Теории личности издание 2-е, исправленное 47 страница



 

450 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

быть способен не только интерпретировать новые события или пересматривать старые, но также анализировать само изменение. Иначе говоря, так как изменение конструкта или набора конструктов само по себе является событием, человек должен иметь какую-то концептуальную структуру для того, чтобы интерпретировать изменения своей конструктной системы. Иначе будет не изменение, а хаос.

 

Например, мужчина 21 года интерпретирует свои отношения с матерью, продолжая реагировать на нее как <маменькин сыночек>, то есть сверхзависимо. Очевидно, что он встретится с большими трудностями в жизни, если не изменит интерпретацию данных отношений. Ему удастся это сделать, если он обладает проницаемым подчиняющим конструктом <зрелость-незрелость>, который сможет применить в этой ситуации. Тогда он может интерпретировать себя как <зрелого> и начать реагировать на свою мать по-иному, то есть менее зависимо. В сущности, он будет иначе интерпретировать свое отношение к матери с точки зрения применения конструкта <зрелый> к себе.

 

Изменения в отношениях со значимыми другими - не единственное обстоятельство, которое заставляет наши конструкты меняться. Иногда даже очень полезные конструкты, которые использовались долгое время, становятся менее, чем раньше, пригодными для точного прогноза событий. Келли считал, что в таких случаях удобный знакомый конструкт будет изменен, хотя бы слегка. Это, вероятно, и происходит почти постоянно с часто используемыми конструктами, потому что наш прогноз событий никогда не бывает совершенным. Однако происходящие таким образом изменения не затрагивают существенно конструктную систему. Это просто небольшая коррекция того, как человек понимает события.

 

Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал в своем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Эта идея определенно выражена в выводе об общности <Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека [Ке11у, 1955, р. 90]. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями). Необходимо заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже - они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

 

Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Келли полагал, что люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково [Ке11у, 1962]. <Культурный шок>, часто переживаемый, когда человек сталкивается с представителем другой культуры, является результатом различий в том, как они интерпретируют события. В поддержку этой точки зрения можно привести недавние исследования, показывающие, что культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди [ТпапсИэ е а1., 1984].

 

г

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 451

 

Другой важный аспект теории личностных конструктов Келли касается отношении между людьми и их конструктными системами. Это отражено в выводе о содружестве, который уточняет условия, необходимые для эффективных межлич-ЦОС111ЫХ отношений: <Один человек может играть роль в социальном процессе, цк.почающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует интерпре-гацнонные процессы второго> (Ке11у, 1955, р. 95]. Этим выводом Келли подчеркну.), что социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Иначе говоря, чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпрети-ро1);11'ь какую-то часть конструктной системы другого человека. Это утверждение от.шчастся от допущения, что люди могут взаимодействовать только когда у них схожая конструктная система или если они в чем-то похожи. По Келли, для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы один человек

 

Кс.-иш утверждает, что его теория может быть применима к разрешению международных проблем. Он полагал, что мир без войны зависит от способности людей, представляющих различные правительства, понимать конструкты друг друга. (0\\(11 РглчЬгп 1и-1<. Вопп)

 

452 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Для того, чтобы <исполнить роль> вашего отца, например, необходимо понять его взгляды (и на вас тоже) с помощью своих конструктов и соответственно построить ваши действия

 

Для того, чтобы играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, не требуется его согласие, о чем свидетельствуют отношения родители-ребенок и учитель-студент. Как указывалось в выводе об общности, гораздо легче понять ход мыслей другого человека, если ваши взгляды схожи, но это не существенно для эффективного исполнения роли. Критическим моментом в межличностных отношениях является то, что по крайней мере один человек пытается понять, как другой человек оценивает играемую им роль.

