Польза от посещения



Ханаки

 

Можно назвать четыре благоприятных фактора, связанных с пребыванием в ханаке. Прежде всего, люди по своей природе забывчивы и потому нуждаются в постоянных напоминаниях. Цель посещения ханаки – сохранять живую память о данном Богу обете и поддерживать в суфии пробужденность, не позволяющую забывать Бога ни на миг.

Как пишет Хафиз:

 

Не забывай Царя

ни на мгновенье ока;

быть может, Он

остановит свой взор на тебе,

а ты этого даже не заметишь.

 

.Регулярное пребывание в ханаке способствует укреплению этой заповеди в сердце суфия, что особенно важно на ранних этапах Пути, когда нафс искателя, его «эго», ищет способы отвратить суфия от Бога. Одна из уловок нафса состоит в том, что он убеждает суфия, будто нет необходимости в его регулярном пребывании в ханаке, приговаривая: «Нечего тебе там делать!» Он использует бесчисленные хитрости, чтобы отвадить суфия от ханаки. А когда нафсу удалось отделить его от братства суфиев, далее нетрудно переключить внимание этого человека на его собственные желания. И в результате человек постепенно забывает о Боге.

На второе преимущество регулярного посещения ханаки указано в хадисе: «Я сижу с тем, кто помнит Меня». Собрание суфиев – это место Богоявления. Суфий, который присоединяется к другим суфиям в ханаке, предстает перед Богом. Это помогает суфию расстаться со своей самостью, дает возможность постичь мир единения и приобщиться к нему. Поэтому на ранних этапах Пути пребывание в кругу суфиев имеет решающее значение для возвышения сердца и очищения внутреннего бытия. Начинающий суфий, который проводит в ханаке несколько часов дважды в неделю, поминая Бога и забывая себя, получает значительную поддержку на своем пути к Реальности. Это позволяет ему обрести опыт небытия в предстоянии перед Абсолютным Бытием. Помимо того, посещение ханаки поддерживает направленность внимания на Бога от одного собрания до другого.

Третье преимущество состоит в следующем: когда несколько сердец в ханаке совместно поминают Бога, они получают больше помощи и благодати от него. Это божественное внимание может оказать мощное очищающее воздействие на начинающего и способно ускорить его продвижение по пути.

И наконец, наблюдение за поведением, высказываниями и состояниями суфиев, продвинувшихся по пути, оказывает глубинное воздействие на внутреннее и внешнее бытие начинающего суфия, побуждая его стремиться к достижению духовных состояний более опытных суфиев, тем самым способствуя дальнейшему продвижению в духовном странствии.

 

 

Преданность

 

Суфизм – это школа божественной этики, и мастер Пути старается украсить сердце суфия божественными качествами.

Поистине, мастер Пути подобен алхимику, который превращает сердце путника, сходное с медью, в золото, алхимически воздействуя на него своим вниманием и обучением. Огонь, необходимый для того, чтобы расплавить медь сердца и затем под воздействием алхимии мастера превратить ее в золото, называют преданностью (ирадат). Без огня преданности медь сердца не расплавится, и алхимия мастера не произведет нужного эффекта.

 

Люди и ангелы –

все они существуют

благодаря любви.

Проявите преданность –

и тогда вы пожнете

благодеяния этой любви.

 

Чем сильнее жжет пламя этой преданности, тем скорее возымеет действие алхимия мастера. Вот почему великие суфии утверждали: пока ты не очистишь свою преданность по отношению к мастеру, привлекая при этом его внимание к себе, годы аскетизма и духовной борьбы никуда тебя не приведут.

Поэтому препоручи совершенному мастеру свое сердце и душу с тем, чтобы мастер алхимией своего внимания смог превратить в золото медь твоего сердца, украсив его божественным атрибутами и этикой. Лишь таким путем можно в конце концов преодолеть твое «я», чтобы остался только Он.

 

 

Правила и нормы

Поведения

 

Внимание суфия в ханаке должно быть сосредоточено только на Боге, и он не должен интересоваться кем-то или чем-то еще.

Рассказывают, что Баязид пробыл шесть лет в услужении у имама Джафара Садика. Однажды имам Джафар велел ему достать книгу с полки.

