Английская верджинальная школа



Зародилась раньше, чем французская, ее формирование было вызвано интенсивным культурным и экономическим развитием Англии в 16 веке(буржуазная революция, все дела). В начале 16 века в Англии было распространено верджинальное искусство. К концу столетия, во времена Шекспира, возрикла целая творческая школа верджиналистов. Ее крупнейшие представители - Уильям Берд, Джон Булл, Орландо Гиббонс. Из их произведений составлен первый опубликованный в Англии сборник клавесигных пьес (1611). "Парфения, или Девичьи годы первой музыки, которая была когда-либо напечатана для верджинала".

 

Что интересно, темы для своих вариаций английские композиторы брали часто из народной музыки. Одним из известных произведений Уильяма Берда были вариации на популярную песенку "насвист извозчика". Исп. Антоном Рубиншьейном в ист. концертах в качестве примера. Вариации малоконтрастны, их фактура - аккордовая, несколько грузная.

Высшей своей точки англ.верджинализм достиг во второй половине 17 века в творчестве Генри Перселла. Перселл, создатель английской нац.оперы(Дидона и Эней), выдающицся исполнитель, органист Вестминстерского аббатства, Перселл был также автором произведений для клавира. Он писал сюиты и отдельные пьесы для верджинала. Им написано свыше 40 произведений для клавесина и органа. Мелодии Перселла, связанные с народно-песенными интонациями, разукрашены мелизмами. Сохраняя демократические традиции своих предшественников, он вместе с тем сделал многое для развития клавирного стиля. Своеобразный тип вариаций, распространенных в то время - так называемые граунды. Как в пассакальях и чаконах, в граундах повторялась на протяжении пьесы одна неизменная фигура(остинатный бас). Образец жанра - "новый граунд" Перселла.

Среди академических изданий английских композиторов 16-17 вв.выделяется многотомное собрание сочинений Перселла. Оно было опубликовано в Англии Обществом Генри Перселла. При жизни издал 12 упражнений длч начального обучения музыке, через год посде смерти еоо вдова издала сборник сборник упражнений для спинета/арпсихорда( 8 сюит+5 пьес(пятичастная токката). Перселл часто применял хроматику.

 

 

Вопрос 4

Французская клав. школа

Развитие клавесинизма во Франции тесно связано с условиями придворного и дворянского быта. Стиль "рококо" или "малое барокко", ярко отражал быт общества. Сюжеты: маскарады, празднества, балы, для рококо также харааьерна миниатюрность форм. В музыке страсть к миниатюре сказалась в обилии украшений, от которых стиль и получил свое название.

Типичные черты искусства рококо: изысканность, утонченность, тяготение к миниатюре. В русле этого направления и развивался французский клавесинизм. Основатель фр.клав.школы - Жак Шамбоньер(1601-1674). Игра Шамбоньера на клавесине вызывала восторги у слушателей. К концу жизни издал два сборника клавесинных пьес, сохранилось более ста пьес, в большинстве пьесв имеют танцевальные прообразв, не виртуозны, но и не примитивны, с прозрачной фактурой. Пьесы писал на основе танцев (куранта, жига и др.). Был первым во франции, кто начал выписывать знаки украшений в клавирной музыке(определил 7 типов украшений). Также он впервые облзначил характер движения. Наделяет пьесы программными подзаголовками.Школа Шамбоньера сыграла знач.роль в фоомировании клавесинной сюиты, достигшей своей вершины в творчестве Баха. Зрелая сюита начала 18 века представляет собой цикл, основные части которого составляют две пары контрастнвх танцев.

Плеяда фр.клавесинистов конца 17 - начала 18 веков блистала тааими именами, как Ф.Куперен, Жан-Филипп Рамо, Луи Дакен, Франсуа Дандрийо. В их тв-ве преломились особенности стиля рококо.

Школа была очень влиятельной, это был новый стиль, для которого была характерна отточенность письма, циклизация малых форм, фр.школа производила сильное впечатление на современников.

Франсуа Куперен(великий) - органист, клавесинист, композитор. Опубликовал 27 сюит(четыре сборника, 230 пьес). Пьесы расположены в определенном порядке. Свои сюиты Куперен называл "наборами"/"последовательностями"(ordres).

Если в первом сборнике он придерживался определенной системы, то со второго сборника от схемы он отказывается и чередует проораммные и танцевальные пьесы.

Еще у него имеется восемь прелюдий и одна аллеманда, которух он поместил в свой трактат"искусство игры на клавесине".

Многие его пьесы имеют программные подзаголовки:

"Жнецы", "Нежная медлительность", "сестра Моника", "будильник", "пчелы",много женских портретов.