 

Понятие <роль>, используемое Келли, не следует смешивать с термином, употребляемым в социологической теории ролей. Для социолога роль - единица социальной структуры, к которой принадлежат люди (например, служащий авиакомпании, президент объединения, почтовый работник). А в системе Келли роль определяется как <форма поведения, которая логически вытекает из того факта, что человек понимает, как мыслят другие люди, связанные с ним в его деятельно ста> [Ке11у, 1955, р. 97-98]. Это определение предполагает, что значимое социальное взаимодействие не существует бессознательно, просто потому что два или несколько человек общаются друг с другом или делают общее дело. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления. Далее Келли утверждал, что роли не обязательно должны быть обоюдными, то есть человеку (людям) не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенным в социальные отношения. Другому человеку также не нужно вступать в ролевые отношения с индивидом, анализирующим его. Действительно, в нашем обществе преобладают односторонние ролевые отношения (например, врач-пациент, адвокат-клиент, работодатель-рабочий). В этой связи Келли отмечал, что оптимальные отношения предполагают взаимное понимание взглядов на жизнь, как в случае здоровых отношений между женой и мужем.

 

Келли считал, что очень хорошо иметь социальные прогнозы, которые подтверждаются другими людьми. У нас есть определенные представления о том, чего от нас ждут другие. Когда мы действуем в соответствии с ними и узнаем, что мы точно предсказали ожидания других, это побуждает нас и дальше вести себя таким же образом.

 

Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферы человеческих отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющую связь между индивидуальной и общественной психологией апотсг, 1987]. Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные процессы других.

 

Давайте теперь рассмотрим основные положения о природе человека, лежащие в основе теории личностных конструктов.

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 41

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЕЛЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Как уже отмечалось, философия конструктивного альтернативизма предполагае что Вселенная реальна, но разные люди интерпретируют ее по-разному. Это озн чает, что наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше пов дение, чем сами события. Доктрина Келли также означает, что различия меж персонологами относительно природы человека являются отражением их ун: кальной конструктной системы. И сам Келли не был исключением в этом вопрос Как и все другие теоретики, системы которых мы обсуждали в этом учебнике, Ке ли представляет природу человека, основываясь на своей собственной интерпрет ции психологической реальности. Его исходные философские положения, обсуз даемые ниже, представлены на рис. 9-1.

 

Свобода-детерминизм. В теории личностных конструктов люди представл ны как свободные и зависящие от своего собственного поведения. Вот четкая фо мулировка Келли:

 

Эта система личностных конструктов дает ему [человеку] и свободу решений, и огран чение действий - свободу, потому что она позволяет ему иметь дело со значением соб тий, а не с силами, которые подталкивают его, и ограничение, потому что он всегда делг выбор в пределах тех альтернатив, которые он выстроил для себя [Ке11у, 1958, р. 5

 

Итак, по Келли, люди обладают громадным набором конструктов, из которо они выбирают те, что необходимы для интерпретации событий, но, однажды в: бранные, эти конструкты определяют их поведение. Люди действуют только пределах конструктов, которые они приобрели. Например, человек, сталкива; щийся с незнакомым явлением, может использовать или не использовать коне рукт <хороший-плохой> для его интерпретации. Если он решит применить эт конструкт, то, вероятно, выберет тот его полюс, который предлагает больше возможность для дальнейшей разработки своей прогностической системы (выв

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Слабая Умерен-Сильная

 

Свобода Рациональность Холизм Конституционализм Изменяемость Субъективность Проактивность Гомеостаз Познаваемость

 

Рис. 9-1. Позиция Келли по девяти основным положениям, касающимся природы че.

 

века.

 

Детерминизм Иррациональност) Элементализм Инвайронментали Неизменность Объективность Реактивность Гетеростаз Непознаваемость

 

 

1.1.

 

454 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 455

 

о выборе). Однако, когда он сделал выбор, он больше не свободен, если только не решит интерпретировать незнакомое явление в других терминах, тем самым устанавливая для себя новые границы и новые отношения конструктов. Конечно, он может интерпретировать и анализировать то же явление в течение всей жизни, таким образом давая возможность циклу свобода-детерминизм, лежащему в основе его поведения, проявляться вновь и вновь. В теории Келли свобода и детерминизм находятся в сложном переплетении.

