ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 7 страница



Размышляя над структурой социалистической революции, мы замечаем, что, будучи качественным скачком с точки зрения развития и смены формаций, она сама со­стоит из ряда постепенно развивающихся процессов, каж­дый из которых завершается коренным качественным пре­образованием в важнейших сферах человеческой деятель­ности: политической, экономической и культурной. Таким образом, между постепенными количественными и корен­ными качественными изменениями нет непроходимой гра­ни, они тесно взаимосвязаны между собой.

422

Диалектика

количества

и качества

на современном

этапе развития

социализма

На современном этапе развивающегося социализма в нашем обществе также происходят не только количественные изменения, но и изменения коренные, качественные. Все они нуждаются в серьезном и глубоком, подлинно философском осмыслении. Говоря о коренных качественных изменениях в обще­стве, обычно имеют в виду смену формаций. При этом исходят из положения, что наиболее всеобъемлющей фор­мой революционных качественных преобразований явля­ется социальная революция (214). Это, безусловно, верно. Но не менее верно и то, что качественные, революцион­ные по существу преобразования всех сторон обществен­ной жизни, включая производительные силы, социально-экономические отношения, политико-правовую надстрой­ку в целом, культуру, могут происходить внутри данной общественно-экономической формации, не разрушая, а, напротив, укрепляя и совершенствуя ее принципы и устои. Примером такого рода преобразований может служить происходящая в нашей стране перестройка общества. Необходимость этих преобразований обусловлена тем, что с конца 60-х годов у нас в силу ряда объективных и субъективных причин начали преобладать негативные тенденции и в экономике и в социальной, в духовно-куль­турной и идеологической сферах. Это привело к ситуа­ции, в которой все шире применялись командно-админист­ративные методы руководства, росли бюрократизм, само­успокоенность, очковтирательство, недооценивалась роль подлинной демократии, необходимость учета подлинных потребностей и интересов широких народных масс. Постепенное нарастание этих тенденций, хотя и не могло полностью перечеркнуть достижения социализма, привело к ситуации застоя, к предкризисному состоянию общества. Потребовались большая смелость, глубокое творческое осознание необходимости перемен и острая, принципиаль­ная критика допущенных ошибок, просчетов, нарушений ленинских принципов социалистического строительства, чтобы сформулировать новый подход к реальным пробле­мам нашего общества, нашедший выражение в стратегии перестройки всех областей его жизни.

Основные направления перестройки затрагивают: 1) сферу новых технологий, ориентируя на внедрение са­мых прогрессивных и передовых методов производства, основанных на достижениях науки; 2) экономическую сферу, открывая широкий простор для сочетания централизованного и децентрализованного управления, плановых и рыночных механизмов, сочетания хозрасчета и самооку­паемости, с одной стороны, и государственных зака­зов — с другой; 3) сферу социально-политической орга­низации общества, в которой совершенствуется и развива­ется, становится максимально полной и всеобъемлющей социалистическая демократия, то есть подлинное само­управление народа; 4) сферу информации, основным механизмом распространения которой, равно как и приня­тия решений, становится гласность, позволяющая обсуж­дать все жизненно важные проблемы; 5) сферу культуры и идеологии, в которой решительно пересматриваются и критически преодолеваются оценки и установки, не соот­ветствующие интересам и целям общества, современной международной и внутренней обстановке, и на передний план выдвигается идеология революционного обновления, основанная на более полном воплощении принципов со­циализма в жизнь.

Все это, конечно, не означает, что в жизни общества раз и навсегда будут изжиты негативные тенденции и явления. Суть перестройки в другом: создать такие социальные механизмы, поднять политическое руководство, обще­ственное сознание, идеологию, самостоятельность масс, творческую активность личности на такой уровень, чтобы сделать позитивные тенденции преобладающими, чтобы постоянно работали факторы, позволяющие своевремен­но замечать и устранять недостатки, правильно и наибо­лее эффективно разрешать возникающие противоречия. Вместе с тем самые глубинные основы нашего общества, то есть социалистическая собственность на средства производства, наличие общенародного государства, социалистическая демократия, руководящая роль партии, прин­ципы социальной справедливости и конечная цель об­щества — построение коммунизма, не отменяются, не пересматриваются, и смысл всей перестройки заключает­ся в том, чтобы приблизить общество к этим принципам и целям. Из этого следует важный социально-философ­ский и методологический вывод. Он состоит в осознании того, что революционные качественные изменения могут происходить не только при переходе от одной формации к другой, но и в рамках одной и той же формации при переходе от одного этапа к другому, при решении коренных социальных проблем, от которых зависит будущее не только нашей страны, но в значительной степени и человечества в целом.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

 

423

Диалог

о направлении

развития

Развитие как особый вид движения характеризуется не только внутренними источниками и формой, но и направле­нием. Чтобы понять, в каком смысле можно говорить о направлении развития, мы снова обра­тимся к диалогу между Диалектиком и Метафизиком.

