Теории личности издание 2-е, исправленное 52 страница



Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

 

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

 

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

 

Дифференциация, сложность Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

 

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

 

Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

 

Особенность, индивидуальность, нееравнимость, новизна

 

Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство

 

Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

 

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

 

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

 

Источник: адаптировано из МавЬ, 1968.

 

приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метамотивирован-ный художник, например, может стремиться к красоте через свою творческую деятельность. Позже, как метамотивированный родитель, он может получать радость и удовольствие от того, что принимает участие в воспитании и развитии ребенка. И то, и другое в равной степени представляет собой <метажизнь>, демонстрируя различные ее выражения.

 

Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни [МазЬ, 1967]. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Что же тогда мешает большинству людей функционировать на уровне метапотребностей? Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных по-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _

 

требностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознаю что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарны: потребностями. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, ч. то ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потре6нос1 когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения, И т не менее, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, г не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функционщ вание здоровой личности.

 

Метапатологии

 

Как указывалось ранее, метамотивация невозможна до тех пор, пока челог адекватно не удовлетворил дефицитарные потребности низкого уровня. Редэ если это вообще возможно, метапотребности действительно становятся доминщ ющими силами в жизни человека, без того, чтобы его низкоуровневые потребное были удовлетворены, хотя бы частично. Тем не менее, депривация и фрустрац метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Масл характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных ме' потребностей, как метапатологии [Ма51о\у, 1971]. Такие состояния, как апат1 отчуждение, депрессия и цинизм - примеры того, что Маслоу подразумевал п высшим уровнем психических расстройств. В гуманистической психологии че.; век не только пользуется большим уважением, чем в психоанализе и бихевэ ризме, но его даже наделяют психическими расстройствами высшего клас1 В табл. 10-2 приведены дополнительные примеры специфических метапа' логий, происходящих в результате фрустрации метапотребностей.

 

Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накот тельским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем ж) ни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособное глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; неже-ние видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивое

 

Таблица 10-2. Примеры метапатологии по Маслоу

 

Недоверие, цинизм, скептицизм

 

Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность Дезинтеграция Утрата чувства собственного <Я> и индивидуальности, ощущение себя постоянно

 

меняющимся и анонимным

 

Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора Перекладывание ответственности на других Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни

 

рптэаип ыч Мас1пУ 171

 

Ттпииы

 

500 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей совершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом, научные открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.

 

И наконец, Маслоу размышлял о том, что метапатологий могут быть ответственны за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно и что неправильно (например, пьянство, наркотики, война) потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости. Слишком часто, добавлял он, это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание.

 

Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию

 

Возможно, вас заинтересует, что такое жить в сфере метапотребностей, метажизни или жизни бытия. К счастью, Маслоу [Маз1о\у, 1968,1987] предложил нам логически последовательную картину своего видения наивысших достижений человеческого опыта, сравнивая дефицитарную жизнь (Д-жизнь) и бытийную, или мета-жизнь (Б-жизнь).

 

Д-жизнь - это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Выражение <живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить> выражает позицию Д-ориентированного человека. Маслоу отмечал, что Д-жизнь превращает человека в обыкновенного респондента, <...просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные каждодневные события> [Ма51о, 1968, р. 61]. К этому мы добавили бы, что Д-жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Рассмотрим, например, события, которые происходят в жизни многих работающих взрослых сегодня. Они выполняют монотонную работу с восьми утра до пяти вечера, приходят домой к своим семьям, обедают, кладут детей спать и весь вечер смотрят телевизор. Маслоу заявил бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину, потому что их _<_"знь сконцентоиоована на поллеожании своего ттплпжрния Ниитп нр вгтп-х-нпв-1

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 5(

 

ляет их. Счастье для них состоит в том, что они испытывают ощущение безопа ности и удовлетворения. Они предпочитают безопасность умеренных и не треб' ющих много сил достижений истинно честолюбивым целям, которые потребов. ли бы от них полностью раскрыть себя. Фактически, им не удалось переступи' порог самоактуализации.

