Теории личности издание 2-е, исправленное 57 страница



 

Переживание угрозы и процесс защиты

 

Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с е: Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние соглас ванности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, ч'

 

546 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с <Я> и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.

 

Предположим, родители убедили молодого человека в том, что вступать в половые отношения до брака - грех. Однако посещая колледж, он обнаружил установки и ценности, которые одобряют интимные отношения, особенно если между людьми существует настоящая любовь. Он остается верным привитым ему ценностям, но почти готов жениться на женщине, для которой интимность не является нравственной дилеммой при условии, что она и молодой человек чувствуют глубокую привязанность друг к другу. Он уступает, но на эмоциональном уровне эти переживания для него весьма мучительны. По Роджерсу, этот опыт является прямым насилием над образом его <Я> -он считает, что подобное поведение для него безнравственно и совершенно не согласуется с тем, какой он есть в действительности. Следовательно, половые отношения при таких обстоятельствах представляют для него угрозу. Они просто не вписываются в его Я-концепцию.

 

В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие; они не допускаются к осознанию, поскольку в противном случае личность индивида не будет единым целым. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. В предыдущем примере молодой человек, считающий, что не следует вступать в интимные отношения до брака, но все же сделавший это, также находится в состоянии угрозы. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концеп-ции обычно бывает напряжение, замешательство и чувство вины.

 

Несоответствие между <Я> и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Роджерс постулирует, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога, таким образом, является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-структура испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек - это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа <Я>. Таким образом, осознание глубокого чувства агрессии и враждебности потребует значительной реорганизации Я-концепции человека, который считает себя любящим и мягким. Этот человек будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свои гнев и враждебность.

 

По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, воз-Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 54

 

никает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджер1 определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главна цель которой - сохранить целостность Я-структуры: <Эта цель достигается осознанным искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответ ствие между переживанием и структурой "Я", или отрицанием любого пережива ния, и, таким образом, любой угрозы "Я"> [Ко§егз, 1959, р. 204-205]. Иначе говоря защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.

 

Механизмы защиты. Роджерс предложил только два механизма защиты, ко торые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутр] <Я> или между <Я> и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Сле дует отметить, что угрожающее переживание, по Роджерсу, не допускается к сим волизации в сознании не потому, что оно <грешно> или противоречит нравствен ным нормам, как полагал Фрейд. Его символизация в сознании отрицается, пото му что оно несовместимо с Я-структурой. Следовательно, защитное поведены сохраняет существующую структуру <Я> и не позволяет человеку потерять само уважение.

 

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживай допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым < каким-то аспектом Я-образа человека. Предположим, студент колледжа считае себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойк; на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизирован ную концептуализацию этой неудачи объяснением: <Профессор несправедливы ставит оценки> или <Мне не повезло>. Роджерс иногда объясняет такое выбороч ное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере пережива ние воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраня ет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отка зывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Примером знакомым многим по курсовым экзаменам, является студент, который неодно кратно <заваливал> промежуточные экзамены, но появляется утром перед за ключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Студент отрицае' очевидность того, что чисто математически нельзя зачесть ему курс, так как эт(не сочетается с его Я-концепцией. Ясно, что если отрицание доведено до крайно сти, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем несдан ный экзамен. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бред и ко множеству других психических расстройств.

 

Психические расстройства и психопатология

 

До сих пор в нашем освещении теории личности Роджерса мы описывали поня тия, применяемые в большей или меньшей степени к каждому. Даже самьп психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое уг рожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицат) переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой

 

548 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют <невротиком> (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я-структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

 

По Роджерсу, если между <Я> и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита <Я> может стать неэффективной. В таком <беззащитном> состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда <Я> не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют <психотиками>. Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или <безумным>. Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я-образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

 

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между <Я> и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между <Я> и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным <Я> и переживанием определяет тяжесть психологической дизадаптации.

 

ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс [Ко-§ег5, 1980] высказывал определенные идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют <хорошую жизнь>. Такие представления были большей частью основаны на опыте его работы с людьми, решающими жизненные проблемы в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности.

 

Роджерс начинает рассматривать хорошую жизнь с оценки того, чем она не является. А именно, хорошая жизнь - это не фиксированное состояние бытия

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 549

 

(то есть не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не состояние в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным. Используя психологическую терминологию, это и не состояние уменьшения напряжения или гомеостаза. Хорошая жизнь - это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.

 

<Полноценно функционирующий> - это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей [Ко§егз, 1961]. Ниже мы перечислим и кратко обсудим их.

 

1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего человека - это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

 

Например, полноценно функционирующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный. Если у него есть хоть капля здравого смысла, он подавит в себе это желание - подобная выходка сорвет занятия и в конечном итоге не будет способствовать его тенденции актуализации. Но дело в том, что это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству. В приведенном примере человек, вероятно, осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал <мишенью>), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты - он действительно открыт для всех возможностей.

 

2. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отмеченная Роджерсом, - экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу [Ко§ега, 1961], то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее <Я> человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной

 

550 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

 

3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего теле-шоу) или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от орга-низмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: <Доказано, что внутренне ощущение типа "я поступаю правильно" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения> [Ко§ег5, 1961, р. 190]. Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

 

4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Действительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсолютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: <Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам>. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

 

5. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, - креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

 

Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующ(ловека в целостную картину, когда писал:

 

Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, че; ничейный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью это; цесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переж более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообр большим богатством.

