Когда и где возникла наука? Знание и наука. Знание существовало всегда, а наука как форма теоретического объяснения мира возникла на определенном этапе исторического развития



Еще в древности люди обладали об­ширными знаниями о свойствах растений и животных, о почвах и минералах, о климате, о смене времен года. Объем знаний значительно расширяется, когда возникаю первые цивилизации — египетская, вавилонская, шумер­ская, китайская. Египетские пирамиды показы­вают, что в те времена были уже значительно развиты многие геометрические и математические представления.

 В Китае, Египте, Вавилоне разрозненные знания начали объединяться в элементарные системы. Наблюдение по­вторяющихся климатических и космических событий (дви­жение планет и звезд) позволило установить первые за­кономерности, относящиеся к смене времен года, к траек­ториям движения светил. Все эти знания можно охарактеризовать лишь как преднауку.

Поскольку, знание еще не есть наука, знать и доказать – разные вещи. Накопленные  древних цивилизациях элементы научных знаний не были систематизированы, теоретически обоснованы, не были включены в логически непротиворечивую, дедуктивную систему.

Кроме того важнейшее свойство науки – демократичность отсутствовало в древних цивилизациях. В Китае, Египте, Вавилоне, Индии знание существовало как сакральное, священное, скрытое знание, не было публичным, передавалось от одного жреца к другому. Наука есть знание, доступное всем, а доступно всем оно становится, когда перестает быть сакральным, скрытым, ограниченным, но рациональным, публично-доказуемым.

Наука также не есть только знание, но процесс создания нового знания, организация деятельности, направленной на создание нового знания.

 Поэтому в древних цивилизация Востока: в Египте, Вавилоне, Китае появляются эмпирические знания о природе, но наука, как форма публичной познавательной деятельности появляется именно в Греции.

 Возникновение науки в Греции происходило одновременно с возникновением философии. Возникновение философии — это, в сущности, процесс преодоления мифологического сознания научно-теоретиче­ским мышлением. Философия — это самостоятельное ра­циональное мышление, попытка теоретического объясне­ния мира и самого человека. Первые греческие фило­софы были также первыми математиками, физиками, ас­трономами, физиологами.

Философия появилась в форме теоретической науки, противопоставившей мифологической картине мира свои. Она противопоставляет истинное знание мне­нию, обыденному сознанию, пытается взглянуть на мир не с точки зрения частной выгоды и пользы, а с более высокой позиции, то есть объективной точки зрения. «Первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постичь его начала и причины. Не случайно их так и называли – «физиками» от греческого слова «фюсис» - природа» [2,С.12].

 Именно поэтому греческая философия стала той почвой, на которой выросли совре­менная наука и философия, был осуществлен переход от донаучного, мифологического, к научному, теоретическо­му мышлению.

Качественный скачок, революция, совершенная греками заключалась в том, чтобы не просто знать, а логически доказать это знание, чтобы сделать знание рационально доказуемым. Математики Вавилона и Египта занимались задачами вроде следующих: как вычислить площадь четырехуголь­ника или круга, объем пирамиды, или длину хорды, или как параллельно основанию разделить трапецию на две равные части. Греческие философы стремились это доказать.   Греки восприняли знание восточных культур и сумели переработать, оформить их в теоретическую, рационалистическую систему. Теоретическое мышление – это логико-математическая строгость доказательств. Характерная черта греческой математики заключалась в системном подходе при помощи доказательств от одного предложения к другому. «В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство» [ 2, С.18].

Таким образом, теоретическое знание, наука в форме строгой логически доказуемой системы возникло в Древней Греции. «Для того чтобы осуществился переход к собственно научному способу порождения знаний, с его интенцией на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта, предметных связей, необходим был иной тип цивилизации с иным типом культуры. Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага на пути к собственно науке, была демократия античной Греции» [6,С.61].

Античную математику Эвклида, астрономию, геоцентрическую систему Птолемея, физику Аристотеля многие историки науки считают уже научными теориями.

Существует точка зрения, отождествляющая античное научное и философское знание в рамках натурфилософского знания. На наш взгляд, в античной философии и античной науке много общего, во многом они тождественны.

