ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 1 страница



 

401

Понятие

развития

 

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что жизнь в современном мире ставит пе­ред человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более в глубокой древности. В наше время все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная за­дача понять происходящие изменения и попытаться найти какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономер­ности в процессах, совершающихся в космосе и в обществе, в объективной реальности и в нас самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах. Необходимость решить эту задачу вплотную подводит к вопросу о том, что такое развитие, как оно соотносится с остальными известными нам формами движения и изменения. Можно быть первоклассным специалистом и испытывать чувство тревоги и растерянности от непредвиденности и необъяснимости некоторых процессов и явлений, для понимания которых нужны знания более фундаментальные, связы­вающие все эти явления в рамках единого научного мировоззрения.

Для такого понимания необходимо прежде всего уметь отличать изменения магистральные, определяю­щие ход событий, от изменений менее существенных, последствия которых не столь значительны. Но как овладеть таким умением? Что является его отправным пунктом?

Размышляя над изменениями в духовной и матери­альной жизни, мы замечаем, что везде появляется нечто новое, непривычное, требующее от нас определенной подготовки, быстроты реакции, предвидения последствий и т. д. Возникает вопрос, представляет ли собой процесс появления нового закономерную черту природы, общества и мышления, или же эта новизна обманчива, иллюзорна? Можем ли мы предсказать появление нового и в той или иной степени управлять соответствующими процессами и какое значение имеет это для жизни людей? Приспо­сабливаясь к привычным явлениям и стабильным собы­тиям, люди вырабатывают определенные представления и правила деятельности, облегчающие им достижение индивидуальных и социально-групповых целей. Это соз­дает определенный социальный и духовный комфорт, чув­ство внутренней уверенности, спокойствия и удовлетво­рения. Появление же чего-то принципиально нового, если оно не было заранее предсказано, если к нему своевре­менно не подготовились, может создать огромные труд­ности.

Однако принципиально новые явления в природе, общественной и личной жизни способны не только нарушать устоявшиеся стереотипы, вызывать тревогу, опасе­ние и неуверенность. Они могут быть желанными, необходимыми, крайне важными для существования как отдельных людей, так и общества в целом. Если в обществе возникает экономический и социальный застой, то жизненно необходимы радикально новые экономиче­ские рычаги управления, позволяющие выйти из состоя­ния застоя. Если имеющиеся лекарственные средства не излечивают от тяжелых болезней, не предотвращают опас­ные эпидемии, то создание новых лекарств становится неотложной проблемой. Если существующие научные методы и теории не позволяют решить ту или иную задачу, то создание новых теорий и методов само становится задачей номер один. Сейчас, когда в нашем обществе идут глубокие преобразования всех сторон общественной жизни, образующие содержание революционной пере­стройки, в самой идеологии (004, 224) появляется много нового, того, чего не было в ней раньше, что становится необходимым средством утверждения передовых форм хозяйствования и норм общественной жизни и что делает идеологию идеологией обновления. Нетрудно понять, что в подобных ситуациях резкого столкновения нового и старого, передового и отсталого, революционного и застойного понимание глубинных механизмов происходящих изменений, ведущих к обновлению общества, выдвигается на передний план.

Следовательно, интерес к возникновению нового диктуется не простой любознательностью, а глубочайшими внутренними потребностями самой жизнедеятельности человека. Процесс появления нового — характерная черта особой формы движения или изменчивости, называемой развитием. Вместе с тем появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет осо­бое значение для понимания исторической судьбы чело­вечества. Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла.

Различные формы развития в той или иной мере давно привлекали внимание людей наряду с представлениями о хаотичности, неизменности или вечной повторяемости явлений и процессов в природе и обществе. Со временем были обнаружены веские доказательства того, что развитие существует объективно. Различные науки показали, что развиваются Вселенная, живые организмы, общество, Земля, Солнечная система, техника, наконец, развивается сам человек, его мировоззрение, его познание. Но ни одна из научных дисциплин не рассматривала развитие в его всеобщности. Рассмотрение развития как всеобщей уни­версальной категории, отражающей одну из важнейших особенностей и магистральных линий, проходящих через все формы движения, составляет задачу философии, а точнее, особого философского учения, или теории, назы­ваемой диалектикой.

