Влияние органа и лютни на раннюю клавирную музыку



Вопрос 1

Общеисторическая периодизация фортепианного искусства в западноевропейских странах:

· С момента зарождения по 1789 год (французская революция)

· 1789-1870

· 1870-1917

· 1917 - настоящее время

 

Периодизация фортепианного искусства в России:

· 18 век - 1861 (отмена крепостного права)

· 1861 - 1917

· 1917 - 1991

· 1991 - наше время

История фортепианного искусства охватывает временной отрезок свыше пятиста лет. У фортепиано существовали предшественники: клавесин и клавикорд.

Клавесин - инструмент клавишно- щипковый, струна колеблется перышком/язычком, укрепленном на так называемом "толкачике"; звук звонкий, динамики инструмент не имеет, однако существовали клавесины с двумя мануалами(клавиатурами) - forte и piano, а на усовершенствованных клавесинах 18 века были разные регистры, придающие звучанию различную окраску.

Клавикорд от клавесина отличается конструкцией. Благодаря тому, что струну приводит в движение металлическая пластинка(тангент), соединенная непосредственно с клавишей, на клавикорде возможно некоторое динамическое разнообразие.также на клавикорде была возможна более или менее связная игра. Клавикорд - инструмент для домашнего исполнения, в отличие от клавесина, поэтому в силе звука он уступает.

К концу 18 века и клавесин, и клавикорд посьепенно исчезли из музыкального быта. Возродились они лишь во второй половине 19 века, да в первом десятилетии 20 века.

1709(1711) - предположительно год изобретения фортепиано. В этом году маркиз Маффен познакомился с клавирами Кристофори,

В 1711 году описал новый инструмент в журнале. Сам Бартоломео Кристофори называл свое детище "клавесин с громким и тихим звучанием".

Молоточковый механизм параллельно изобрели:

Французский клавесинист Жан Мариус и Нем. музыкант Шретер

В 1860 году фортепиано приобрело современный облик( стальные струны, чугунная рама, механика, акустика).

Средняя педаль - изобретение Стейнвея, позволяет задерживать звучание отдельных звуков при одновременной смене правой педали. Существует два типа инструментов: с венской и английской механикой.

Венская: распространилась в Европе. Звук - непротяженный, клавиатура неглубокая, нетугая, легкая. Исполнители отличались точностью, ясностью, скоростью игры.

Английская: благодаря тому, что фабрики Лондона строили инструменты в расчете на большие залы, отличается солидностью конструкции, певучим, насыщенным звуком, тугой клавиатурой и сильно натянутыми струнами.

Исполнителей на инструментах этой механики отличал масштабный стиль исполнения, певучая манера игры. Совладелец фортепианной фабрики Клементи содействовал разработке инструментов этого типа.

Первое фортепианное произведение - 1732 год, джустини, 12 сонат опус 1(напечатаны ноты во Флоренции).

Фортепианные фабрики

Английские - Бродвуд, Коллард

Немецкие: Блютнер, Август Ферстер, Бехштейн

Французские: Эрара (в 1732 году изобрел двойную репетицию)

США: Стенвей, "американская фортепианная компание"х обьединение нескольких фортепианных фабрик, выпускалось около 30.000 инструментов в год.

Русские фабрики:

1810 - Петербург, первая форт. фабрика(Дидерикс)

Вторая - Шредер(1918)(позднее переименована в форт. фабрику имени Луначарского)

1841 - Яков Беккер(переименована в Красный Октябрь)

Дидерикс во времена СССР - филиал Красного Октября.

 

Вопрос 2

Формирование клавирного искусства

Клавишно-струнные инструменты возникли в Эпоху Возрождения, в переломное во многих отношениях время. Отличительная черта Эпохи Возрождения - светский характер культуры, ее антропоцентризм. В городах распространяется светская музыка, которая становится неотъемлемой частью быта. Умение петь и владение музыкальным инструментом - признак хорошего светского воспитания.