Греческая философии выступала с критикой мифологии и формировалась, прежде всего, как научная философия, философия, построенная по образцу научного знания.

Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. И хотя в качестве начала каждый из них предлагает свое, однако само требование восходить к началам и из них объяснять устройство космоса, человека, познания - это требование в основном сохраняется у большинства греческих мыслителей.

Поэтому греческая философия, создавая и пропагандируя научный взгляд на мир, была тем локомотивом, той необходимой предпосылкой, без которой было бы невозможно формирования науки и научного знания. Но между наукой философией, даже на самых ранних этапах ее формирования существует принципиальное отличие. Философия пытается дать методологическое основание научному знанию, дойти до сущности бытия, хотя, быть может, это не всегда у нее получается. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр были учеными и философами. Как философы они пытались найти, сущность бытия, ее первооснову, субстанцию, опираясь на которую можно построить научную, научную, конечно, в рамках того исторического контекста, теорию.

Существует также точка зрения, возникшее в рамках немецкой классической философии, что частные науки возникли в лоне философии, затем в те или иные этапы истории, отпочковались от нее. Эта позиция имеет право на существование, действительно процесс дифференциации научного знания происходил и происходит он и сейчас. Но науки отпочковываются как от философии, так и от других частных наук. В силу неразвитости научного знания на ранних этапах развития многие науки существовали в рамках философии, однако греческая философия всегда имела свой, отличный от науки, предмет исследования.

В последние годы получила распространение точка зрения, что наука Нового времени принципиально отличается от античной науки, что наука в ее современном понимании, наука, опирающаяся на экспериментальное естествознание, возникла именно в Новое время. Определенный смысл в этой позиции есть. Физика Аристотеля – это не современная физика и не физика Нового времени, но и современная наука будет не похожа на науку будущего. В развитии науки и научного знания необходимо видеть и выделять определенные, качественно отличные, этапы ее развития. Но надо видеть и общее, то, что качественно отличает науку на всех этапах ее развития от других форм общественного сознания.

А отличает ее от других форм общественного сознания то, что сформулировано греками – теоретическое мышление. В силу особенностей конкретно-исторического развития Греции, рабовладение, неразвитость материального производства, экспериментальная наука существовала в том виде, в каком она и должна быть. Экспериментальная наука не была развита в той степени, как это произошло в Новое время. Но разделение знания на два направления: эмпирическое, опытное – ремесло, земледелие, мореплавание и теоретическое – философские и математические построение, уже произошло. А это то, что отличает науку как форму общественного сознания на всех этапах ее развития. Поэтому наука возникла именно в Греции.

Характерная черта античной науки – слабое развитие экспериментальной базы. Эксперимент в том виде, как он сформировался в XVII веке, отсутствовал в античности. Античная наука, в отличии от науки Нового времени, имела иное мировоззренческие направление – познание ради познания, само познание и само знание, вне всякого практического приложения, и есть высшая ценность. В условиях рабовладения практическая деятельность считалась недостойной свободного человека.

Абстрактность и созерцательность – характерная черта, недостаток и, в тоже время, достоинство античной науки. Именно абстрактно- теоретическое, рационалистическое направление было той методологической базой, на которой возникла наука. В рамках этого направления развивались философия, математика, логика, физика, были высказаны гениальные мысли о строении и развитии Вселенной. Пифагор преобразовал математику «в форму свободного умственного развития».

Именно в античности возникли этические ценности науки. «Платон мне друг, а истина дороже». Научная истина является высшей нравственностью ценностью для исследователя. Истина выше, каких либо личностных, практических ценностей. Именно в Греции наука и философия стали развиваться в результате критики предшествующих учений. Только в этом случае возможен прогресс науки.

Качественное отличие науки – демократичность и публичность, общедоступность. Усилиями греческих философов и ученых наука приобрела эти качества. Научное открытие превращается в ту или иную элементарную формулу, доступную всем, способным рационально мыслить. Именно это выведение скрытого, сакрального знания, существовавшего в культурах Востока, в сферу открытой публичности, рациональной доказуемости и знаменовало собой возникновение науки.