 

Маслоу полагал, что совершенно другой стиль жизни сопровождает метаобр. жизни, или Б-жизнь. Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, ког/ человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что 1 время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, неп' средственным, творческим и открытым для переживаний [Маз1о\у, 1968]. Б-обр: жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческо) существования, а также моменты величайшей зрелости, индивидуальности и н полненности. Нет нужды говорить, что такие моменты редки в жизни средне) человека, и поэтому, когда они наступают, их нелегко распознать. Для больши] ства из нас их уносит потоком памяти как нечто неважное в огромное хранилип тех прошлых событий, на которые мы едва обращаем внимание.

 

Маслоу отмечал, что образ жизни в Б-реальности часто сопровождается таки качеством, как отсутствие стремлений, потребностей или желаний - как буд' человек переступил границы обычных потребностей и стремлений в жизни. Др: гими словами, Б-образ жизни по сравнению с Д-образом характеризуется отсу ствием побуждений, целей, усилий, как состояние завершения и достижения цел: Человек больше ничего не делает, ни чтобы избежать боли или дискомфорта, г чтобы продвигаться к будущей цели. <Он только есть. Радость достигнута, ч' означает временный конец стремления к радости> [Маз1о, 1966, р.103].

 

Концепция Маслоу о вершинном переживании также подходит к жизни мет мотивированных людей. Вообще вершинные переживания - моменты, во вре которых человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Самоакту ал) зирующийся человек стремится описать эти переживания, и они часто бывак главной причиной важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле верши: ные переживания отражают цепочку Б-ценностей в той степени, в какой челове чувствует себя преображенным такими переживаниями. Маслоу настаивал на то; что вершинные переживания являются частью нашей жизни. Однако только мет мотивированные люди, вероятно, оценят и получат пользу от этих переживани: потому что они не боятся их никоим образом.

 

Теперь давайте рассмотрим исходные положения Маслоу относительно пр: роды человека.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАСЛОУ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Как отмечалось ранее, гуманистическая психология развилась в значительно степени из протеста против образа человека, превалирующего в традициях псих' анализа и бихевиоризма. Ключевое отличие этих других направлений от гуман] стической теории предстает наиболее очевидно при рассмотрении основных пол' жении каждого из них. Тщательное изучение основных положений Масле (рис. 10-2), особенно при сравнении с положениями Фрейда и Скиннера, дол> но пролить свет на эти различия.

 

Детерминизм Иррациональность Элементапизм Инвайронментализм Неизменность Объективность Реактивность Гетеростаз Непознаваемость

 

502 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Свобода Рациональность Холизм Конституционализм Изменяемость Субъективность Проактивность Гомеостаз Познаваемость

 

Рис. 10-2. Позиция Маслоу по основным положениям, касающимся природы человека.

 

Свобода-детерминизм. Хотя Маслоу сомневался в одобрении идеи абсолютной свободы, высказываемой многими выдающимися экзистенциалистами, он, конечно, близок к их взглядам. Для него человек в корне свободен и ответствен за решение, какой образ жизни выбрать. Эта личная свобода особенно отчетливо проявляется в том, что человек решает, каков его потенциал и как он будет стремиться актуализировать его.

 

С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее. Например, ребенок раннего возраста не является истинно свободным, так как у него доминируют физиологические потребности; он в действительности не <решает>, когда есть, спать или очистить кишечник. Но его потенциал уже заложен в нем. Когда человек взрослеет, он движется вверх в иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Фактически он начинает формировать того человека, каким он хочет стать. Чем выше он находится на лестнице потребностей, тем свободнее он от влияния Д-мотивации и, следовательно, более свободен в создании своей судьбы. Приверженность Маслоу положению свободы очень сильна.

 

Рациональность-иррациональность. Рассматривая позицию Маслоу относительно рациональности, важно помнить, что он считал изучение животных совершенно необязательным для познания психологии человека. Одной из важных причин такого отрицания является то, что животные, находящиеся на более низком филогенетическом уровне, никогда не оценивают сознательно прошлый опыт, не думают о настоящих событиях, не рассматривают гипотетические возможности и не решаются в результате сознательно на какое-то действие. А люди каждодневно делают это. Следовательно, с точки зрения Маслоу, разумность является основной чертой человека.

