ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 3 страница



Изложенное в этом диалоге метафизическое и диалектическое понимание источников развития В. И. Ленин на­зывал двумя концепциями развития. Характеризуя их, он писал: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источ­ник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внима­ние устремляется именно на познание источника «само» движения». Чтобы лучше разобраться в преимуществах диалектической концепции развития, нам нужно рассмотреть важнейшие категории материалистической диалекти­ки «противоположность» и «противоречие», позволяющие сформулировать наиболее общий диалектический закон, дающий нам знание об источниках всякого развития.

409

Категории «противо­положность» и «противо­речие»

Каждое сколько-нибудь сложное явле­ние в природе, обществе и мышлении можно рассматривать как систему (107). Для того чтобы такая система могла «работать», то есть функциони­ровать и развиваться, между ее частями, то есть подси­стемами и элементами, должно осуществляться определен­ное взаимодействие, существовать определенная связь и согласованность. Атом, живой организм или общество яв­ляются сложными системами. Суммарный заряд атомного ядра должен быть сбалансирован с суммарным зарядом электронов атомной оболочки; точно так же необходимо известное соответствие процессов ассимиляции и диссимиляции в организме; общество становится устойчивым, если его производственные отношения соответствуют производительным силам, надстройка — базису и т. д. Отсю­да как будто напрашивается вывод; чем больше соответ­ствие и согласованность между подсистемами и элемента­ми внутри данной системы, тем она лучше функционирует и быстрее развивается. Однако все обстоит гораздо слож­нее, и этот вывод кажется верным лишь на первый взгляд, при поверхностном подходе.

В действительности ни в одном реальном объекте, явлении, процессе никогда не бывает постоянного, абсолютно устойчивого полного соответствия всех подсистем и элементов. Более того, между ними обязательно суще­ствует большее или меньшее несоответствие, и это, как показывает современная наука, является одним из важ­нейших условий функционирования и развития каждого явления или процесса. Так, электроны и ядро атома раз­личаются знаком электрического заряда, массой и други­ми физическими характеристиками. Процесс ассимиляции живых организмов выполняет совсем другую функцию, чем процесс диссимиляции. Например, растение усваива­ет из окружающей атмосферы углекислый газ, а выделя­ет в нее кислород. Животные же, наоборот, усваивают кислород и выделяют углекислый газ. В процессе разви­тия производства, как мы знаем, производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения (204), поэтому между ними постоянно возникает и нара­стает известное несоответствие. Такое же несоответствие возникает и между элементами самих производительных сил. В эпоху научно-технического прогресса одной из глав­ных производительных сил является наука, которая опе­режает в своем развитии технику и производственные навыки людей (311). Вследствие этого между данными элементами производительных сил возникают большие или меньшие несоответствия. Возникновение и существо­вание таких несоответствий является не случайным, а объективным, необходимым и закономерным процессом всякого движения и развития.

Если несоответствие между взаимосвязанными сторонами или подсистемами данного явления (процесса) не­существенно, незначительно, то говорят об их различии. Если же несоответствие существенно, значительно, достигает предела, то эти стороны и подсистемы являются противоположными. Философская категория «противоположность» как раз и отражает наличие в объективных явлениях определенного несоответствия, несовпадения взаимосвязанных частей, свойств и т. д.

Отношение между противоположностями, противоположными частями, свойствами, подсистемами и т. д. на­зывается противоречием. При этом очень важно понять следующее. Не все явления в мире выступают как противоположности по отношению друг к другу, а лишь те, ко­торые тем или иным образом связаны и взаимодейству­ют друг с другом в процессе функционирования и разви­тия. Так, отрицательно заряженные электроны являются противоположными по своему заряду частицами по от­ношению к положительно заряженным позитронам или к положительно заряженным атомным ядрам. Взаимодей­ствие этих противоположных частиц подчиняется опре­деленным физическим законам и порождает новые физи­ческие явления. В то же время между любой физической частицей и победой Петра I под Полтавой нет и не мо­жет быть вообще никакого соответствия. Эти явления бессмысленно считать противоположностями, так как они не подчиняются никаким общим законам, не взаимодей­ствуют, не оказывают друг на друга какого-либо влияния и не участвуют в каком-либо едином процессе функционирования и развития. Между этими явлениями нет и не может быть никаких противоречий. Из этого ясно, что категории «противоположность» и «противоречие» отражают не только несоответствие определенных сторон яв­ления и отношение между этими несоответствующими сторонами, но вместе с тем фиксируют и определенную связь, взаимодействие, взаимную обусловленность, взаимную зависимость этих противоположностей.

