ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 8 страница



Таким образом, на каждом новом витке спирали любого развивающегося явления или процесса возникает новое, разрушается старое и вместе с тем осуществля­ется диалектическое воспроизводство, преемственность всего ценного, что создано предыдущим развитием и обеспечивает дальнейшее движение вперед. В этом прояв­ляется диалектическое единство отрицания и преемст­венности и обнаруживается творческая функция диалек­тического отрицания.

426

Возможность и действитель­ность

Новые явления или процессы, возни­кающие в результате диалектического отрицания старого, создаются не на пу­стом месте. Их предпосылки, основания и условия складываются и существуют в предшествую­щих явлениях и процессах. Совокупность таких предпо­сылок и условий, еще не приведших к созданию нового явления, его возникновению, обычно обозначают поняти­ем «возможность». Сам же процесс, уже существующий, возникший, функционирующий и развивающийся, обозначают понятием «действительность». Возможность и действительность — это два тесно связанных и взаимодополняющих друг друга понятия, характеризующих важнейшую особенность любого процесса развития и рас­сматриваемых поэтому как парные категории диалекти­ческого материализма.

Для того чтобы та или иная возможность превратилась в действительность, необходимо, чтобы процесс такого превращения соответствовал определенным объективным законам действительности и чтобы имелись все необхо­димые для этого превращения условия. Если таких усло­вий недостаточно, то возможность является отвлеченной, формальной. По мере создания необходимых условий аб­страктная, или формальная, возможность превращается в конкретную, или реальную.

Большинство растений производит огромное количество семян. Однако существует лишь формальная воз­можность, что все семена данного растения, например одуванчика, прорастут и в свою очередь дадут новые семена. Эта возможность вполне соответствует биологическим законам размножения, но для ее превращения в действительность отсутствуют необходимые условия. Се­мена не находят благоприятной почвы, их съедают птицы и насекомые, они погибают под воздействием ядохимика­тов и т. д. При наличии всех необходимых условий потом­ство одного одуванчика покрыло бы всю землю в течение нескольких лет.

Переход возможности в действительность представля­ет собой процесс последовательных диалектических отрицаний. Абстрактная, формальная возможность превращается в конкретную, реальную возможность, а эта последняя — в действительность. В свою очередь действительность в процессе своего развития порождает новые возможности, сначала абстрактные, а затем конкретные, которые при наличии определенных причин и условий мо­гут перерасти в новую действительность, и т. д. Это хоро­шо видно хотя бы на примере биологического развития и создания генной инженерии. Гены, входящие в состав молекул ДНК, управляющих наследственностью живых организмов, могут комбинироваться различными способа­ми. Поэтому в самой природе всегда существует возмож­ность возникновения и закрепления новых наследствен­ных признаков, а следовательно, и возникновения новых видов. Однако для превращения этой возможности в дей­ствительность необходим целый комплекс условий. Они вырабатываются в процессе биологической эволюции, в ходе естественного отбора и борьбы за существование. Полный набор условий, необходимых для возникновения новых видов, существует не всегда. Поэтому-то и новые виды появляются в природе не часто. С возникновением генной инженерии люди научились управлять наследственностью и даже создавать новые виды. В наши дни возможность «конструирования» новых видов превраща­ется в действительность. Создаются и будут создаваться новые микроорганизмы, растения, новые виды и породы животных. Это открывает невиданные новые возможно­сти. Старый, миллионы лет существовавший способ видо­образования как бы сам подвергается отрицанию, но это отрицание не полное, не уничтожение. Это отрицание диалектическое, поскольку в его основе лежит созданный в процессе развития природы механизм комбинирования элементов, включенных в состав ДНК.

Диалектика возможного и действительного особенно наглядно проявляется в общественном развитии. Здесь переход возможности в действительность и создание на ее основе новых возможностей связаны с сознательной деятельностью людей. Рассмотрим это на примере ленинского анализа революционной ситуации.

