Теории личности издание 2-е, исправленное 54 страница



щать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.

 

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

 

Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.

 

8. Вершинные, или мистические, переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут <включиться> без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

 

По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего <Я> или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: <Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение> [НапДетап, 1979, р. 24].

 

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим <смертным> собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

 

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем <обычные>

 

518 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями (<два сапога пара>), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно" круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуали-зирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

 

II. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Мас-лоу, самые <демократичные> люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

 

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: <Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а

 

Рождение ребенка часто дает вершинное переживание.

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 51

 

не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти [Ма51о\у, 1987, р. 139].

 

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализг рующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычны люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Он придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень не многие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу такж отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное ЧУ? ство разграничения целей и средств их достижения. В то же время они част наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось де дать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не поте му, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояни здоровья).

 

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристике: самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философскогс доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольстви от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или не пристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глу пость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания ил) притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а н смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди част(кажутся довольно сдержанными и серьезными.

 

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуали зирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий по тенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов) поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же есте ственной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Эт< креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный спо соб выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно просто> личности.

 

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательны писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о сво ей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал имен но этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя плг актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

 

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиес люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетоадиционны или антисониальны во всех

 

520 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Само-актуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

 

Самоактуализирующиеся люди - не ангелы

 

Сказанное выше может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди - избранная группа <суперзвезд>, приближающаяся к совершенству в искусстве жить и стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны проявлять определенную <хирургическую холодность> в межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными.

 

Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого разговора. Фактически они могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. И наконец, их доброта к другим может сделать их уязвимыми для бесполезного для них общения (скажем, им грозит опасность погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными людьми). Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализи-рующиеся люди рассматривались Маслоу как великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли.

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 521

 

могут либо способствовать, либо препятствовать стремлению к метажизни. Хороший человек и хорошее общество, с точки зрения Маслоу, одно и то же. Он считал что наша современная культура и социальные институты основаны на гедоничес-ки извращенной концепции природы человека. А именно, он полагал, что суть главных положений, лежащих в основе воспитания детей, официального образования, отношений работодатель-работник и даже ведущих религиозных конфессий, состоит в том, что человек является не более чем нарциссическим животным. Контролировать поведение такого создания можно только с помощью строгой дисциплины и постоянной угрозы наказания. Бездна энергии тратится на то, чтобы подавить в человеке дьявола. Напротив, Маслоу чувствовал, что вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение способствует удовлетворению потребностей человека: <В таких условиях самые глубинные пласты природы человека могут проявляться с большей легкостью> [Ма51о\у, 1987, р. 122].

 

Маслоу [Ма51о\у, 1971, 1987] мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал эту потенциальную утопию Эупсихея. В ее основе должна была лежать философия анархизма, то есть правительство не должно было бы ограничивать свободу индивида. Основные потребности и метапотребности уважались бы гораздо больше, чем в нашем обществе. Людям позволяли бы свободно делать какой угодно выбор. В Эу психее был бы полный синергизм, или работа вместе. Такое общество также было бы обществом, ценящим простоту и бескорыстие. Словом, обитатели Эупсихеи были бы честны друг с другом и менее внушаемы, жестоки и высокомерны, чем мы.

 

Истинная ценность Маслоу как психолога-теоретика заключается в его интересе к таким сферам функционирования человека, которые большинство других ученых почти полностью игнорировали. Он один из немногих персонологов, кто серьезно исследовал позитивные измерения человеческого опыта и, что важно, сформулировал свои идеи как для широкого круга общественности, так и для своих эрудированных коллег-психологов. Он предвидел общество, которое позволило бы нам поднять нас и наше отношение друг к другу на истинно гуманистический уровень, основанный на достижениях психологии. Для Маслоу конечная ценность психологии состоит именно в этом: <Если мы умрем в другой войне или если мы будем оставаться напряженными, невротичными и тревожными в нарастающей холодной войне, то это благодаря тому, что мы не понимаем себя и друг друга. Улучшите природу человека, и вы улучшите все... Нам нужна психология...> [Ма51о\у, 1956, р. 227]. Эти слова, написанные почти 40 лет назад, звучат актуально и сегодня, когда мы приближаемся к новому столетию, исполненные новых надежд на перспективы развития человеческого общества.

