Тема VI.  От механицизма к эволюции: XVIII - XIX вв



Механико-математическая модель мира, созданная в XVII веке, имела огромное позитивное значение. Однако механицизм как метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной, логически вел к редукционизму. Для него характерно отрицание качественной специфики более слож­ных материальных образований, сведение сложного к про­стым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм пе­реносит понятия механики в область физики, химии и био­логии.

Механицизм приводил к мировоззренческому кризису: явления живой природы невозможно адекватно познать, опираясь только на законы механики, человек не машина, даже особым образом организованная, как утверждали Декарт, Ламетри и другие естествоиспытатели. Новые открытия в естествознании требовали отказа от редукционизма.

Поэтому постепенно набирал силу процесс развития научного знания от механицизма, механистического естествознания к эволюционному взгляду на мир, с точки зрения которого природа рассматривалась в движении и развитии. Чтобы познать, нужно остановить процесс движения и развития, рассмотреть предмет или явление в статичном виде, разложить этот предмет или это явление на простые составляющие, только затем можно «вдохнуть в него жизнь», рассмотреть явление в движении и развитии, как оно существует в природе.

Эволюция раскрывает процесс развития природы. Эволюция (от лат. evulutio - развертывание) - в био­логии - изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. По Г. Спенсеру, эволюция означает любой процесс историчес­кого преобразования - как отдельных видов, так и живой природы в целом. Эволюционизм как философское мировоззрение все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития.

Эволюционизм приходит в европейское естественнонаучное и гуманитарное знание в XVIII веке, благодаря трудам Ж. Л Бюффона, И.Канта, И.Г. Гердера. Доминированию эволюционизма в XIX веке способствовала диалектическая философии Г.Гегеля.

В развитии философии аналогичный процесс происходил как переход от  метафизического к  диалектическому взгляду на мир. Метафизика (греч. - то, что после физики) - философское учение о сверхопытных  началах и  законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. В исто­рии философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. В гегелевской,   а позже в марксисткой философии, метафизика стала трактоваться  как антидиалектика.

С этой методологической позиции, при метафизическом подходе объекты и явления ок­ружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застыв­шем, неизменном состоянии. Диалектика предполагает изучение объектов, явлений с учетом реальных процессов их изменения, развития.

Метафизический метод не отрицает диалектический, а, по Гегелю, является необходимой ступенью диалектического метода. Без остановки процесса движения, без мысленного приведения явления природы в статичное состояние, его невозможно понять, то есть, разложить на простые составляющие. Поэтому на определенном этапе научного познания природы ме­тафизический метод, которым руководствовались ученые естествоиспытатели, был вполне пригоден и даже неиз­бежен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. Одним из проявлений метафизического способа мышления был механицизм как своеобразная методологическая доктрина.

Экспериментальное естествознание возникает в XVII веке. Все науки, за исключением, основанной на математике, механики, находились на эмпирическом уровне. Поэтому основными методами эмпирического исследования являлись анализ и классификация. Собрать, проанализировать, разложить по полочкам, сделать, опираясь на Бэконовский индуктивный метод, теоретические методы. Поэтому для первоначального развития науки метафизический тип мышления был необходим.

Примером эффективного использования метафизического метода в естествознании является творчества натуралиста Карла Линнея (1707-1778). В своем основном труде «Система природы» он создал классификацию растительного и животного мира. Он ус­тановил для представителей живой природы следующую градацию: класс, отряд, род, вид, вариация. Живые орга­низмы, например, Линней разделил на шесть классов (мле­копитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые), а в растительном мире выделил целых двадцать четыре класса. Однако развитие видов он отрицал, полагая, что видов столько, сколько их создано творцом. Однако работа Линнея была необходимым этапом развития науки, только после анализа и классификации можно ставить проблему развития.

. Ньютоновская картина неизменяющейся Вселенной являлась типичным примером применения механико-метафизического метода. В этой совершенной картине важны были только мас­сы и расстояния между центрами этих масс, связанные несложной формулой. Самое главное – космологическое учение Ньютона исключало идею эволюции.

Но уже в XVIII веке новые научные теории, появившиеся в космологии, геологии, биологии, истории преодолевали метафизический взгляд, демонстрировали ограниченность метафизики.

Начало этому процессу положил выдающийся немецкий философ - Иммануил Кант (1724-1804). В развитии философских воззрений Канта выделяют два ка­чественно различных периода: ранний, или «докритический», продолжавшийся до 1770, и последующий, «критический», когда он создал свою философскую систему, названную им «критической философией».

