Теории личности издание 2-е, исправленное 53 страница



 

Если мы хотим знать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднее значение для <представительной выборки> в популяции; лучше собрать тех, кто завоевал Олимпийские золотые медали, и посмотреть, как быстро могут бегать они. Если мы хотим знать возможности для духовного роста, роста ценностей или нравственного развития людей, тогда я утверждаю, что мы можем узнать больше, изучая наших наиболее нравственных, этичных или праведных людей [Маэ1о\у, 1969, р. 726].

 

Оставаясь верным этому логическому обоснованию, Маслоу широко использовал биографический материал, собранный из интервью с современниками и из письменных документов, касающихся исторических лиц. Таким образом, его исследовательская стратегия состояла в основном из наблюдения, а не из проверки гипотез. Далее, сосредоточившись на относительно малой избранной группе субъектов (всего 48 человек), он значительно отклонился от ортодоксальной концепции статистического исследования. Тем не менее его оценка самоактуализиру-ющихся людей и качеств, которые их характеризуют, захватили воображение пер-сонологов и ученых смежных профессий [Ьеопагс1, 1983].

 

Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. В первую группу <весьма определенных случаев> были включены: Томас Джефферсон, Ав-Раам Линкольн (в его последние годы), Уильям Джеймс, Джейн Адаме, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа <весьма вероятных случаев>

 

508 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Альберт Эйнштейн - один из нескольких людей, включенных в исследование самоактуализаций Маслоу. (КагсЬ/\?оос1йп Сатр & А55ос1а1е5)

 

состояла из современников, которым самой малости не хватало для самоактуализации, но которых все же можно было использовать в исследовании. По этическим соображениям их имен не называют. И наконец, группа <потенциальных или возможных случаев> включала людей, которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли. В эту группу среди прочих вошли Бенджамин Франклин, Пабло Казальс, Джордж Вашингтон Карвер, Томас Икинс, Уолт Уитмен и Олдос Хаксли. Маслоу рассматривал всех этих людей как редкие образцы психического здоровья, которые можно было использовать в качестве критериев для исследования возможностей природы человека.

 

Накопленные данные об упомянутых выдающихся личностях представляли собой не обычный набор дискретных фактов, а скорее нечто вроде глобальных или холистических впечатлений, которые создают о новых друзьях и знакомых. Маслоу собрал биографический материал в отношение каждого субъекта (очень напоминающий историю болезни) и по возможности опрашивал его друзей и родственников. Во многих случаях было просто невозможно опрашивать или тестировать наблюдаемых субъектов пожилого возраста, хотя такие приемы исследования (включая свободные ассоциации, тест Роршаха и тест тематической апперцепции) были применены к более молодым современникам. Следовательно, количественный анализ данных был невозможен. В результате получился список из 15 ключевых характеристик или особенностей самоактуализирующихся людей, которые будут обсуждаться в следующем разделе этой главы. Несмотря на статистическую невалидность и технические изъяны (которые мы обсудим далее), это исследование послужило Маслоу основой для описания самоактуализи-рующегося человека как модели оптимального психического здоровья.

 

Главным объектом критики в работе Маслоу являются критерии, которые он использовал при отборе примеров самоактуализирующихся личностей. ФактИ-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ '

 

чески Маслоу выбрал тех людей, кем он лично восхищался. Рабочее определен самоактуализации таким образом опирается исключительно на его собственн) безоговорочные и в высшей степени субъективные оценки. Мы вполне мож' спросить, относятся ли приводимые характеристики к психическому процесс называемому самоактуализацией, или это просто отражение особой системы це ностей Маслоу [0аше15, 1988]. В последнем случае совокупность характеристи о которых он сообщает, нужно рассматривать не как фактическое описание сам актуализирующихся людей, а скорее как отражение персональной концепц: Маслоу о ценностях идеального человека.

 

Другие проблемы также затрудняют оценку истинности утверждения Масле что его самоактуализирующиеся субъекты представляют собой лучшие образ; человеческой расы. Прежде всего, он не обращался к вопросу о том, как развит ются характеристики самоактуализации. Являются они наследственными и, приобретаются в результате жизненного опыта? Возможно ли, что такие фактор как умственные способности, талант или привилегированное образование, сдел ли их нетипичными в общей массе, и, следовательно, их использование являет результатом предвзятости К сожалению, основываясь на имеющихся данны ответы на вопросы, подобные этим, получить не представляется возможным.