Метафизик (М.). Материалистическая диалектика говорит о направлении развития. Однако неясно, в каком смысле употребляется этот термин.

Диалектик (Д.). Что же здесь неясного? М. Направление характеризуется перемещением тел в пространстве. Оно относительно и зависит от позиции наблюдателя. Если мы станем спиной друг к другу, то проезжающий мимо нас автомобиль двигается вперед, с вашей точки зрения, и назад — с моей. Поэтому понятие «направление» неприменимо к развитию, и я утверждаю, что говорить о направлении развития нельзя.

Д. Ваш пример иллюстрирует лишь одно значение понятия «направление». Оно неприменимо к более слож­ным формам движения материи. Говорят, например, о на­правлении химических реакций, в ходе которых возника­ют новые химические вещества. Говорят также о направлении биологической эволюции, в ходе которой возникают новые виды. Существует также направление истории. Оно проявляется в возникновении новых производительных сил и производственных отношений, новых классов и общественно-экономических формаций. М. Что же следует понимать под направлением развития?

Д. Под направлением развития диалектика имеет в виду не пространственное перемещение, а образование качественно новых явлений. Направление развития — это движение от старого к новому. Этот процесс необра­тим, и, следовательно, новое не может опять превратить­ся в предшествовавшие, старые явления.

М. Мои взгляды расходятся с вашими. Можно ли говорить, что растения развиваются, если, например, каждый одуванчик в процессе роста повторяет в основном одни и те же этапы. Все повторяется и в истории различ­ных государств. Государства возникают, развиваются и гибнут. Новые государства, возникшие на развалинах старых, за исключением отдельных деталей, проходят те же самые этапы. Это сплошной круговорот. Если же от­казаться от идеи круговорота, то следует говорить не о новом и старом, а о различных, не связанных друг с дру­гом явлениях или этапах движения. Ни о каком направ­лении развития не может быть и речи. Можно говорить лишь об отдельных изменениях, но они никуда не на­правлены, никуда не ведут.

Д. Вы слишком упрощенно понимаете связь старого и нового. Вам кажется, что новое — это либо простое повторение старого, либо существует полный разрыв между тем и другим. Диалектика же исходит из единства про­тивоположностей, из одновременного тождества и разли­чия нового и старого, она утверждает, что переход от старого к новому подчиняется особому закону. Он-то и определяет направление любого процесса развития в природе, обществе и мышлении. И чтобы в нем разобраться, нам нужно ознакомиться с рядом новых категорий и изу­чить их внутреннюю взаимозависимость.

424

Спиралевидный

характер

развития

Чтобы лучше уяснить коренную противоположность диалектического и метафизического понимания характера и направления развития, обратимся к примеру.

Выберем на окружности какую-либо точку и начнем движение от нее по часовой стрелке. Рано или поздно мы снова вернемся в исходную точку. Если мы будем повто­рять круговое движение, то все точки окружности будут пройдены нами неоднократно. В этом смысле в круговом движении все полностью повторяется, и нет ни одной новой точки, которую мы не проходили бы раньше. Напротив, если мы выберем произвольную точку на прямой ли­нии и начнем двигаться от нее в одном из двух направле­ний, то уже никогда в нее не вернемся. Связь со старым, то есть с исходным пунктом движения, будет полностью утеряна. Два этих геометрических способа движения мо­гут служить наглядными образами метафизического по­нимания развития. С метафизической точки зрения раз­витие подобно либо круговому движению, в котором все этапы повторяются, либо движению по прямой, в котором повторение полностью отсутствует, но также отсутствует и взаимная обусловленность этих этапов. Связь старого и нового порвана, а прошлое и настоящее не связаны с будущим.