 

Рациональность-иррациональность. Строгая приверженность Келли положению рациональности распространяется на все аспекты его теории. Действительно, по сравнению с другими направлениями, представленными в этом учебнике, в системе Келли рациональности придается наиболее серьезное значение. Келли считал, что люди находятся в постоянном интеллектуальном поиске, стараясь понять мир вокруг себя. То, как Келли интерпретировал личность, ясно показывает приверженность основному положению рациональности. Фактически когнитивная теория Келли не могла бы существовать как жизнедеятельная <конструктивная альтернатива>, не имея в своей основе рациональной позиции.

 

Холизм-элементализм. Келли придерживался умеренно холистической точки зрения на природу человека. Хотя его единица анализа, личностный конструкт, на первый взгляд отражает элементалистский подход к изучению людей, Келли не делает предположения о том, что личность можно понять по каждому конст-рукту в отдельности. Наоборот, он придает особое значение тому, как конструкты организованы и связаны друг с другом. Следовательно, чтобы понять человека, необходимо понять всю его конструктную систему.

 

Например, конструкт <хороший> студента А, будучи применен по отношению к его профессору, может быть просто подчиненным для конструкта <интересный>. А конструкт <хороший> студента Б в той же самой ситуации может быть подчиненным для конструкта <интеллектуально стимулирующий>. Согласно Келли, просто невозможно было бы оценить эту разницу, изучая отдельно взятый конструкт <хороший> студентов А и Б. Многочисленные дополнительные взаимоотношения внутри системы также были бы не замечены при поэлементном подходе. Однако можно оценить конструкты по отдельности; в этом смысле Келли не полностью привержен положению холизма,

 

Конституционализм-инвайронментализм. Здесь Келли в значительной степени склонен к полюсу инвайронментализма. Так как Келли никогда впрямую не обращался к вопросу внешнего или внутреннего происхождения личностных кон-структов, то в его теории просто нет никаких ссылок на наследственность. С другой стороны, окружение теоретически вездесуще; по Келли, люди все время интерпретируют и анализируют события, имеющие место в окружении. Личностные конструкты извлекаются из жизненного опыта, применяются для прогноза будущих событий и изменяются или отбрасываются, если не помогают прогнозировать эти события. Таким образом, конечная функция конструктной системы человека - интерпретация окружающего мира.

 

В то же время, в теории Келли окружение не обладает тем абсолютным могуществом, как в теории Скиннера. Познающий человек активно интерпретирует, оценивает, анализирует окружение, а не формируется под его влиянием. В отличие от радикального бихевиоризма Скиннера, система Келли рассматривает человека в основном как познающего и рационального субъекта. Влияние окружения признается в системе Келли, но не до такой степени, чтобы полностью заслонить человека. Таким образом, инвайронментализм Келли лучше всего характеризовать как умеренный.

 

Изменяемость-неизменность. Теория Келли насыщена динамическими изменениями. Жизнь рассматривается как постоянное движение, причем все события подлежат пересмотру в свете различных конструктов. Это кинетическое восприятие отражает убеждение Келли в том, что люди меняют свои взгляды и формируют новые конструкты в течение всей жизни. Такая точка зрения демонстрирует сильную приверженность положению изменяемости.

 

Положение изменяемости отчетливо проявляется в том факте, что Келли считал необходимым объяснить обстоятельства, при которых происходит изменение в конструктной системе. Люди изменяют свои конструктные системы по мере того, как успешно интерпретируют повторяемость событий (вывод об опыте). С точки зрения основного положения, это означает, что личность индивида может изменяться с течением времени как функция от опыта. И вывод о модуляции, разработанный Келли, частично объясняет, как конструктная система человека может изменяться в той степени, в какой его конструкты являются проницаемыми. Чем более проницаемы конструкты, тем больше событий могут они включать в диапазон применимости, и тем больше пространство для изменений во всей системе. Однако Келли утверждал, что не все люди способны изменяться в одинаковой степени. Например, человек, не пересматривающий свои конструкты в свете текущих событий, потому что они лишены проницаемости, не будет сильно изменяться с течением времени. Такой человек всю жизнь будет ригидным в интерпретации событий и поведении. Но человек с проницаемыми конструктами действительно может извлечь пользу из жизненного опыта - такой человек может изменять конструкты в течение всей жизни. Так как Келли признавал возможность подобного изменения и пытался объяснить, как оно происходит, то можно сделать вывод о том, что он был строго привержен положению изменяемости.

