Величина (глубина) и определенное качество психической депривации могут быть различны и поэтому будут различным образом влиять на замедление “роста” души



Юланов Олег – Природа разума (книга 4)

 

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 

 

 

Г. Екатеринбург, 2005 г.

© Юланов О., автор, 2002 г., текст

© Юланов О., автор, 2002 г., рисунки

 

ПРИРОДА РАЗУМА

Книга третья

“Человек и общество. Психология развития”

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  

Глава 1. Психическая депривация и онтогенез человеческой психики

1. Психическая депривация как механизм управления развитием психики  

2. Психические условия зарождения здорового ребенка  

3. Основа любви – функция импринтинга  

4. Рубежи психического развития  

5. Зарождение разума  

6. Формирование координации движений  

7. Речеформирование и речеобразование  

8. Условия положительного действия психической депривации

9. “Детские страхи”  

Глава 2.3. Личность как психологический комплекс   

1. Методы исследования свойств личности  

2. Темперамент  

3. Чувствительность  

4. Мотивация  

5. Способности и их связь с процессами воспитания, обучения, образования 

6. Таланты и гении  

7. Интеллект и творческие способности  

8. Природа способностей. Гены или воспитание?  

9. Я-концепция  

10. Я-концепция и общество  

11. “Честный человек”  

12. Характер  

Глава 2.4. Мужчина и женщина  

1. Мужская и женская психология   

2. Секс и половой акт   

Глава 2.5. Коллективная функция отражения  

1. Основы информационной модели души  

2. Условия и формы внешнего действия души. Кратковременные контакты  

3. Условия и формы внешнего действия души. Родовой эргрегор  

4. Общее понимание “коллективной души”  

5. Механизм программирования жизни общества  

6. Психологический базис демократии  

7. Условия возникновения и развития коллективной функции отражения  

Глава 2.6 Психология семейных отношений  

1. Базис коллективной функции отражения  

2. Онтогенез коллективного разума  

3. Старшее поколение  

4. Как родить здорового ребенка  

5. Счастливое детство  

6. Планирование численности семьи  

Глава 2.7 Психология современного общества  

1. Кризис естествознания  

2. Атеизм – психологический источник кризиса  

3. Современное фарисейство  

4. Альтернатива стагнации  

Список цитированных источников  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В материалах предыдущих книг последовательно рассмотрены вопросы нового миропонимания на основе анализа свойств физического вакуума (книга “Триединство Природы”). Этот материал был необходим для формирования новой концепции при разработке информационной теории психических функций (книга “Психология живого мира”). Как в первой, так и во второй книгах окружающая Природа рассматривается как нечто единое целое, где действуют идентичные законы как на микроуровне, так и на макроуровне.

Для физического мира это означает единообразие мироустройства нашего физического окружения, начиная с фотона и кончая Вселенной. Для мира живой Природы это означает единство (одинаковость) психической организации от мельчайших организмов до уровня сложного организма, каковым, например, является организм любого теплокровного животного, в том числе и человека.

Однако этим вопрос не ограничивается. Уже в первой книге (“Триединство Природы”) был поставлен вопрос о существовании биологической Вселенной.Этим самым обосновывалось очень важное положение об информационном единстве всего живого мира Вселенной. В книге “Психология живого мира” всякий сложный организм рассматривается как конгломерат (совокупность) отдельных организмов, в качестве которых выступают отдельные клетки. При этом каждая отдельная клетка обладает собственной психикой, собственной памятью, собственными ресурсами для решения первейшей задачи – выживания.

Только такой подход позволяет понять природу болезней человека, сформировать новые подходы в формировании новых технологий их лечения. Однако такой же подход должен быть применен и к человеческому сообществу. Иначе говоря, каждый отдельный человек должен рассматриваться при таком подходе как составляющая более сложного организма, каким является семья, производственный коллектив, город, страна и так далее. При этом необходимо понимать, что указанный подход не является условным, или логическим обобщением. Напротив, при таком подходе можно обнаружить свойства коллективной психики, описать законы ее развития.

Этому и посвящена данная книга в своей основе, хотя круг вопросов, рассматриваемых здесь, безусловно гораздо шире.

Важность и необходимость данного подхода в понимании человеческого сообщества станут особенно понятны, когда мы перейдем к рассмотрению роли религии в становлении человеческого общества, начиная с древнейших времен. Эти вопросы будут рассмотрены в шестой и седьмой книгах.

Нам предстоит увлекательное исследование ступеней восхождения человека в современном мире по мере того, как он проходит свой путь от зарождения к смерти.

