Он одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фортепиано и преимущества его перед клавесином (был прозван современниками «отцом фортепианной музыки»)



Клементи – крупнейший фортепианный педагог конца XVIII — начала XIX столетия. Его учениками были Крамер, Фильд, Бергер, Кленгель. Клементи и его ученики стремились к развитию полного звука и рельефа. Большое внимание уделялось проблеме виртуозного мастерства.

Сборник Клементи «Ступень к Парнасу» («Gradus ad Parnassum», первая часть опубликована в 1817 году) – первые выдающиеся образцы инструктивных этюдов. Он включал фуги, каноны, скерцо, каприччио, «драматическую сценку» и много этюдов.

За 50 лет работы в жанре фортепианной сонаты Клементи сочинил 74 сонаты и сонатины.

Клементи-композитор, опираясь на достижения итальянской школы (Д. Скарлатти, П. Парадизи) и Ф. Э. Баха, способствовал утверждению классической формы сонаты.

В сонатном творчестве композитора выделены две главные разновидности сонат: сонаты для виртуозов и сонаты для любителей.

Венская школа

Карл Черни (1791—1857). У него учились Лист, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий, А. Бельвиль-Ури.

В творчестве Черни сочетались черты классицизма и салонного романтизма. Он писал - мессы, симфонии, концерты, этюды. Этюды:

- Сборник «Избранные этюды» под редакцией Гермера. Продолжением этого сборника в педагогической практике обычно служит «Школа беглости» ор. 299 и лучший этюдный сборник композитора — «Искусство беглости пальцев» ор. 740.

- «Ежедневные упражнения» ор. 337

- «Большая фортепианная школа» op. 500

- «Школа виртуозности» ор.365

- «Высшая ступень виртуозности» ор. 834

- «Токката» ор.92

Редактор произведений(Баха, Бетховена, Скарлатти), переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4 ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фортепиано.

Гуммель, А. Эберль, И. Вёльфль, И. Гелинек.

 

Вопрос 15

Салонно-виртуозное направление в фортепианном искусстве. Виртуозы первой половины XIX века (на примере творчества 2-3 виртуозов)

Распространение формы публичного музыкального концерта в Западной Европе способствовало появлению профессии «исполнитель»

Музыканты, которым становилось все труднее совмещать композиторскую и исполнительскую деятельность, были склонны к ограничению свою профессиональной деятельности в какой-либо одной сфере творчества – композиции, педагогики или исполнительства. Возникновение национальных фортепианных школ, открытие консерваторий подтверждает закономерный характер этого процесса, зафиксировавший становление именно исполнительской профессии.

Происходит разделение на пианистов салонного направления, угождающих невзыскатель­ным вкусам публики, и виртуозов-просветителей, пропагандирующих шедевры прошлого и настоящего. Соответственно происходило размежевание деятелей художественной культуры. В первой половине XIX века выделилась плеяда музыкантов, борцов за гуманистические идеалы, за развитие подлинного, высокого искусства (Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман, Шопен, Берлиоз, Лист и т.д.). Антиподами передовых музыкантов были композиторы и виртуозы, часто не лишенные значительной одаренности, но преследовавшие в искусстве совсем иные цели. Поставив перед собой задачу – добиться прежде всего жизненного благополучия и славы, они хотели приспособиться к вкусам влиятельных и богатых общественных кругов.   В свое время такие музыканты нередко пользовались известностью, но слава их оказалась недолговечной.

Мастерство фортепианных виртуозов начала века находилось на очень высоком уровне. Обратившись к материалам по истории западноевропейского фортепианного искусства XIX века, можно отметить, что исполнитель стремился поразить слушателей своей виртуозностью. К примеру, М. Клементи славился уникальным исполнением терцовых и секстовых пассажей, И. Гуммель был знаменит игрой трелей, Ф. Калькбреннер считался «королем октав», И. Мошелес – непревзойденным мастером репетиций, Д. Штейбельт был прозван «тремоло-пианистом», а А. Дрейшок исполнял «Революционный» этюд Ф. Шопена октавами в партии левой руки.

Входил в моду «блестящий стиль» игры.

Круг жанров, предпочитаемых виртуо­зами:

фантазии, вальсы, попурри, польки, галопы, парафразы или вариации на темы популярных опер.

Фридрих Калькбреннер (1784-1849) –пианист, педагог, композитор. Учился в Парижской консерватории у Луи Адана. Концертировал до 1839 г. Пользовался славой одного из лучших пианистов-виртуозов Европы; сочинял главным образом музыку для фортепиано, изобилующую яркими, театральными эффектами. В 30-40-х гг. XIX века совместно с А. Герцем возглавлял группу парижских пианистов салонного направления. Среди сочинений - концерты, сонаты, этюды, камерно-инструментальные ансамбли. Самое популярное сочинение – фантазия «Сумашедший». В предпосланной ей программе говорится о молодом пианисте, который сошел с ума от несчастной любви и выражает на инструменте свои переживания.

Анри Герц (1803-1888) - пианист и композито. Учился у Мошелеса. Был профессором Парижской консерватории. Его многочисленные салонные пьесы представляют собой не что иное, как легковесную салонную болтовню. В 1838 г. открыл в Париже свой концертный зал. Основал фабрику по производству фортепиано, пользовавшуюся хорошей репутацией.

Игнац Мошелес (1794 – 1870) – пианист, дирижер, композито. Учился у Вебера, Альбрехтсбергера, Сальери. Выступал во многих странах Европы как пианист-виртуоз. Преподавал в Королевской академии музыки и давал частные, учредил цикл исторических концертов (в которых исполнял на клавесине И.С. Баха и Д. Скарлатти), сочинял модную салонную музыку, дирижировал концертами Филармонического общества, выступал в фортепианном дуэте с Ф. Мендельсоном. Его игра отличалась совершенным техническим мастерством, законченностью, ясностью фразировки, красотой звучания. Был выдающимся мастером импровизации. Полный вдохновения, всегда владевший собой, стремившийся к хорошему исполнению, он приковывал внимание благородством стиля, красотой звука, простотой и широтой фразировки.

Mошелес прославился как интерпретатор и пропагандист творчества Л. Бетховена (считается одним из первых виртуозов-интерпретаторов). Возродил — Концерта Баха d-moll, сонат. Мошелес также способствовал распространению музыки современных ему композиторов— Мендельсона, Шумана и других.

Среди сочинений - 8 концертов, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано в 2 и 4 руки, этюды.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!