Наука эпохи Возрождения и Нового времени – это дальнейшее развитие тех принципов и методологических установок, которые были сформулированы греками. Принципы теоретического, рационального мышления оказали огромное влияние на социально-политическое развитие Европы. Социальные ценности – свобода, равенство, братство основаны на принципах рационализма.

 

Тема 2. Античная наука.

Важную роль в формировании древнегреческой математики сыграла пифагорейская школа.

В Греции, в отличии от стран Востока, мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, ввели в математику доказательство.

Но важно иметь в виду, что сами греки называли приемы вычислительной арифметики и алгебры логистикой (logistika - счетное искусство, техника счисления) и отличали логистику как искусство вычисления от теоретической математики.

Правила вычислений, стало быть, разрабатывались в Греции точно так же, как и на Востоке, и, конечно, греки при этом могли заимствовать очень многое, как у египтян, так и в особенности у вавилонян.

«Таким образом, в Греции имела место как практически-прикладная математика (искусство исчисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний,  строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства. Именно математика как систематическая теория была впервые создана в Греции» [2,С.19].

При помощи чисел пифагорейцы пытаются понять сущность мироздания. Число принимает мировоззренческий смысл. Числовые отношения они стали рассматривать как ключ к пониманию вселенной и ее структуры. «С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата» [ 1, С.29 ]

Числовая символика. Так, к уже ранее найденным семеркам - семь элементов, семь сфер вселенной, семь частей тела, семь возрастов человека, семь времен года. - пифагорейцы прибавили семь музыкальных тонов и семь планет.

Однако затем семерка была низведена с пьедестала самого совершенного числа и уступила место десятке потому, что она неподвижна, не рождается от других чисел.

Числовые отношения, по мнению пифагорейцев, лежат в основе всех природных процессов, составляют самую сущность природы, «все есть число», познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений.

Такой подход имел огромное значение для дальнейшего развития математики, поскольку связи между числами, числовые отношения выступают как основа всех природных явлений и процессов, связи между числами есть отражение реальных связей объективного мира.

Числовые пропорции пифагорейцы называли гармониями. Пифагор открыл связь числовых соотношений с музыкальной гармонией. При определенных соотношениях длин струн, последние издают приятный (гармонический) звук, а при других - неприятный (диссонанс).

Гармония существует в космосе. Весь космос, по Филолаю, «О природе»  образовался из двух начал: предела и беспредельного. Эти начала противоположны, но соединяются они при помощи гармонии.

Таким образом, числовая гармония, числовые пропорции проявляется в музыке, астрономии, геометрии. Следовательно, познание гармонических отношение есть познание сущности мироздания.

Античная наука и античная философия начинали с обоснования онтологической проблематики, центральная место в которой занимала проблема бытия. Что есть окружающий нас объективный мир, какими свойствами он обладает, иными словами, что есть бытие?

Эта проблематика активно разрабатывалась в элейской школе, главными представителями которой были Парменид и Зенон Элейской. Если ранние физики и пифагорейцы мыслили бытие, не ставя этого вопроса, то элеаты впервые поставили проблему соотношения мышления бытия, проблему адекватного отражения бытия в мышлении, то есть проблему познания бытия.

Что есть бытие по Пармениду? Бытие - это то, что всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его предикаты. Все остальные предикаты бытия уже производны от этого. Раз бытие вечно, то оно безначально - никогда не возникает; неуничтожимо - никогда не гибнет; оно бесконечно, цельно, однородно и невозмутимо. Таким образом, исчезает возможность возникновения и гибели бытия. Бытие -  неделимо, ибо оно всюду одинаково и нет ничего ни большего, ни меньшего, что могло бы помешать связности бытия, но все оно преисполнено бытием. Вечное, неизменное, цельное (сплошное), неделимое, единое бытие, по Пармениду, неподвижно. «В школе элеатов впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности. В этом смысле философии элеатов представляет собой важный рубеж в истории научного мышления» [2, С.52].

Можно ли мыслить бытие? Эта проблема впервые была поставлена Зеноном. В связи с этим возникла проблема бесконечности и проблема континуума (пространства, времени, движения).

