ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 5 страница



414

Закон единства и борьбы противополож­ностей — суть, ядро диалектики

Подводя итог сказанному, можно сформулировать один из важнейших законов диалектики — закон единства и борьбы противоположностей. В. И. Ле­нин называл его «сутью, ядром диалек­тики», так как он дает ответ на наибо­лее важный и сложный вопрос, вопрос об источниках развития. Этот закон гласит:

1. Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, характеристики, подсистемы или элементы, находящиеся в необходимой взаимной связи или взаимодействии, то есть в единстве.

2. Между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия.

3. Источником всякого движения и особенно развития являются возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Разрешение противоречий — решающий момент, главная причина развития.

4. В процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей в другие. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей.

5. В результате борьбы противоположностей, их взаимопревращения и взаимных переходов, разрешения противоречий возникают новые необратимые явления, процес­сы, свойства или характеристики и т. д., не существовав­шие ранее.

Закон единства и борьбы противоположностей носит всеобщий, универсальный характер. Понимание этого закона имеет огромное мировоззренческое, методологическое и идеологическое значение.

Человек, мыслящий метафизически, сталкиваясь с противоречиями в личной и общественной жизни, в полити­ческой борьбе, на производстве или в науке, стремится от них отмахнуться, обойти их, сгладить, «загнать внутрь» и т. п. У каждого нового и особенно неожиданного явления он ищет лишь внешние причины. Все это не только мешает понять подлинные причины изменений в окру­жающем мире, но и препятствует активному участию в его сознательном и целенаправленном преобразовании на благо человечества. Напротив, человек, мыслящий диа­лектически, знает, что источник всякого развития — борь­ба противоположностей и разрешение внутренних противоречий. Поэтому он не только признает существование объективных противоречий в природе, обществе, мышлении, но стремится познать и изучить их, отделить внутрен­ние от внешних, основные от второстепенных, антагони­стические от неантагонистических, найти связь и зависи­мость между ними и выявить средства, формы и способы преодоления и разрешения этих противоречий. Разумеет­ся, не везде и не всегда можно повлиять на объективные процессы развития, например в масштабах всей Вселен­ной или даже нашей звездной галактической системы. Но там, где явления природы и общественной жизни могут быть включены в предметную деятельность человека, уме­ние использовать закон единства и борьбы противопо­ложностей открывает огромные возможности для разум­ного воздействия человека на естественные процессы и на ход исторического развития.

 

 

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ

415

О форме развития

В знаменитой книге американского писателя Джона Рида «Десять дней, кото­рые потрясли мир» страстно и увлекательно рассказы­вается о том, как происходила Великая Октябрьская социалистическая революция. События, описанные Ридом, действительно потрясли мир. Многим они казались не­ожиданным, грандиозным скачком в историческом разви­тии. Мы знаем теперь, что этот скачок, как бы разорвав­ший течение истории на две совершенно разные историче­ские эпохи, был подготовлен долгим предшествующим развитием: классовой борьбой российского пролетариата и революционной деятельностью партии большевиков но главе с В. И. Лениным.

Размышляя над процессами развития в природе, обществе и мышлении, можно заметить, что всем им свойствен­на смена постепенных плавных изменений изменениями скачкообразными, так называемыми перерывами посте­пенности. Случайно ли это? Или же существует какая-либо закономерность, объективная связь между подобны­ми периодами? Ответ на эти вопросы дает диалектические учение о форме развития.

Каждое явление и процесс обладают своей формой и содержанием (112). В предыдущем разделе было пока­зано, что содержание развития, его источник, образует борьба основных внутренних противоположностей и разрешение существующих между ними противоречий. Вызванные этим изменения бывают постепенными, непрерывными или прерывистыми, скачкообразными. Связь между двумя типами изменений и определяет форму лю­бого процесса развития. Поэтому, говоря о процессе разви­тия, мы должны внимательно изучить его форму, то есть взаимосвязь непрерывного и прерывного, постепенного и скачкообразного во всех его проявлениях в природе, об­ществе и мышлении. Цель такого изучения — найти и сформулировать объективный закон, определяющий фор­му всякого развития.

416

Диалог о непрерывном

и прерывном, постепенном

и скачкообразном о процессе

развития

В истории философии сложилось два противоположных подхода, два исключающих друг друга взгляда на форму развития. Чтобы лучше в них разобраться, обратимся снова к диалогу Диалектика и Метафизика.

Диалектик (Д.). Надеюсь, вы не будете отрицать, что в окружающем нас мире постоянно встречаются как постепенные, так и скачкообразные из­менения.

Метафизик (М.). Во всяком случае, так подсказывают нам наблюдения и наш жизненный опыт, если на них можно положиться.