«С какой полки?» – спросил Баязид.

«Ты приходишь сюда вот уже шесть лет и все еще не знаешь, где находится книжная полка?» – удивленно спросил Джафар.

В ответ на это Баязид сказал:

«Я прихожу сюда во имя Бога – и ни для чего более».

Суфиям следует хранить молчание в ханаке, чтобы своими разговорами не отвлекать внимание других от Бога, переключая его на себя. Если возникает необходимость что-то сказать, не следует говорить громко, это может помешать присутствующим концентрировать свое внимание на Боге. По этой же причине, когда пьют чай или едят, следует избегать шума при обращении с чашкой или тарелкой.

Во время собраний не следует опираться на стену или что-то еще. Поскольку внутренне у суфия не должно быть иной опоры, кроме Бога, он и внешне должен вести себя соответствующим образом.

Если суфия после того, как он покинул ханаку, станут расспрашивать о людях или предметах, которые он там видел, он должен быть в таком состоянии, чтобы сказать, что не припомнит, видел ли кого-либо или что-либо.

Таков Путь и таково поведение искренних странников на пути, полностью посвятивших себя высвобождению из мира множественности и вступлению в мир единства, что и является истинной целью человечества.

 


 

 

О суфий!

Основа суфизма – чуткое отношение к сердцу и чувству другого человека. Если ты не в состоянии радовать сердца, так по крайней мере остерегайся причинять им боль, «ибо на нашем Пути нет иного греха, кроме этого».

 

 

О суфий!

Поскольку все есть Одно и одно есть все, старайся возлюбить все и служить всему, чтобы суметь возлюбить Одно (Истину).

 

 

О суфий!

Есть два типа людей. Поведение и помыслы одних созидательны, а других – разрушительны. Старайся содействовать первым посредством любви и одобрения, и направляй вторых дружелюбием и пониманием.

 

 

О суфий!

Высочайшее Имя Бога проявляет истинное внутреннее бытие суфия. И потому если ты видишь «суфия», который ведет себя как бес, он – бес, притворившийся суфием, – и вины суфизма в этом нет.

 

Высочайшее Имя свершит свою работу –

не тревожься же, о сердце!

Притворство и обман

не обратят беса в Соломона.

 

Хафиз

 

 

О суфий!

Если ты ступаешь на землю любви с ощущением «меня» и «тебя» или отождествляешься с самим собой, то в конце концов ты окажешься в компании Иблиса и Фараона¹, и все, что ты обретешь – это притворство, сожаления и постоянную обеспокоенность.

Если же, свободный от чванства «меня» и «тебя» и от самоотождествления, в небытии и самоотрицании ты свершаешь свой путь по владениям Любви, в конце концов ты достигнешь Божественного Единения и Единства и сорвешь плод древа умиротворенности, смирения и покоя. И потому не оступись, делая первый шаг!

 

¹ Иблис – имя ангела, низвергнутого с небес и ставшего врагом Аллаха. Фараон (Фир’аун) – имя царя Египта; коранический персонаж, жестокий тиран и гонитель верующих, к которому Аллах послал проповедовать Мусу.

О суфий!

Искренность – признак психического здоровья. Искренность означает, что любое твое внешнее проявление – это то, чем ты действительно являешься, так что твое внешнее и внутреннее бытие становятся одним. Суфизм, на самом деле, начинается с этого.

 

О суфий!

Единственное настоящее чудо для суфия – это небытие. Притязать на сверхъестественные способности – значит выражать «бытие», но на Пути это является неверием. Мастер Пути – разрушитель идолов, а не их создатель. Памятуя об этом, удостоверься, что ты отличаешь суфизм на продажу от подлинного суфизма и способен распознать обманщиков, которые лишь расставляют ловушки.

 

О суфий!

Пристрастие к наркотикам приводит к деградации личности. Не доверяйся наркоманам, ибо они с легкостью нарушают обещания и пренебрегают человеческими ценностями. Если ты не принадлежишь к категории людей бесчувственных, остерегайся наркотиков, ибо они постепенно разрушат твое постоянство, устойчивость и верность.

О суфий!

Что же такое суфизм?