Апории Зенона кладут начало подлинно научному знанию, поскольку теоретическое естествознание невозможно без математики. Именно после критики элеатов, после постановки Зеноном этих проблем начинают формироваться основные направления научной мысли Древней Греции.

Наиболее известны пять апорий, в которых Зенон анализирует понятия множества и движения. Апория меры. Если вещь не имеет величины, она не существует, если вещь существует, она имеет некоторую величину, некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие. Вещи были в одно и то же время велики и малы и настолько малы, чтобы не иметь величины, и настолько велики, чтобы быть бесконечными.

Зенон впервые поставил вопрос: как мыслить континуум - дискретным или непрерывным? состоящим из неделимых (единиц, «единств», монад) или же делимым до бесконечности?

Можно ли мыслить движение? Наиболее известны четыре апории этого рода: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий».

Дихотомия. Нет движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца.

Ахиллес и черепаха. Суть в том, что существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше придти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество.

 Стрела. Летящая стрела летит и не летит. Время слагается из отдельных «теперь».

Стадий. Две массы движутся с равной скоростью, одна - с конца ристалища, другая - от середины, в результате получается, что половина времени равна ее двойному количеству.

Таким образом, Зенон в своих апориях доказывает невозможность движения, поскольку движение нельзя мыслить, не впадая в противоречие.

Вывод Зенона парадоксален. Однако, формулируя отрицательный вывод, Зенон сформулировал и пытался решить подлинно научную проблему: как можно мыслить движение, как в теоретической форме, в форме научной теории адекватно отразить процесс движения, иными словами, как создать теоретическую модель движения. Пусть вывод отрицательный, но проблемы, поставленные им, его критическая работа дали толчок к созданию новых программ научного исследования, к дальнейшей разработке науки Демокритом, Платоном, Пифагором, Аристотелем. «Таким образом, Зенон в ходе своей критически отрицательной работы подготовил почву для создания важнейших понятий точного естествознания, понятия континуума и понятия движения»[2, С.62].

Античный атомизм. По Демокриту, существует не только бытие, но и небытие, бытие есть атомы, а небытие есть пустота. Атомистическая теория Демокрита, в отличии от элеатов, ориентировала на объяснение эмпирического мира.

Демокрит, опираясь на пифагорейское понятие числа, полагал, что "единицу" надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. Тогда любой отрезок линии будет состоять из конечного числа неделимых атомов.

Таким образом, возникает как решение определенных теоретических, поставленных Зеноном, проблем. Эмпирические наблюдения выступали в роли демонстрации. В этом смысле атомизм выступает как шаг вперед в развитии античной науки, в развитии теоретического мышления.

Атомы, по Демокриту, предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя ощутить при помощи органов чувств. Они имеют предел деления, который на определенном уровне становится невозможен, отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Атомы непроницаемы, на одном месте не могут совместиться, "совпасть" два атома. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку. Непроницаемость атомов есть выражение субстанциональных свойств природы.

Отсутствие атомов, по Демокриту, есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. в пустом пространстве и вечном движении.

Атомы различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения - положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира.

По форме  атомы – шарообразные, кубические, пирамидальные, шероховатые, угловатые, искривленные и изогнутые. Эти формы объясняют механику их сцепления, тем самым объясняют многообразие объективного мира. Учение Демокрита, таким образом, представляет собой механическое объяснение природных процессов.

Атомистическая философия направлена на объяснение предметов физического мира. При этом указывает на механические причины всех возможных изменений в мире.  Демокрит разработал учение, принципиально отделяющее мир эмпирический (мир субъективного восприятия) и мир существующий (объективного знания) Атомы это то, что невозможно видеть. Наглядность объясняющей модели атомизма. «Движение пылинок в луче света» - образ движения атомов. Эта наглядность заставляла многих ученых не только Древности, но и Нового времени обращаться к атомизму.

Софисты знаменуют переход к несколько иной подход к науке и научному познанию, здесь мы видим не только стремление к получению определенных результатов, но к их логическому обоснованию, к подтверждению их достоверности, что является обязательным атрибутом научного знания.