Диалектическая концепция развития лучше всего иллюстрируется движением по вертикальной спирали. Выберем на одном из витков исходную позицию и заставим точку А двигаться из нее вверх по спирали. С одной стороны, переходя с витка на виток, точка А будет удалять­ся от исходной позиции как бы по прямой линии и ни­когда не вернется вспять. С другой стороны, на каждом витке она будет проходить позицию, которая является проекцией исходного положения, как бы повторяя его, но на другом уровне, как бы возвращаясь вспять, но не полностью, а лишь частично. Именно такое спиралевид­ное движение В. И. Ленин считал наиболее верным об­разным представлением диалектически понимаемого раз­вития. В нем как бы сочетаются, диалектически совпада­ют два противоположных вида движения: по окружности и по прямой. Поэтому Ленин говорил, что развитие обла­дает спиралевидным характером: в нем всегда есть нечто новое и вместе о тем имеется «якобы возврат к старому». Именно так происходит развитие в природе, обществе и мышлении.

Важнейшими понятиями, характеризующими единство двух противоположностей, появление нового и сохра­нение определенных свойств и характеристик старого, яв­ляются диалектическое отрицание и преемственность.

425

Диалектическое отрицание и преемственность

Вопрос о роли отрицания в процессе развития в домарксистской философии глубже всего был исследован Гегелем. Будучи идеалистом, Гегель рассматри­вал процесс развития идей. Абсолютная мировая идея начинает свое развитие, согласно Гегелю, с некоторого исходного положения, которое он называл тезисом. Подвергаясь постепенным количественным изменениям, он в конце концов превращается в свою противоположность, в антитезис. Это — качественный скачок и вместе с тем диалектическое отрицание исходного положения. Антитезис не просто перечеркивает, уничтожает исходное по­ложение, то есть тезис, а вбирает в себя все ценное, что в нем содержалось. Дальнейшее изменение антитезиса вновь приводит к качественному скачку, совершается но­вое отрицание или отрицание отрицания, как его называл Гегель. В результате этого повторного отрицания насту­пает третий этап в развитии абсолютной идеи, или миро­вого духа. Идея как бы возвращается к исходному поло­жению, но это не простое возвращение. То, что получи­лось в результате второго отрицания, Гегель называл синтезом, или синтезисом. Абсолютная идея как бы обо­гащена всем ценным, что имелось на предыдущих этапах развития. Это как бы возврат к старому, но вместе с тем в синтезе содержится все то новое, чего не было в исход­ном пункте развития.

В этом абстрактном гегелевском рассуждении содержатся три принципиальные ошибки. Во-первых, речь идет лишь о развитии идей, развитие же в природе вообще не признается. Во-вторых, все виды развития укладываются в три обязательных этапа: тезис, антитезис и синтез, хотя действительное развитие гораздо сложнее и может со­держать много последовательных отрицаний и этапов. В-третьих, достигнув завершающего этапа, развитие пре­кращается. И так как развитие абсолютного духа — эта­лон для всех других видов развития, то гегелевская идеалистическая диалектика насильственно вписывала все многообразие развивающихся процессов в абстрактную идеалистическую формулу, состоящую из трех этапов и получившую название триады.

Откуда же взялась эта гегелевская схема развития и содержалось ли в ней что-нибудь ценное? Гегелевская схема развития на самом деле представляет собой абстрактное идеалистическое изображение действительного процесса мышления. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении верного, истинного знания о каком-то пред­мете. Один человек выдвигает исходное положение, гипо­тезу или догадку. Другой возражает, спорит, выдвигает свои доводы и догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, спорщики путем последовательных отрицаний выдвинутых точек зрения могут прийти к общему выводу, в котором содержится все ценное и правильное, что было выяснено и установлено в ходе обсуждения. Именно этот способ размышления и познания и получил идеалистическое отражение в триаде Гегеля.

Основоположники марксизма-ленинизма отбросили гегелевский идеализм и вместе с ним идеалистическое уче­ние о триаде. Но при этом они сумели выявить и сохра­нить, материалистически переработать то ценное, что име­лось в учении о диалектическом отрицании. К. Маркс писал: «...не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

Так что же такое диалектическое отрицание?