 

Вопрос о воспроизводимости результатов - другой источник критики, напра ленной против исследования Маслоу. Критики заявляли, что Маслоу давал не ные критерии для отбора самоактуализирующихся людей и применял ненадежю методы исследования. По мнению этих критиков, трудно повторить оригинальн исследование Маслоу и при этом быть уверенными, что будут идентифицирован те же характеристики самоактуализации. К тому же, Маслоу обвиняли в том, что не сравнивал группу самоактуализирующихся людей с соответствующей кон рольной группой несамоактуализирующихся людей [Вап1е15, 1982].

 

В свете этих проблем легко видеть, почему объяснение Маслоу метапсихол гии самоактуализирующегося человека обоснованно критиковалось [Вате] 1988]. К его чести, Маслоу признавал, что данный предмет изучения оставля желать лучшего в смысле подчинения требованиям строгого эмпирического иссл дования. <По обычным стандартам лабораторного исследования, то есть строго и контролируемого эксперимента, это просто даже и не исследование> [Ма51о 1971, р. 42]. Он также отмечал, что единственной альтернативой было бы совс< не изучать самоактуализацию или подождать, пока не будут разработаны сое ветствующие научные методы. И наконец, он рассматривал свое исследован: как <пилотажную> работу, которая, какой бы неадекватной в отношение научн(точности она ни была, однажды будет подтверждена другими.

 

Оценка самоактуализации

 

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализаш изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утвержден Маслоу. Однако разработка <Опросника личностной ориентации> (Регкоп ОпепаНоп Тпуепогу, РОТ) [5Ьо5<:гот, 1964, 1974] дала исследователям возмо> ность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией [Кпар 1976; Ке11у, СЬогап, 1985]. РОТ - это опросник самоотчета, разработанный д.)

 

510 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Таблица 10-3. Примеры вопросов из <Опросника личностной ориентации>

 

Респондент читает каждую пару утверждении и затем выбирает из нее то, которое, по его мнению, лучше его характеризует.

 

Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе

 

Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам и стандартам, установленным в обществе

 

Я делаю то, чего от меня ожидают другие

 

Я не чувствую необходимости делать то, чего от меня ожидают другие Люди должны всегда контролировать свой гнев Люди должны выражать обоснованное негодование а) Для меня важно, как я живу здесь и сейчас б) Для меня не очень важно, как я живу здесь и сейчас

 

5. а) Я чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения б) Я не чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения

 

1. а) б)

 

2. а) б)

 

3. а) б)

 

4.

 

Источник: 5Ьо5<:гот, 1964, р. 207-218.

 

оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Примеры вопросов теста представлены в табл. 10-3.

 

РОТ состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни. Люди, направленные на себя, стараются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена автономностью, само-поддержкой и свободой. И наоборот, люди, направленные на других, стремятся зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуали-зирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени.

 

Вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, люди некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуали-зирующиеся люди в основном компетентны во времени.

 

В дополнение к двум основным шкалам Р01 существует 10 дополнительных субшкал, предназначенных для измерения концептуально важных элементов са-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 51

 

моактуализации. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзи стенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о свою интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и спо собность к близким отношениям. Интерпретация РОТ включает в себя обследо вание системы показателей, полученных по двум основным шкалам и 10 субшка лам. Следует также заметить, что РОТ имеет встроенную шкалу определения лж1 для оценки того, фальсифицируют респонденты ответы или нет.

 

РОТ - наиболее часто используемый инструмент для исследования само актуализации. Тест демонстрирует ретестовую надежность в различных пробах хотя коэффициенты для определенных субшкал в определенных исследования? были получены от низких до средних [Т1агс11, Мау, 1968]. Что касается валидности исследования показывают, что тест действительно дифференцирует людей, отне сенных персонологами в различные группы по критерию самоактуализации ил> несамоактуализации. Исследование Макклэйна [МсС1а1п, 1970] доказало, чт(РОТ оказался валидным для измерения уровня позитивного психического здоро вья человека. Он обследовал 30 ведущих адвокатов, которые посещали летний институт адвокатуры. Показатели по РОТ, записанные в течение первой неделя пребывания в институте, показали, что они являлись психически здоровой груп пой. Затем сочетанные показатели самоактуализации по каждому обследуемому были получены из оценок трех экспертов - людей, которые знали его наиболее близко. Один из них был супервизором практикума, который наблюдал только шестерых адвокатов. Он просмотрел видеозаписи сессий совета, где участвовал1 эти адвокаты, и смог оценить каждого в смысле его личностной динамики и спосо ба поведения в различных ситуациях общения. Второй был лидером группового процесса, у которого в группе было также шесть адвокатов. Сессии группы кон центрировались на тренинге сенситивности, что позволяло лидеру хорошо узнат; членов его группы. Третий был клиническим психологом, который изучал каждо го из 30 обследуемых с помощью самоотчетов и проективных методик.