Признание того, что между противоположностями внутри каждого данного явления и процесса существуют одновременно единство, взаимосвязь и противоречие, является важнейшим положением материалистической диалек­тики, ключом к пониманию сути любого процесса разви­тия. Так, в классовом обществе интересы эксплуататоров и эксплуатируемых противоположны, противоположны и роли, которые они играют в организации производства, противоположно отношение к собственности на важнейшие средства производства. Но вместе с тем эти классы связаны. Они обусловливают друг друга в рамках данного способа производства, в системе данной общественно-экономической формации. С уничтожением одного из классов, например капиталистов, исчезает и противоположный класс — наемные рабочие. Возникает новое об­щество, социалистическое, рабочий класс которого в корне отличается от класса наемных рабочих-пролетариев при капитализме. Это коренное различие не замечают рефор­мисты-ревизионисты. Искажая диалектическое учение о взаимосвязи и единстве противоположностей, они отри­цают коренные отличия положения и классовой природы рабочего класса в капиталистическом и социалистическом обществе. Из этого примера становится понятным, что представление марксистской материалистической диалек­тики о единстве противоположностей имеет не только общенаучное философское, но и практически-политическое значение, ибо диалектика является основой для пони­мания сложных и противоречивых процессов и измене­ний, происходящих в обществе, основой их правильной оценки.

Установив, что понимает материалистическая диалектика под противоположностью, противоречием и единст­вом, мы можем сделать следующий шаг в изучении источников развития.

410

Единство и взаимные превращения противоположностей

Противоположные стороны различных объектов не просто сосуществуют, а находятся в особом диалектическом взаимодействии. Такое взаимодействие представляет собой процесс взаимного превращения противоположностей. Процесс этот сложен, и его не следует понимать упрощенно. Рассмотрим для начала несколько примеров.

Элементарные физические частицы — электрон и позитрон имеют одинаковую массу покоя и противополож­ный электрический заряд, их размеры ограничены в про­странстве. Напротив, электромагнитные поля не имеют геометрической формы, точных размеров, границ и массы покоя. В этом смысле частицы и поля противоположны по своим физическим свойствам, однако современная физика установила, что при определенных условиях происходят их взаимные превращения, например при столкновении электрона и позитрона с определенной энергией проис­ходит так называемый процесс аннигиляции, в результате которого частицы превращаются в поля, в фотоны, своего рода порции света.

В период расцвета промышленного капитализма капиталистические производственные отношения обеспечива­ли быстрое развитие производительных сил. По мере развития капитализма производительные силы приобретают общественный характер и вступают в противоречие с частнокапиталистической собственностью. Основанные на этой форме собственности производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил и таким образом превращаются в свою противоположность (204, 220).

Сходный процесс можно наблюдать и в развитии науки. Когда ученые чего-либо не знают, они формулируют новые задачи и проблемы. Эти задачи указывают, что нам неизвестно и что нужно узнать. В результате дли­тельных и сложных исследований открываются новые научные факты, выдвигаются гипотезы, создаются новые теории. Это означает, что возникают знания, которые позволяют решить данную задачу. «Незнание», сформу­лированное в виде задачи, превращается, таким образом, в новое знание, то есть в свою противоположность. Но на этом дело не останавливается. Новые знания показывают, что нам известно далеко не все. Возникают новые задачи и проблемы, другими словами, нечто противоположное уже достигнутому уровню знаний, и снова начинается процесс научных исследований, ведущих к еще более вы­сокому уровню познания интересующих нас явлений.

Сопоставляя эти примеры, относящиеся к различным областям природы, общества и познания, можно сделать вполне определенные выводы.

Первый из них гласит, что противоположные стороны явлений и процессов не просто связаны, то есть находятся в некотором единстве, но переходят, превращаются друг в друга. Диалектики отличаются от метафизиков не тем, что первые будто бы признают наличие противопо­ложных сторон и свойств в тех или иных явлениях или процессах, а вторые их отрицают, а тем, что метафизики рассматривают противоположности как застывшее, око­стеневшее, раз навсегда данное, тогда как диалектики, признавая противоположности, видят их взаимные пре­вращения, переходы, изменения ролей, которые они игра-ют в функционировании и развитии данных явлений.