402

Учения о развитии в истории мысли

Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древ­них культур и культур народов, задер­жавшихся на доклассовой стадии обще­ства, в их общественном сознании нет сложившихся пред­ставлений и понятий о развитии. Впервые глубокие и серьезные представления о развитии как особой форме движения возникают в философии античной Греции (016). Этому содействовала радикальная перестройка способа производства материальных благ и духовных ценностей, происходившая там в исторически сжатые сроки и при­ведшая к возникновению рабовладельческой общественно-экономической формации.

Все течет, все меняется, утверждал Гераклит Эфесский. Мысль о всеобщей изменчивости и обновлении отражает быстрые социальные изменения, крутую ломку старых, общинно-родовых учреждений, нравов и обычаев, современником которых был Гераклит. Эту мысль он вы­ражает и в следующем положении: даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Другой античный мыслитель, Кратил, доводит высказывание Гераклита до крайних пределов. Нельзя и единожды войти в одну и ту же реку, утверждает он, желая сказать этим, что в мире нет ни­чего прочного, ничего устойчивого и, следовательно, по-настоящему нового. А раз ничего устойчивого в мире нет, то невозможно познать и его закономерности. Этот взгляд вызывал возражения у других мыслителей, напри­мер у элеатов, считавших, что задача философии — поиск вечного, прочного, неизменного. Оно-то, по их мнению, и составляет основу мира, представляет собой подлинное бытие, тождественное самому себе, вечное и неизменное. Так с самого начала в учении об изменении, развитии складываются противоборствующие подходы. Одни кон­центрируют внимание на изменении, приходя в самых крайних своих вариантах к учению о невозможности по­лучения прочных надежных знаний о вечно меняющемся мире. Другие пренебрегают изменением, считая его уде­лом обыденных мнений, и видят задачи философии в по­знании вечного.

Рассматривая космос как связное целое, части которого взаимно обусловлены, античная диалектика больше всего интересовалась процессом становления, возникно­вения, превращения одних явлений в другие. Она подня­лась до понимания того, что источником становления является взаимодействие, взаимное превращение и переход противоположностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, добра и зла, многого и единого и т. п. Это был во многом верный, хотя и наивный взгляд на мир. Согласно греческому мировоззрению, мир находится в вечном круговороте, который совершается за де­сятки тысячелетий. После полного цикла все повторяется. Гераклит утверждал: «Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Признавая, следовательно, мир вечным и несотворимым, он вместе с тем провозглашал постоянную циклическую повторяемость «воспламенений» и «угасаний».

Даже Сократ, Платон и Аристотель не сумели полностью преодолеть представление о цикличности как наи­более совершенной форме движения. Вместе с тем, наб­людая сложный характер изменений, происходящих в окружающем мире и сознании человека, они высказывали соображения и о важной роли противоречий и их разрешения в развивающихся явлениях.

Одним из факторов, помешавших преодолеть античные представления о цикличности развития, была неразработанность концепции времени. Развитие всегда происходит во времени, но время и развитие — не одно и то же. Именно разделение этих понятий позволяет преодолеть циклическую концепцию развития и показать, что в нем возникает нечто принципиально новое и что оно имеет свое собственное внутреннее направление.

Слитность представлений о времени, движении и развитии, характерная для античной философии, была преодолена философией средневековья. Одним из ее источ­ников было, как уже говорилось, христианство. Для сто­ронников этого вероучения жизнь есть напряженное ожи­дание будущего — загробной жизни и пришествия мессии. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, воз­никает первое представление об исторической направлен­ности, о неповторимости. Один из ранних христианских философов, Августин, уподоблял историю общества ос­новным этапам человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости и смерти, сопоставляя рождение человека с началом истории, а смерть — со страшным судом. Циклической схеме разви­тия, распространенной в античности, он противопоставлял столь же упрощенную прямолинейную схему.