Наиболее зна­чительным его трудом «докритического» периода является «Всеобщая ес­тественная история и теория неба» (1755). В этой работе впервые была сделана попытка исторического происхождения Вселенной. Существующее устройство нашей солнечной системы может быть рационально объяснено только при допущении того, что это состояние -результат другого, отличного от него состояния. По мнению Канта, Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бес­форменной туманной массы, некогда равномерно запол­нявшей мировое пространство.

 Кант объяснял процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, состав­лявшим эту огромную туманность. Под влиянием притяже­ния из этих частиц образовывались отдельные скопления, сгущения, из которых образовались Солнце и планеты.

Французский аст­роном, физик, математик Пьер Симон Лаплас (1749-1827) высказал идеи, развивав­шие и дополнявшие кантовское космогоническое учение.

Лаплас разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы из «первичной» туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее Солнечной системы. Эта гипотеза существовала в науке почти целое столетие как космогоническая гипотеза Канта-Лапласа.

Статическая ньютонианская механика в трудах Лапласа заменялась эволюционной механической картиной мира.

Обоснование космогонической гипотезы в трудах Лапласа сопровождалось перестройкой оснований науки: статичная ньютониаская картина мира заменялась эволюционной механической картиной мира. Перестраивая основания науки, Лаплас опирался на концепцию Гольбаха о всеобщей причинной связи тел во Вселенной.

 В истории науки концепция причинного объяснения эволюции и изменения больших систем по жестким однолинейно направленным динамическим законам получила наименование лапласовского детерминизма.

В XIX веке идеи эволюции и развития получают все большее распространение в науке. Развернулась борьба двух концепций по поводу проблемы происхождения и развития нашей планеты: катастрофизма и эволюционизма. Идея катастрофизма была предложена француз­ским естествоиспытателем Жоржем Кювье (1769 — 1832).

В своей работе «Рассуждения о переворотах на поверхно­сти Земли», опубликованной в 1812 году, Кювье утверж­дал, что каждый период в истории Земли завершался ми­ровой катастрофой - поднятием и опусканием матери­ков, наводнениями, разрывами слоев и т.д. В результате этих катастроф гибли животные и растения, а в новых условиях появились новые их виды.

Идею эволюционизма в области биологии от­стаивал крупный французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829).

Свои идеи он изложил в «Философии зоологии», вышедшей в 1809 году. Изменяющихся ус­ловия окружающей среды есть движущая сила эволюции орга­нического мира. Они ведут к изменениям в потребностях животных, следствием чего происходило изменение их жизнедеятель­ности. В случае перемен в функционировании того или иного органа появ­ляются наследственные изменения в этом органе. При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсут­ствие упражнений - ослабляет. На этой основе возникают новые органы, а старые исчезают. Таким образом, происходит эволюционное развитие вида.

Теорию происхождения видов путем естественного отбора создал Чарльз  Дарвин (1809-1882) .

Основные идеи своей теории Дарвин изложил в своем главном труде: «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1869). На основе огромного есте­ственнонаучного материала из области палеонтологии, эмб­риологии, сравнительной анатомии, географии животных и растений, Дарвин изложил факты и причины биологической эво­люции.  Согласно его знаменитой теории естественного отбора виды с их относительно целесообразной организацией возникли и возникают в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их внутривидовой и межвидовой борьбе за существование в данных условиях.

Дарвин доказал несостоятельность креационистских  представлений о сотворении видов, раскрыл единство растительного и животного мира, выявил основные закономерности и механизмы эволюции в живой природе, а также механизмы естественного и искусственного отбора. Дарвин, по сути, совершил революцию в естествознании.

Новые естественнонаучные открытия способствовали развитию эволюционного понимания естествознания. Создание клеточной теории, открытие клеточного строения растений и животных подтверждало идею всеобщей связи природы, идею единства органического мира. Ее авторы: бота­ник Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это учение на животный мир.

Закон сохранения и превращения энергии, открытый немецким врачом Юлиусом Робертом Майером (1814-1878) и английским исследователем Джеймсом Прескоттом Джоулем (1818-1889), имел уже универсальное значение, охватывал все науки о природе.

Открытие периодического за­кона химических элементов,сделанное в 1869 году выда­ющимся русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделе­евым (1834-1907) показало закономерную связь между химическими элементами. Обнаружив эту закономер­ную связь, Менделеев расположил элементы в естествен­ную систему, в зависимости от их родства.

Таким образом, принципы диалектики, диалектическое понимание развития стало доминирующим в естествознании XVIII - XIX веков.