Это процесс, при котором старое качество не подвер­гается полному уничтожению, но наиболее ценное, су­щественное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав нового качества. Таким образом, диалектическое отрицание осуществляется в процессе качественного пере­хода. Оно в корне отличается от механического уничто­жения. Так, зерно, попавшее в благоприятные условия, прорастает и превращается в стебель, в растущее расте­ние. Это — отрицание, но в результате такого отрицания зерно не исчезло. Все его элементы, способные к разви­тию, например молекулы дезоксирибонуклеиновой кисло­ты (ДНК), управляющие наследственностью и механиз­мами роста, сохранились, перешли в растение, в его клет­ки, включились в активный процесс жизнедеятельности. Напротив, зерно, попавшее под мельничный жернов, превращается в муку, подвергается механическому уничтожению и не может участвовать в дальнейшем процессе развития растения. Подобным же образом обстоит дело с диалектическим отрицанием в обществе и мышлении. Так, в ходе социалистической революции в нашей стране была осуществлена и культурная революция, в резуль­тате которой на смену буржуазной культуре пришла культура социалистического общества. Хотя по содержа­нию эта новая культура качественно отличается от бур­жуазной культуры, она возникла не на основе полного уничтожения всех культурных достижений прошлого, а на основе сохранения всего ценного, передового, жизне­способного, что было создано культурой на протяжении предшествующих формаций. Высшие достижения литературы, музыки, живописи и общественной мысли прошлого были включены в состав новой, социалистической куль­туры и получили в ней дальнейшее развитие. Однако история знает и случаи механического уничтожения культур. Испанские колонизаторы, полностью разрушив древние государства инков и ацтеков, уничтожили и их культуру, развитие которой полностью прекратилось. При­мером диалектического отрицания в научном мышлении может служить переход от евклидовой геометрии к неев­клидовой (116). Неевклидова геометрия отрицает целый ряд положений евклидовой геометрии, например учение о параллельных линиях, о «прямолинейности» пространства и т. д., но вместе с тем она не отбрасывает ее целиком, не уничтожает, не объявляет ложной, а включает часть ее основных положений и аксиом в свой состав в качест­ве важнейших основоположений.

В любом процессе развития происходит не одно, а множество сменяющих друг друга диалектических отрицаний. По сути дела, каждый новый переход из одного качественного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание предыдущего этапа, при котором все ценное, жизнеспособное сохраняется, удержива­ется и в преобразованном виде включается в новое каче­ство. Такое сохранение или удержание принято называть преемственностью. Каждое новое диалектическое отрица­ние можно образно представить как новый виток спирали (424). Преемственность, стало быть, не простое повторе­ние старого и не его механическое уничтожение. Она обозначает единство двух противоположных свойств: со­хранение ценного, жизнеспособного и отбрасывание того, что изжило себя и препятствует развитию. Следовательно, понятие «преемственность» — важная философская кате­гория, отражающая связь и различие старого и нового в любом развивающемся явлении. То, что диалектическое отрицание есть многократно повторяющийся процесс, от­четливо прослеживается во всех достаточно длительных процессах развития.

Посмотрите хотя бы на знаменитую менделеевскую таблицу химических элементов. Они расположены на пересечении нескольких строк и столбцов. Порядковый но­мер определяется положительным зарядом атомного ядра данного элемента. Начиная со второй строки, мы замечаем следующую закономерность: при движении слева направо от элемента лития до фтора с увеличением атомного номера у элементов, расположенных в этой строке, убывают металлические свойства, а следовательно, и способ­ность образовывать щелочи, нарастают галоидные свой­ства, а следовательно, и способность образовывать кисло­ты. Происходит как бы отрицание одних свойств и на­растание других. Последний элемент в строке — неон — инертный газ, не вступающий в обычных условиях в химические соединения и представляющий собой как бы полное отрицание химической активности. Следующая строка снова начинается с ярко выраженного металла — натрия, то есть с отрицания химической инертности, и далее вновь происходит последовательное отрицание металлических и нарастание галоидных свойств. Строка вновь завершается инертным элементом — аргоном. И этот процесс смены химических свойств с некоторыми вариациями продолжается далее.

Неоднократное отрицание встречается и в историческом процессе. Каждая общественно-экономическая фор­мация представляет собой диалектическое отрицание предыдущей. В ходе социальных революций старые об­щественные отношения, экономическая система и над­стройка разрушаются, но вместе с тем сохраняются их отдельные элементы, например техника, отдельные эле­менты права, культуры, науки, искусства и т. д., которые в переработанном виде включаются в структуру новой формации.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!