Софисты стремились сделать научные достижения всеобщим, публичным достоянием, Протагор первый начал изучать способы доказательств и тем самым положил начало разработке формальной логики, а софисты, Гиппий и Продик, занимались исследованием языка (Продик - синонимикой, а Гиппий - грамматикой).

Отсюда логически вытекал акцент софистов на рефлексии. Рефлексия - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Софисты обратили внимание на сам процесс познания. Акцент на мышлении на способах доказательства знания предполагает весьма развитую рефлексию сознания о себе самом - рефлексию, осуществляемую как с теоретическими, так и с практическими целями. Таким образом, интерес софистов был направлен, прежде всего, на выделение сознания как специфической реальности.

В лице софистов научная мысль античности перешла от объективного изучения бытия к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию. Это дало толчок к развитию методологии научного познания. Проблема познания заключалось не в только в том, что нужно познать, но и в том, каков механизм этого познания.

Софисты удовлетворяли потребность в образовании, возникшую в античном обществе. Платон видит в софистах посредников между теми, кто создает знание, и теми, кто нуждается в нем. В античном обществе возникла потребность передачи знания не только «по вертикали», от поколения к поколению, но и «по горизонтали», от сословия к сословию. Все это способствовало развитию греческой демократии, размыванию границ между сословиями и развитию индивидуализма. «Элеаты и софисты содействовали превращению досократического, еще во многом метафорического, способа мышления в логический способ мышления, характерный для послесократовской мысли» [2, С.104].

Начало формы

Конец формы

Платон. Говорить о Платоне как методологе науки нельзя в современном понимании этого термина. Но разработка Платоном философских проблем, идеального и материального, абстрактного и конкретного, числа как идеального образования, пространства оказало огромное влияние на развитие античной науки.

Материальное и идеальное, чувственное и умопостигаемое. Платон впервые в истории философии поставил основной вопрос философии и разделил единый мир на два мира: материальный и идеальный.

При этом в своей гносеологии Платон выделил мир чувственный, то есть мир материальный и мир умопостигаемый идеальный и наделил их различными гносеологическими свойствами. Видимый, чувственный мир это изменчивое, тленное, неистинное, умопостигаемый, невидимый мир – это неизменное и истинное. Два мира - два слоя в человеческом сознании.

Чувственный мир познать нельзя, все знание о чувственном мире – это всего лишь мнение. Все знание о природе есть знание о том, что возникает и уничтожается, значит оно, с точки зрения Платона, не может быть достоверным, истинным знанием о мире идей и должно быть отнесено к сфере изменчивого "мнения". К тому же, изучение мира чувственного бытия также не способствует познанию бытия истинного, незримого, неизменного, вечно пребывающего, но оно, напротив, мешает этому истинному познанию.

Истинное знание, по Платону, есть знание не объективного мира, а знание идеального, умопостигаемоего, знание идей, а для этого надо отвернуться от природы. «Платон требует отвернуться от природы, отойти от нее в том виде, как она дана чувственному созерцанию, но отойти, чтобы выработать новые средства познания, которые позволят впоследствии подойти к ней гораздо ближе, чем это делали натурфилософы – «досократики» [2, С..113].

Диалектика и теория познания у Платона совпадают. С точки зрения диалектики конкретного и абстрактного, чтобы глубже познать конкретное нужно от него абстрагироваться, а затем вернуться к конкретному. Платон делает первый шаг от конкретного к абстрактному, шаг к созданию общих, абстрактных идей. И этот шаг – несомненная заслуга Платона.

Формирование идей, понятий. Формирование Платоном идей можно рассмотреть как формирование им абстрактных понятий. Если в современной гносеологии понятия есть средство познания объективного мира, но для Платона идеи, понятия есть объект познания. Идеи – это и есть бытие. Платон, таким образом, идеям, понятиям, как объективный идеалист, придает онтологический статус

При входе в платоновскую Академию была надпись: "Не геометр - да не войдет". Те, кто не были сведущими в музыке, геометрии и астрономии, вообще не принимались в Академию. Не удивительно поэтому, что среди учеников Платона были крупные математики - такие, как Архит, Теэтет, Евдокс.