427

Диалектика возможного и действительного в революционной ситуации

Возможность социалистической револю­ции обусловливается развитием и обо­стрением внутренних противоречий ка­питализма, и прежде всего противоре­чий между частнокапиталистической собственностью и общественным харак­тером производительных сил. Когда это противоречие до­стигает предельной остроты, складываются объективные условия социалистической революции. Они проявляются в усилении эксплуатации трудящихся, в ухудшении усло­вий жизни населения данной страны, в резком обостре­нии классовых противоречий, возникновении различных экономических трудностей, усилении кризисных явлений во всей духовной жизни общества. Все это приводит к нарастанию революционности масс, сопровождающемуся резким повышением их политической активности. Совокупность всех этих объективных условий свидетельствует о том, что появилась конкретная реальная возможность социалистической революции. Такая возможность назы­вается революционной ситуацией, Характеризуя револю­ционную ситуацию, В. И. Ленин писал: «...обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому». Но одних объективных условий для превращения возможности революции в революционную действительность недостаточ­но. Для превращения революционной ситуации, то есть возможности революции, в действительную революцию необходимо наличие развитого революционного сознания и соответствующего ему революционного действия. Это означает не только осознание причин, приведших к рево­люционной ситуации, того, что без революции развитие общества невозможно и невозможно улучшение жизни трудящихся, но, что еще важнее, разработку позитивной программы, указывающей, что следует делать, как надо строить новую жизнь, на каких основах создавать новое общество. Таким образом, объективный фактор револю­ционной ситуации должен быть дополнен субъективным фактором — революционным сознанием и революционной организаторской деятельностью. Выработать такое созна­ние и осуществить такую организаторскую деятельность в процессе назревания социалистической революции могут только марксистско-ленинские партии нового типа. Пер­вая из таких партий — партия большевиков была создана В. И. Лениным и его соратниками.

Возглавив революционную борьбу российского пролетариата и трудового крестьянства, партия большевиков в октябре 1917 года, используя конкретную революцион­ную ситуацию, сумела превратить возможность револю­ции в действительную социалистическую революцию, по­служившую началом нового этапа в развитии человечест­ва. Этот революционный процесс является наглядным примером диалектики возможности и действительности в общественном развитии.

428

Что такое

общественный

прогресс?

Мы видели, что в процессе обществен­ного развития постоянно возникает не­что новое и отмирает старое. То, что раньше было лишь возможностью, пре­вращается сегодня в действительность, и, наоборот, то, что было действительностью, со временем видоизменяется или отмирает, подвергается диалектическому отрицанию, освобождая место для новых возможностей. Смену всех этих состояний обычно и называют развитием общества. Возникает вопрос, как можно оценить это развитие: несет ли оно с собой какое-либо улучшение в жизни людей или влечет за собой в основном лишь страдания и несчастья.

Но, спрашивая так, мы должны располагать четкими критериями, ясным пониманием того, что мы считаем хоро­шим, а что дурным, в чем заключается счастье и несча­стье, к чему следует стремиться, а чему, напротив, соп­ротивляться в общественной жизни (405).

Так, живший на рубеже VIII—VII веков до н. э. ан­тичный поэт Гесиод с прискорбием возвещал, что золотой век человечества позади, ушел и серебряный век, насту­пил век суровый, железный. Все идет к худшему, говорил он. Растут насилие, зло, несправедливость. Достойные люди разоряются, недостойные богатеют. Честных при­тесняют, бесчестные находятся у кормила власти. Понять пессимизм Гесиода нетрудно. Он жил в эпоху разрушения старых родовых отношений, когда бывшая родовая знать разорялась, многие свободные и независимые люди становились зависимыми, а частная собственность открывала путь к вершинам власти не наиболее достойным, но наи­более богатым и властолюбивым.

Каждый раз, когда тот или иной общественный строй приходил в упадок, его идеологи и защитники отрицали прогресс и настаивали на том, что все идет к худшему. Однако неверно было бы думать, что представители классов и общественных сил, заинтересованных в установлений нового социального порядка, всегда оказывались провозве­стниками общественного прогресса. Так, французский про­светитель XVIII века Жан Жак Руссо, идеолог мелкой буржуазии и один из наиболее решительных теоретиков и провозвестников буржуазной революции, на вопрос, содействует ли прогресс науки совершенствованию нрав­ственности, ответил отрицательно. Современник быстрого развития науки и широкого распространения просвеще­ния, он не мог закрывать глаза на то, что в верхах французского общества господствовали распущенность, моральная неустойчивость и крайний скептицизм. Связы­вая эти два обстоятельства, Руссо не без основания до­пускал, что прогресс в одной области не исключает упадка, то есть регресса, в другой. В этом как раз про­являлась та диалектика в его рассуждениях, которую высоко ценили создатели марксизма. В самом деле, об­щественное развитие включает в себя постоянное усиле­ние, нарастание одних тенденций, то есть элементы прог­ресса, и столь же постоянное ослабление и даже исчез­новение других, то есть элементы регресса. Поэтому на каждом отдельном этапе развития имеют место как прог­рессивные, так и регрессивные процессы. Например, процесс автоматизации и роботизации промышленного производства, с одной стороны, увеличивает производитель­ность труда, высвобождает часть рабочей силы, позволяет быстро переналаживать производство, освобождает людей от монотонного, тяжелого труда и в этом смысле пред­ставляет собой прогрессивное явление. Но, с другой сто­роны, тот же самый процесс ведет к отмиранию ряда производственных навыков, к исчезновению ряда профес­сий, а в условиях капитализма и к усилению безработи­цы, то есть оказывается регрессивным.

