Муджелини, Черни, Бузони, Нигели, Плейер



Искусство фуги - последнее соч. Баха. Практически все номера изложены в виде партитуры, прерывается темой b a c h .

Исполнители:

Е. Николаева, Г. Гульд,

Музыкальное приношение - цикл, написанный на тему предложенную прусским королем фридрихом вторым. Состоит из 13 пьес полифонического склада. Несколько пьес (соната и два канона) имеют обозначения, для каких инструментов они написаны.

 

 

Вопрос 8

Традиционные (токката, сюита, вариации) и новые жанры (соната, концерт) в творчестве И.С.Баха

Значительную долю клавирного наследия Баха составляют сюиты. Среди 23 клавирных сюит композитора наиболее известны шесть французских, шесть английских и шесть партит. Партиты были напечатаны Бахом под названием: «Klavier-iibung». Они начали появляться по одной с 1726 года. В 1731 году Бах соединил шесть партит и издал их как I часть «Klavier-ubung»; в 1735 году он издал II часть сборника, в которую включил сюиту с Увертюрой во французском стиле и «Итальянский концерт». Название «Klavierubung» («Упражнение для клавира») следует понимать, конечно, в духе «Упражнений» Скарлатти и «Этюдов» Дуранте, а не в буквальном смысле.
Среди сюит Баха менее сложны Французские (название дано после смерти композитора, по-видимому, потому, что в них усматривали связь с французской музыкой). Они открываются аллемандой и состоят из нескольких небольших по размеру танцевальных пьес; основой цикла служат, как и обычно в сюитах, аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
Написанные позже Английские сюиты и особенно партиты при сопоставлении с Французскими сюитами позволяют выявить характерную эволюцию баховского сюитного цикла. Если у французских клавесинистов сюита постепенно распадается на отдельные миниатюры, то у Баха, напротив, наблюдается стремление развить крупную циклическую форму. Сравнивая более ранние (Французские) сюиты с последующими, легко обнаружить, что Бах, во-первых, развивает отдельные части цикла, во-вторых, несколько иначе его трактует. Он начинает Английские сюиты и партиты не с аллеманды, а с прелюдии, фантазии, токкаты, увертюры или симфонии. Эти пьесы по своему удельному весу занимают важнейшее место в цикле, тем самым как бы предвосхищая роль будущего сонатного allegro в сонатно-симфоническом цикле. Характерно, что в итальянском искусстве внимание Баха привлекрождавшийся там новый жанр — концерт.
Всего сохранилось 15 клавирных концертов Баха с сопровождением: 7 — для одного клавира, 3 — для двух клавиров, 2 — для трех, 1—для четырех и 2 тройных (для клавира, флейты и скрипки). Некоторые из них — переложения чужих сочинений. Помимо этого, Бах написал оригинальный концерт для клавира solo («Итальянский»).
К числу наиболее значительных и зрелых принадлежит с!-то1Гный Концерт для клавира с сопровождением. многие черты классического концерта предвосхищаются в этом сочинении уже довольно отчетливо.
Из циклических произведений Баха надо отметить также «Каприччио на отъезд любимого брата», представляющее собой, в сущности, старинную сонату (в понимании XVII века — как цикл пьес нетанцевального характера). По-видимому, непосредственным образцом для этого сочинения послужили незадолго перед тем написанные сонаты Кунау под названием «Библейские истории».
Среди клавирных вариаций Баха получили известность «Гольдберг-вариации». Они написаны по заказу русского посланника графа Кайзерлинга, у которого работал ученик Баха Гольдберг.

Вопрос 9

Фортепианное искусство второй половины XVIII века. Ф. Э. Бах. Классицизм. Музыкальная жизнь Вены.

Характеристика XVIII века

- Французская буржуазная революция 1789 года

- Классовая борьба (Просветители резко бичевали абсолютизм, культуру светского

- Проблема передачи музыкой человеческих чувств

- Формирование сонатно-симфонического мышления (утверждение нового типа музыкального мышления, преобразование всех элементов выразительности музыкальной речи: мелодики, гармонии, фактуры) 

- Борьба идейных направлений (сентименталисты требовали, чтобы клавирист способностью растрогать слушателя, чтобы его исполнение шло «от сердца».)

- Возникла необходимость применения более гибкой ритмики и динамики (tempo rubato)

- Ограничение импровизационного начала

- Вытеснение клависина и клавикорда новым инструментом – фортепиано

Из всех сыновей Иоганна Себастьяна Баха наибольшую роль в развитии клавирного искусства сыграл Карл Филипп Эмануэль (1714—1788). Был выдающимся композитором, исполнителем, педагогом. Оновоположник новой клавирной сонаты. Он писал их на протяжении всей жизни (сочинено у него свыше 150, ранние сонаты (сонатины), «Прусские сонаты», «Вюрттембергские сонаты», легкие сонаты, «дамские сонаты», сонаты в «Собрании для знатоков и любителей»).

Карл Бах:

- Утвердил трехчастный цикл

- Обосновал деление первой части на три раздела экспозицию, разработку и репризу

- Образует часто вторую тему, как из элементов первой («Прусская соната» Ми-мажор, 1 часть)

- Создал образцы классической сонаты

Писалсвыше 150сонат, миниатюры, 15 фантазий, вариации, рондо, более полусотни клавирных концертов.

 1 Цикл - «23 характеристические пьесы» —программное (музыкальные портреты друзей Баха)

2 цикл — «22 легкие пьесы с измененными репризами с приложенной аппликатурой для начинающих» (разрабатываются принципы выразительной игры, певучего звука, некоторые технические формулы)

Свой богатый опыт в области клавирного искусства Ф. Э. Бах изложил в методическом руководстве. «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (I часть — 1753, II — 1762) можно до известной степени считать сводкой основных знаний, которыми должен был обладать клавирист того времени. Помимо проблем исполнения, автор рассматривает правила гармонии, цифровки баса, дает советы относительно импровизации «свободной фантазии».

Огромное влияние идеи Баха оказали на всех венских классиков. Особенно это прослеживается в творчестве И. Гайдна, который считал Ф. Э. Баха своим непосредственным учителем. Влияние Баха на В.А. Моцарта можно рассматривать через его отца и учителя Леопольда Моцарта, создавшего в 1756 году «Опыт основательной скрипичной школы», в котором много установок, совпадающих с баховскими. Л. Моцарт часто заказывал издателю Брейткопфу новейшие сочинения Баха для ознакомления с ними своего сына. Бетховен был очень высокого мнения о клавирном творчестве Баха, а его «Опыт» считал единственным и ценным учебником для начального обучения.

 

Вопрос 10


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!