ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 2 страница



Диалектика доказывает, что оба эти принципа тесно связаны. Более того, философское учение о развитии не может быть полным, глубоким и содержательным без понимания того, что развитие есть категория, применимая к системам особого типа.

Все известные нам системы, идет ли речь о космических объектах, живой или неживой природе, обществен­ных процессах или человеческом мышлении, можно раз­бить на три больших типа.

К первому относятся стабильные системы. Они характеризуются тем, что в определенном интервале времени число и состав элементов и подсистем остаются постоян­ными, а связи, взаимосвязи и взаимодействия, отношения между ними не изменяются. Примером такой системы может служить современный жилой дом, в котором на протяжении десятилетий сохраняется один и тот же на­бор жилых блоков — квартир и комнат, технических и информационных коммуникаций, сохраняется простран­ственная структура, организующая все подсистемы и эле­менты здания в нечто целое.

Второй тип образуют функционирующие системы. Число их элементов и подсистем, как правило, постоянно, но они вместе с тем изменяют свое положение в пространстве, осуществляют различные действия. Однако ха­рактер этих изменений таков, что в определенные интервалы времени совершается как бы полный круговорот, и системный объект, последовательно претерпевая ряд изме­нений, возвращается в исходное положение, с тем чтобы вновь начать новый цикл изменений. Простейший пример функционирующей системы — обычные часы, цикл кото­рых повторяется в масштабе суток.

Третий тип — это динамические, или развивающиеся, системы. Их отличительная черта состоит в том, что в определенном временном интервале в них появляются и исчезают отдельные элементы, подсистемы, связи, отношения и взаимодействия, но при этом сохраняются основ­ные, наиболее важные связи, взаимодействия и отноше­ния, благодаря которым развивающаяся система до поры до времени остается самой собой. Именно такого рода си­стемы наиболее интересны с точки зрения диалектики, именно к ним относятся наша Вселенная, общество, тру­довой коллектив, отдельный человек, животные и расте­ния. Диалектика, в отличие от метафизики и механицизма, признавая существенные различия между стабильными, функционирующими и динамическими системами, вместе с тем считает разделяющие их грани не непреодолимыми, а условными, подвижными. Так, млекопитающее в масш­табе суток, нескольких дней или даже года может рас­сматриваться как функционирующая система, то есть его поведение и тип жизнедеятельности изо дня в день повторяются. Но в масштабе многих лет или десятилетий такое существо должно рассматриваться как динамиче­ская, развивающаяся система. Важно понять, что реаль­ные системы, насчитывающие миллиарды взаимодейст­вующих элементов и подсистем, при разных подходах и в разных временных масштабах одновременно сочетают в себе признаки динамических, функционирующих и стабильных систем. Так, человек является развивающейся системой в масштабе нескольких десятилетий, функционирующей — в суточном режиме и стабильной — с точки зрения управляющих им неизменных по составу и функ­циям генов.

Сложные динамические системы состоят из множества различных подсистем, характеризующихся особыми свойствами, чертами или параметрами. Одни системы (или со­ставляющие их подсистемы) могут в процессе развития усложняться, может расти число осуществляемых ими дей­ствий и преобразований, увеличиваться набор образующих их элементов и связей. Про такие системы говорят, что они прогрессируют, или находятся в состоянии прогресса (428). Другие системы (или подсистемы) могут становиться проще, число осуществляемых ими функций уменьшается, убывает число образующих их элементов, связей и значений тех или иных параметров. О них говорят, что они регрессируют, или находятся в состоянии регресса. Понятия прогресса и регресса отражают, следовательно, особые свойства развивающихся систем в це­лом и их отдельных подсистем. Таким образом, категории прогресса и регресса отражают изменения уровня сложности системы, выполняемых ею функций, значение изме­ряемых параметров и т. д. В философском плане эти категории характеризуют не только объективное состояние динамических систем, но и отношение человека к характеру и направлению их развития. Оценка того или иного явления или процесса как прогрессирующего зависит не только от значения определенных параметров системы, но и от того, с каких позиций, исходя из какой системы ценностей и идеологических установок рассмат­ривает человек данное явление или процесс. Наконец, важно постоянно иметь в виду, что внутри одной и той же динамической системы разные подсистемы могут раз­виваться в различных направлениях, равно как и сама система в целом по отношению к отдельным ее подсисте­мам. Так, быстрое размножение клеток злокачественной опухоли в организме означает, что эта опухоль как его подсистема прогрессирует по вполне определенному пара­метру (скорость роста и размножения клеток), в то вре­мя как организм в целом регрессирует с точки зрения его жизнеспособности, активности и т. д. Поэтому мы не должны рассматривать процесс развития как простой ли­нейный прогресс. В реальных сложных системах могут сочетаться противоречивые тенденции. Для того чтобы выявить тип развития системы в целом, необходимо точно установить и понять, в каком направлении изменяются ее основные подсистемы, определяющие направление про­цесса.