Для получения правильного ответа на вопрос, является ли общественное развитие в целом прогрессивным, существует ли исторический прогресс, нужно выработать критерии прогрессивности. К таким критериям относят различные признаки: производительность труда, обилие материальных благ, свободу перемещения в пределах го­сударства и свободный выезд за его границы и т. п. Одна­ко ни один из этих признаков, взятый порознь, не явля­ется критерием и условием прогрессивности данного общества и общественного развития в целом. Если интен­сификация труда сопровождается усилением эксплуата­ции, массовой безработицей и страхом потерять работу, то ничего прогрессивного в этом процессе нет; если огромные материальные богатства доступны одним членам общества, а другие обречены на голод и нищету, то создание этих богатств тоже не является критерием прогрес­сивности; если безработный или бездомный человек мо­жет скитаться где угодно в поисках жилья и работы, то это скорее доказывает не его свободу, а страшную зави­симость от обстоятельств.

С точки зрения марксистской философии исторический смысл общественного развития состоит в том, чтобы сделать как можно более свободными (601, 602) максимум людей, с тем чтобы они могли жить и развиваться как всесторонние, творческие личности, способные полностью реализовать свой духовный внутренний потенциал, свои замыслы, свои идеалы общественного устройства. И именно для достижения этой цели необходимы повышение производительности труда, рост производства материальных благ, свобода передвижения и т. д. Именно в связи с ней они приобретают смысл и оправдывают те усилия, а иногда и жертвы, которые приносятся ради их достиже­ния. Таким образом, если за критерий общественного прогресса взять развитие материального производства, улучшение жизненных условий подавляющего большинства людей, всесторонний расцвет каждой творческой личности, подъем духовной культуры, большую свободу и более творческий характер труда, развитие демократии и гласности в обсуждении всех социально значимых вопросов и достижение социальной справедливости, то вопрос о прогрессивном характере общественного развития по­лучает четкое и однозначное решение. Все тенденции и процессы в общественном развитии, которые соответству­ют этому критерию, являются объективно прогрессивны­ми. Именно поэтому прогрессивны социалистическая революция, строительство социализма и коммунизма, раз­витие национально-освободительных, антиколониальных революций, борьба за мир. Те же моменты и процессы общественного развития, которые препятствуют достиже­нию указанных исторических целей и не соответствуют критериям общественного прогресса, являются регрессив­ными.

В этом же смысле историческое развитие общества в целом, включая процесс смены общественно-экономических формаций, следует считать прогрессивным. Внутри каждой такой формации бывают прогрессивные и регрес­сивные этапы. На каждом из них существуют и взаимо­действуют прогрессивные и регрессивные тенденции. В целом, если брать достаточно крупный исторический масштаб, человечество движется по пути достижения большей свободы, более полного и всестороннего развития личности. Путь этот сложен, противоречив, драматичен. Но, совершив переход к социализму и коммунизму, чело­вечество обеспечит условия для непрерывного прогрес­сивного развития, в котором реализуются объективные исторические закономерности (606, 607, 609).

429

Диалектический закон отрицания отрицания

Сформулируем теперь основные поло­жения диалектического закона, опреде­ляющего направление развития в при­роде, обществе и мышлении. По традиции, восходящей к Гегелю (425), этот закон принято называть законом отрицания отрицания. При этом следует помнить, что материалистическая диалекти­ка рассматривает не пару взаимоисключающих отрица­ний, а безграничный процесс развития, в котором диалек­тические отрицания открывают путь от старого к новому и вместе с тем обеспечивают связь нового со старым, пре­емственность между ними. Основные положения этого закона таковы:

1. В процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.