Д. Что же вызывает у вас сомнение? М. Вопрос в том, какой тип изменений существует в действительности и какой является господствующим, ос­новным. Не могут же, в самом деле, в каждом развиваю­щемся явлении одновременно осуществляться непрерыв­ные и прерывные изменения, постепенные и скачкооб­разные?

Д. Почему вы не допускаете такую возможность? Разве прерывное и непрерывное всегда несовместимы?

М. Потому что сама природа, сама материя в таком случае должна была бы быть и прерывной, и непрерывной, а одно исключает другое. На эти трудности обраща­ли внимание уже мыслители прошлого. Так, Гераклит Эфесский признавал непрерывность изменений, говоря, что все течет, все изменяется. Поэтому он говорил, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку: когда че­ловек войдет второй раз, вода утечет, а река изменится. Его ученик Кратил пошел дальше, утверждая, что и один-то раз нельзя войти в одну и ту же реку. Ведь течение реки изменяется ежесекундно, и, следовательно, это не одна и та же река. Он и его сторонники считали, что все вещи и явления как бы ежесекундно становятся другими, а раз так, то и сказать о них что-нибудь точное и определенное нельзя: пока мы говорим, вещь изменилась.

Д. Но ведь существовали и другие взгляды.

М. Верно. Греческий философ Зенон (ок. 490— ок. 430 до н. э.) из города Элей рассуждал так: летящая стрела в каждый момент находится в данной точке, в следующий момент уже в другой,— значит, движение прерывно, происходит как бы скачками. Но стрела вместе с тем переходит от точки к точке постепенно и одновременно покрывает множество точек на каждом отрезке пути, следовательно, движение непрерывно, постепенно. Одно утверждение полностью исключает другое.

Д. Что же из этого следует?

М. Зенон и его последователи делали далеко идущие выводы. Раз эти утверждения противоречат друг другу, то говорить о движении и развитии бессмысленно. Движение — лишь видимость. Все действительные вещи неиз­менны, постоянны, равны сами себе. Следовательно, дви­жения вообще не существует. Поэтому незачем и говорить о том, постепенны или скачкообразны те или иные прояв­ления движения.

Д. Стоит еще добавить, что спор о прерывном и непрерывном, о постепенном и скачкообразном продолжался в философии и естествознании Нового времени. Декарт, на­пример, считал, что материя состоит из отдельных части­чек — корпускул, находящихся в непрерывном движении. А Спиноза полагал, что в основе мира лежит единая, не­делимая материальная основа всех вещей — субстанция. Физики вплоть до XX века признавали существование сплошной мировой среды — эфира и совершенно не свя­занных с эфиром изолированных частиц — молекул, ато­мов и т. д.

М. Какую же точку зрения вы принимаете сами? Считаете ли вы, что движение и развитие сводятся к непрерывным и постепенным изменениям или же к скачкооб­разным, прерывным? Является ли сам материальный мир «сплошным», непрерывным, или он прерывен, дискретен?

Д. Я убежден, что обе эти точки зрения неправильны. Они разрывают реальную объективную связь между различными типами изменений и противопоставляют их друг другу. В этом и заключается главный недостаток ме­тафизического метода мышления. Диалектика же стре­мится найти подлинное единство прерывного и непрерыв­ного, постепенного и скачкообразного. Опираясь на закон единства и борьбы противоположностей, она обращается к самой действительности и рассматривает, как связаны между собой эти типы изменений.

Понять диалектическую взаимосвязь постепенного и скачкообразного, прерывного и непрерывного совсем непросто. Чтобы овладеть диалектическим подходом к данному вопросу, необходимо рассмотреть ряд новых философских категорий, усвоить глубокую взаимосвязь между ними и выяснить, какова их связь с современной наукой и общественной практикой. Только тогда преимущество диалектического взгляда станет бесспорным.

417

Количество, качество, мера и скачок

Сталкиваясь с различными вещами и процессами в быту, на производстве, в общественной жизни, люди научились отличать эти вещи друг от друга, отождествлять или противопоставлять их. Это оказывается возможным потому, что в самой объективной действительности различные явления обладают некоторой ус­тойчивостью. На протяжении большего или меньшего промежутка времени те черты, которыми они отличаются от других явлений и процессов, остаются неизменными, то есть равными самим себе. Эту особенность явлений объективного мира обычно обозначают при помощи понятия «качество». Будучи в известном смысле постоянными и неизменными, те же самые явления и процессы могут изменяться, не превращаясь тем не менее в нечто другое, оставаясь по-прежнему самими собой. Эта их осо­бенность обозначается понятием «количество». Так, внеш­ность человека на протяжении его жизни претерпевает различные изменения: изменяется цвет кожи, седеют или редеют волосы, меняется вес, число и расположение мор­щин на лице и т. д. Эти изменения можно назвать коли­чественными. И все же, разглядывая такого человека или его фотографии, сделанные в разное время, можно ут­верждать, что это одно и то же лицо, одни и тот же чело­век и что, следовательно, качественные его характеристи­ки в основном сохраняются.