 

Психологическая утопия: Эупсихея

 

Вклад Маслоу в персонологию не был бы полным, если он не обратил бы внимания на те необходимые изменения, которые, как он чувствовал, вызывают самоак-туализапию в шипоком объеме. Он утвеожлал. что пбгтпятельствя окпужения

 

РЕЗЮМЕ

 

Гуманистическая психология, или движение третьей силы, положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображения его в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экезистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных,

 

522 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 52

 

восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровья.

 

Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абраха-ма Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

 

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефици-тарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение - вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

 

Основные положения Маслоу относительно природы человека точно сформулированы. Его гуманистическая теория отражает:

 

_ сильную приверженность положениям свободы, рациональности, холизма, изменяемости, субъективности, гетеростаза и непознаваемости;

 

_ промежуточную позицию по положению проактивность - реактивность

 

_ слабую приверженность положению конституционализма.

 

Эмпирические исследования, порожденные теорией Маслоу, главным образом сконцентрированы на концепции самоактуализации. Собственное исследование Маслоу, проведенное на избранной группе самоактуализирующихся людей и основанное на биографическом материале, обсуждалось в этой главе. Маслоу критиковали за использование субъективных критериев в выборе испытуемых. <Опросник личностной ориентации> - это тест самоотчета, разработанный для измерения самоактуализации, концептуализированной в теории Маслоу. Многочисленные исследования показали, что РОТ имеет адекватную надежность и валидность и обладает прогностической ценностью в различении нормальных и аномальных групп. <Краткий индекс самоактуализации> также применим для исследовательских целей. И наконец, исследования, основанные на шкале вершинных переживаний, поддерживают концепцию Маслоу о вершинных переживаниях.

 

В заключительном разделе главы для дальнейшей детализации концепции самоактуализации были предложены некоторые идеи, вытекающие из исследования Маслоу. Были перечислены и обсуждены 15 основных характеристик самоактуа-лизирующихся людей. Кратко описано представление Маслоу о психологической утопии, называемой Эупсихея, - обществе, в котором основные потребности и метапотпебнпсти лтппей будут удовлетворены.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

10.

 

Какое из трех основных направлений психологии XX века - психоанализ, бихевис ризм и гуманистическая психология - наиболее адекватно отвечает вашей точке зр(ния на личность и поведение человека? Почему? Видите ли вы связь между ваши: теоретическим предпочтением и вашими основными положениями относительно пр роды человека? Объясните.

 

Одним из ключевых принципов гуманистической психологии является неуместност исследований на животных для понимания человека. Вы согласны с этой идеей? Поч(му? Если нет, уточните, что вы узнали о поведении человека, изучая поведение живо1 ных.

 

Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеет ли смысл ег точка зрения на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного повед< ния и поведения других? Приведите пример.

 

В объяснении Маслоу потребностей самоуважения выделяются две группы: самоуваж(ние и уважение другими людьми. Подумайте, какую из этих двух групп потребностей в) считаете наиболее важной для сохранения своего психического здоровья? Объясните. Назовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуг лизации, как ее понимает Маслоу? Что, по Маслоу, является следствием неудачи челе века в удовлетворении его метапотребностей? Обсудите разницу между дефицитарным образом жизни и метаобразом жизни. Чем отличается точка зрения Маслоу на природу человека от точки зрения Фрейда Подтвердите ваш ответ иллюстрацией их позиции по основным положениям. Как бы вы оценили эмпирический статус гуманистической теории Маслоу? Существу>: ли эмпирические доказательства ключевых концепций и/или принципов работ Маслоу Как обычно исследователи измеряют индивидуальные различия в самоактуализации? Назовите некоторые из основных характеристик самоактуализирующихся людей. Ка Маслоу выделил эти характеристики? Критиковалось ли его исследование за недостг точную методологическую точность? Объясните. Кратко опишите психологическую утопию Маслоу, то есть тип общества, наилучши: образом способствующий достижению самоактуализации для большинства людей. 041 таете ли вы, что эту утопию можно осуществить на практике в условиях нашего быстр меняющего мира или это просто кабинетное философствование? Поясните вашу точк зрения.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Б-любовь (В-1оуе). Бытийная любовь, тип любви, в которой человек ценит другого за те что он есть, без какого-либо желания изменить или использовать этого другого.

 

Вершинное переживание (РеаЬ ехрепепсе). Состояние сильного возбуждения или, на против, умиротворения. Такое состояние часто сопровождается ощущением силы и уве ренности, чувством, что нет ничего такого, что нельзя выполнить или кем стать.

 

Д-любовь (В-1оуе). Дефицитарная любовь, эгоистический тип любви, когда человек больш хочет получить, чем отдать любви другому.

