Фортепианные сонаты Бетховена. Редакции



Существует много редакций сонат Бетховена. К лучшим из них принадлежат редакция Б.Вальнера с аппликатурой К.Хансен (в основе ее Urtext), А. Гольденвейзера, Ф.Лямонда и К.Мартинсена. Из них редакция Гольденвейзера очень оригинальна. Сохранив бетховенский текст, Гольденвейзер добавил в него свою аппликатуру, педаль и некоторые динамические указания, напечатанные мелким шрифтом. К каждой сонате он написал исполнительские комментарии, помогающие понять и хорошо сыграть сонату. Широко известная редакция А.Шнабеля отражает его собственную трактовку сонат. В ней много редакторских исполнительских указаний, своеобразны темпы и необычна аппликатура.

 

 

Интерпретаторы: Черни, Мошелес, Лист, Бюлов, Лямонда, Мартинсен, Шнабель, А.Гольденвейзер – 2 редакции:

Вальнер, Хансен – уртекст

 

 

Вопрос 14

Формирование национальных фортепианных школ (Париж, Лондон, Вена, Прага)

Конец XVIII и начало XIX века — время бурного развития фортепианного искусства. Фортепиано приобретает широкое распространение. Оно становится излюбленным концертным инструментом. Его используют в домашнем быту и для обучения музыке.

Общественный интерес к фортепиано способствовал интенсивному развитию производства инструментов. На рубеже XVIII — XIX веков особенно славились фабрики Штейна и Штрейхера в Австрии и Бродвуда в Англии. Инструменты венской и английской механики конкурировали в те времена как лучшие в мире. Впоследствии начали выдвигаться и парижские мастера. Один из них, С. Эрар, изобрел в 1821 году двойную репетицию. Это усовершенствование сделало возможным извлекать повторно звуки, не отпуская клавиши до самого верха, что сильно облегчало исполнение. Особенно важным усовершенствованием инструмента было изобретение демпферной педали (правой). Оно приписывается А. Бейеру (1781). В 1782 году Дж. Бродвуд взял патент на изобретение левой педали, а в следующем году — на совместное использование обеих педалей.

К началу XIX века в концертной практике окончательно закрепились большие крыловидные фортепиано. В домашних условиях использовались чаще прямоугольные фортепиано. Встречались инструменты в виде лиры, секретеров, чайных и обеденных столов. Ради экономии места конструировали фортепиано со стоячим крыловидным корпусом, так называемые жирафы. Впоследствии их вытеснили значительно более практичные в быту пианино.

К важнейшим городам на рубеже XVIII—XIX веков принадлежали Лондон, Вена, Прага, Париж. 

Открытый в 1793 году в Париже по приказу революционного конвента Национальный музыкальный институтбыл переформиро­ван в 1795 году в консерваторию. Далее, на протяжении XIX века консерватории появились во всех европейских столицах и в США: в Праге (1811 год), Варшаве и Вене (1821 год), Лондоне (1822 год), Мадриде (1830 год), Брюсселе (1832 год), Пеште (1840 год), Бостоне.  

Парижская школа

Основатель профессор Луи Адан (1758—1848). Был концертирующим пианистом, композитором, музыкальным педагогом, профессором Парижской консерватории с 1797 по 1842 год. Два учебника по фортепиано, опубликованные Аданом (“Общий методика или принцип тактичности для ф-но” (1798) и “Новая методика для ф-но” (1802)), пользовались популярностью, второй из них был переиздан в 1826 году в Вене в переводе Карла Черни.
Крупнейшими ее представителями в первой половине XIX века являлись Ф. Калькбреннер (ученик Адана) и А. Герц.

Пражская школа

Франц Ксавер Душек (1731-1799) написал много фортепианных пьес, сонат, концертов.

Ян Ладислав Дусик (1760-1812) - первый гастролирующий виртуоз. Фильд и Дусик, — производили на слушателей совершенно особое впечатление. Они вошли в историю как первые «певцы на фортепиано», предшественники Шопена. Он первый сел так, чтобы публика была справа от него, чтобы демонстрировать публике свой благородный профиль («красавчик Дюссек») и изгиб рояльной крышки, во-вторых, чтобы открытая крышка отражала звуки в зал.

Вацлав Ян Томашек (1774—1850) - композитор, фортепианный педагог

Антонин Рейха (1770-1836) - композитор, теоретик музыки, педагог. Жил в Париже, среди его учеников были Берлиоз, Лист, Гуно, Сезар Франк.

Войцех Живный (1756—1842)– пианист.

Лондонская школа

Основана итальянским композитором и виртуозом Муцио Клементи (1752—1832). Органист, исполнитель, композитор, педагог и нотоиздатель. 

Первые фортепианные сонаты Клементи были изданы в 1773 году. В 1781 году посетил Вену, где в присутствии императора Иосифа II состязался с Моцартом. Состязание закончилось вничью.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!