Приводимое далее исследование во многом существенно отличается от существующих точек зрения на интеллект человека, на этапы его развития или деградации. Можно сказать, что естественнонаучные методы, религиозные постулаты и все прочие не отвечают на главный вопрос – как же развивается психика человека сегодняшнего, как происходит постепенное развитие современного интеллекта, какие психические мотивы способствуют и какие препятствуют этому процессу.

В данном случае - постепенное развитие человеческого разума будет рассматриваться, главным образом, не в историческом аспекте. Это предмет других наук. Меня интересуют те условия - от рождения до смерти человека, - которые предопределяют развитие психики человеческого индивида и определенных коллективов. Кроме того, необходимо сделать и оговорку, что в полном объеме данный вопрос здесь не может быть раскрыт, поскольку он многогранен и достаточно сложен.

Тем не менее, ряд принципиальных положений будет обсужден. Моя задача, как я это понимаю, заключается в описании механизмов пробуждения, развития и/или разрушения интеллекта человека.

К числу таких вопросов я отношу:

- анализ влияния психической депривации на формирование психики человека;

- анализ условий, при которых возникает психическая депривация;

- анализ влияния психической депривации на условия формирования личности;

- влияние общественных отношений на эти процессы.

Почему я на протяжении почти всего материала так много внимания уделяю вопросам психической депривации?

Во-первых, этот вопрос до сих пор вообще не был предметом научного исследования. Это приводило к серьезным ошибкам в планировании и постановке психологических исследований. Отсутствие понимания психики как таковой не позволяло заметить это влияние социума на развитие личности. Надеюсь, что это особенно наглядно показано при анализе механизмов образования речи у первочеловека (книга “Человек и человечество. Психологические законы происхождения”), где неучет влияния такого психологического фактора, как психическая депривация, вообще не позволяет дать хоть какой-нибудь понятный результат.

Но само по себе действие психической депривации гораздо шире и гораздо многообразнее, чем это было представлено в предыдущих главах.

Выявление негативных и позитивных последствий действия психической депривации - вот та точка опоры, которая и будет положена в основания анализа, представленного в данном разделе книги. Это означает, что в основе анализа развития психики современного человека лежит изучение воздействия разных форм психической депривации. Мною будут обозначены только контуры этой проблемы. Этих границ, определяющих условия проведения исследования, будет, тем не менее, достаточно, чтобы стало понятно, как важно до конца разобраться в этих узловых проблемах.

С другой стороны, использование этих же методов будет достаточно для решения многих сугубо практических и прагматичных задач. В частности, только при использовании анализа, в основу которого положено действие механизмов психической депривации, становится возможным провести достаточно объективный анализ свойств личности, исследовать действие механизмов обучения, понять природу эффективности образования, создать, наконец, теоретические принципы воспитания детей.

На основании этого здесь сначала рассматриваются определенные законы развития (онтогенеза) психики, начиная от момента зачатия, в условиях воздействия психической депривации, т.е. социальной изоляции в какой-либо форме. После этого, как естественное продолжение, идет материал о свойствах личности. Здесь, вследствие проведенного ранее достаточно подробного анализа влияния психической депривации, с совершенно иных позиций рассматривается вопрос о содержании и развитии фрустрации - этого особого человеческого свойства. Изменение подхода в методах анализа позволяет сделать ряд новых, по своему - принципиальных выводов и дать иную трактовку самого понятия “личность”.

На развитие человеческого разума влияет не только непосредственное социальное окружение индивида, но и особая психическая функция, которая здесь обозначена как “внешний разум”, или коллективная функция отражения. В отдельных моментах исследователи замечали и, соответственно, исследовали это явление. Так появились такие понятия, как социальная психология, этнопсихология, общественное мнение. Здесь ставится задача дать этим известным феноменам иное толкование с позиций информационно-отражательной модели на примере анализа психического мира семьи и общества.

При этом обнаруживаются, на мой взгляд, новые грани этого свойства человеческой психики. Более того, анализ этого феномена позволяет сформулировать психологические принципы справедливости, а также психологические основы демократии.

В книге, посвященной анализу свойств души, я уже говорил о внешних структурах души, формирующих то, что здесь названо “внешний разум”, или коллективная функция отражения. На мой взгляд, это чрезвычайно важная часть работы, поскольку позволяет в дальнейшем разобраться в информационном и психологическом аспекте всех религий. Подобных исследований до сих пор вообще не проводилось. Эта часть исследований представлена в четвертой книге.