 

Дефицитарные мотивы, Д-мотивы (ВеПс1епсу тоНуся, О-тоЫуев). Основные потребно сти, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которы возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По Маслоу дефицитарные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможе двигаться к самоактуализации.

 

524 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Гуманистическая психология (Ниташкс р8усЬо1о§у). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

 

Иерархия потребностей (НюгасЬу о1 песя). Расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

 

Измерение личностной ориентации (Рег5опа1 ОпепаНоп 01111011810118, РОО). Новый тест для измерения самоактуализации.

 

Инстинктоид (1п5<:тс<:о1(1). Термин, используемый Маслоу для описания врожденной основы потребностей человека.

 

Компетентность во времени (ТЧте сотреепсе). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.

 

Комплекс Ионы (.ТопаЬ сотр1ех). Страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.

 

Метапатология (Ме<:ара<:Ьо1о§у). Термин, используемый Маслоу для обозначения психических расстройств (например, апатия, депрессия, цинизм), развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.

 

Метаценности (Меа уа1че). Высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующи-мися индивидами. 'Включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство. Также называются метапотребностями.

 

Мотивы роста (ОгоЬ то<:1уе). Потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы.

 

Направленный на других (ОЛет-йиесЪеА). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от других людей и от социальных норм как основы для суждений и действий.

 

Направленный на себя (1ппег-(11гсс<,е(1). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от собственных принципов и мотивов как основы для суждений и действий.

 

Опросник личностной ориентации (Рег8опа1 Опепюп 1пуеп1огу, РОТ). Личностный опросник самоотчета, разработанный для измерения степени самоактуализации индивида.

 

Потребность в безопасности и защите (8аГе<,у-8есип1у пее<1). Основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

 

Потребность в принадлежности (Ве1оп8т§пе88 пее(1). Основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях.

 

Потребность в самоуважении (5е1'-е8<:еет пее(1). Основная потребность, которая мотивирует человека достигать признания и уважения других.

 

Психология третьей силы (ТЬ1Г(1 Гогсе р8усЬо1ойу). Направление в психологии, которое Маслоу и другие рассматривали как жизнеспособную альтернативу психоанализу и бихевиоризму (также называется гуманистической психологией). Акцент на способности человека к личностному росту является определяющей чертой психологии третьей силы.

 

Самоактуализация (8е1Г-ас1иа11га1оп). Процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит - жить осмысленно и совершенно.

 

Самоактуализирующиеся люди (8е1Г-асиаН2ег8). Люди, которые удовлетворили свои де-фицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 525

 

Становление (Весоппп). Процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.

 

Феноменологическое направление (РЬепотепо1о81са1). Утверждение, что единственная <реальность>, известная кому-либо, это реальность субъективная или личная, но не объективная.

 

Физиологические потребности (РЬу81о1о§1са1 пес(1). Основная и наиболее сильная группа из всех потребностей человека, включает в себя потребность в воде, пище, кислороде, сне и т. д.

 

Шкала вершинных переживаний (Реа 8са1е). Шкала самоотчета, используемая для измерения тенденции к вершинным переживаниям.

 

Экзистенциальная философия (Ех18Ьеп<:1а1 рЫ1о8орЬу). Философская точка зрения, состоящая в том, что каждый человек сам ответствен за свою жизнь. Акцент на человеке как на <сущем-в-мире>.

 

Эупсихея (ЕчряусЫа). Гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

АЬтНат Н. МазЬш: А тетопа1 уо1ите. (1972). Моп1егеу, СА: ВгооЬ5/Со1е. Ваип., Ала Р. (1968). 1п1егсогге1айоп5 Ьеееп 1Ье Рег5опа1 ОпепШюп 1пуеп1огу апс1 1Ье

 

СогДоп Рег5опа1 1пуегЛогу зсогез. Р5усЬо1о§1са1 Керог15, 23, 1197-1198. СоорептМ 5. (1967). ТЬе ап1есес1еп15 оГ 5е1Г-е51еет. Ме\у УогЬ Ргеетап. СтпйаП К., МсСо-кт В. А., КоЪЬ 2. (1988). ТЬе еес оГ акзегЯуепезз 1:гатш§ оп хеП-асШаНга-Ноп. §та11 Сгоир ВеЬауюг, 19, 134-145. ВатеЪ М. (1982). ТЬе с1еуе1ортеп1 оГ 1Ье сопсерС о{ <е-асШаНгайоп т <:Ье луп1:ш§5 о{ АЬга-Ьат МавЬлу. СиггегЛ Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е\у, 2, 61-76. ОатеЬ М. (1988). ТЬе ту1Ь о{ зе-асиаНгайоп. ип оГ Ниташвйс Р5усЬо1о§у, 28, 7-38. 08атапIе5-АIре50_п Е., Мет11 К. (1980). СгоЬ е<?ес15 о{ ехрег1еп11а1 тоуетеп1 рвусЬоЬег-ару. РвусЬоЬегару: ТЬеогу, КехеагсЬ ап(1 Ргасйсе, 17, 63-68. 0итп{ ]У. (1977). Ниташвт ш Ыз1опса1 регзресйуе. ТЬе Ниташзапиагу/РеЬгиагу. 37, 24-