В пьесах Куперена разукрашенная мелодия доминирует над другими голосами. Пьесы как правило в форме куплетного рондо с небольшлй контрастностью. В его трактате систематизированы исполнительские принципы и даны педагогические советы.

В предисловии к первому сборнику сюит Куперен дает подробную расшифровку мелизмов(всего - 11 типов, у Рамо - 13. Вводит 23 обозначения мелизмов, которые использует.

Жан Филипп Рамо - оперный и клавирный композитор, музыкант-теоретик, сыграл большую роль в развитии учения о гармонии. Написал три сборника пьес (в их числе пять сюит, состоящих из танцевальных и программных номеров)

Также написал 11 концертов для клавесина в сопровождении различнвх камерных ансамблей. Во многих произведениях ощущается тяга к меньшему разукрашиванию мелодии, к более развитой и виртуозной фактуре.

Пьесы программны:

"Цыганки", "курица", "циклопы"и пр. Сонат не писал, но сонатные принципы нашли в его тв-ве преломление.

Трактат "метода пальцевой механики"

 

Исполнители:

А. Рубинштейн, С.Рахманинов, Перельман, В. Ландовская, Г. Соколов, З. Ружичкова.

Издания:

Полное собрание сочинений Куперена( издано фр.музыковедами 1932-33)

Полноп собрание сочинений Рамо(ред. Сен-Санса, Париж 1895-1918)

Полное собрание сочинений для клавесина (Рамо) изд. Музыка, 1972, Рощина

Три тома сочинений (юровский, москва 1935)

 

Вопрос 5

Итальянская органно-клавирная школа была представлена именами:

Андреа и Джиованни Габриели, Клаудио Мируло. монах Дируто( трактат"трансильванец"). Органист 17 века - Джероламо Фрескобальди(1583-1643). Из разных стран к нему приезжали ученики. Послушать его игру в соборе св. Петра приходило около 50 тыс. человек. Его виртуозность поражала воображение. Сочинял вариации, партиты, токкаты, канцоны, ричеркары. До нас дошли его токкаты, разнообразные по приемам.

Фрескобальди предоставлял исполнителю право продемонстрировать свою индивидуальность. Клавирные миниатюрв им были названы "арии для пения на чембало".

Центральной фигурой итальянской клавирной школы был также Доменико Скарлатти. (1685-1757). Его клавирное творчество - особая страница в барочной инструментальной музыке, опусы поражают многообразием жанровых истоков. С юности Скарлатти пользовался популярностью каа клавесинист. "Скарлатти играл, словно за инструментом сидит твсяча дьяволов". Первыми виртуозами ра клавишных были органисты. Все выработанные технические приемы, способы игры органисты переносили на клавишные инструменты. В лице Скарлатти, освободившим школу от органного влияния, фортепианное искусство имеет первого блестящего виртуоза-клавесиниста, основателя бравурного стиля.

Важнейшая часть тв.наследия Скарлатти - клавирные сонаты, которые он писал на протяжении всей жизни. В сонатах широко применяются танцевальные жанры: менуэт, жига, буррэ, реже - аллеманда, сарабанда.

Обращался к нац.исп. жанрам: хоты, форланы, сегидильи, паваны.

Есть также сонаты-пляски, сонаты-токкаты, пасторали и др.

Скарлатти использует полифонические приемы: имитации, каноны.(кошачья фуга)

Виртуозность в его сонатах связана с педагогическим их назначением.

В 1738 году вышел единственный прижизненный сборник сонат под названием "экзерсисы для клавичембало", в сборнике было 30 сонат.

Однако произведения Скарлатти отнюдь не только "шутки", и сам автор, безусловно, это осознавал, однако шутливое предисловие - лишь дань придворным манерам.

Виртуозность сонат Скарлатти поражала новыми техническими приемами. Гаммообразные пассажи, арпеджированные, двойные ноты, ломаные сексты, трели, октавные скачки, перекрещивания рук, техника репетиций.

Все сонаты одночастны, нецикличны, построены по схеме старосонатной формы.

В зрелых сонатах возможно появление нескольких тем, есть сонаты с разработочным разделом.

Умело добивался оркестровых эффектов, имитируя звучание других инструментов.

Были созвучия, близкие кластерам. Из 24 тон-тей Скардатти была применена 21.

В эпоху романтизма его исполняли:

Лист, Таузиг, Рубинштейн, Есипова, Барток.

В 20 веке - Ванда Ландовская(клавесин)

Лучший исп. на ф-но - Э.Гилельс, М.Аргерич, А. Микеланджели.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!