Понятия «качество» и «количество» играют решающую роль для изучения всех форм движения и развития и поэтому входят в число важнейших философских категорий. Однако философия не была бы научной дисциплиной, если бы она просто заимствовала свои категории из по­вседневной жизни, не углубляя и не уточняя их. Каков же философский смысл этих категорий?

Каждое явление, с которым мы имеем дело, можно рассматривать как систему (107). Для врача системой является человеческий организм, состоящий из десятков органов, их частей и различных связей и отношений между ними; для рабочих и инженеров системой является данное предприятие, включающее в себя множество цехов, бригад, поточных линий, станков и объединяющих их тех­нологических связей и отношений. На протяжении опре­деленного времени основные подсистемы, элементы я связи, обеспечивающие жизнедеятельность и существова­ние каждой такой системы, остаются более или менее устойчивыми, сохраняют свои основные признаки и харак­теристики и этим обеспечивают ее целостность, равенство самой себе. Совокупность основных элементов, связей и отношений, обеспечивающих в определенном промежутке времени устойчивость и существование данной системы, ее тождественность самой себе и вместе с тем отличающих ее от других систем, отражается категорией «качество», или «качественная определенность».

Отдельные проявления качества называются свойствами, поэтому нередко говорят, что качество есть устойчи­вая совокупность определенных свойств. Так, органиче­ское вещество «сахар» представляет собой вполне определенное качество, а белый цвет, присущий сахару, или способность вызывать сладкий вкус, способность раство­ряться в воде и т. п.— его отдельные свойства.

Хорошо известно, что любые явления и процессы претерпевают со временем более или менее заметные измене­ния. С возрастом меняется состав крови человека, появля­ются и исчезают различные физиологические функции, изменяются размеры различных органов и т. д. На пред­приятии появляются новые и исчезают старые станки, по­точные линии, целые цехи и бригады. При этом и чело­век, и предприятие сохраняют свою качественную опре­деленность. Те связи и отношения, изменения которых в определенных границах меняют отдельные свойства и характеристики данной системы, но не нарушают ее ка­чественной определенности, называются количественны­ми, а отражающая их категория — количеством, или коли­чественной определенностью.

Количественная определенность так же объективна, как и качественная. Внутри данного качества могут происходить постепенные количественные изменения отдель­ных признаков или характеристик. Их можно измерить и сравнить по степени или интенсивности нарастания или убывания. Результаты измерений всегда можно выразить с помощью чисел, поэтому для изучения и описания количественных изменений может быть применена математи­ка. Изучение количественных изменений составляет ос­нову применения математики к самым различным процес­сам в природе, обществе и мышлении (514).

В приведенном определении количества встречается одно важное выражение: «определенные границы». Оно заслуживает особого внимания. Дело в том, что количественные изменения, то есть изменения связей, элементов и подсистем, не нарушающие качественную определен­ность данного явления, могут происходить лишь до опре­деленных границ. За пределами этих границ количествен­ные изменения приводят к разрыву качественных связей и отношений, к разрушению основных элементов и подси­стем. Такие границы называются мерой. Каждое явление, обладающее особым качеством и отличающееся от других явлений, обладает своей особой мерой. Нарушение меры приводит к тому, что данное качество разрушается. Ста­рые связи и отношения разрываются, частично или пол­ностью исчезают, разрушаются и изменяются прежние элементы и подсистемы. Вместо них устанавливаются но­вые основные связи, отношения, подсистемы и элементы, а следовательно, возникает новое качество. Такой разрыв старых качественных связей и отношений, разрушение или замена данных элементов и подсистем новыми называется скачком. Понятие «скачок» также заимствовано из повседневной жизни, но в философии оно приобретает особый смысл. Главный философский смысл этого поня­тия состоит не в том, что совершается какое-то быстрое перемещение, перестановка или прыжок в пространстве, а в том, что имеет место разрыв, преобразование основных устойчивых качественных связей, элементов и подсистем данного явления. Конечно, чаще всего такой разрыв про­исходит относительно быстро, если сравнивать его с пред­шествующим периодом количественных изменений. По­этому-то количественные изменения и воспринимаются нами как плавные, постепенные, «гладкие» или медлен­ные, а скачки, или качественные изменения, воспринима­ются как перерыв постепенности, как мгновенное, или «взрывное», изменение. В действительности же в конкрет­ном случае скачок может быть более или менее продол­жительным и сложным. Его «краткосрочность» условна, и о ней можно говорить лишь в сравнении с предшест­вующими количественными изменениями. Известно, на­пример, что качественные изменения при переходе от одной геологической эпохи в истории земли к другой занимали миллионы лет. Они могут казаться краткосрочными, мгновенными лишь в сравнении с предшествующи­ми этапами относительно медленных количественных гео­логических изменений, длившихся сотни миллионов лет. Крупные научные открытия, например открытие немец­ким физиком М. Планком квантов физического действия, кажутся иногда мгновенным озарением, некоторым момен­тальным скачком в научном познании. И действительно, сама формулировка идеи кванта заняла несколько дней, этот срок кажется коротким лишь в сравнении с годами упорной предшествующей работы, на протяжении которых Планк подходил к выработке этой принципиально, качественно новой идеи современной физики. Еще более крат­косрочным кажется атомный взрыв, в котором происходит качественное преобразование энергии внутренней связи атомного ядра в лучистую и тепловую энергию. Но с фи­лософской точки зрения очень важно понять, что главной характеристикой процессов, отраженных в категориях «количественные изменения» и «качественные измене­ния» («скачок»), является не продолжительность процес­са, а его содержание, его сущность, ибо в первом случае происходит лишь изменение определенных связей элемен­тов и подсистем в рамках данного качества, во втором же — они разрушаются, разрываются, образуется новое качест­во. Особенно важен этот вывод для понимания коли­чественных и качественных изменений в обществе.