Каков онтологический статус числа? Число постигается лишь с помощью мысли. Естественно поэтому, что число - это идеальное образование, как результат диалектики конкретного и абстрактного.

Если у пифагорейцев не было различие вещи и числа, то Платон такое различие делает. Числа не вещи, а идеальные образования, математические объекты, число нельзя воспринять чувственно, его можно только мыслить. В чувственном мире нельзя найти единицу, которая ничем бы не отличалась от другой, но как идеальное образование число один равно одному.

Число у Платона неделимо, поскольку сама единица мыслится как логическое начало. Единица неделима, ибо она есть единое, а единое неделимо по определению. Единица, согласно концепции Платона, рождает множество, но и само множество имеет своим логическим условием единицу: ведь если нет единого, то нет и многого, поскольку многое - это множество единиц.

Что есть математические вещи, или математические объекты, по Платону? Это идеальные образования, которыми оперирует геометрия. Это объекты мысли, они идеальны, но они имеют чувственные подобия. Это геометрические фигуры: окружности, треугольники, линии и плоскости.

Пространство есть нечто отличное от умопостигаемых идей, с другой стороны – от чувственных вещей, воспринимаемых ощущением. Пространство имеет признаки, как первого, так и второго: подобно идеям – вечно, неразрушимо, неизменно, но в отличии от идей воспринимается он не с помощью мышления. Таким образом, пространство находится между миром идей и миром вещей.

Интеллигибельная материя. Каким образом чувственные вещи причастны к идеям? Если числа это идеи, то геометрические фигуры носят промежуточный характер между идеями и чувственными вещами. Некоторым образом они причастны материи. Это и есть интеллигибельная, можно сказать, мыслимая, материя.

Платон о физике как науке. Возможно ли исследование природы и создание науки о природе – физики? Платон полагал, что чувственный мир не может быть предметом научного знания, поэтому отрицательно относился к возможности создания науки о природе физики. Как идеалист Платон всегда был устремлен в царство вечных и неизменных идей. С этой позиции только математика есть путь к венному бытию, только математика является наукой.

Аристотель – создатель научной философии. Аристотель в течении 20 лет был учеником Платона и как достойный ученик критиковал учителя и развивал его учение. Если Платон утверждал, что истинное знание может быть только знанием идей, а чувственный мир познать нельзя, то, по мнению Аристотеля, предметный мир познать можно и может быть создана наука, направленная на познание предметного мира – физика.

Аристотель создатель науки о природе физики. Подход пифагорейцев и Платона к изучению природы был направлен на познание математических отношений, а это исключало движение и изменение. Поэтому, по мнению Аристотеля, физика не может быть построена на базе математики, физика есть наука о движении и изменении природы.

По мнению Аристотеля, платоновско-пифагорейская школа не уделяла достаточно внимания естествознанию. Поэтому Аристотель, обращаясь к ранним «физикам» - Анаксагору, Эмпедоклу, Демокриту, стремился преодолеть логико-математическую ориентацию Платона.

Материя как возможность. У Платона материя выступает в качестве небытия, что исключает возможность движения. Аристотель трактует материю как возможность бытия, как потенцию бытия, тем самым открывает возможность движения материи. Материя – возможность, а материальный предмет – действительность. Таким образом, категории возможности и действительности вводятся для решения основного вопроса физики: что такое движение?

Теория движения. Аристотель первый в античной философии сформулировал понятийный аппарат для определения движения, тем самым создал физику как науку.

По Платону движение и изменение то, что противоположно миру бытия, сущего, идей, а значит это небытие, не сущее. Аристотель определяет движение как переход материи от возможности к действительности, от потенции к энергии. Виды движения - качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение, перемещение.

 Движение, таким образом ,имеет начало и конец, существует между двумя точками. Движение нельзя отделить от того, что движется, поэтому движение не становится самостоятельным объектом, как стало в физике нового времени.

Аристотель выделяет четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественное изменение; в отношении места - перемещение. Ни одни из этих видов не может быть выведен из другого.

