О чем беседуют 17-летние подростки, когда собираются вместе?



Это решил выяснить Центр социологических исследований МГУ.

Опрос 1 068 ребят дал следующие результаты: ·

сплетничаем - 50 % ·

обсуждаем проблемы работы, учебные дела - 49 % ·

обмениваемся взглядами на жизнь - 31 % ·

оворим о книгах, фильмах, телепередачах - 19 % ·

обсуждаем, где добыть деньги - 18 %

Значительное место в межличностном общении занимают латентные феномены детской и подростковой субкультуры. Латентными считаются такие ее формы, которые носят неявный или даже потайной характер, никем не санкционируются и не претендуют на публичное обнародование, По мнению ряда исследователей (Борисова С.Б., Бутенко И.А.), на формирование способов поведения в межличностных контактах, особенно в сферах, связанных с темой любви и секса, влияют рукописные источники - анкеты, альбомы, тетради рассказов. . Так, например, рукописный эротический рассказ является широко распространенным элементом девичьей субкультуры. По данным С.Б.Борисова, 80 % опрошенных девушек-студенток читали подобные сочинения. Часто рассказ носит характер своеобразной страшилки, предостерегающей о возможных последствиях легких интимных отношений.

В стихотворных формах в анкетах часто дается своеобразная азбука любви - самодеятельное пособие о том, как относиться к тем или иным знакам внимания и поведенческим актам со стороны лиц противоположного пола. При этом не только предоставляется новая информация, но и происходит передача ценностно-нормативных ориентиров девического поведения.

В тринадцать лет любовь опасна,

В пятнадцать лет она верна,

В семнадцать лет любовь прекрасна,

А в двадцать пять уже прошла.

С. Щеглова

Средства массовой коммуникации

Кодирование, передача, прием, декодирование - такой путь проходит информация, прежде чем стать элементом присвоенного социального опыта. На каждом из этапов может произойти обрыв коммуникации, в результате чего сообщение не достигнет адресата. Результаты исследования показывают, что для средств массовой информации задача предоставления аудитории достоверной, полной, качественной информации, в том числе по наиболее острым и сложным социальным проблемам зачастую становится вторичной. Процессы их развития и функционирования носят стихийный характер: журналисты, ведущие теле- и радиопрограмм, редакторы и режиссеры не отдают себе отчета в том, какую информацию и на какую аудиторию они посылают; не владеют данными о том, какая информация и с каким результатом прошла к получателю; как была понята и как повлияла / повлияет на установки и мировосприятие, в частности, детей и подростков. Авторы и ведущие прогнозируют рациональную и эмоциональную реакцию на материал и способ его подачи взрослых читателей, зрителей, слушателей; влияние на разум, эмоции и подсознание молодежной аудитории (для которой, по данным исследования, взрослые средства массовой коммуникации выступают в качестве значимых) не просчитывается и не учитывается в подавляющем большинстве случаев. Телевидение лидирует в информировании подростков о наркотиках, СПИДе и сексе, однако трудно сказать, что в первую очередь услышат девочки и мальчики - предостережение или призыв вести соответствующий образ жизни. Нужно еще раз подчеркнуть: исследование показало, что спонтанное, неосознаваемое усвоение информации в процессе досуговой деятельности играет исключительно важную роль в освоении подростками социального опыта. Эта особенность подросткового восприятия открывает перед средствами массовой информации неисчерпаемые возможности позитивного влияния на формирующуюся личность и налагает особую ответственность за информационное влияние развлекательной продукции.