 

26. Еау А. Н. (1987). §ех (Пегепсе т 8ос1а1 ЬеЬауюг: А 50С1а1-го1е т1егргеи<:юп. Н1Н8(1а1е,:

 

ЕНЬаит.

 

Рох., Кпарр К., МкНае1 \У. (1968). А55е55теп1 о{ 5е1ас<:иа112а<:1оп о{ рзусЫа1пс райепЬ: Уа11с11<:у о{ 1Ье Рег5опа1 ОпепаНоп Тпуепогу. Ес1иса11опа1 ап(1 Р5усЬо1о§}са1 Меаэиге-теп1,28,565-569. СгохасЬ М., АттЛтщ Т., Ьшяеу С. (1966). Согге1а1е5 о{ 5е1Г-ас1иа112а11оп. оита1 о{ Нитап-15110 Р5усЬо]о§у, 6,87. На11 М. Н. (1968). А СопуегеаНоп тЬ АЬгаЬат Н. Ма81о. Р5усЬо1о@у Тоау, 2, 35-37, 54-

 

57. Нагйетап М. (1979). А с11а1о§ие тЛ АЬгаЬат Ма51о\у. }оигпа1 о{ Нитап1511с Р5усЬо1о§у, 19,

 

23-28. Наутая М., Сгееп. (1982). ТЬе авветеп о{ тоНуаНоп ууЬт Ма51о\у'5 ГгателуоЛ. оигпа1

 

о{ КевеагсЬ 1п РегвопаЬу, 16, 179-192. Нотап Е. (1988). ТЬе п§Ь1 1о Ье Ьитап: А Ыо@гарЬу о{ АЬгаЬат Ма51олу. Ьов Ап§е1е5:егету

 

Р. ТагсЬег. НагЛ К. Ь., Мау \У. Т. (1968). А геЬаЬНЯу вШу о{ §Ьо51гот'5 Рег5опа1 0пеп1а11оп 1пуеп1огу.

 

}оитпа1 оГ НитапвИс РвусЬо1о§у, 8, 68-72.

 

]атеп О. С., Кпарр К. К., МкНае1 V/. В. (1979). Соп81гис1 уаИДайоп о{ сопсерй о{ ас{иа1121п§ теавигеЯ Ьу 1Ье Регвопа1 0пеп1а1юп 01теп51оп5. Ес1иса1:1опа1 ап Р5усЬо1о§1са1 Меавиге-теп1,39,505-509.

 

526 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

]опе& А., СтапЛай К. (1986). Уа11с1аНоп оГ а 5110 1п(1ех оГ зе-асиаНгаиоп. Рег5опа1Я:у апЯ

 

§ос1а1 Р5усЬо1обу ВиНеЧп, 12, 63-73. Ке11у К. В., СНотп V. (1985).?е1 апо1Ьег етр1г1са1 <:ез1 о{ 1Ье ге1аНоп5Ыр Ье1\уееп 5е1-ас1иа1-

 

12.Мюп апс1 тога! с1§теп1. Р5усЬо1о§1са1 Керог15, 56, 201-202. Кеу5 А., ВогеЬ., НепзсМ А., МкМзоп Н. (1950). ТЬе Ью1о§у о1 Ьитап яагуаЧоп. М1ппеар-0115: ишуегзНу оГ М1ппе501а Ргевв. Кпарр К. К. (1965). К.е1а<:юпзЫр оГ а теазиге о{ 5е1-ас1иа112а11оп 1о пеиго11с1зт атД ехгауег-51оп. и1-па1 о! Соп5иК1п@ Р5усЬо1о@у, 29, 168-172. Кпарр К. К. (1976). Напс1ЬооЬ Гог 1Ье Регзопа1 ОпепаНоп 1пуеп<:огу. §ап 01е§о, СА: Е(11Т5


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!