Внимание мастера к ученику



Духовное внимание мастера (назар)¹ – это основа Пути. Как отмечалось выше, преданность ученика и его усердие в зэкре служат тому, чтобы привлечь внимание мастера, а это, в свою очередь, помогает ученику снискать благоволение Божие. Как говорит поэт:

 

Сорок уединений, сорок уединений,

о сорок уединений!

Один взгляд мастера

стоит сотни уединений.

¹Термин назар может быть переведен, в зависимости от контекста, как «духовное внимание», «духовное проникновение», «духовное видение», «мистическое видение».

 

Если передачу зэкра от учителя к ученику не сопровождает внимание совершенного мастера, то зэкр не принесет плодов. Опека мастера в зэкре столь важна, что каждое слово, если оно во время передачи ученику сопровождается вниманием мастера, будет способствовать очищению ученика, даже если оно не является именем Божьим.

Следующая история иллюстрирует это.

Когда Моштак Али Шах Исфахани находился в Кермане, некоторые муллы стали завидовать ему, и они наняли проститутку, чтобы та попыталась соблазнить его. Проститутка пришла к Моштаку и начала с ним кокетничать, надеясь его совратить. Чем сдержаннее реагировал на это Моштак, тем настойчивее становилась женщина, пока он, наконец, не приказал: «Поди прочь, распутница!»

Поскольку Моштак сопровождал эти слова концентрацией своего духовного внимания, стремясь преобразить ее внутреннее состояние, они запали ей в сердце. Когда она возвращалась домой, слова «Поди прочь, распутница!» стали для нее зэкром.

Она повторяла их снова и снова. Это многократное повторение привело к тому, что она оставила свое ремесло и в конце концов стала «другом» Бога (вали).

 

 

Праведное и дурное

 

Помимо традиционного религиозного значения, термины «быть праведным» (амр-е бе ма’руф) и «воздерживаться от дурного» (нах-е аз монкар) имеют в суфизме особый смысл.

В суфийской терминологии «праведное» понимается как служение Богу, а «дурное» – как то, что связано с нафсом; или выражаясь иначе, «праведное» – это Бог, а «дурное» – тварное бытие.

Говоря о следовании праведному и воздержании от дурного, суфии подразумевают, что людям следует избавиться от эгоизма и приблизиться к Богу.

Когда Баязиду был задан вопрос о следовании праведному и воздержании от дурного, он объяснил: «Постарайтесь найти себе место в той сфере бытия, где праведное и дурное не существуют, ибо и то и другое пребывает в сфере сотворенного. На том уровне, где достигается единение, нет места ни праведному, ни дурному».

 

В обоих мирах только Бог «благ».

Единственное «дурное» в бытии – это эго.

«Дурное» проявляется

в облике множественности.

То, что «праведно»,

существует в полном единстве.

Гони бытие прочь,

не обращай внимания на «дурное»,

Тогда «праведное» сможет предстать

перед твоим взором.

До тех пор, пока ты поглощен собой,

знай, что ты – «дурное».

Изгоняй свою самость – и освобождайся

от двойственности.

Единственное «дурное» в сущем – это ты

Именно феномен твоего «я» отделяет тебя

от Существования.

Для суфия иное-чем-Бог «дурно»,

Поэтому он избегает всего, что не есть Бог.

Поскольку «праведное» не может означать

ничего, кроме единения,

суфий устремлен к этому единению.

На пути нет ничего «дурного», кроме тебя,

И нет ничего «праведного», кроме Бога.

 

 

Духовная битва

(джихад)

 

 

Пророк однажды сказал: «Мы возвратились с меньшей духовной битвы на большую». Услышав это, его сподвижники спросили: «О Пророк Бога, что это за более великая битва?» Он ответил: «Борьба с нафсом».

И в самом деле, чтобы приблизиться к Богу, приходится вести духовную борьбу с нафсом. Суфии посвящают большую часть своего времени этой борьбе.

Тысячи отправляются в путь и вступают в эту битву, но лишь немногие добиваются успеха. Ибо нафс столь коварен, что всякий раз, когда вы изгоняете его через одну дверь, он возвращается через другую. Временами он может предписать вам следовать строгой дисциплине; он может повелеть вам предаться долгому и суровому аскетизму. В другое время он станет убеждать вас стать наставником, нашептывая, что вы – совершенный человек и что ваш долг – вести за собой других. Он может зайти в этом столь далеко, что поведает вам, будто вы превзошли Баязида или Джунайда и никто не достиг большего, чем вы в приверженности божественному единству (таухид).

Как говорит Руми:

 

Если нафс предписывает тебе

пост и молитву,

Это –мошенничество, он что-то

замышляет против тебя.

 

Единственное средство распознать колдовские чары нафса – это руководство со стороны мастера, который обладает знанием сердца, и эту духовную битву можно вести, только обретя силу любви и преданности такому мастеру.

Как говорит Саади:

 

Не думаю, что твое дело – одолеть

неверующего.

Если в тебе есть мужество, одолей

свой неверующий нафс.

Семья

 

В связи с постоянным увеличением числа суфиев и ростом числа тех, кто достигает заметных успехов, считаю необходимым пояснить, что значение имеет качество, а не количество, и важно духовное состояние суфиев, а не их численность.

В свете этого считаю нужным повести речь о семье суфиев. Ибо те, кто приходит со всего мира, чтобы присоединиться к этому Пути, становятся членами суфийской семьи.

Чувство принадлежности к суфийской семье основано на любви, доброте, верности. И все здесь – братья и сестры независимо от пола, национальности, материального положения или образования. У всех – одна общая цель: человеческое совершенство.

Разумеется, существуют условия для того, чтобы стать членом семьи суфиев и находиться в их кругу.

Каждый из тех, кто вошел в эту семью, знает эти условия и принял их, обязуясь все их соблюдать. К сожалению, в первые же месяцы после прихода большинство людей, поведение которых не соответствует их обязательствам, оказывается, не осознавая смысла происшедшего, вне семьи, или круга, суфиев.

По правде говоря, среди дервишей, которые собираются в каждой ханаке, на самом деле очень мало подлинных суфиев. Большинство из них – не более чем сторонние наблюдатели, находящиеся вне суфийской семьи, даже если физически они присутствуют в собрании.

Простой пример служит иллюстрацией сказанного. Из яйца может вылупиться, если его высиживает наседка. Но если яйцо останется на какое-то время без тепла и укрытия, которое дает курица, у него нет шансов стать цыпленком. Более того, оно, увы, перестает быть жизнеспособным яйцом.

В мире суфизма все обстоит так же.

В соответствии со всеми условиями посвящения и обязуясь соблюдать взятые на себя обеты, суфий делает свой первый шаг в надежде измениться в этом благоприятном окружении, постепенно одолевая стадии пути к совершенству. Тем не менее, если по какой-то причине он пренебрегает своими обязательствами и сознательно или же непреднамеренно покидает круг, тем самым лишая себя возможности стать истинно влюбленным в Бога, тут уж ничего нельзя поделать. Такому человеку никогда не достичь совершенства. И никакие затраты времени или усилий не возымеют нужного эффекта.

В этой связи должен сказать, что вижу много людей, которые сидят в кругу суфиев и, несмотря на это, чужды суфизму, Я храню молчание, поскольку допускаю, что наблюдатель также может быть участником, может присутствовать в любом собрании. И однако, мне жаль их – такие люди лишь обманывают самих себя.

 

Ханака


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!