Второй вывод гласит, что сами взаимопревращения противоположностей бывают двух родов. К первому относятся взаимообратимые превращения противоположно­стей. Верхняя точка тележного колеса во время движения телеги становится нижней, потом снова верхней и т. д. Это — вид механического движения, но подлинного раз­вития здесь нет, так как положение точки обратимо, оно постоянно повторяется. Напротив, превращение капиталистических производственных отношений из формы и стимула развития производительных сил в его тормоз — образец необратимого превращения. Вновь стать формой развития производства капиталистические производствен­ные отношения уже не в состоянии. Для этого необходи­мо их разрушить и создать новые, социалистические от­ношения. А это несравненно более сложный и глубокий общественный процесс. Здесь тоже имеет место процесс превращения противоположностей, но речь идет уже не о том, что изменяются функции, роль данных капитали­стических производственных отношений, а о том, что они должны уступить место своей противоположности — социалистическим производственным отношениям.

В процессе взаимного перехода и взаимопревращения противоположностей между ними возникают и разреша­ются различные противоречия, характерные для данных явлений и процессов. Изучение процесса возникновения, нарастания и разрешения противоречий вплотную подводит нас к пониманию подлинных источников развития.

411 Борьба противо­положностей и разрешение противоречий — источник развития

Вторая мировая война 1939 — 1945 годов была одним из самых трагических и значительных событий всемирной исто­рии. В ней противоборствовали, с од­ной стороны, силы империализма и ре­акции, выразителями которых были немецкий фашизм и японский милита­ризм, а с другой — силы социализма и демократии, представленные прежде всего Советским Союзом, США, Ве­ликобританией, Францией и поддерживавшими их госу­дарствами. В этой войне, как известно, ценой огромных жертв и усилий силы прогресса одержали победу над силами реакции. В результате этого во всем мире сложи­лась новая ситуация: возникла мировая система социа­листических государств, начался быстрый распад мировой колониальной системы, сузилась сфера влияния капита­лизма. Начался новый этап развития всемирной истории.

Размышляя об истории общества в целом, задумываясь о ее движущих силах, мы можем заметить, что в пестром переплетении войн и революций, культурных и экономических связей, промышленных спадов и подъемов посто­янно проявляется столкновение различных общественных и политических групп, классов, государств, происходит постоянная то угасающая, то разгорающаяся борьба. В результате этой борьбы складываются новые общественные и политические отношения, разрушаются старые и возникают новые государства, зарождаются, развиваются и достигают расцвета новые общественно-экономиче­ские формации. Именно поэтому основоположники марк­сизма-ленинизма постоянно подчеркивают, что противо­борство различных общественных сил, и особенно классов, является важнейшей движущей силой истории, подлин­ным источником ее развития.

Однако столкновение и противоборство противоположных сил и противоположных сторон не является исклю­чительной особенностью общественного развития. Борьба и столкновение, противоборство и преодоление противо­положностей неотделимы от развития вообще. Поэтому понятие «борьба противоположностей» можно рассматри­вать как универсальную философскую категорию, приме­нимую ко всем формам движения материи. Слово «борь­ба» не следует понимать слишком буквально.

Неверно было бы думать, что при решении математических задач «борются» операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ «борются» ассимиляция и диссимиляция веществ, а в атоме происходит «борьба» положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электро­нов. Если все же в диалектике пользуются категорией «борьба противоположностей» для обозначения взаимодей­ствия противоположных сторон, то для этого имеются особые основания, данной категории приписывается осо­бый диалектический смысл. Что же это за основания? Каков этот смысл?