Это постижение Реальности при помощи притяжения божественной любви. Это битва за достижение единства внимания во внутреннем и внешнем бытии, битва, которую направляет мастер Пути. Иными словами, быть суфием – значит смотреть в одном направлении и видеть все вещи как Одно.

 

О суфий!

Предсказание судьбы, ворожба, оккультные практики и тому подобное – занятие шарлатанов и тунеядцев. Те, кто интересуется суевериями, – люди слабохарактерные. Они ведут паразитический образ жизни.

В мире суфизма нет места подобного рода обману и надувательству. Остерегись, не позволяй этим лжецам одурачить тебя.

 

О суфий!

Суфизм основан на рыцарстве – бескорыстном служении и признании прав других людей.

Стремись же соблюсти обет, данный Богу и мастеру Пути, ибо верность этому обету показывает, чего стоит человек. Неверные и ненадежные люди лишены доступа к любви и чистоте.

 

О суфий!

Когда ты проявил доброту по отношению к кому-либо – забудь об этом. Когда же делают добро тебе – всегда об этом помни.

Быть неблагодарным и пренебрегать учением мастера не просто недостойно суфия: того, кто неблагодарен, нельзя даже считать человеком. Воистину он ниже, чем животное.

 

О суфий!

В большинстве случаев причина уныния и волнений – материальные затруднения и эмоциональная неудовлетворенность. Суфий, однако, желает лишь Бога и потому всегда умиротворен.

 

Если кто-то и получает прибыль

на этом базаре –

так это умиротворенный суфий.

О Господи, даруй мне

благословенность суфизма

и умиротворенность!

 

О суфий!

Суфиям надлежит терпеливо переносить любые затруднения, причиняемые им другими суфиями или остальными людьми, приемля такие затруднения всем сердцем.

В то же время ни при каких обстоятельствах нельзя навязывать свои проблемы другим. Иначе говоря, суфии должны нести бремя других людей, а не взваливать на них свою ношу. Им следует относится с добротой и любовью к каждому, не ожидая ответной доброты или любви.

 

 

О суфий!

Суфизм это школа освобождения, а ханака – место пребывания истинно свободных. Остерегайся указывать другим, что им делать, не навязывай своего мнения, ибо каждое сердце имеет свою особую связь с Богом, и любая из них достойна уважения суфия.

 

О суфий!

От суфия в любых ситуациях ожидают честности, верности своим обещаниям, и благородства. И потому веди себя так, чтобы люди не утратили из-за тебя веру в человека.

Если они обманутся в тебе, то и сами, возможно, станут склоняться к поведению, не достойному человека.

В этом случае ты столь запятнаешь учение любви и чистоты, что никогда уже не сможешь загладить свою вину.

 

О суфий!

Поскольку основной принцип ордена Ниматуллахи – просвещение, воспитание и преобразование общества, любой, кто стремится войти в круг суфиев, допускается сюда.

Если человек делает хотя бы один шаг вперед на этом Пути и преуспевает в очищении себя, это приносит пользу всем людям.

В связи с этим среди суфиев иногда можно обнаружить случайных людей, чье поведение не соответствует тому, что ожидается от суфиев, и которые совершают предосудительные поступки. Если ты столкнулся с таким человеком, не затевай вражды и не удивляйся: «Что же это за суфий такой?» Лучше поразмысли над тем, что было бы с этим человеком, если бы он не был суфием!

 

О суфий!

Помни, что ханака это приют лишенных страха каландаров (тех, кто ставит Бога превыше всего), а не людей нечистых, предающихся потаканию своим страстям.

Это убежище рендов (тех, кто освободился от всего мирского, кто принес себя в жертву Богу), а вовсе не место пребывания узников тленного мира.

Здесь нет и речи о «я» и «ты», каждое слово – о Нем («Ху») и во имя Его. Хотя суфиев могут быть тысячи, по сути они – Одно.

Это – место небытия, а не «я есть это» и «ты есть то».

Если ты цепляешься за то, «кто ты есть», даже не пытайся войти сюда. Но если ты друг Бога и не ведаешь о себе, тогда ты приглашен занять место в смиренном кругу суфиев.

 

О суфий!