 

Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее в противоречиях между потребностями, в компульсивных и непоследовательных действиях, поведение человека для него в большой степени регулируется рациональными

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 50:

 

силами. Одним из доказательств такой убежденности Маслоу является то, что 01 рассматривал осознанные самоотчеты людей об их субъективном опыте в качеств> достоверных данных для изучения личности. Ни один персонолог не поддержива ет <интроспективный метод исследования>, если он не верит в то, что человек, < которым он работает, достаточно рационален и сознателен в понимании причш своего поведения. В то же время, однако, Маслоу [Ма51о\у, 1970] признавал ис пользование проективных методик (например, тест тематической апперцепции 1 тест Роршаха), которые разработаны для раскрытия бессознательных, иррацио нальных аспектов личности. Но иррациональные процессы не доминируют в жиз ни большинства людей. Основной акцент в своей гуманистической теории Маслоу сделал на описании человека, рационально принимающего решения и стремяще гося актуализировать свой потенциал. Его приверженность рациональности без оговорочно сильна.

 

Холизм-элементализм. Трудно представить теоретика личности, более при верженного положению холизма, чем Абрахам Маслоу. Как отмечалось ранее один из основных принципов гуманистической психологии - <индивид как еди ное целое>. Даже среди коллег, гуманистических психологов, он выделяется тем какое значение приобретает холизм в его теории [Мас1с11, Соаа, 1972].

 

Мы уже цитировали Маслоу относительно того, что <Именно Джон Смит хо чет есть, а не желудок Джона Смита> [Маз1о\у, 1987, р. 3]. Но Джон Смит такж< хочет безопасности, самоуважения и, помимо прочего, самоактуализации. Все ас пекты личности переплетены в объяснении, даваемом Маслоу состояниям челове ка. Индивид как целое является единственно подходящей целью для психологиче ского исследования. Приверженность Маслоу положению холизма стремится 1 максимально возможной.

 

Конституционализм-инвайронментализм. Может показаться, что акцент н< свободе, очевидный в теории Маслоу, уменьшает применимость данного положе ния. Если люди в большой степени свободны в формировании самих себя 1 творчески определяют свою судьбу, то ни конституция, ни окружение не играю' значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу, однако, припи сывал большее значение конституции. Физиологические потребности, явно кон ституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерар хии потребностей при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что 01 использует эту концепцию больше для утверждения биологической о6щност1 человечества, чем для объяснения индивидуальных различий.

 

Маслоу предположил, что все потребности человека инстинктоидны или на следственно детерминированы. Он использовал термин инстинктоидный, чтобь подчеркнуть биологическую и генетическую основу потребностей, общих для все? представителей вида Ьото аар1еп5. И в то же время он утверждал, что люди н(обладают инстинктами подобно животным: <У людей больше нет инстинктов 1 животном смысле, властных безошибочных внутренних голосов, которые говорЯ1 им недвусмысленно, что делать, когда, где, как и с кем. Все, что у нас осталось - это пережитки инстинкта> [Мао, 1968, р. 191]. Далее он предположил, чтс потребности высшего уровня слабы и легко тормозятся или изменяются в резуль тате страха, неблагоприятных культурных условий и неправильного научения Иначе говоря, несмотря на то, что инстинктоидные потребности свойственнь

 

504 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

человеку, их можно изменить или даже преодолеть под влиянием мощных сил окружения. Тем не менее, с точки зрения Маслоу, природа человека является врожденным качеством, а не приобретенным.

 

Дальнейшие следы конституционализма можно найти в концепции мета-потребности и самоактуализации, разработанной Маслоу. Они уже обсуждались выше, с использованием таких терминов, как <врожденное стремление>, <инстинктивный> и <присущий человеку>. Действительно, Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как неотъемлемую составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. Этот побудительный мотив - врожденный. Маслоу не признавал влияния раннего окружения на развитие личности, но, по-видимому, придавал значение этому фактору только когда он был невероятно разрушительной силой, вызывающей последующее эмоциональное расстройство. Но тем не менее, хотя Маслоу не отрицал того, что на личность оказывают влияние силы окружения, он особо подчеркивал биологические потребности, общие для всего вида. С нашей точки зрения, теория Маслоу отражает умеренную приверженность конституционализму.