Философы нового времени все больше концентрируют свое внимание на проблемах развития природы и общества. Французский философ XVII века Р. Декарт выдвинул идею развития мира в целом. Бог, создавая мир, дал ему и импульс, внешний толчок, подобно тому как часов­щик сообщает часам импульс, заводя их. Получив этот импульс, природа начала развиваться, порождая новые формы и образования, что расходилось с библейским уче­нием о невозможности возникновения принципиально новых явлений в природе. Однако у Декарта понятие развития не распространялось на общество. Французские просветители, опираясь на труды своих предшественников, развили идею исторического прогресса как высшей формы движения общества. Согласно их взглядам, это был не линейный, одномерный, а сложный процесс. Одна­ко его движущие силы усматривались в моральных, ре­лигиозных или научных идеях. Синтез разных концепций развития на идеалистической основе был осуществлен представителями немецкой классической философии. Их высшим достижением явилось открытие того, что под­линные источники развития любого процесса заключены не вовне, а в нем самом. Так, Гегель считал, что развитие должно рассматриваться как процесс, заключающий в себе свой собственный импульс, свой собственный источник возникновения и формирования нового. Но взгляд Геге­ля был ограничен, так как у него подлинное развитие не затрагивало природу, а происходило лишь в области сознания и общественной жизни, то есть там, где прояв­лялся абсолютный дух. Чтобы придать диалектической концепции развития научное содержание, ее нужно было истолковать материалистически. Именно так понимает задачу К. Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и созна­тельное изображение ее всеобщих форм движения. У Ге­геля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рацио­нальное зерно».

Великим достижением философии марксизма было то, что она поставила диалектику на материалистическую основу и стала рассматривать развитие как всеобщую и универсальную форму движения, присущую природе, обществу и мышлению.

Мы видим, таким образом, что понимание развития возникло нелегко, не сразу. Оно само исторически развивалось, усложнялось, совершенствовалось, отражая раз­витие человеческой практики и познания. Тот уровень, на котором сейчас находится марксистская диалектика, есть итог предшествующего развития философии, но не его конец, не его завершение. В теории диалектики есть немало нерешенных проблем, и ее дальнейшее со­вершенствование должно быть тесно связано с глубин­ными изменениями и преобразованиями, происходящи­ми в современном мире — в общественно-политической и духовной жизни, науке, технологии, с учетом всей их реальной сложности.

403

Диалектический

диалог

и практическая

жизнь

С самого своего возникновения диалек­тика была не только теоретическим философским учением, но имела оп­ределенное практическое значение. Она возникла и развивалась прежде всего в условиях демократических греческих городов — полисов. Чтобы приобрести себе сторонников во время выборов, политические деятели должны были уметь доказывать свою правоту, убеждать избирателей, опровергать оппо­нентов, а для этого требовалось умение четко формули­ровать мысль, понимать аргументы противника и нахо­дить убедительные контраргументы. Диалектика поэтому с самого начала рассматривалась как искусство спора (от греч. dialegomai), как умение находить истину в противоположных взглядах, как способ вести диалог. Выдающимся мастером философского диалога был Сократ, называвший свое искусство маевтикой, что означало повивальное искусство. По Сократу, диалог призван помогать рождению истины. Этим его взгляды отличались от софистики. Софисты тоже были мастерами ведения диалога, но считали, что он имеет своей целью не истину, а торжество над противником, опровержение чужого мне­ния, независимо от того, правильное оно или ложное. В дальнейшем творческая диалектика как поиск исти­ны, как средство подлинного развития мысли становится прямой противоположностью софистики, цель которой не истина, а самоутверждение любой ценой, вплоть до обмана. В средние века искусство диалога культивиро­валось как средство повышения проповеднического мас­терства, выработки методов опровержения еретиков и ина­комыслящих, но, несмотря на эту ограниченную бого­словскую цель, оно внесло определенный вклад в европейскую культуру и содействовало развитию, точнее, подготовке той современной формы диалога, которую мы находим в ведущихся в наши дни научных дискуссиях.