Однако все, что обусловлено коллективной функцией отражения, имеет и прикладное значение для современного социума. Например, через понимание свойств этой информационной структуры становится возможным понять способы реализации властных функций, при которых происходит укрепление человеческого социума, а не его разрушение.

Таким образом, рассматриваемые в данной книге вопросы имеют как теоретическое, так и прикладное значение.


 

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

И ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

 

1. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПСИХИКИ

О многом, что связано с развитием и изменением структуры и содержания параметров психики в процессе онтогенеза (развития в течение всего жизненного цикла), говорилось ранее. Это обсуждалось практически в каждой главе второй книги, хотя не всегда было привязано к психике человека. Поэтому здесь будет сделан акцент главным образом на тех моментах, с которыми так или иначе, но ключевым образом, связано развитие психики и души человека.

Мне представляется важным рассмотреть процесс онтогенеза в условиях действия психической депривации. Точнее: рассмотреть вопросы онтогенеза психики с выявлением ключевых социальных моментов, влияющих на проявление, или действие психической депривации. О механизмах воздействия психической депривации здесь говорилось достаточно много. На самом же деле эту тему раскрыть полностью мне, по-видимому, ни в рамках данной работы, ни вообще не удастся, поскольку само это явление и многогранно и многофакторно настолько, что для полного исследования этой проблемы потребуются годы и годы. Мне же хочется остановиться на нескольких моментах, которые в своем разрешении никогда не связывали с механизмом психической депривации.

Вообще же вопросу психической депривации посвящено не так уж много исследований. Я могу назвать только одно, которое так и называется: “Психическая депривация в детском возрасте” (“Авиценум”, Медицинское издательство, Прага, 1984 г., пер. с чеш.). Его авторы (Йозеф Лангмайер и Зденек Матейчек) смогли лишь выявить наличие проблемы, но не разрешить ее.

"Механизм, посредством которого сенсорная депривация в эксперименте или в клинике вызывает психические изменения, до сих пор точно неизвестен" (стр. 239).

Поскольку авторам неясен механизм сенсорной депривации, то отсюда, как следствие, вытекает и неполное понимание собственно психической депривации. Правда, авторы смогли выделить, скорее, по смыслу, чем по существу:

- депривацию стимульную (сенсорную), о которой мы говорили в главе о памяти;

- депривацию значений (когнитивную), которая заключается в том, что воздействует “слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне” (там же, стр. 231);

- депривация эмоционального отношения (эмоциональная), являющаяся следствием того, что происходит “недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана” (там же, стр. 231);

- депривация идентичности (социальная), т.е. “ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли” (там же, стр. 231).

Если говорить по существу, то во всех случаях депривация имеет характер социальной депривации, т.е. всегда ее возникновение обусловлено социумом. Точно также и отсутствие депривации по какому-то показателю также обуславливается социумом.

Формы депривации могут выливаться в ограничение социумом для индивида, например, сенсорной информации (однотонное существование в ограниченном пространстве). Другой вариант социальной депривации обусловлен отсутствием некоторого “психологического” “проводника” в житейском море (когнитивная депривация). Еще один вариант социальной депривации связан с созданием ограниченного эмоционального окружения (отсутствие позитивных или негативных информационных стимулов). Наконец, при ограничении круга социального окружения возникает еще одна форма социальной депривации, которая влияет на формирование искаженного представления своего предназначения в этом мире индивидом.

Только так следует интерпретировать ту классификацию, которую предложили авторы. Фактически же депривация многограннее и действует, вообще говоря, не только в детском возрасте. Просто во взрослом состоянии человек может понять или попытаться понять сущность происходящих с ним процессов и самостоятельно преодолеть причины и, соответственно, последствия.

Разнообразная отечественная литература, в которой, так или иначе, исследуется психическая задержка в развитии детей (В. В. Лебединский “Нарушения психического развития у детей”, Издательство Московского университета, 1985 г.; Е. Т. Соколова “Самосознание и самооценка при аномалиях личности”, Издательство Московского университета, 1989 г.; “Дети с задержкой психического развития” под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной, М. “Педагогика”, 1984 г.; Герда Юн “Дети с отклонениями” (пер. с нем.), Кишинев, “Штиница”, 1987 г.; А. С. Белкин, “Внимание - ребенок!”, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981 г. и др.) вообще не рассматривает задержку в развитии детей как следствие психической депривации. В работах советского исследователя детской психики А. В. Запорожца (А. В. Запорожец “Избранные психологические труды”, т. 1 “Психическое развитие ребенка”, М., “Педагогика”, 1986 г.) также не уделено хоть какое-нибудь внимание психической депривации.