 

В конце 9-недельной сессии эксперты пересмотрели длинный список характе ристик самоактуализирующейся личности, полученный из работ Маслоу. Осно вываясь на этих характеристиках, каждый эксперт оценил каждого адвоката п(6-балльной шкале самоактуализации. Оценки трех экспертов по каждому обсле дуемому были суммированы, и затем был вычислен коэффициент корреляция между этой суммарной оценкой и шкалами РОТ. Корреляции между значениям? РОТ и оценками поведения, сделанными экспертами, приведены в табл. 10-4 Из 12 общих корреляций девять были статистически значимыми в ожидаемо> направлении. Эти данные предлагаются как свидетельство того, что РОТ действительно измеряет самоактуализацию среди нормальных взрослых.

 

Из некоторых исследований видно, что РОТ можно использовать для различения нормальных и аномальных групп. Так, было обнаружено, что значения показателей самоактуализации в группах психиатрических пациентов были ниже фактически по всем шкалам РОТ, чем в группах людей, которых опытные клинические психологи считали самоактуализирующимися [Рох е1 а1., 1968]. В других исследованиях приводились отрицательные корреляции между значениями высокой самоактуализации по шкалам РОТ и алкоголизмом [2ассапа, е1г, 1967], депрессией и ипохондрией [ЗЬоагот, Кпарр, 1966] и невротичностыс [Кпарр, 1965]. Дополнительное исследование показало, что значения по шкалам

 

512и Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Таблица 10-4. Результаты корреляции между значениями по шкалам <Опросника личностной ориентации> и суммарными экспертными оценками

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ ' Таблица 10-5. Краткая шкала измерения самоактуализации

 

Шкала Р01 Компетентность во времени Внутренняя опора Ценность самоактуализации Экзистенциальность Эмоциональная реактивность Спонтанность Забота о себе Самоприятие Природа конструктивного человека Синергия Приятие агрессии Способность к близким отношениям

 

г Р 0,40 0,05 0,69 0,01 0,41 0,05 0,43 0,05 0,45 0,05 0,53 0,01 0,36 П5 0,56 0,01 0,23 П5 0,32 П5 0,42 0,05 0,42 0,05 Р 0,05 0,01 0,05 0,05 0,05 0,01 П5 0,01 П5 П5 0,05 0,05 Я не стыжусь ни одной из своих эмоций Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (М) Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять Я могу сердиться на тех, кого люблю Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (М) Я не принимаю свои слабости (М) Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять Я боюсь неудач (М)

 

Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (М) Лучше быть самим собой, чем популярным В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (М) Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям

 

Я не обязан помогать другим (М) Я устал от страхов и неадекватности (М) Меня любят, потому что я люблю

 

Источник: адаптировано из МсС1ат, 1970, р. 22.

 

РОТ улучшались после того, как испытуемые принимали участие в нескольких сеансах групповой терапии [Оо5атап<:е5-А1рег8оп, МегпН, 1980].

 

Р01 также изучался в связи с некоторыми другими стандартизованными параметрами поведения или личности. Например, большинство шкал РОТ позитивно коррелируют с данными самоотчетов по автономии [СгозаасЬ е1 а1., 1966], творческим способностям [Вгаип, Ааа, 1968] и эмоциональной адаптации [МаИоск, еV, 1974]. Далее, шкалы РОТ позитивно коррелируют с академической успеваемостью студентов колледжа [ЬеМау, Оатт, 1968; 5<-елуаг1, 1968]. Эти и другие исследования позволяют считать валидность РОТ доказанной [МайсН, 1988].