406

Философская теория

развития и специальные науки

Понимание глубокой взаимосвязи принципа развития и принципа системности является несомненным достижением материалистической диалектики.

Выше уже говорилось (404) о том, что различные виды развития в природе, в обществе или в сознании человека изу­чаются различными науками. Так, раз­витие Вселенной изучается эволюцион­ной космологией, развитие нашей пла­неты — геологией, развитие живой природы — эволюцион­ной биологией, развитие различных языков — историей языка и т. д. В каком же отношении к этим специальным теориям развития находится диалектика? Нередко говорят, что диалектика, как и философия в целом, обобщает до­стижения других наук. Но если понимать под этим некое «сверхобобщение», то это уже означает, что философ­ская теория претендует на роль сверхнауки, науки наук, подменяющей все остальные науки, а такой подход, как мы знаем, давно преодолен развитием науки и философии. Кроме того, оказалось бы, что диалектика (как и философия в целом) плетется в хвосте у специальных теорий развития и не имеет своего предмета исследова­ния, своего специфического материала, на котором она могла бы строить собственную теорию. Однако это не так. Изучая особые объекты и процессы, ученые, предста­вители специальных наук, сами формулируют и откры­вают управляющие ими закономерности, сами выясняют, в чем заключаются особенности их развития. Никто луч­ше астронома не расскажет о развитии Вселенной, никто лучше биолога не сделает обобщений, касающихся всех видов развития живых существ, но перед астрономами, биологами, историками, геологами рано или поздно вста­ет вопрос, как относятся их знания, открытые ими за­коны, в том числе и законы развития, к соответствующим физическим, биологическим и другим изучаемым объек­там и процессам. Время от времени ученые обнаружи­вают, что специальные научные теории недостаточно пол­ны и точны, что они развиваются и меняются, что в них существуют противоречия, равно как существуют противоречия между научными знаниями и теми объектами, процессами, к которым они относятся. Иными словами, перед учеными различных специальностей возникают уже не специальные, а философские вопросы физики, химии, биологии, геологии и т. д. Эти вопросы характеризуют от­ношения человека, в данном случае ученого, и созданных им знаний, построенных им теорий и открытых законов к определенным областям действительности, и их решение необходимо для осуществления самой исследовательской деятельности в той или иной науке. Тут-то и оказывается, что подобно тому как для изучения конкретных объектов внешнего мира нужны специальные научные теории, за­коны и гипотезы, так и для анализа, решения философ­ских проблем специальных наук необходимо иметь осо­бую теорию. Диалектика как философская теория разви­тия и создает основу для решения и исследования фило­софских проблем, возникающих в специальных науках, которые отражают связь развивающегося знания с развивающейся действительностью. Диалектика использует данные специальных наук как своего рода материал для решения собственных проблем, для выяснения общих закономерностей любого развития. Изучая этот материал под лишь ей присущим углом зрения и давая ему особое философское толкование, она оказывается необходимой для решения философских проблем и трудностей, возникающих в процессе специального научного исследования.

407

Диалектика

и современность

Для того чтобы решать задачи повсед­невной жизни, мы можем пользоваться опытом и знаниями, накопленными че­ловечеством и образующими здравый смысл (225). Чтобы решать задачи, возникающие в про­изводстве, в ходе научно-технического прогресса и т. д., мы можем пользоваться профессиональными технически­ми и научными знаниями. Разумеется, в этих знаниях в большей или меньшей мере, чаще всего бессознательно, стихийно, могут встречаться элементы диалектики, пред­ставления о более или менее сложных формах и видах развития. Однако неверно думать, будто в повседневной и профессиональной деятельности человек и шага не мо­жет ступить без философской теории, без диалектики. В каких же случаях нужна диалектика как особая фило­софская теория?

Диалектика выполняет две важные функции: мировоззренческую и методологическую и помогает решать за­дачи, которые не могут быть разрешены с помощью дру­гих систем знания.