 

Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие прилагате. как счастливый, довольный, блаженный, приятный, оказываются не совсем по щими к какому-то общему описанию процесса, который я назвал хорошей ж хотя иногда человек испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше по, такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересны чимый. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она ет расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Д, го необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни [Коегв р. 195-196].

 

Очевидно, что Роджерс, как до него Маслоу и, в некоторой степени, Олпорт, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это о ет жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческ тие - короче, <полноценно функционировать>. Роджерс был уверен, что пол; но функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат прж природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживаш

 

Теперь обратим наше внимание к основным положениям о природе чел которые подчеркивают позитивный и оптимистичный взгляд Роджерса на ч чество.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОДЖЕРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕ1

 

Без сомнения, Скиннер и Карл Роджерс являются одними из самых влияте. американских психологов нашего времени. У них обоих было много послед лей. Как главные фигуры, символизирующие глубокий раскол в соврем американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Ро расходились по многим важным вопросам, но нигде различие не было глубоким, как в их точке зрения на человеческую природу. Это различие большей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихс роды людей. Если вы сравните основные положения Роджерса (представл на рис. 11-1) с положениями, которых придерживался Скиннер, вы обнар что практически по каждому пункту их позиции диаметрально противопол

 

Свобода-детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной ] логией вообще и со Скиннером в частности, Роджерс [Ко§егэ, 1947] замеча клинический опыт убедил его в невозможности отрицания реальности и знг сти выбора человека. На протяжении многих лет он наблюдал различных Л1 ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди стреми.) личностному росту и, оказываясь перед лицом трудных жизненных реше) конечном итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек,

 

552 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Слабая Умерен-Сильная ная ная

 

Свобода Рациональность \ Холизм Конституционализм Изменяемость 1

Детерминизм

Иррациональность

Элементализм

Инвайронментализм

Неизменность Субъективность Проактивность

Объективность

Реактивность Гетеростаз Непознаваемость Гомеостаз (Познаваемость \ Рис. 11-1. Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы

 

человека.

 

в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.

 

В теории Роджерса свобода рассматривается как составная часть тенденции актуализации. Для этой тенденции естествен уход от контроля внешних подкреплений к внутреннему контролю и автономному поведению [Ко§ег5, 1980]. То есть чем активнее может действовать тенденция актуализации, тем у человека:

 

_ выше вероятность преодоления <условий ценности>, заложенных в ранние годы жизни;

 

_ больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний;

 

_ больше свободы в формировании себя и своей жизни.

 

Тенденция актуализации максимально эффективна у <полноценно функционирующих людей>, которых, как уже было сказано, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно <живут> ею в каждый момент времени. Роджерс всецело привержен положению свободы на индивидуальном уровне. Он признавал за наукой право предполагать определенный детерминизм, но настаивал на том, что нельзя отрицать существование осознанного выбора.

 

Рациональность-иррациональность. Основной предпосылкой теории Род-жерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает <не в согласии> со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция актуализации, являющаяся побудительной силой жизни

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 553

 

каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

 

Как Роджерс пояснил в опубликованном интервью с Уиллардом Фриком [РпсЬ, 1971], свобода, рациональность и тенденция актуализации сложно переплетены в его представлении человечества. Когда тенденция актуализации имеет возможность проявиться, поведение человека является значительно более свободным и осознанным. В идеальной ситуации поведение человека <исключительно рационально, неуклонно движется по направлению к целям, которых организм стремится достичь> [Роджерс, 1961, р. 195]. Такая концепция человека была бы невозможной без твердого следования положению рациональности.

 

Холизм-элементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистиче-ский акцент очевиден во всех его рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте - самости. Чтобы теоретик исходил из такого глобального, всеобъемлющего единого конструкта при объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.

 

Более того, в системе Роджерса самость постоянно движется в направлении все большей целостности. Именно с этой позиции Роджерс объясняет развитие человека, которое начинается с недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле не становится разделенным на <Я> и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего развития в усилиях организма достичь единства <Я> и согласованности с собой [Ко§ег5, 1963]. Следовательно, если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству. Холизм - основной тезис, обычно встречаемый у гуманистически ориентированных персонологов; теория Роджерса ясно выражает этот принцип.

 

Конституционализм-инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как <природа человека>, <истинное "Я" человека>, <врожденный потенциал человека>, которые подразумевают биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение, возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции актуализации. Не нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.

 

Но это не все. Так как <Я> появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. <Безусловное позитивное внимание> от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание <условий ценности> препятствует ему. Следовательно, возникновение Я-концеп-ции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса никоим образом не лишена положения инвайронментализма.

 

Все же, чтобы увидеть положение конституционализма-инвайронментализма в правильном свете, необходимо рассмотреть его связь с положениями свободы

 

554 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

и рациональности. Как указывалось в главе 1, девять основных положений не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и для позиции любого теоретика. Роджерс понимал, что люди - единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое будущее [РпсЬ, 1971]. Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния - конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие. Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную судьбу, сдерживает действие положения конституционализм-инвайронментализм.

 

Изменяемость-неизменность. Отчетливым признаком приверженности пер-сонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции актуализации. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

 

Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции актуализации со свободой и рациональностью в феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является очень сильной.

 

Субъективность-объективность. Субъективность является ключевым положением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концеп-ция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.

 

Проактивность-реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей - тенденцию актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется впеоед, растет, словом <пппяктивипуртгя>


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!