 

Хотя, как оказалось, РОТ обладает адекватными психометрическими свойствами, была сделана попытка усовершествовать тест, расширив концепции актуализации, измеряемые с его помощью. Это привело к созданию теста, называемого <Измерение личностной ориентации> (Рег5опа1 ОпепаНоп В1теп51оп5, РОВ) [§1го5Ьгот, 1975, 1977]. РОС состоит из 260 вопросов вынужденного выбора, относящихся к двум главным шкалам, - ориентации во времени и стержневой центрированности. Некоторые эмпирические исследования показывают, что РОО имеет приемлемую надежность и валидность иапвеп е\- а1., 1979; Кпарр, Кпарр, 1978]. Однако вполне вероятно, что исследователи будут использовать РОТ, пока они не убедятся, что РОВ имеет лучшие психометрические свойства.

 

Кратная форма <Опросника личностной ориентации>

 

Единственным серьезным ограничением для использования РОТ, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крэн-далл [.Топеа, СгапсТаН, 1986] разработали краткий индекс самоактуализации. Шкала, состоящая из 15 пунктов, представлена в табл. 10-5. Проведя исследование с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обна-Примечание. Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу: 1 - не согласен, 2 - не согласен отчасти, 3 - согласен отчасти и 4 - согласен. Значок <М>, следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4, 2=3, 3=2, 4=1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

 

Источник:.101165, Сгап(1а11, 1986, р. 67.

 

ру жили, что значения индекса самоактуализации положительно коррелируют всеми значениями гораздо более длинного РОТ (г=+0,67) и с измеренньи величинами самоуважения и <рационального поведения и убеждений>. Шка имеет приемлемую ретестовую надежность и, вероятно, не восприимчива к вы ру ответов <социальной желательности>. Также было показано, что студен-колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значитель повысили степень самоактуализации, измеренную по этой шкале [Сгапс1а11 е\- а 1988]. Повышенные показатели сохранялись больше года.

 

Исследование вершинных переживаний

 

Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моме ты благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты очень сильн' самоактуализации, которые он назвал вершинными переживаниями, люди и столько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство време) и места. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживани часто полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное.

 

Некоторые эмпирические исследования подтвердили концепцию Масл' о вершинном переживании. Например, интервьюирование спортсменов, достг тих выдающихся результатов в 12 различных видах спорта, показало, что <звез ные моменты> рекордов очень напоминают описание вершинного переживани

 

514 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

сделанное Маслоу [Кау1гга, 1977]. Были обследованы 20 спортсменов, об отсутствии страха сообщили 100%, о полном внимании или погружении, чувстве совершенства, почти божественном чувстве контроля и самоценности - 95%, о чувстве исключительной легкости - 90%. Однако, в отличие от описаний Маслоу, переживания спортсменов скорее ограничивались важностью ближайших обстоятельств, чем послужили орудием достижения серьезных перемен в их жизни.

 

Для измерения склонности к вершинным переживаниям наиболее часто используют <Шкалу вершинных переживаний> [МаЬеэ е1 а1., 1982]. В исследовании с использованием этого теста из 70 пунктов были получены некоторые данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на <бытийные> ценности, такие как истина, красота и справедливость [МаЬез е1 а1., 1982].

 

В заключение можно сказать, что поскольку интерес к гуманистической теории Маслоу продолжает расти, весьма вероятно, что дальнейшие эмпирические исследования прольют значительно больше света на его центральные теоретические конструкты [Наутав, Огееп, 1982]. В настоящее время мы не в состоянии дать определенную оценку эмпирического статуса теории.

 

ПРИМЕНЕНИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

 

Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. В этом разделе обсуждается ряд характеристик, данных Маслоу [Маолу, 1950, 1987] людям, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны. По Маслоу, эти люди представляют собой <цвет> человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Материал этого заключительного раздела подается именно в таком ключе - представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям, предложенным <экспертами>. Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

 

Исходя из неформального исследования, описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

 

1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспоистоастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой,

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 515

 

как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни включая искусство, музыку, науку, политику и философию.

 

Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие <бытийным, или Б-познанием>. С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

 

2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприя-тие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

 

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуа-лизирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

 

4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом

 

516и Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: <работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок> [Маз1о\у, 1971, р. 301-302].

 

Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной <миссии> или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.

 

5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуа-лизирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

 

К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто <нормальные> люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: <Когда я один - я с моим лучшим другом>. Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующие-ся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.

 

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

 

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующие-ся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоак-туализирующегося студента колледжа не обязательна <правильная> академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он является <самодостаточным> организмом.

 

У здоровых людей высока степень самоуправления и <свободы воли>. Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисцип-чинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обра-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 517

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!