Люди занимаются не только решением частных профессиональных задач. Они участвуют в общественной деятельности, решают профессиональные задачи широко­го плана, ищут ответы на мучающие их вопросы о смысле жизни, совести, добре и зле, о том, как относиться к политическим событиям, как выбрать место и собственную цель в социальной борьбе, во взаимоотношениях с другими людьми. Для всего этого нужно обладать определенны­ми представлениями о том, как устроен мир, обществен­ная жизнь, как строится общение между людьми. Если мы будем считать, что мир неизменен, что отдельные события, подвиги и преступления, те или иные поступки в конечном счете повторяются и изменить в круговороте вещей и общественной жизни ничего нельзя, то такое мировоззрение обусловит вполне определенный консерватив­ный тип поведения. Если его примет большинство людей а им будет пропитана духовная атмосфера общества, то это в значительной степени определит социальный и экономический застой в нем. Разумеется, полностью развитие не прекращается и тогда, ибо это процесс объективный. Но оно происходит чрезвычайно медленно, и в конечном счете накопившиеся и не получившие разрешения проти­воречия приводят общество к кризису, требуют револю­ционных перемен. Именно в такие моменты и происходили кризисы мировоззрения, осознание определенными слоями общества и наиболее передовыми мыслителями изменчивости мира, необходимости радикальных перемен. Это и означало, что в мировоззрение, в общественное сознание входила диалектика, признание необходимости развития, крупномасштабного социального, экономиче­ского и идеологического обновления.

В нашу эпоху стремительного научно-технического прогресса и быстрых революционных перемен неумение сознательно применять диалектику для осмысления действительности, для выработки динамичного мировоззрения может иметь самые тяжелые социальные последствия, закрывая пути для выработки стратегии, позволяющей обществу идти навстречу будущему ускоренными темпа­ми, своевременно и рационально разрешать постоянно воз­никающие при этом объективные и субъективные проти­воречия.

Приступая к глубокой социально-экономической перестройке советского общества, призванной перевести страну из состояния застоя, в котором она находилась, на рельсы социально-экономического ускорения, партия настоятельно подчеркивает важность диалектического ос­мысления сущности происходящих перемен. Диалектика должна буквально овладеть сознанием и пронизать миро­воззрение масс. Только тогда динамичное мировоззрение станет фундаментальным фактором революционной пере­стройки. В этом отчетливо проявляется мировоззренче­ская функция диалектики.

Посмотрим теперь, в чем проявляется ее методологическая функция (005). Чтобы осуществлять определен­ную деятельность, людям необходимо пользоваться теми или иными проверенными на опыте и общепринятыми правилами, стандартами, нормами. Передаваясь из поко­ления в поколение, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но когда возникают принципиально новые проблемы и задачи, оказывается необходимым пе­ресмотреть эти правила, стандарты и нормы и создать новые. Для этого нужно ответить на вопросы, какие правила и нормы мы считаем устаревшими, бесполезными, а какие — новыми, адекватными, полезными, что является приемлемым и неприемлемым и каковы основания таких оценок. Ответы на эти вопросы дает методология. Рано или поздно в любой науке, в инженерно-технической, экономической или политической деятельности возникают такие методологические проблемы. Здесь-то и оказывает­ся, что при их решении и обсуждении обойтись без диа­лектики невозможно. Вопрос лишь в том, будут ли физи­ки, математики, инженеры, программисты или политиче­ские деятели, идеологи и теоретики искусства решать методологические проблемы «на глазок», стихийно, не об­ладая соответствующей философской подготовкой и тем самым давая не лучшее, не самое обоснованное, не самое эффективное решение, или же они воспользуются всем арсеналом диалектической теории, которая открывает путь к наиболее эффективным методологическим реше­ниям.

Так, творческий поиск новых решений в политической сфере был бы невозможен ныне без опоры на материалистическую диалектику. Не случайно поэтому выдви­нутая нашей партией идея нового политического подхода, нового мышления составляет стержень идеологии обнов­ления. Эта идеология требует диалектически подходить к изменениям, крутым поворотам и новым тенденциям как во внутренней, так и в международной жизни. Она тре­бует не отворачиваться от реальных противоречий и труд­ностей жизни, но смело искать методы их радикального разрешения, что, в свою очередь, заставляет обращаться к методологии творческого обсуждения фундаментальных проблем жизни и мировоззрения.

Другой пример методологической функции диалектики касается связи инженерного и социального мышления. Для того чтобы прорыть дренажную канаву, землекопу, конечно, не нужно изучать философскую теорию развития, овладевать принципом системности и основами методологического анализа. Не нужно это и инженеру, проек­тирующему отдельный шлюз или канал. Но разработка крупномасштабных гидромелиоративных и гидротехниче­ских проектов требует системного диалектического мыш­ления, связующего воедино технические решения и природные условия и учитывающего социальные, экономические, а также другие последствия, которые могут ради­кально повлиять на судьбы огромных районов целой стра­ны и даже всего человечества. Здесь, следовательно, необходима методология, опирающаяся на принцип системности и принцип развития, позволяющая учитывать воз­можность появления качественно новых явлений и проти­воречий между различными звеньями разрабатываемого гигантского проекта. Опыт гидромелиорации Полесья и оро­шения засушливых земель в зоне Амударьи и Сырдарьи показывает, к каким тяжелым последствиям приводит пре­небрежение к системной диалектической методологии при принятии крупномасштабных инженерно-технологических решений.