Вообще создается впечатление, что такой проблемы вовсе не существует. Это следствие научной близорукости и неверной трактовки самого понятия “психическая депривация” как какой-то крайности. Это и позволяло исследователям рассматривать случаи с детьми-маугли только как частности. Фактически же дети-маугли встречаются настолько часто, что было бы преступлением не бороться с этим.

Но чтобы бороться с явлением, его надо понимать; а понимать – значит видеть, наблюдать. Именно поэтому для советских психологов и советской системы вообще проще было не замечать того, что совершенно здоровых в психическом отношении детей из детских домов (т.е. брошенных родителями детей) при достижении определенного возраста просто направляли в дома сумасшедших, о чем однажды написала газета “Комсомольская правда”, когда наступила “эра гласности”. Может быть, и сейчас вершится нечто подобное?

Оставим в стороне те случаи, когда дети имеют какое-либо врожденное искажение в психическом развитии за счет воздействий на плод в процессе его внутриутробного развития в особые - критические – фазы. Не будем также принимать на данном этапе случаи психической неполноценности, передаваемой по наследству. Во всех остальных случаях психические нарушения в развитии будут обусловлены как раз создавшимися условиями психической депривации.

Попытки объяснить это через какую-то “социально-педагогическую запущенность” и т.п. не дадут ровным счетом ничего, поскольку создается впечатление о возможности исправления возникших нарушений каким-либо образом. Между тем, последствия психической депривации тем сильнее, тем более стойки и тем хуже исправимы, чем на более ранней стадии онтогенеза возникло такое нарушение. Поэтому перечисленные выше и подобные им работы здесь вообще не будут анализироваться.

Ранее было принято такое определение психической депривации.

Психической депривацией в самом общем виде является такой вид сенсорной депривации, когда на раннем этапе онтогенеза организм изолируется от социума или получает неполную и/или искаженную информацию о внешнем от его социального окружения.

Величина (глубина) и определенное качество психической депривации могут быть различны и поэтому будут различным образом влиять на замедление “роста” души.

В результате действия психической депривации происходит не просто “замедление” “роста” души, но и то, что выше было обозначено как функциональная неполнота. Это означает, что некоторые части души не будут сформированы вовсе.

В психологии, как науке о развитии личности и общества, нет более важного и насущного вопроса, чем вопрос о проблемах и формах психической депривации.

Как было показано при разработке информационной модели души, при воздействии психической депривации в раннем детстве происходит определенное “ущемление”, торможение развития души. При этом сокращается информационная наполненность души. При психической депривации в период раннего детства происходит деформация души, приводящая к малой энергетической наполненности души. В итоге ребенок развивается психически и умственно неполноценным. Организм (ребенка) при этом будет слабым, болезненным.

При том или ином варианте психической депривации ребенка происходит “замедление” “роста” души. При этом и разум ребенка формируется с изъянами. Это выражается в том, что во многих жизненных ситуациях вообще не может формироваться полностью или достаточно полноценная функция отражения. Все это чревато появлением (созданием) условий формирования различных комплексов неполноценности, являющихся чисто психическими болезнями, когда формируется (или не формируется) соответствующий психический сенсор. В результате этого деформируется онтогенетическое дерево потребностей.

В иных случаях “ущербность” развития (роста) души приводит к возникновению условий, провоцирующие осуществление реинкарнации. Реинкарнация, как было сказано ранее, может приводить к различным трагическим последствиям. Например, у ребенка может возникнуть эпилепсия или другие психические заболевания.

Но это одна сторона явления.

Психическая депривация может иметь и положительные компоненты. Это может вызвать у читателя определенный протест: как так? Снова, если обратиться к механизмам формирования онтогенетического дерева потребностей, можно увидеть, что не все потребности организма, сформированные на уровнях выше первого, могут быть приняты социумом.

Речь в данном случае идет о недопустимости формирования тех потребностей, которые при своей актуализации вызывают действия индивида, несовместимые, скажем, с моралью общества. При учете сказанного депривация условий, при которых приводит к исключению формирования асоциальной потребности у индивида (так или иначе подавляется формирующийся психический сенсор, актуализирующий эту потребность), должна рассматриваться как положительное действие психической депривации со стороны социума.

Но психическая депривация действует не только на ребенка. Взрослый человек, попадая в условия психической депривации ощущает, как минимум, огромный дискомфорт. Если же психическая депривация действует на взрослого человека и достигает определенного максимального значения, то душа уходит из сомы (тела), наступает смерть организма.

Итак, проблема психической депривации и многогранна, и, в некоторой степени, противоречива. Разобраться в этом - насущная задача.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!