 

Изменяемость-неизменность. Понимание взаимоотношений между свободой и мотивацией роста существенно для оценки позиции Маслоу по этому положению. Напомним, что, по Маслоу, люди способны сами формировать свою жизнь. Также в его теории центральное место занимает положение о том, что индивиды всегда стремятся к личностному росту - концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода и мотивация роста взаимодействуют в гуманистической теории, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. То есть по мере того, как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направлений личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям, он обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают способностью решать, какими они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется.

 

В гуманистической теории изменение личности лучше всего рассматривать как движение к актуализации потенциала. Даже если какие-то из потенций являются врожденными, то в какой степени человек актуализирует их, а также как он решает делать это, всегда является только делом личного выбора. Следовательно, по мере движения от Д-мотивов к Б-мотивам люди постоянно делают выбор направления своей жизни и непрерывно изменяются в этом процессе. В этом смысле приверженность Маслоу положению изменяемости действительно сильна.

 

Субъективность-объективность. Экзистенциальное, феноменологическое, <здесь-и-сейчас> направление в теории Маслоу является доказательством его верности положению субъективности. Хотя Маслоу не ставил субъективность так высоко, как его гуманистически настроенный коллега Карл Роджерс, он определенно полагал, что субъективный опыт человека дает основные факты для психологической науки. Людей нельзя понять без ссылки на их личный мир; для персо-нолога субъективный опыт более важен, чем наблюдаемое поведение.

 

Хотя Маслоу исходил из того, что иерархический набор потребностей является общим для человечества, он все же утверждал, что для каждого человека уникальным является то, как он выражает эти потребности [Ма51о, 1964]. Напри-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 5С

 

мер, хотя и Руфь, и Бетти имеют потребность в самоуважении, каждая субъекта; но по-своему будет переживать и искать пути удовлетворения этой потребность Одна может упрочить свое положение в качестве матери, с тем, чтобы други признали ее выдающиеся материнские качества, а другая может добиться самс уважения, делая карьеру - вне дома. И наконец, следует отметить, что часть еле ва <само> в ключевом выражении Маслоу <самоактуализация> берет свои корн из положения субъективности. Гуманистическая психология склоняется к иде(что каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, кс торого только он сам может субъективно оценить.

 

Проактивность-реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности челе века являются врожденными, он также признавал роль ситуационных перемен ных. А именно, он указывал, что на поведение человека влияет и мотивация (вро> денные потребности), и социальное и физическое окружение. <Здоровая теори мотивации, - писал Маслоу, - должна всегда принимать во внимание ситуацию [Маз1о\у, 1987, р. II]. Однако он также предостерегал против <слишком больше поглощенности внешними обстоятельствами, культурой, окружением или ситуацг ей> [Ма51олу, 1987, р. 10]. Утверждение Маслоу, что поведение является резул1 татом взаимодействия между потребностями и окружением, указывает на пром(жуточную позицию по положению проактивность-реактивность.

 

Гомеостаз-гетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетеросте за: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного рост является неотъемлемой частью его теории. Тем не менее, Маслоу признавал Не личие двух категорий мотивации человека: тип Д и тип Б. Очевидно, что дефицк тарные мотивы имеют гомеостатическую основу. Следовательно, человек не вс время стремится к росту - часть его жизни обязательно включает уменьшени напряжения.

 

Но Маслоу не достиг видного положения в психологии из-за того, как о: объяснял Д-мотивы. Другие психологи, особенно те, которые занимались живот ными, тщательно изучали их, а Маслоу рассматривал Д-мотивы как почт: неотъемлемое теоретическое зло, которое следует признавать и учитывать, стре мясь к тому, чтобы стать полноценно функционирующим человеком. А этог' можно достичь, поднявшись над Д-уровнем функционирования и работая в на правлении роста и самореализации. С точки зрения Маслоу, человек сосредото чен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысл его теории состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которы образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствова ния. Такая концепция личности не может существовать без прочной основы: виде положения гетеростаза.