 

Субъективность-объективность. Келли утверждал, что люди живут в субъективном мире личностных конструктов. Люди могут интерпретировать и анализировать внешние события, как им хочется, но они, тем не менее, остаются в пределах своих субъективных конструктных систем. Каждый индивид рассматривает действительность с помощью модели личностных конструктов, и эти модели уникальны для каждого человека.

 

Объективные внешние факторы воздействуют на человека не одинаково, потому что он всегда интерпретирует их в соответствии со своими личностными особенностями. То, что является <полезным> опытом для одного человека, будет <вызывать тревогу> у другого; то, что <уместно> для одного человека, может быть просто <неосновательным> в конструктной системе другого. Объективная реальность всегда видоизменяется в творческом осмыслении человека: реальность - это то, что является субъективной интерпретацией каждого из нас. Итак, по Келли, каждый человек живет в уникальном мире, созданным им самим. Этот мир можно изменить, но только в той мере, в какой мы хотим его пересмотреть. Келли строго привержен положению субъективности. Фактически своеобразное сочетание положений Рациональности и субъективности является уникальной чертой его теории.

 

456 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

Проактивность-реактивность. Положение проактивности - реактивности непосредственно касается вопроса о мотивации: люди сами выстраивают свое поведение или оно является реакцией на внешние раздражители? Поскольку Келли рассматривает мотивацию как излишний конструкт, он не делает предположения о ее природе. Для Келли люди ни проактивны, ни реактивны - они живые! Быть живым значит быть активным; жизнь - это форма движения. Итак, Келли считает совсем необязательным рассматривать вопрос о том, что является мотивацией поведения по той простой причине, что человек живет и, следовательно, всегда активен в поведении. Если принять эту неортодоксальную позицию в отношение мотивации, следует согласиться, что положение проактивности-реактивности нельзя применить к теоретической системе Келли.

 

Гомеостаз-гетеростаз. Это положение также отражает вопрос мотивации: поведение человека направлено на ослабление побуждений и сохранение внутренней гармонии или на рост и самоактуализацию? По Келли, ни одна из этих категорий не применима. Он полагал, что люди стремятся приобрести и организовать логически последовательные конструктные системы, чтобы точно прогнозировать будущие события. Поступая таким образом, они занимаются продуманным выбором, то есть они выбирают ту альтернативу, которая ведет к большему расширению и определению их конструктных систем (вывод о выборе). Для исследователя, ориентированного на гетеростаз, это может звучать как рост и самоакту-ализация. С другой стороны, те, кто предпочитают гомеостаз, могут возразить, что люди делают именно такой выбор, потому что они пытаются уменьшить внутреннюю неуверенность по отношению к миру. Сам Келли не придерживался никакой определенной позиции по этому ключевому вопросу. Мотивация, с его точки зрения, - несущественная концепция. Следовательно, в качестве основного положения о природе человека понятие гомеостаза-гетеростаза не применимо к когнитивной системе Келли.

