Тема 4. Философия и наука в эпоху Возрождения



Возрождение (XIV-XVI вв.) – переходный период в истории культуры стран Западной и Центральной Европы от средневековья к Новому времени. Термин «Возрождение» впервые встречается у итальянского историка искусства Дж. Вазари (XVI в). Возрождение трактовалась как возрождение античной философской и научной традиции, как возрождение того, что было утрачено в средние века, в период господства религиозного мировоззрения.

Идеология Возрождения получила свое выражение в трудах Николая Кузанского, Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампанеллы, Макиавелли, Монтеня, Ф. Рабле  Т. Мюнцера, И. Кеплера, Эразма Роттердамского и др.

Научные открытия и изобретения, свидетельствовали о своеобразной научной революции, происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. В результате этого произошел переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной.

Эпоха Ренессанса - это переход от геоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению. Новое мировоззрение - центром миром становится человек, человеческая личность. Человек не божья тварь, а творец, великий мастер, при этом возможности его творчества так же безграничны, как возможности бога. Новое мировоззрение стимулировало творчество в этом числе и научное, не случайно то, что сравнительно небольшая эпоха Возрождения породила огромную плеяду талантов во всех видах творчества.

Возрастание роли человека как творца в эпоху Возрождения. В античности человек был природным существом, в том смысле, что его границы были определены его природой, и от него зависело только то, последует ли он своей природе или же отклонится от нее. Образно выражаясь, античный человек признает природу своей "госпожой", а не себя - ее господином.

В эпоху Возрождения человеку бог дал свободную волю, в который сам должен решить свою судьбу, определить свой образ, свое место в мире, свое лицо. Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Человек действительно чувствует себя божественным, едва ли не равным Богу по своим возможностям

Сакральное отношение к человеческой деятельности. Теперь деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или историка и поэта воспринимается не так, как она воспринималась в античности или в средние века. Человек творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире - самого себя.

Поэтому в эпоху Возрождения снимается противоречие, существовавшее в античности, между наукой как созерцательной деятельностью и практикой, ничего не имеющей с наукой.

Философское обоснование объекта науки. Николай Кузанский (1401-1464) . Что есть объект науки? Объективный мир, бытие в философском понимании этого термина. Но у Платона, в неоплатонизме и в средневековой философии бытие есть бытие идей, бытие бога, но не объективного мира. Николай Кузанский, в отличии от неоплатонизма, в русле пантеизма эпохи Возрождения, стал трактовать бытие как бытие объективного мира.

Пантеизм идет по пути отождествления бога и мира, а тождественный богу мир выступает как объект научного исследования. У Кузанского этот путь выступает как тождество материи и формы. Материя – объективный мир, чистая форма есть бог. Если есть тождество, то низшее, материя, вселенная имеет такое же значение как Бог. Этот методологический принцип, отождествление «наивысшего» и «наинисшего» начала в философии и в науке эпохи Возрождения и Нового времени.

Что есть объективное бытие? Единое, по мнению Кузанского, есть бытие, оно есть все, есть бесконечное, или, иначе говоря, в нем максимум и минимум совпадают. Чтобы сделать более наглядным принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума,

Совпадение противоположностей выступало как методологический принцип философии Кузанского. Мыслитель обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того, с окружностью совпадает не только диаметр, но и сам центр, а тем самым оказываются совпавшими точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум). Место понятия единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое есть, собственно, продукт совмещения противоположностей - единого и бесконечного.

Преодоление Кузанским метафизичности (антидиалектичности) античной и средневековой науки. Принцип совпадения противоположностей, совпадение единого и бесконечного. Это принцип, согласно Кузанскому отменяет точное знание в том смысле, как его понимала античность и средние века. Математика, по мнению Кузанского, есть продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, т.е. запрета совмещать противоположности. Этот закон рассудка, сформулированный Аристотелем, составляет фундамент евклидовых "Начал", в которых подытожено развитие древнегреческой математики на протяжении нескольких веков.

Николай Кузанский возвращает нас к парадоксам Зенона, но рассматривает антиномии уже не с формально-логической точки зрения, как ложное знание, а с диалектических позиций, антиномии ( противоречия) есть фундамент построения научного знания.

Философское обоснование новой космологии. Мировоззренческий принцип пантеизма создает предпосылки для качественно иного взгляда на Вселенную. Понимание Вселенной как беспредельной, бесконечной разрушает античную и средневековую картину мира. С точки зрения античной науки космос был конечным телом, имеющим центр и периферию, начало и конец. По мнению Кузанского, этот мир не бесконечен, однако его нельзя и мыслить конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Отсюда логически вытекает положение о бесконечности мира.

Далее, Кузанский утверждает, что Земля не может быть центром мира, поскольку у Вселенной нет никакого центра, вообще не может быть такой совершенной сферы, чтобы все точки ее периферии были одинаково удалены от центра. Значит, Земля не есть центр мира, а сфера неподвижных звезд не есть его окружность. Отсюда следует вывод о том, что Земля принципиально не отличается от других небесных тел, ее можно считать таким же небесным телом, как солнце и луну.