Настоящая научная и общественно-политическая дискуссия — одно из проявлений подлинной диалектики как практического навыка обсуждать сложные проблемы, выявлять, уточнять и понимать разные, порой противоположные точки зрения. Не подавление, не духовное унич­тожение противника, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный творческий подход к сложным проблемам — в этом подлинная цель и назна­чение диалектического диалога. Такой диалог приобрета­ет особое звучание в современном сложном и противоре­чивом мире. Умение вскрыть противоречия в позиции политического оппонента и вместе с тем попытаться ус­тановить единство во взглядах, приемлемое для обеих сторон, стремление разрешить политические противоречия не вооруженной конфронтацией, не с позиции силы, а пу­тем достижения договоренностей в интересах всего чело­вечества, ради сохранения мира — основная задача нового мышления, ставшего со времени XXVII съезда КПСС мощным фактором решения международных и внутрен­них проблем. Искусство творческого диалектического диа­лога становится инструментом реализации этого мышле­ния. Овладение им — важная задача каждого активного, творчески мыслящего человека.

Для понимания изменчивого, развивающегося мира, где одни явления переходят в другие, одни процессы превращаются в другие, противоположные, где привычные вещи исчезают, а непривычные возникают вновь, необходимы гибкие, подвижные сложные понятия. Диа­лектика показала, что окостеневшие понятия с застывшим смыслом, с неизменным значением непригодны для по­знания, для глубокого постижения общественно-полити­ческих и научных проблем. Поэтому умение терпеливо вникать в непривычное, находить связь в, казалось бы, не связанных явлениях, видеть взаимные переходы между ними, взаимопревращения и взаимодействия — одно из жизненно важных достижений философского диа­лектического метода. Вот почему изучение диалектики помогает овладеть технологией творческого научного познания.

404

Категория

развития

Как и всякая подлинно научная тео­рия, диалектика должна сформулиро­вать свои основные законы и опреде­лить входящие в их состав понятия. Диалектическая гиб­кость понятий, их подвижность и изменчивость совсем не означают, что фундаментальные понятия, или катего­рии диалектики, могут быть неопределенными, неясными, расплывчатыми. Важнейшей из таких категорий являет­ся категория развития.

Различные науки изучают различные виды развития. Ясно, что развитие в живой природе отличается от развития космологического, включающего возникновение и последующее изменение Вселенной. Точно так же разви­тие отдельного человека отличается от развития общества в целом или одной страны. Несмотря на все эти различия, люди умеют каким-то образом отличать развивающиеся процессы и явления, в какой бы форме они ни происхо­дили, от всех других, неразвивающихся. Черты и особен­ности, характерные для любой формы и вида развития, как раз и схватываются, отражаются философской кате­горией развития. По мере того как углубляются и рас­ширяются наши знания относительно законов диалек­тики, и наше понятие развития становится более тонким и сложным. Но для того чтобы начать обсуждение основ­ных законов диалектики, каждому необходимо иметь ка­кое-то предварительное понимание развития. Оно выде­ляет и фиксирует особенности развития, отличающие его от всех других форм движения (110, 113) и изменений, происходящих в мире. Эти основные черты и особенно­сти всякого развития заключаются в следующем: 1) в про­цессе развития, в отличие от других форм движения, появляется нечто новое, не существовавшее ранее; 2) процесс развития необратим; 3) каждый конкретный процесс развития имеет свои собственные источники и присущую ему форму; 4) развитие имеет направление во времени: от прошлого через настоящее к будущему; 5) каждый момент или этап этого процесса развития обусловлен предшествующим состоянием и в свою очередь обусловливает последующие состояния.

Перечисленные признаки развития, рассматриваемого во всеобщей форме, образуют содержание философской категории развития. Именно эта категория лежит в основе диалектической концепции развития, то есть разрабо­танного, аргументированного, опирающегося на достижения науки философского учения. Это учение противостоит метафизической концепции, которая рассматривает развитие упрощенно, сводя его к более простым видам и типам движения. В последующих разделах этой главы мы подробнее рассмотрим коренную противоположность диалектической и метафизической концепций развития. Утверждение, что развитие представля­ет особый, регулируемый объективны­ми законами вид движения, присущий природе, обществу и мышлению, обра­зует принцип развития.

405

Развитие

и системность

Утверждение, что мир в целом представляет собой единое связанное целое, то есть особую систему, включающую как природу, так и человека, и что важнейшие яв­ления и процессы, с которыми сталкивается человек в теоретической и практической деятельности, также пред­ставляют собой различного рода системы (107), образует принцип системности.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!