Исполнительская деятельность Моцарта и Бетховена



В.А. Моцарт(1756 - 1791) - гениальный композитор, исполнитель, импровизатор. Начал исполнительскую деятельность с раннего детства (отец возил его по городам и показывал публике, как фокусник цирковую собачку). Однако зрелые исполнительские принципы сформировались позже. В Европе известность Моцарта как виртуоза была равна его композиторской славе. Игра Моцарта была выверенной, умеренной, более всего он ценил чистоту исполнения(чище-лучше), гордился своим звуком. В медленных частяхюиспользовал темпо рубато. Несовершенная техника вызывала у него глубочайшее презрение. Видел задачу исполнителя в том, чтобы сыграть все так, как написал композитор, передать все его указания с надлежащим вкусом. Не любил быстрые темпы. Гениально импровизировал, стремясь к ясности, логичности, импровизации в определенной форме.

Заложил основы классического стиля исполнения(точность, простота и благородство трактовки, воспроизв. малых деталей)

 

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) композитор, исполнитель. Его игра опережала свое время, была более романтичной, нежели классической(его можно считать первыс романтическим пианистом). Был пианистом-самоучкой(главным его учителем был Неффе, тоже самоучка, занимался с ним композицией).

1792 год - Бетховен едет в Вену, получает славу концертирующего виртуоза. Его игра шокировала своей невиданной мощью, темпераментом, бешеной энергией, динамичностью, выразительностью и хрен знает чем еще). Славился Бетховен также своими импровизациями(в форме сонаты, св.вариаций, рондо, попурри). Часто рвал струны и ломал молоточки. С 1800 стал глохнуть, публично выступать стал реже, с 1811 года вообще прекратил выступать как солист, играл в кругу друзей. Прокладывал путь к романтическому пианизму (новые эффекты, экспрессивность,). Динамичная игра, обилие педали.

 

Вопрос 11

Жанр сонаты у Гайдна и Моцарта.

Й. Гайдн не был пианистом-виртуозом, но инструментом владел. Важную часть в творчестве Гайдна занимают сонаты. Они, как правило, циклические и в основном трехчастные(есть двух- и четырехчастные). Сонат - 62, писал их на протяжении всей жизни. Распространены названия как "дивертисмент". Вторая часть - менуэт, позже адажио, лярго.

Письмо прозрачное.

Редакции сонат:

Римман, Мошелес, Д'Энди, Пэслер, Цилхер, Хобокен, Мартинсон, Ройзман, Лэндон

В. А. Моцарт.

Фортепианных сонат - 17 штук. Еще в собрание включаются две фа мажорные сонаты, составленных по видимому не автором.

Сонаты - 15-17. Соната 15 - собрание двух сочинений моцарта.

Соната 17- три части - переработки скр. сонат, еще одна часть - пперетранспонированная часть другой сонаты.

Соната ми бемоль мажор.

Первая часть - адажио сонатной формы.

Соната ре мажор - для двух фортепиано

До мажор - четырехручная

Вторая часть- полонез. Третья часть написана не в форме рондо, а в форме вариаций.

Соната ля мажор -

Первая часть в форме темы с вариациями, вторая - менуэт.

Большое влияние на Моцарта оказала итальянская опера.

 

Интерпретации: Гольденвейзер, Мошелеса, Леберта, Рейнеке, Брюлля, Тейлора, Римман, Барток, Сен-Санс.

Уртекст – Пауэр, Фрэй, Фюсель, Шольц, 2 редакция Гольденвейзер

Вопрос 12

Жанр сонаты в творчестве Бетховена. Периодизация, редакции, интерпретаторы.

В эволюции сонат Бетховена исследователи отмечают 3 периода: к раннему периоду относят сонаты №№ 1 – 11; к среднему – №№ 12 – 26 (№ 27 рассматривается отдельно); к позднему - №№ 28 – 32.

Начиная со второй сонаты, менуэт уступает место скерцо (хоть и не раз встретится в последующих сонатах). Наряду с частями, составляющими основу классической сонаты, в нее входят марши (12, 28), фуги(28,29,31), инструментальные речитативы (17 соната), ариозо (31), и так далее. Разнообразие композиционных решений, как-то:

- Первая часть 12 сонаты, написанная в вариационной форме

- Сонатное аллегро, отсутствующее в 13 сонате

- 14 соната, начинающаяся с медленной части

- Вторая часть "авроры", интродукция, расширенное вступление к финалу

 

Всего две части в следующих сонатах: 19, 20,22,24,27,32

Четыре части в 1-4, 7, 11, 12, 13, 15, 18, 29

Многие бетхоаенские сонаты получили программное толкование. По существу, единственная программная соната с данными им самим названиями частей - это 26(прощание, разлука, встреча)

Кроме того, Бетховену принадлежит название "большая патетическая", данное восьмой сонате.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!