 

Познаваемость-непознаваемость. Келли не рассматривал природу человека как познаваемую в традиционном русле научного исследования. Он отвергал философскую позицию реализма, которая утверждает, что объективную реальность можно понять, независимо от ее восприятия нами. Возражая против реализма, Келли выдвинул свою собственную эпистемологическую доктрину конструктивного альтернативизма, которая утверждает, что реальны только события внутреннего мира. Объективная реальность не существует отдельно от нашего личного истолкования ее. А следовательно, природу человека нельзя познать, ее можно только альтернативно интерпретировать,

 

Тогда возникает очевидный вопрос: а при чем тут наука? Келли отвечает, что научные теории служат как обособленные полезные конструктные системы в процессе объяснения событий. Одни оказываются полезнее, чем другие (какие именно - покажут будущие события), но надежные устойчивые теории хорошо послужили в качестве конструктивных альтернатив. Рассмотрим несколько избранных теорий личности в качестве примера. Фрейд интерпретировал людей в терминах бессознательной мотивации; Адлер выделял стили жизни; Эриксон открыл психо-социальные стадии развития эго; Кеттел рассматривал черты, лежащие в основе поведения; Скиннер наблюдал опосредованные условные реакции; Бандура предложил научение через наблюдение в качестве ключевого аспекта поведения человека. А Келли? Келли подчеркивал субъективную интерпретацию мира человеком.

 

г

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 45

 

По сути, в персонологической теории Келли заложены семена ее кончины Так как реальность остается открытой множественным интерпретациям, насту пит такой день, когда события, сейчас интерпретируемые по теории Келли, буду лучше прогнозироваться с помощью какой-то другой системы теоретических кон структов. Он осознавал это и с обезоруживающей прямотой признавал. Обсуж дая, как теория личностных конструктов была классифицирована достойным> уважения учеными, он пришел к заключению: <Ее также классифицировали ка; абсурд, который, весьма вероятно, в один прекрасный день изживет сам себя: [Ке11у, 1970, р. 10]. Следовательно, с позиции своих философских воззрени; Келли допускал, что поведение человека непознаваемо с помощью эмпирически: исследований.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

 

В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказс тельствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посв щен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом [Вопапш 1965], который на основании оценки почти 100 опубликованных исследований толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению, что было 61 преждевременным утверждать, что теория Келли в этом смысле валидна. Однак более поздние источники представляют экспериментальные данные в поддержк определенных аспектов теории Келли [ВисЬ, Сга1§, 1978; Н1§§Ш5 е1 а1., 1982; Ьок 1982; ТоЬасуЬ, Оопз, 1986]. Тщательное исследование показывает, что многие к этих работ используют тест, который Келли разработал для оценки личностны конструктов, с помощью которых люди интерпретируют жизненные события Этот тест носит название <Репертуарный тест ролевого конструкта> (Ко1 Соп51гис1 Керегогу ТеаО. Как мы увидим, этот тест позволяет получить данные, какой-то мере подтверждающие идеи Келли о расстройстве мышления при пп зофрении [РгапаеНа, Вапшзег, 1977; Ме1теуег, Ме1теуег, 1981]. Оказывается, ет описание довольно интересной природы этих расстройств подтверждалось еще л принятия во внимание исследований, подсказанных когнитивной теорией Келл]

 

Репертуарный тест ролевого конструкта

 

Келли разработал <Репертуарный тест ролевого конструкта> (сокращенно Ре] тест) для оценки важных конструктов, которые человек использует при инте] претации значимых людей в его жизни [Ке11у, 1955]. Первоначально Реп-те(мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапе: ту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует < Для оценки своего социального и материального окружения. К сожалению, х. рактер Реп-теста не вписывается в традиционную систему психометрическс оценки; нет данных о его надежности, валидности или стандартизации, которь позволяют потенциальному пользователю применять тест практически. Но в то; что делал Келли, вообще очень мало традиционного. Итак, хотя Реп-тест бь; разработан в рамках теории Келли, исследования, касающиеся его клиническо] и экспериментального применения, не обязательно показывают валидность самс

 

458 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

теории. Помня об этом предостережении, давайте рассмотрим, как используется этот оценочный инструмент для измерения конструктной системы человека.

 

Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названий ролей -от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого (например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Некоторые из типичных ролей, встречающиеся в перечне названий ролей, приведены в табл. 9-1.