 

Познаваемость-непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочн1 изображает людей как объекты научного исследования, которые нельзя изучит] традиционными методами. В этом смысле люди непознаваемы. Таким образом чтобы приблизиться к более глубокому пониманию природы человека, нам над< либо выйти за условные пределы науки, либо сформировать новую структур; психологии, чтобы объединить субъективные, интуитивные концепции, подхо Дящие к природе предмета. Подобно Олпорту, Маслоу чувствовал, что изу чение личности должно предпочитать идеографические методы, а не методы

 

506 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

относящиеся к пониманию всеобщих законов. Ортодоксальный подход, который изучает людей по частям, нужно заменить таким подходом, где людям позволено демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере.

 

Маслоу весьма критично оценивал ученых, которые придерживались бесполезного и неплодотворного подхода к изучению поведения человека. В частности, он резко критиковал психологию и методы ее преподавания, потому что видел в ней: <Зубрежку. Методы. Точное исполнение. Нагромождение крошечных фактиков, имеющих мало общего с тем, что могло бы заинтересовать студентов в психологии> [Ма51о\у, 1956, р. 229]. Как <духовный отец> гуманистического движения, Маслоу стремился к радикально другой психологии - такой, которая обратилась бы непосредственно к образу человечества. Мы вынуждены прийти к такому заключению, потому что человек, в понимании Маслоу, просто непознаваем в традиционной сфере психологической науки. Таким образом возникло движение третьей силы.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. Хотя Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Он много раз описывал процесс самоактуализации, большей частью потому, что самоактуализация - это такая концепция, которую трудно охватить целиком. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, Маслоу надеялся помочь людям увидеть важность самоактуализации.

 

К сожалению, другим аспектам теории Маслоу было посвящено крайне мало эмпирических исследований, во многом вследствие недостаточной строгости теоретических формулировок, затрудняющей проверку ее валидности. Например, отсутствует точный критерий того, насколько должны быть удовлетворены потребности определенного уровня, прежде, чем проявит себя следующая, более высокая потребность. К тому же, Маслоу допускает так много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека (например, возможное проявление высшей потребности, несмотря на депривацию низшей), что это становится недостатком в его теории. Также следует отметить отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

 

Несмотря на недостаточное количество исследований, поддерживающих теоретические утверждения Маслоу, его гуманистические взгляды имели большое влияние на ученых в различных дисциплинах [Ьеаег е а1., 1983]. Он не только вдохновил теоретиков-персонологов и исследователей на рассмотрение позитивных аспектов человеческой природы, но также заставил некоторых из них пересмотреть своя ограниченные научные взгляды на понимание поведения человека. Маслоу критиковал своих коллег-психологов за стремление постоянно подчеркивать <изысканность, совершенство, технику и аппаратуру, [что] часто [ведет к] преуменьшению значимости, жизненности и важности проблем и креативности вообще> [Ма51о, 1987, р. 188]. В результате он помог некоторым исследователям научиться мыслить

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 507

 

о науке как сфере деятельности, в которой используются подходящие методики для того, чтобы энергично заниматься важными вопросами, а не такой, в которой сложные методики употребляются для изучения тривиальных проблем.

 

Самоактуализация: неформальное исследование здоровых людей

 

Маслоу и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на природу человека. Они не только подчеркивали врожденный потенциал позитивного и конструктивного роста, но также были глубоко уверены в реализации этого потенциала при благоприятных условиях окружения. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств, которые иногда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят самоактуа-лизироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитар-ные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать. Эмпирическая проверка этой концепции природы человека очень незначительна, и то малое количество данных, что имеется на текущий момент, получено из собственных работ Маслоу, посвященных проблеме самоактуализации.

 

В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися. В их число он включил своих личных друзей и знакомых, выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам, казалось, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли тенденций к невротическим, психотическим или другим явным психическим расстройствам. В то же время была налицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен. Маслоу подтвердил отсутствие методологической строгости в выборе субъектов следующим образом.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!