Редакторы: Лонго, Таузиг, Гольденвейзер, Николаев, Окрайнец, Чиморозо, Циполи, Галуппи, Парадизи



Уртекст – Киркпатрик, Балла

Вопрос 6

Немецкая органно-клавирная школа

Развитие клавирной музыки в Германии отставало от развития в других странах. Почти все жившие в 17-18 вв.композиторы по основной профессии были органистами, работали при церквях и сочинению клавирной музыки отдавали небольшую часть времени.

Основоположники немецкой школы:

Самуэль Шейдт(1587-1654)(ученик Яна Свелинка, известен своей трехтомной "новой табулатурой". В сборнике - вариации на немецкие, голландские, англ.народные песни и танцы для клавира + ряд сочинений для органа. Вариации Шейдта - первый образчик немецкой клавирной музыки).

Я. Фробергер - написал сюиты (30 и четыре в отрывках). В сюитах Фробергер устанавливает оконч. современный мажор и минор. Пьесы для клавира - токкаты, канцоны, фантазии и др.

Вторая половина 17 века

И. Пахельбель(1653 - 1706)

органист и композитор.написал 17 сюит, в них совмещаются принцип цикла и вариации, есть клавирные чаконы passacaglia ground. Чаконы - вариации на бытовые темы(на бас)

В качестве финального номера нередко вводились в сюиту Фробергером.

Также имеется цикл(вариационный) - музыкальные мысли о смерти.

Д. Букстехуде(органист в церкви св. Марит) 1637-1667

Играл воскресные "вечерние" концерты, на которые собирались музыканты со всей Европы. Его наследие в основном органное, много жанров.

Написал семь программных сюит.

"Свойства и особенности планет"

И. Фишер (1650 - 1746)

Экспериментатор в области гармонии, в одном из своих сборников - 20 прелюдий и фуг в различных тональностях, расположенных по кварто-квинтовому кругу начиная от до мажора.

Некоторые прелюдии - краткие, а фуги ограничиваются лишь экспозицией. Очень лаконично.

И. Кунау(1660-1722)

Доктор наук, эрудированный человек, полиглот. Написал литературный роман "музыкальный шарлатан"(1700)

Был очень популярен у современников, его клавирные прлизведения переиздавались четыре(!) раза.

Стоит отметить его сборник "клавирные упражнения" , первая часть которого была выпущена в 1689 году, а спустя три года издана и вторая.

В первой части есть две мастерски написанные фуги.

Кунау также принадлежат первые сонаты в немецкой клавирной музыке: 1 сборник - "свежие клавирные плоды" - 7 сонат, 2 сборник "библейские истории" - 6 сонат

Г. Ф. Гендель(1685 - 1759)

Написал 25 сюит + два сборника органных концертов(20 штук)

Исполнитель на клавире, органе, импровизатор, его исполнительским коньком была импровизация в форме двойной фуги.

Его концерты исполнялись на концертной эстраде (пардон за тавтологию), многие из них - переложения оркестровых концертов и других произведений.

Сюиты- клавирное наследие, как правило, писались композитором с учебно-педагогической целью.

Первый сборник "8 упр. для клавира"(1720, восемь сюит)

Второй сборник "9 сюит"(1733) - опубликован без ведома автора, состав пестрый

У Генделя в сюитах главное не установленный порядок номеров, а сождание цельной композиции из ярких номеров. Часто встречаются фуги(где угодно), в некоторвх сюитах танцевальные номера отсутствуют, представляя собой чередование adagio и allegro, частое использование вариационных форм, варьирование арий, гавотов, сарабанд, вставляются такие номера, как фантазии, прелюдии и др.

Опубликовал 6 фуг для органа и клавира, некоторые - в форме двойной фуги.

Также - чакона с 62 вариациями, используется тема, варьировавшаяся Перселлом. В ней Гендель стремится к гомофонно-гармоническому стилю.

Ноты:

"Избранные клавирные сочинения Генделя" ред. Ройзман,

В целом по своему художественному содержанию генделевское органно-клавирное наследие значительно уступает баховскому. Однако и у Генделя есть в этой области немало превосходных произведений: пассакалья соль минор, ария с вариациями "гармонический кузнец", ария си бемоль мажор.

Вопрос 7

Иоганн Себастьян Бах (1685-1755)

"мир уже привык к тому, что с его пера не выходило ничего, кроме шедевров"

С юности зарекомендовал себя виртуозом, совершая поездки в разные города Германии. Феноменальный импровизационный дар(в течение двух часов мог импровизировать на одну и ту же тему, развивая ее в сложных формах полифонической музыки. В пределах стиля своего времени Бах довел до совершенства все имеющиеся полифонические жанры музыки. Манера игры Баха на клавире вызывала у современников восторг. К особенностям его игры относились:

Свободная кисть, сильно закругленные пальцы, еле заметные движения, четкое туше, абсолютно при этом связная, четкая игра.

Полифонические сочинения Баха в большинстве своем написаны с педагогической целью и могут рассматриваться как своего рода прогрессивная школа обучения полифонии от начального этапа до высшегл.

Эта своеобразная школа благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет огромную ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии.

Наиболее легкие пьесысодержатся в "нотных тетрадях Анны Магдалены Бах"(1722 и 1725 годов). Обе тетради были составлены Бахом для его второй жены( по-видимому, из пьес современников).

Более значительны по содержанию и развиты полифонически "маленькие прелюдии и фуги", написанные в разное время и апоследствии обьединенные в сборник. Всего - 18 прелюдий и несколько фуг.

Вторая ступень баховской полифонической школы - 15 двухгоолосных и 15 трехголосных инвенций(симфоний(авторское название), созданных с педагогической целью. Многие из них сод. в нотной тетради Вильгельма Фридемана. Инвенции богаты и разнообразны по содержанию.

Третья ступень - "Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам"

В 1744 году появились "24 новые прелюдии и фуги", которые обычно называют второй частью хтк, в сборник вошли и юношеские сочинения, относящиеся к более раннему периоду, чем первый том хтк.

В хтк отражение нашел принцип певучей трактовки клавира.

 В некоторых произв. ХТК проявляется жанровое начало.

Одно из нововведений Баха - обьединение прелюдии и фуги.(ранее часто прелюдию предполагалось импровизировать исполнителю).

Что касается мелизмов, подобно Куперену Бах предпочитал ограничить вольности исполнителей, однако украшения он выписывал прямо нотами как составную часть мелодии, порой навлекая на себя упреки современников.

При жизни автора хтк издан не был.

Первым редактором был Карл Черни(1837), который снабдил текст указаниями интерпретационного характера.

Во второй половине 19 века и первых десятилетиях 20 века появились многие новые редакции "хтк", выполненные такими музыкантами, как Таузиг, Бузони, Барток.

Редакция Бузони , опубликованная в неск.тетрадях и снабженная ценными авторскими комментариями, явилась значительным вкладом в историю исп.баховских сочинений.

Уртекст:

Мержанов, Келлер, Кройц,

Исп. редакции:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!