В этом вопросе можно рассказывать и про других виртуозов – И.Крамера, Д.Штейтельта, Ш.Алькана и т.д



 

 

 

 

 

Вопрос 16

Романтизм. Фортепианное творчество Мендельсона

Романтизм

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини (до 1830-х гг.); последующий этап (1830-70-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца 20-х гг. XX века.

Романтизму характерны:

- Проблема личности в ее конфликте с окружающим миром

- Романтический герой всегда одинок

- Преобладает лирика (образы любви)

- Интерес к народному творчеству (народным песням, балладам, эпосу)

- Фактура – многослойная, на 3 строчках

- Применение tempo rubato

- Педализация для красок, эффектов

- Кристаллизуется принцип монотематизма

- Идея синтеза искусств

- Яркая программность

-Развитию лирической фортепианной миниатюры («песни без слов», романсы, ноктюрны, музыкальные моменты, колыбельные, баркаролы.)

- Развитие новых жанров — фантазии, баллады, скерцо, легенды, рапсодии и другие.

- Использовалась свободно трактованная структура сонатного allegro, обогащенная приемами вариационного, песенного и полифонического развития.

 

Феликс Мендельсон-Бартольди

Феликс Мендельсон -Бартольди (1809—1847).

Мендельсон был выдающимся исполнителем. Фортепианной игре он учился Людвика Бергера (1777—1839. Выступая как пианист, он играл, помимо собственных сочинений, произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Вебера и других крупных композиторов. Мендельсон активно интересовался музыкой Баха. В 1829 году первое исполнение «Страстей по Матфею», правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра. Среди заново открытых был Концерт для 3 клавиров Баха.

Фортепианное наследие: концерты, сонаты, вариации, лирические пьесы, этюды.

Мендельсон вошел в историю фортепианной культуры прежде всего, как создатель поэтичных образов лирики и жизнерадостной скерцозности.Развил новый жанр фортепианной литературы — «песен без слов», концертно-виртуозных пьес, вариаций полифонического типа и полифонических циклов.

Среди камерных пьес выделяются «Песни без слов» (8 тетрадей по 6 в каждой).

Свои концертные сочинения Мендельсон нередко писал в модном «блестящем стиле». Это прежде всего фортепианные концерты: 1, 2, 3 концерты для 2 ф-но с оркестром, «Рондо-каприччиозо» и 3 этюда. Концерты Мендельсона привлекают красивыми лирическими темами и изящной виртуозностью.

Свои концертные сочинения Мендельсон нередко писал в 2 частях, первой певучего характера и второй — виртуозного («Блестящее каприччио», «Серенада и Allegro giocoso», «Рондо-каприччиозо»).

В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведенийувертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Иная линия концертной музыки Мендельсона представлена в «Серьезных вариациях» (1841). Особенность сочинения — его полифоническая насыщенность. Интересным творческим опытом Мендельсона, связанным с его деятельностью по изучению и возрождению искусства великих немецких полифонистов, были шесть прелюдии и фуг ор.35 (изданы в 1837 году).

 

Интерпретаторы:

А.Рубинштейн, Гофман, Игумнов, Флиер, Плетнев, Гилельс, Плетнев, Серкин, Софроницкий, Горовиц, Рихтер.

 

Вопрос 17

Представители раннего романтического фортепианного стиля - Шуберт, Вебер

Франц Шуберт (1797— 1828) - хороший пианист камерного плана и превосходный аккомпаниатор.

Творчество Шуберта камерно, редко концертные формы высказывания, бытовое музицирование (танцевальные миниатюры и сочинений для фортепиано в четыре руки). Шуберт сыграл заметную роль в развитии фортепианной миниатюры из бытовой музыки

Для фортепиано в 2 руки — 22 сонаты, фантазия (Скиталец), 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов, рондо, вариации, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др);

Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент, рондо, вариации, полонезы, марши и др.;

В 8 экспромтах и 6 музыкальных моментах присутствует связь с народно-бытовой музыкой. В некоторых экспромтах намечаются черты романтической поэмы. Шуберт утверждает новый принцип гармонического мышления — мажорно-минорной системы.

Песенность проникает и в произведения Шуберта крупных форм. Наиболее непосредственно это ощутимо в Фантазии “Скиталец”. Шуберт стремится к сближению отдельных частей сонатного цикла. Он осуществляет непрерывный переход между всеми частями.

Очень плодотворной была работа Шуберта над лирической фортепианной сонатой. 22 сонаты для фортепиано набросал, 15 закончил. Создает новую песенно-танцевальную разновидность жанра. В их основе лежит раскрытие мира лирических чувств. 

Интерпретаторы – Шнабель, Софроницкий, Рихтер, Юдина, А.Рубинштейн, Соколов.

Популяризаторы - Бриттен, Штраус.

 

 

Карл Мария Вебер

Карл Мария Вебер (1786—1826) — композитор, дирижер, пианист, критиком. Игре учился у Хёйшкелю. По композиции - у Михаэля Гайдна и аббата Фоглера.

Творческая индивидуальность Вебера выявилась в его операх «Оберон», «Эврианта» и «Вольном стрелке» (народно-бытовые элементы, мрачная патетики и светлая, лирика, красочность музыкального языка). Некоторые фортепианные пьесы связаны с оперными замыслами - «Приглашение к танцу», «Блестящее рондо» и «Блестящий полонез» (из неоконченной оперы «Альсидор»).

Одним из первых Вебер начал разрабатывать новый музыкальный жанр — концертные пьесы виртуозного характера - «Приглашение к танцу», «Momento capriccioso», «Блестящее рондо» и два полонеза.

Виртуозный стиль Вебера — переходный этап к фактуре листовского пианизма.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!