 

Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить <самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей>. Например, испытуемого могут попросить определить сходство и различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что они <спокойные>, в отличие от матери, которая <гиперактивна>. В терминологии Келли, конструкт, полученный таким <способом>, это шкала <спокойный-гипер-Таблица 9-1. Перечень определений названия ролей для решетки Реп-теста

 

Название роли Определение О 2 3 4 Я М О Б Вы сами Ваша мать или человек, выполняющий роль матери в вашей жизни Ваш отец или человек, выполняющий роль отца в вашей жизни Ваш брат, близкий вам по возрасту, или, если его нет, мальчик приблизительно вашего возраста, который мог бы быть вам братом в раннем

отрочестве 5 С Ваша сестра, близкая вам по возрасту, или, если у вас нет сестры, девочка приблизительно вашего возраста, которая могла бы быть вам сестрой в раннем отрочестве 6 С Ваша жена (муж), или, если вы не состоите в браке, ваш теперешний

друг противоположного пола 7 8 П О Учитель, сильнее всего повлиявший на вас, когда вы были подростком Учитель, чьи взгляды вызывали у вас наибольшие возражения, когда П О Учит вы были подростком в Н Работодатель, супервизор или служащий, которому вы подчинялись, в

период большого стресса 10 11 До Че Ваш врач Человек, которому вы больше всего хотели бы помочь или больше До Че Ва всего сочувствуете вс От Человек, с которым вы были связаны и которому по каким-то неожи-От Челов данным причинам вы не нравитесь да 14 Сч Эт Счастливый человек, которого вы лично знаете Человек, отвечающий самым высоким этическим нормам, которого вы

лично знаете 15 Ум Самый умный человек, которого вы знаете лично Ум Самый умный человек, которого 1955, р. 227. Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 45

 

ск л -го _з а) 0 1-ГО 0. Ш и 1) и о.; т >.)х 2 о) п 1 1 х т >-'! 1 0-а) Р 0 _? 1 <о 7 т О. о 1 & о 1 о о _л <и 1 И ё < 7 2 т а а) 5 х V 1 & т 7 >5 2 1 и (о 7 и 1 о с ш 7 '1 7 1 к ш са 0 1)1 _л > 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 № п. п. 11олюс конструкта Противоположный полюс

8) в о V 1 авторитетный неавторитетны; о 0 о 2

О о о 3

о о о 4

о 0 о? о о о 6

о о О 7 с о о 8

о о о 9

о о о 10

о

 

о 11

о о о 12

о о о 13

о о 0 14 о о о 15 Рис. 9~2. Репертуарная решетка Реп-теста. (Источник: адаптировано из Ке11у, 1955, р. 270)

 

активный>. Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадам (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб) для того, чтобы определить, ка испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Вс роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказь вать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог м(жет сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых дл него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечн и применяется индивидуально.

 

Келли также разработал технику репертуарной решетки (рис. 9-2). Мето применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляк специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси пер1 числены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к кот(РЬ1м он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые по, ходят к ролям, указанным сверху на рис. 9-2 (то есть после прочтения кратког определения роли каждого). Затем испытуемого просят заполнить первый ря

 

V

 

460 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

матрицы под колонками, обозначив трех людей кружками. Эти кружки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. На рис. 9-2, например, первый ряд матрицы содержит кружки в клетках под колонками 9, 10 и 12 (то есть <начальник>, <доктор> и <отвергаемый человек>). Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих трех людей похожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается непере-черкнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке <полюс конструкта>. В колонке <противоположный полюс> он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Как показано на рис. 9-2, начальник и доктор похожи, потому что они <начальство>, а отвергаемый человек <не начальство>. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду (не рассматривавшиеся в разряде, который выявлял величину конструкта) и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клеточками внутри прямоугольника. Возможно, вам это покажется интересным и познавательным, и вы заполните решетку на рис. 9-2 своими собственными социальными конструктами,


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!