роль Церкви заметно уменьшается. Возникают новые музыкальные жанры, различные отрасли ирструментального искусства - по причине необходимости воплощения новых тенденций светского искусства.

Клавирист по сути должен был быть полиматом(универсальным человеком, чьи способности не ограничены одной областью знаний). Для музыкантов того времени не существовало разделения между исполнительской, композиторской и педагогической деятельностью. Большое значение уделялось импровизации, обучение искусству импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и теории музыки.

Необходимыми компонентами мастерства считалось: владение техникой бассо континуо, умение транспонировать прима виста(с листа).

Влияние органа и лютни на раннюю клавирную музыку.

В начале своего развития клавирное искусство испытало значительное влияние органа и лютни. На протяжении 16-17 веков оно приобрптало индивидуальные стилевые черты. Орган постепенно утрачивал светский характер и становился культовым инструментом. От органа клавир позаимствовал клавиатуру, широкий звуковой диапазон, возможность одновременного звучания. Орган плохо сочетался с инструментами, особенно струнными. Его заменила лютня, к 16-17 веку получившая широкое распространение в быту.

С лютней клавир роднит орнаментика, аппликатурные принципы. Клавир посути гибрид клавишного и щипкового инструментов. .

Что касается лютневого репертуара, он преимущественно состоял из небольших песенно-танцевальных пьес, зачастую обьединенных парами. В произведениях для клавира нередко использовались композиторские принципы, выработанные в лютневом искусстве. Близость лютневой и клавирной музыки была настолько значительной, что одни и те же произведения исполнялись на обоих инструментах.

Трудно определить, когда клавирная литература отделяется от лютневой и органной. До конца 16 века в нотнвх сборниках можно встретить следующие подзаголовки:

"Пьесы для органов, спинетов, клавикордов и прочих инструментов"

"Пьесы для пения и игры на разных инструментах"

Музыка рассматриваемой эпохи пронизана вариационностью и импровизационностью. Произведения видоизменялись при переложении их с голоса на инструмент путем диминуирования(дробления длительностец), колорирования(раскраски опорных нот пассажами).

В формировании национальных клавирных школ основополагающую роль играли следующие музыкальные жанры:

1. Полифонические пьесы(создавались путем переложения вокальной музыки)

2.Пьесы аккордово-моторного склада(чисто инструменталбные)

3. Вариации на бытовые мотивы

4. Танцы(сюиты)

Испанская школа

Испания была державой с высокоразвитой культурой, претендовавшей на мировое первенство не только в политике, но и в искусстве. Крупнейший представитель испанской школы - Антонио де Кабесон. С его именем связана разработка жанра tiento (исп.ощупывание) (полифоническое инстр.произведение имитационного склада - предшественник фуги и инвенции). Вариации Кабесона - первые вариации для клавишных инструментов. Восемь циклов, написанных на испанские, итальянские и фр.темы. границ между вариациями нет.

Также Кабесон создавал обработки вокальных произведений - матетов, церковных напевов, различных песен.

В 1578 году в Мадриде его сыном был издан нотный сборник "музыкальнве произведения для клавишных, арфы и виуэлы".

Нидерландская школа

Очагами развития музыкальной культуры в 17 веке были богатые города Нидерландов. Высокой степени совершенства достигло в них производство клавишных инструментов. Клавесины работы Рюккерсовбыли лучшими в Европе 17-18 вв.

Ян Питерсон Свелинг - выдающийся органист, композитор, педагог, один из создателей органно-клавирной фуги(заложил ее основы)

Одним из первых в Европе стал давать органные концерты. Его называли "чудом среди музыкантов и органистов". Современники восхищались широтой одаренности Яна, включая искусство импровизации, теорию и практику композиции(трактат"правила композиции"), педагогическим талантом.

Органно-клавирное творчество композитора сохранилось не в полном обьеме. Издано 36 произведений(среди них токкаты, фантажии, ричеркары(пьесы-предшественники фуг и инвенций). Также у него имелись вариационнные циклы.

Вопрос 3


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!