2. В процессе отрицания все ценное, жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое. Лишь определенная часть старого, отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается уничтожению.

3. Развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторения уже пройденных этапов, но на новом, более высоком уровне и обладает поэтому не круговым или прямолинейным, а спиралевидным характером.

4. В процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессив­ные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тен­денций, находящихся в диалектической взаимосвязи, яв­ляется преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изменений данного явления в целом.

Сравнивая закон отрицания отрицания с другими основными законами диалектики, нетрудно заметить глубокую связь, объединяющую их. Это особенно наглядно обнаруживается при сопоставлении таких категорий, как «разрешение противоречий», «качественный скачок» и «диалектическое отрицание». По существу, любой ка­чественный скачок представляет собой разрешение основ­ных внутренних противоречий данного явления. Точно так же диалектическое отрицание показывает, что в скач­кообразном переходе от старого качества к новому наряду с моментом уничтожения и разрушения имеет место и мо­мент сохранения, или преемственности. Категории, с по­мощью которых формулируется закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных из­менений в качественные и закон отрицания отрицания, глубочайшим образом связаны друг с другом, поскольку они с разных сторон и под разным углом зрения отража­ют наиболее характерные признаки и особенности любого развивающегося явления.

Основные законы диалектики дают исчерпывающие знания об источниках, форме и направлении развития, и этим определяется их внутреннее единство.

Будучи учением о наиболее общих законах развития в природе, обществе и мышлении, диалектика имеет и огромное практическое, общественно-политическое значение. Овладеть диалектикой — значит рассматривать все явления во внутренней взаимной связи, взаимной причинной обусловленности. Тот, кто рассматривает возникающие в практической жизни проблемы изолированно, подходит к ним как метафизик. Взаимосвязанные проблемы и задачи следует также рассматривать в постоянном движении и развитии, потому что изменяется и развива­ется сама жизнь, сама порождающая их действительность. Диалектика учит нас не игнорировать противоречия жизни, а находить их, вскрывать и содействовать их раз­решению, ибо разрешение внутренних, основных противо­речий — подлинный источник всякого развития. Сталки­ваясь с постепенными, порою малозаметными количест­венными изменениями, следует постоянно иметь в виду, что они рано или поздно приведут к коренным качествен­ным преобразованиям. Вместе с тем возникновение каче­ственно новых явлений не означает полного уничтожения старых. Все ценное, жизнеспособное, созданное пред­шествующим развитием, в процессе скачка, диалектиче­ского отрицания сохраняется и получает своего рода «путевку в жизнь». В. И. Ленин учил, что одна из важней­ших задач правильного научного, политического руковод­ства обществом состоит в умении увидеть ростки нового в старом и своевременно поддержать эти ростки, помочь им развиться и победить.

 

Глава V

ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

В предыдущих главах мы рассмотрели материалистическое решение первой стороны основного вопроса филосо­фии, выяснили, как возникло сознание, каковы его осо­бенности, как проявляется взаимодействие общественного бытия и общественного сознания в историческом разви­тии. Теперь нам следует перейти ко второй стороне основ­ного вопроса философии, то есть к вопросу о том, как человек познает окружающий мир, чем проверяется пра­вильность наших знаний о природе, обществе и самом человеческом мышлении.

 

ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

 

501

Что значит знать?

Современный человек располагает обширными знаниями и самыми разнообразными навыками. Одни знают, как управлять автомати­ческими станками, другие умеют строить космические корабли и совершать на них полеты, третьи в состоянии расщепить атомное ядро и использовать его энергию. В сравнении, например, с концом прошлого века наши знания, если судить хотя бы по числу опубликованных книг и статей в научных журналах, возросли в десятки раз. Каждому хорошо известно, что знания, особенно на­учные, являются важной движущей силой производства. Только на их основе можно устранить острые противоре­чия между природой и обществом и разумно преобразо­вать само это общество, сделать человеческую жизнь бо­лее интересной, здоровой и осмысленной. Однако далеко не каждый может ответить на вопрос, что такое знание, как оно возникает, где его источник, как отличить пра­вильное знание от неправильного и есть ли у нас гаран­тия, что мы вообще в состоянии познать самих себя и окружающий мир.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!