Дело в том, что возможны разные виды столкновений противоположных явлений. Если сталкиваются два автомобиля, мчащихся по шоссе в противоположных направ­лениях, то результатом столкновения является не разви­тие, а разрушение, катастрофа. Напротив, если в одном и том же коллективе люди придерживаются различных мнений, взглядов на то, как повысить производительность труда, улучшить качество продукции и т. д., то в ходе обсуждения разных точек зрения, в процессе столкнове­ния и борьбы мнений они могут прийти к новому общему, более правильному взгляду, который поможет поднять все производство на новый уровень, и, следовательно, противоречия между взглядами получат разрешение. Это и будет означать развитие в понимании коллективом своих производственных задач. В примере с двумя авто­мобилями мы имели дело с противоположными (по направлению движения) явлениями, не связанными внутренними закономерными связями. Столкновение подобных противоположностей не может служить источником раз­вития. В примере же с борьбой мнений мы имеем дело с взаимосвязанными точками зрения. У членов одного и того же трудового коллектива с необходимостью возни­кают разные взгляды на решение одной и той же задачи, поскольку они обладают разным жизненным и производ­ственным опытом, квалификацией, разными подходами к решению стоящих задач. Из столкновений и борьбы мне­ний, в чем-то противоположных, но связанных внутрен­ним необходимым единством, закономерно возникает более глубокое общее всем членам трудового коллектива понимание задачи. Таким образом, диалектическая категория «борьба противоположностей» отражает и выделя­ет взаимодействие, столкновение, преодоление, взаимные переходы не любых отличающихся друг от друга явлений, противоположных друг друзу лишь по видимости, а лишь таких, которые связаны необходимыми внутренними за­кономерными связями. Между такими противоположностями всегда существуют более или менее острые проти­воречия. Именно такие противоречия и следует рассмат­ривать как источник развития.

Особенно важно понять, что противоречия сами не стоят на месте. Застывшие, неизменные противоречия, охватывающие, так сказать, «застывшие», неизменные противоположные стороны, не могут служить источником развития. Часто в качестве примера взаимосвязанных противоположностей приводят северный и южный полюс магнита. Сколько ни разрезай брусок магнита пополам, каждая половина вновь будет иметь свой северный и южный полюс. Но отношение между этими полюсами неизменно. Поэтому никакого нового свойства, никакого развития, необратимого и направленного во времени, сами по себе полюсы магнита не создают. Другое дело — изменчивые, подвижные противоречия. Между ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме постоянно возникают, нарастают и разрешаются противоречия. Ор­ганизм, будь то животное или растение, в разные перио­ды жизни потребляет, усваивает то одни, то другие ве­щества. Соответственно и выделяются им в окружающую среду различные продукты жизнедеятельности. Если оба процесса уравновешивают друг друга, жизнедеятельность происходит нормально. Но такое равновесие постоянно нарушается, и в результате в организме происходят самые различные процессы: рост, физиологические изменения, изменения в функциональной деятельности, формы, размеров и т. д. Все эти изменения носят направленный необратимый характер. С ними связано и образование принципиально новых свойств и функций организма, сле­довательно, происходит его развитие.

Похожий, по сути, процесс мы наблюдаем и в развитии мышления.

Каждый предмет имеет бесконечное множество свойств, сторон и т.д. Познать их все полностью одинаково точно невозможно. Размышляя о предмете, мы изучаем, позна­ем то одну, то другую сторону. Понятия и суждения, отражающие эти стороны, не всегда соответствуют друг другу. Между ними возникают определенные противоречия. Чем больше накапливается противоречий в наших знаниях, тем настоятельнее становится потребность объединить их, связать в единое, более точное, более глубокое знание об изучаемом явлении, процессе. Добиться этого можно лишь путем устранения, разрешения существую­щих противоречий. Следствием такого разрешения явля­ется принципиально новое знание о предмете в целом, о закономерных связях между его отдельными сторонами и свойствами. В этом и проявляется развитие мышления. Таким образом, «столкновение» различных понятий и суждений и разрешение несоответствий и противоречий между ними оказываются действительным источником развития нашего познания.

Теперь можно сделать определенные выводы. Между взаимосвязанными, но противоположными сторонами и подсистемами (409) явлений или процессов существуют отношения не только взаимопревращения и взаимного перехода, но и борьбы противоположностей. Эти отношения приводят к возникновению и нарастанию противоре­чий, в результате чего на определенном этапе существо­вание или функционирование данного объекта в прежнем виде становится невозможным. Появляется объективная необходимость разрешить эти противоречия, а отсюда возникает новое явление, новый объект, новое свойство и т. д. Это и означает, что борьба противоположностей, возникновение, рост и особенно разрешение существующих между ними противоречий являются подлинным источником всякого развития, где бы и в какой бы форме оно ни происходило.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!