Таким образом, Николай Кузанский пересмотрел основные положения науки о природе, существовавшие в античности и в средних веках, тем самым он философски подготовил революцию Коперника в астрономии, Галилея в механике.

Николай Коперник (1473—1543) — польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира.

Средневековая наука опиралась на теории, созданные еще в античности: геометрию Евклида, астрономическую систему Птолемея и физику Аристотеля. Характерной особенностью античной науки было стремление строить теорию, не прибегая к понятию актуальной бесконечности. Это понятие, парадоксальность которого была вскрыта еще Зеноном ( V в. до н.э.), не работает ни в физике Аристотеля, ни в математике Евклида или Архимеда, ни в астрономии Птолемея.

Коперник посто­янно занимался астрономическими наблюдениями и матема­тическими расчетами движения планет и к 1532 завершил ра­боту «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности систе­мы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Все­ленной.

В «Малом комментарии» Коперник изложил основные идеи гелиоцентризма. Он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объектов,  подчиняющихся определенным законам, и указал на ограниченность чувственного познания. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли - это центр тя­готения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле.

Эти положе­ния детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращает­ся вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собствен­ной оси, перпендикулярной плоскости экватора.

Что же касается положения Земли и ее подвижности, то здесь Коперник утверждает прямо противоположное Птолемею: Земля не находится в центре мира и не является неподвижной, она движется,

Коперник предполагает бесконечность Вселенной, и такое предположение подкрепляет его идею о движении Земли. Потому , по его мнению,"мир неизмерим и подобен бесконечности". Допущение бесконечности Вселенной имело огромное значение для дальнейшего развития астрономии, оно раздвигало горизонты для дальнейшего научного поиска.

Переворот, совершенный Коперником имел огромное значение не только для астрономии, но и для науки о движении (физики). Гипотеза о подвижности Земли подрывает основы Аристотелевой физики, поскольку отменяет принцип, утверждающий, что центр Земли совпадает с центром мира.

Но предложить иную, чем у Аристотеля, теорию движения Коперник не мог, что позже было сделано Галилеем. Коперник полагал, что, не являясь центром мира, земля является центром тяготения.

Противоречие системы Коперника физике Аристотеля явилось причиной дальнейшего триумфального развития науки, поскольку Галилей именно опирался на систему Коперника. Николай Коперник «подрывал старые представления о мире, ставил под вопрос не только традиционные понятия астрономии, но и принципы перипатетической физики и космологии, поскольку отменял важнейшие для нее понятия абсолютного «верха» и «низа», и тем самым требовал пересмотра методологических оснований натурфилософии в целом». [3,С.46].

Переворот, совершенный Николаем Коперником в астрономии, имел огромное значение для развития философии и науки Нового времени.

Джордано Бруно (1548-1600) делает шаг вперед по сравнению с Николаем Кузанским и Николаем Коперником.

Для Бруно, в отличии от Коперника, актуально бесконечным является мир. Различие между Богом и миром, принципиальное для христианства с его учением о творении мира Богом, у Бруно снимается.

Новое понимание материи. Бруно является, после идеализма средних веков, после тотального господства идеалистической схоластики, продолжателем материалистической традиции, существовавшей в античности.

Аристотелевское понимание материи и формы было заимствовано средневековой схоластикой. С точки зрения Аристотеля материя – это возможность, в действительность она превращается под влиянием формы, поэтому она есть косная инертная масса, не имеющая никаких качественных определенностей.

По мнению Бруно, материя активная, первична по отношению к форме, ей свойственны количественные и качественные определенности. Не форма производит материю, а наоборот, «материя производит формы из своего лона, а следовательно имеет их в себе.

Если в античной и средневековой традиции форма была всегда совершеннее , выше, прекраснее материи, то для ренессансной традиции, благодаря Дж.Бруно, материя совершеннее формы, бесконечное (материя) предпочтительнее имеющим конец, предел, становление и непрерывное превращение выше того, что неподвижно.

Это выдвижение на первый план не идеального, а материального, не абстрактных универсалий, существовавших в средневековой схоластике, а реальной природы, внутри которой заключена активность к движению, изменению и развитию – это создавало принципиально новый тип мировоззрения, который стал философской предпосылкой научной революции Нового времени.

Космология Бруно. Новое понимание материи как тождества возможности и действительности, единого и бесконечного логически подводит к новому пониманию Вселенной.

Вселенная едина, по мнению Бруно, бесконечна, неподвижна. Едина абсолютная возможность, едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна.  Вселенной приписаны атрибуты бога, пантеизм являлся одной из форм атеизма и логически вел к устранению бога как трансцендентного существа. «Как видим, Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами, вытекающими из допущения бесконечности Вселенной. Он разрушает аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым вводя предпосылку относительности всякого движения»[ 3, C.60].

Бруно приходит к пересмотру Аристотелевой физики. Бесконечное превосходит конечное, наполненное пространство превосходит пустое, поэтому бесчисленные миры не пусты, а заполнены.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1986; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!