Диалектика как философская теория развития выполняет важную методологическую функцию в самых раз­ных сферах человеческой деятельности. Ее роль возрас­тает по мере усложнения и укрупнения масштаба решае­мых задач. Особенно значительной она становится в эпохи крутых революционных изменений, когда быстрые и радикальные повороты в самой объективной действитель­ности требуют быстрого, поистине революционного изме­нения общественного сознания. Именно поэтому А. И. Гер­цен назвал диалектику алгеброй революции.

408

Что же является

источником

развития?

(Диалог)

Диалектическая и метафизическая концепции развития по-разному отвечают на важнейший для понимания особен­ностей развития вопрос об его источ­никах. Чтобы придать его формулиров­ке необходимую четкость и докопаться до объективных закономерностей, управляющих развитием, воспользуемся диалогом между двумя условными персонажами — диа­лектиком и метафизиком.

Диалектик (Д.). Я утверждаю, что любое развивающееся явление вызывается особой причиной, то есть ис­точником развития.

Метафизик (М.). По-моему, причиной любого процес­са развития являются толчок, импульс, какое-то внеш­нее обстоятельство или условие, например изменение окружающей среды, действие внешних сил и т. д. Д. На чем основано ваше мнение?

М. На наблюдениях. Чтобы тачка катилась, ее необходимо толкнуть. Если человек перестает прилагать к ней силы, тачка останавливается. Развитие живого организма нуждается во внешних условиях: в солнечном свете, пище, влаге, определенной температуре и т. д. То или иное государство развивается в результате взаимодейст­вия с другими государствами.

Д. Короче, ваша позиция выглядит так: «каждое изменение, каждый факт развития в природе и обществе вызывается внешними силами». Не так ли?

М. Именно так.

Д. Но тогда как объяснить развитие Вселенной в целом? Этот факт бесспорно установлен современной астрономией. Получается, что кто-то должен был дать толчок всему миру, и при этом сам этот кто-то должен находить­ся вне Вселенной.

М. Возможно.

Д. В таком случае вы с неизбежностью приходите к идее бога как к источнику всеобщего развития.

М. Я говорил не о Вселенной, а о частных случаях.

Д. Разберемся в ваших примерах. Случай с тачкой — это пример простого механического перемещения, а не развития. Ее движение обратимо, в нем не появляется ничего принципиально нового, оно не соответствует признакам развития (401). Поэтому вывод, построенный на примере с тачкой, нельзя применить к фактам подлинного развития.

М. А как вы объясняете их причину?

Д. Внешние условия: свет, воздух, питательные вещества необходимы, например, для развития растения. Но главный источник развития — в нем самом. Если в нем совершается правильный обмен веществ, то есть усвоение питательных веществ и выделение продуктов жизнедеятельности, развитие происходит нормально. Если же об­мен веществ нарушен, развитие может замедлиться или вообще остановиться. Следовательно, основной источник развития находится внутри организма. То же самое проис­ходит с развитием государства. Функции, то есть задачи, решаемые государством (207), осуществляются различ­ными учреждениями — министерствами, ведомствами, ор­ганами местного самоуправления и т. д. Их обычно назы­вают государственным аппаратом. При определенных условиях, в том числе и в социалистическом обществе, может сложиться ситуация, когда у государственного аппарата начинают появляться собственные цели и инте­ресы, не соответствующие интересам и целям общества в целом.

М. К чему же это приводит и какое это имеет отношение к проблеме развития?

Д. Самое прямое. Государственный аппарат начинает разрастаться, становиться неповоротливым, оказывается неспособным решать задачи, стоящие перед обществом в целом, перед людьми, перед коллективами. Вместо того чтобы содействовать ускорению общественного развития, он начинает тормозить его, а это может привести к застойным явлениям в общественной жизни, в экономике. Чтобы преодолеть подобные явления, которые имели место в жизни нашей страны на протяжении последних при­мерно полутора десятилетий, нам пришлось устранить препятствия, связанные с бюрократизацией государственного аппарата, осуществить ряд мер по расширению и углублению демократии и гласности, по активизации дея­тельности Советов народных депутатов и т. д. Для этого не нужны были никакие внешние импульсы и толчки. Все источники, содействовавшие ускорению нашего общест­венно-экономического развития, были внутри нашего об­щества. Необходимость перестройки была осознана пар­тией, которая вскрыла причины застойных явлений и наметила меры для их устранения. Стало быть, и здесь подлинные источники следует искать внутри развиваю­щейся системы, а не вне ее.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!