Однако идеи эволюции и диалектики проникли не только в естествознание, но получили яркое воплощение в науках об обществе и человеке. В гуманитарных науках эволюционизм, принцип развития трактовался как принцип историзма.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ, просветитель, рассматривал развитие природы и развитие общества в рамках единого эволюционного процесса.

Исторический взгляд Гердера на природу и общество формировался под непосредственным влиянием его учителя Канта. Главный труд Гердера «Идеи к философии истории человечества», представляет собой философское обобщение достижений естествознания в конце XVIII века. История человеческого рода начинается с истории нашей планеты. Гердер описывает ее происхождение и место в системе мироздания», ссылаясь на труд Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». По Гердеру, природа находится в состоянии непрерывного развития от низших ступеней к высшим. Только благодаря естественным силам, без постороннего вмешательства развитие природы приводило к образованию все более сложных образований.

 Мир встает перед Гердером в виде единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего вполне определенные необходимые ступени. О том, как Гердер представлял себе эти ступени, говорит следующий набросок: «1. Организация материи – теплота, огонь, свет, воздух. Вода, земля, пыль, вселенная, электрические и магнитные силы. 2.Организация Земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание. 3.Организация неживых вещей – камни, соли. 4. Организация растений – корень, лист, цветок, силы. 5. Животные: тела, чувства. 6. Люди – рассудок, разум. 7. Мировая душа: все» [4, С.623].

Таким образом, развитие общества есть естественное продолжение развития природы, природа ее законы есть тот фундамент, на котором происходит процесс исторического развития. Природа и общество рассматриваются в рамках единой целостности.

Законы развития общества, так же как законы природы, носят естественный, объективный характер. Живые человеческие силы – вот двигательные пружины человеческой истории; история представляет собой естественный продукт человеческих способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени. Таким образом, история являлась для человека не как цепь ошибок и правильных решений, а как объективный процесс, имеющий свою логику развития.

Единство природы и общество понималась в рамках механистического мировоззрения. Возникала потребность преодоления механицизма в понимании общества.

Общества, в отличии от развития природы, имеет свои специфические особенности, оно не укладывается в цепь причинно-следственных закономерностей. В постановке этой проблемы огромная заслуга принадлежит И.Канту. Кант полагал, что природа есть царство действующих причин, в ней нет смысловых связей, а есть лишь связи причинно-следственные связи, но человек и общество не может быть понято без обращения к цели, в основе человеческого общества лежит целеполагание. Таким образом, именно Кант, поставив проблему преодоления механицизма в истории, обосновал и выявил специфическое отличие человека и человеческого общества, которое является основным и по сегодняшний день.

Философия конца XVIII - начала XIX преодолевает господство механицизма на пути историзма. Представители классического немецкого идеализма - Фихте, Шеллинг, Гегель, опираясь на принцип историзма, строили свои философские конструкции.

Наиболее полно принцип историзма воплотился в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831.) Основой гегелевской философской системы является диалектика – учение о развитии, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей.

Метафизика, основанная на механицизме, в гегелевской системе была качественно преодолена. Предмет философии, по Гегелю, мировой разум, абсолют, который всегда находится в развитии. Имманентное развитие мирового разума есть логика, она же диалектика с ее законами (Наука логика), «овнешнение», «опредмечивание» мирового разума в природу, есть развитие природы по законам диалектики (Философия природы), «опредмечивание» мирового разума в дух, есть развитие общества по законам диалектики «Философия духа». Таким образом, мировой разум вобрал в свои объятия весь мир, благодаря этому весь мир развивается по законам диалектики. Развитие общества, исторический процесс мыслился в рамках развития мира в целом.

Исторический процесс эта реализация мирового духа там, куда он соизволил «опредметиться», реализоваться. Индивиды, действующие в истории, есть частицы мирового духа, реализующие его в исторической действительности. Преследуя свои частные цели, индивиды неосознанно реализуют цель мирового разума (хитрость разума). Цель мирового разума в рамках мировой истории – торжество свободы.

Философия в своем развитии опиралась и опирается на достижения наук, на методологию научного познания. Развитие науки от механицизму к эволюции получило свое адекватное выражение как развитие от метафизики к диалектике в философии.

В науке XIX века наиболее мощно был реализован принцип развития, принцип историзма. Из наук о природе принцип развития пришел в науки об обществе. История стала главной наукой об обществе: всеобщая, гражданская, история литературы, языка, история науки, религии, философии, государства и права. Все явления рассматривались сквозь призму развития, опираясь на принцип историзма.

Последняя классическая философская система – марксистская, также была построена на гегелевских, диалектических законах развития. Утопизм марксистской концепции логически вытекал из утопизма, точнее догматизма гегелевских законов диалектики. Но это уже другая история.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!