Суфий – приверженец единения, а не разъединенности. Если ты связал себя с кем-либо любовью – не порывай этой нити, ибо не подобает суфию разрушать такие узы; в вероисповедании влюбленных это – неверность.

Если ты желаешь, чтобы Возлюбленная порвала любовную связь с тобою, позаботься о том, чтобы не оборвать нить твоих нежных чувств к другим; не следует тебе отворачиваться и от тех, кто отвернулся от тебя.

Оберегай любовь других, чтобы Бог уберег твою любовь.

 

О суфий!

Суфизм это путь, ведущий от самости к сердцу, который завершается в царствии единства. Пройти этот путь можно лишь стопами несуществования, уповая на силу искренности и поддержку любви. Только если ты готов двигаться самоотреченно и искренно, сила любви, которая является благоволением Божьим, будет помогать тебе в твоем путешествии.

Остерегись! Путь этот не по силам обычному человеку, это путь избранных. Если ты искренне не отречешься от самости, никогда не достигнуть тебе мира единства и отрешенности.

 

О суфий!

Никто не становится суфием, просто заявляя, что ему известны основные принципы суфизма. Недостаточно просто прочитать или услышать о них, Суфием надо стать.

 

Убеждай действиями,

а не заявлениями,

Ибо нет пути надежнее

для друзей Бога,

Чем путь бесследности.

Саади

 

 

О суфий!

Твоя ценность измеряется готовностью исполнить взятые на себя обязательства. В обычае у суфиев держать свое слово и никогда его не нарушать.

Старайся соблюдать данный тобой обет. Будь уверен, что те, кто нарушает свои обещания, лишаются возможности продвигаться по Пути.

Вверяя себя тому, кто нарушает обещания, ты рискуешь быть обманутым, ибо такие люди с легкостью отрекаются от своих обязательств, когда оказываются под угрозой их собственные интересы

 

 

О суфий!

Где говорят о «я» и «ты» и о сверхъестественных способностях, там суфизма нет. Где проявляются претенциозность и эго- существование, истина отсутствует. Критерий принадлежности к кругу суфиев – самоотреченность Чем менее ты эгоистичен, тем более ты суфий.

 

 

О суфий!

Суфизм не имеет отношения к тому, какую одежду ты носишь. Суфию следует одеваться так, чтобы не привлекать к себе внимание, поскольку люди Бога живут в обители сердца, а не в мирском Царстве. Не заботься о внешнем, стремись очистить свое сердце в божественной любви от всего, кроме Возлюбленной.

 

 

О суфий!

Служить созданиям Божьим значит служить Богу. Если ты любишь Бога, служи Его созданиям. Помни, что на этом Пути сделать счастливым кого-нибудь в тысячу раз лучше, чем проводить дни и ночи в молитвах, потакая себе.

 

 

О суфий!

Причиняя беспокойство Божьим созданиям, ты причиняешь вред собственному сознанию и психическому здоровью. Вот почему агрессор всегда проигрывает, вне зависимости от мотивов. И потому остерегись, не нарушай душевное равновесие других.

 

 

О суфий!

Относись с любовью ко всем Божьим созданиям и будь притязателен за их доброту к тебе, в какой бы форме она ни проявлялась. В то же время не замечай их недостатки – таким путем обретается духовный рай на земле.

 

О суфий!

Основа суфизма – соблюдение этикета, а этикет суфизма заключается в несуществовании. Поэтому говорливость неуместна и отражает потворство собственным желаниям. Также непозволительно пристально рассматривать продвинувшегося по пути, ибо все это проявления мирского существования.

 

 

О суфий!

Делай все для поддержания дружбы и никогда не забывай людской доброты. Злоупотребить чьим-либо гостеприимством – войти к человеку в дом, воспользоваться его хлебосольством, а потом осуждать его – это обычай низких и самовлюбленных.

Если тебе встретится такой человек, называющий себя суфием, знай, что в суфизме он ничего не понял и не ступил даже шага по пути добротолюбия.

 

 

О суфий!

Оставь дольнее людям дольнего мира, горнее – людям горнего. Предложи руку преданности Богу и помести Его любовь – эту алхимию вечного блаженства – в сокровищницу своего сердца, бросив все, что отлично от Бога, в тигель забвения.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!