление, опирающееся на понятие, абстрактное мышление способно на просто отразить, а понять окружающий мир. Разум структурирует реальность, выделяет в ней устойчивые связи и отношения и, тем самым, дает возможность человеку ориентироваться в многообразии явлений, понимать происходящее. Таким образом, возникает теория, теоретическое знание.

Научная теория — совокупность идей, принципов, основопо­ложений, понятий, законов, на основе которых объясня­ется определенная сфера действительности. Теоретическое знание — обобщение эмпирического знания. Создание теории, объяс­няющей факты, — задача любой науки. Теория — это как бы особый мир идей, объясняющий мир вещей. Чтобы возникла теория, мир идей должен отделиться от мира вещей, то есть мышление должно стать особой реальностью, особым «миром», существующим наряду с миром ма­териальным. Разделение мира идей и мира вещей проис­ходит в греческой философии. В мифологии такого разделения не существует: вещь и образ вещи в сознании не различаются.

Наука, в отличии от мифологии, есть отражение существенных и необходимых отношений объективного мира в форме абстрактных понятий. Наука отражает не все связи и отношения объективного мира, а только существенные с точки зрения человека, необходимые для предметно-практической деятельности человека. Поэтому наука, отражая объективный мир в форме абстрактных понятий не тождественна этому миру. Наука – это мир, созданный человеком и служащий человеку.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!