Участники исследования указали детские и юношеские средства массовой коммуникации как значимый для них источник информации, по сравнению с результатами исследования 1993 года число сделавших такой выбор возросло на 10 %, несмотря на то, что в последние годы наблюдается постепенное свертывание материального и духовного производства, ориентированного на нужды подростков. Так, по данным исследовательской компании "Росмедиамониторинг" в первом полугодии 1998 г. на шести основных телеканалах (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, ТВ-центр, "Культура") собственно детские программы (без кинопоказа) с немногочисленными информационными сюжетами в сетке вещания занимали 2,2% эфирного времени, в то время как лицензионные обязательства по детскому и юношескому вещанию только для РТР составляют 15%. Это при том, что детское население Российской Федерации составляет 26,8% от общей численности жителей. Для сравнения: в восьмидесятые годы объем оригинального вещания для детей и юношества составлял более 50 % общего вещания (262-265 часов из 510). Таким образом, налицо нереализованные возможности установления диалога с подростковой аудиторией через специализированные детские и юношеские средства массовой коммуникации.

Анализ сетки вещания основных телевизионных каналов показывает, что коммерческие интересы вытеснили из прайм-тайма (вечернего времени, когда собирается наибольшая аудитория) практически все детские и многие семейные передачи. Существующий детский эфир слабо учитывает, что ребенок в своем развитии примерно каждые три года меняет телевизионные ориентации; почти не принимаются во внимание различия в ориентациях мальчиков и девочек.

Некоторые задачи выстраивания коммуникации с подростковой аудиторией редакционные коллективы могут решить самостоятельно, за счет повышения профессиональной квалификации журналистов, привлечения молодежи к разработке и подготовке материалов и т.п. В то же время, ряд проблем (несоответствие запроса на детский эфир предложению, социальный заказ на специализированные программы и т.д.) может быть решен лишь на государственном уровне. Неправительственные организации, гражданское общество, представители частного сектора могут также внести вклад в формирование в средствах массовой коммуникации интерактивного подхода.

По состоянию на 1 января 1998 года Госкомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 300 журналов и 200 газет, ориентированных на детскую читательскую аудиторию. В регионах зарегистрировано 90 журналов и 126 газет для детей, при этом среднее число изданий по областям колеблется от 2 до 8. Однако рост многообразия сопровождается резким падением тиражей периодических печатных изданий. По данным Российской книжной палаты, в 1990 г. выходило 48 журналов для детей тиражом 245 371 тысяча экземпляров, а тираж 80 журналов в 1995 г. составил 18 936 тысяч экземпляров. Для тиражей детских газет ситуация еще более критическая: в 1991 г. издавалось 10 газет тиражом 578 808 тысяч экземпляров, а в 1995 г. - 40 газет тиражом 18 770 экземпляров. Средний тираж детских журналов в первом полугодии 1998 года составлял от 2 до 15 тысяч экземпляров, а детских газет - от 1 до 5 тысяч экземпляров. Одна из главных причин - рост типографских расходов и услуг Роспечати, что делает детские издания нерентабельными. Высокие цены становятся недоступными для большинства семей. Распоряжением председателя Госкомпечати России "О порядке распределения бюджетных средств на поддержку периодических печатных изданий" N 19 от 15 ноября 1996 г., газеты и журналы для детей вошли в приоритетную группу дотируемых изданий. Но в 1997 году Госкомпечати России на эти цели было выделено всего 0,7 % от суммы, предусмотренной федеральным бюджетом. В результате, если в 1995 году дотации выделялись для 44 детских изданий, то в 1997 году дотируемых изданий оказалось только 7.

По данным Книжной палаты, в СССР для детей в 1982-1985 гг. издавалось 2 269 130 200 экземпляров книг 4 113 наименований. Объем вещания для детей и юношества на Всесоюзном радио в 1982 году составлял 13,7 часов, к 1986 году он вырос до 20 часов в сутки. 14 киностудий ежегодно производило 20-23 фильма для детей. Существовало 445 специализированных детских кинотеатров, более 7 500 школьных киноустановок.

Группа по изучению аудитории ВГРТК в одном из исследований установила, как с возрастом меняется отношение ребят к мультфильмам. Младшие школьники больше всего любят мультфильмы, где героями являются животные. В 9-11 лет самые любимые герои - полулюди-полузвери или фантастические существа, например, черепашки-ниндзя, русалки, привидения. Подростки 12 лет и старше предпочитают мультфильмы с персонажами-людьми.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!