Иерархия видов движения. Перемещение. Без перемещения, по мнению Аристотеля, невозможно никакое другое движение, поэтому оно обуславливает все остальные виды движения. Перемещение, следовательно, выступает как такое движение, которое опосредует все остальные виды движения.

Аристотель полагал, что перемещение следует считать первым среди движений еще и потому, что оно непрерывно.

Понимание непрерывности. Для того чтобы движение было непрерывным, должно быть выполнено три условия: единство (тождественность) вида движения, единство движущегося предмета и единство времени. Ни одного из этих условий, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы движение было непрерывным.

 Решая проблему Зенона, Аристотель разрабатывает свое понимание непрерывности.. Непрерывное - это то, что делится на части, всегда делимые. Значит, непрерывное не может состоять из неделимых частей, например линия из точек, если линия непрерывна, а точка неделима.

Понятие бесконечного. Аристотель определяет бесконечное как то, вне чего всегда есть еще что-то. Там, где вне ничего нет, - говорит это законченное и целое. Аристотель делает акцент именно на конце, границе, ибо тут - начало оформления, а вместе с ним и начало познания: неоформленное, беспредельное - непознаваемо. Поэтому и бесконечное, число или величина, не может быть бесконечным "в обе стороны": ибо в этом случае о нем вообще ничего нельзя было бы знать. Хотя бы один "конец" должен быть налицо: для числа - нижняя граница, для величины - верхняя.

Первый двигатель. Аристотель вводит понятие первый двигатель. Есть движущее и движимое, движущее и движимое. Гегель, излагая идеи Аристотеля в своей истории философии, назовет это « дурной бесконечностью». По Гегелю источником движения выступает противоречие, движение он трактует как самодвижение. Аристотель никакого самодвижения не допускает.

Первый двигатель, он неподвижен, он есть исходное начало движения, все остальное есть лишь передаточные звенья этого движения. В природе движение существует всегда и никогда не кончается, то должно, по мнению Аристотеля, существовать нечто вечное, что движет как первое – первый неподвижный двигатель.

Первый двигатель неделим, не имеет никаких частей, никакой величины. Ничто конечное не может двигать в течении бесконечного времени, в конечной величине немыслима бесконечная сила.

Поэтому вечный двигатель есть живой, деятельный разум, есть бог. Бог есть живое, вечное существо. Таким образом, Аристотель при обосновании физической теории движения вынужден опираться на метафизику, философию объективного идеализма.

Время. Аристотель характеризует время как меру движения. Поскольку время есть число, то «теперь», предшествующее и все подобное им так же находится во времени, как единица, нечетное и четное в числе, предметы же находятся во времени, как в числе. Средством измерения времени является равномерное круговое движение, движение небесного свода.

Аристотеля не случайно называют создателем научной философии, создателем научного метода, наукоучения, науки о науке.

Ученики Аристотеля продолжили традицию исследования истории науки. Феофраст написал исследование "Мнения физиков", где излагал взгляды и открытия ученых по отдельным вопросам; Евдем Родосский написал историю геометрии, арифметики и астрономии - сочинения, которые, к сожалению, до нас не дошли. Менон написал историю медицины. Дикеарх Мессинский - историю литературы.

Наука на пустом месте не возникает, необходима традиция, культура, культурно-исторический контекст. Такой подход является заслугой Аристотеля.

Аристотель был убежден, что научное исследование требует соединение усилий группы ученых, научного коллектива. Поэтому Аристотель выступал как организатор работы своих учеников.

Развитие науки требовало материальных, вспомогательных средств, приборов, коллекций животных, минералов, библиотеки. Аристотель, благодаря Александру Македонскому, был обладателем коллекции животных и растений, а также библиотеки.

Идеи и научная деятельность Аристотеля привели к перестройке прежнего способа деятельности ученого, к появлению нового типа ученого и новой организации науки.

Наука и научное познание для Аристотеля есть высшие нравственные ценности, жизнь ученого есть высшая форма жизни, она связана со сферой высшего бытия, наиболее адекватное осуществление человеческой сущности. Высшее наслаждение, «блаженство» есть созерцание истины.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!