418

Эволюция и революция

На первый взгляд научное открытие, смена геологических эпох и социальная революция не имеют ничего общего. Но это лишь на первый взгляд. Присмот­ревшись к данным процессам внимательнее, можно по­нять, что все они представляют собой качественные скач­ки, некоторые разрывы в постепенном ходе событий, пе­рерыв непрерывного процесса. Возникает вопрос, сущест­вует ли какая-нибудь объективная закономерная связь между количественными и качественными изменениями, между плавным, постепенным, непрерывным ходом собы­тий и их скачкообразным изменением. На этот вопрос давались разные ответы.

Согласно религиозным воззрениям, бог создал мир раз и навсегда готовым и совершенным. Поэтому никаких действительно глубоких изменений в нем не происходит. Различного рода качественные изменения, скачки в природе и обществе рассматривались как случайные явления, смысл которых просто непонятен человеку, поскольку «неисповедимы пути господни». Эти скачки и катастрофы могут восприниматься и как козни дьявола. Действительно же качественных преобразований нет, качественно новые явления невозможны.

По мере развития науки накапливались неопровержимые факты, доказывавшие, что сама поверхность земли на протяжении ее истории качественно изменялась. Появ­лялись новые материки, острова и горы, иногда на глазах людей менялись русла рек и очертания морских берегов. Люди не только обнаружили, что в древности существо­вали виды животных и растений, которых нет сейчас, но и научились сами создавать новые породы животных и растений. Таким образом, идея качественной неизменно­сти мира была подорвана и опровергнута. На смену ей пришли две противоположные точки зрения на процесс развития.

Первая из них получила название «катастрофизма». Ярче всего она проявилась во взглядах французского зоолога Ж. Кювье (1769—1832). Стремясь объяснить исчез­новение одних и появление других биологических видов, он выдвинул предположение, что в истории земли постоянно чередуются периоды спокойного неизменного состояния природы и страшных катастроф — катаклизмов. В про­межутке между катаклизмами животные и растения не меняются. В ходе очередного катаклизма почти все живое погибает, в новых условиях возникают новые виды животных и растений, никак не связанные с предшествующими видами. Гипотеза Кювье не могла ответить на воп­рос, почему в строении живых организмов, живших до и после очередного катаклизма, имеется так много общего. Кроме того, изучение истории земли показало, что «гео­логические перевороты» сами занимали часто промежутки в тысячи, сотни тысяч, а то и миллионы лет и что жизнь на земле в это время не прерывалась. Хотя взгляды Кювье были, таким образом, опровергнуты, точка зрения, в со­ответствии с которой развитие состоит из не связанных друг с другом этапов покоя и катастроф, получила извест­ное распространение в понимании общественных процес­сов. Она воплотилась в теориях и политической деятель­ности анархистов и политических экстремистов. Все они кичились своей крайней революционностью и полагали, что в любой момент на любом этапе общественного разви­тия можно осуществить революционный переворот, унич­тожить государственную власть, ликвидировать в одно мгновение частную собственность и установить новый общественный порядок. В. И. Ленин показал полную несостоятельность такой «революционности». В действительности анархизм, экстремизм и терроризм являются выражением неустойчивости мелкой буржуазии, ее неор­ганизованности и неуверенности в своих силах. Практика мирового революционного движения показала, что серьез­ные, глубокие социальные революции возможны лишь тог­да, когда они подготовлены всем предшествующим объек­тивным ходом исторических событий. Овладение государ­ственной властью, ликвидация антагонистических классов и построение социализма представляют собой закономер­ный этап в развитии общества.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!