Теории личности издание 2-е, исправленное 45 страница



 

рго§ге55 апс) 1тр11са1)оп5 Гог 1Ье е1@Ь11е5 (Уо1. 1). УавЬшоп, ОС: и.8. 0ераг1.теп[ о{

 

Неа11Ь апс) Нитап 5егу1се5. ипЬе8е. 1., 2ттетап. (1970). АррИес) апа1у515 оЬитап ЬеЬаУюг: Ап а1(,егпа1:1уе 1о

 

сопуеп1{опа1 тоНуаНопа) тГегепсев апс) ипсоп5с1ои5 с)е1егт1па11оп 1п 1Ьегареи11с рго§гат-т1п§. ВеЬау1ог ТЬегару, 1, 59-69. РаЛез К. К. (1984). Еосиэ оГсого), сошЧуе аррга15а1, апс) сор1п§ т 505511 ер48ос1е5оита1

 

оГ Рег8опа111:у апс) 5ос1а1 Р5усЬо1о@у, 46, 655-668. РНагех Е.. (1965). 1п1егпа1-ех1егпа1 соп1го1 аз а с)с1егт1пап(. оГ атоип1 оГ 5ос1а1 тПиепсе

 

ехеес). оипа1 оГ Рег5опаЬ1:у апс) §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 2, 642-647. РНагез Е.]. (1976). Ьосиз оГсопИ-о) 1п рег5опа11Су. Мотвоп,: Сепега) Ьеат1п§ Ргеза. РНагеч Е.. (1978). Ьосих оГ соп1го1. 1п Н. Ьопс)оп апс). Е. Ехпег,. (Ес)5.). 01теп51оп5 оГ

 

рсг5опа1Ну (рр. 263-304). е\V УогЬ: УНеу.

 

Коае. В. (1954). 5ос1а1 1еагпт§ апс) с)1п1са1 р5усЬо1о§у. Еп§1еутоос1 С11ГГ8,: РгепИсе-НаН. Ко1{е. В. (1966). СепегаИгес) ехрес1апс1е5 Гог 1п1ета1 уегвиа ех1,ета1 соп1го1 оГге1пГогсетеп1.

 

Р5усЬо1о@1са1 МопогарЬз, 80 (епИге. 609). Коае. В. (1967). А пе 5са1е Гог 1:Ье теазигетеШ оГ 1п1егрег5опа1 1:ги5{. оипа1 оГ РегеопаНсу,

 

35,651-665. Койег. (1975). 5оте ргоЫетз апс) т15сопсер11оп5 ге1а1ес) 1о 1Ье соп81гис1 оГ 1п1:егпа1 уегкиэ

 

ех1ета1 сопСто) оГ гетГогсетепС. оипа1 оГ Соп5и1Нп§ апс) С11мса1 Р5усЬо1о§у, 43, 56-67. Коа:е. В. (1981). 5ос1а1 1еат1п§ 1Ьегару. 1п Т. Ееа1Ьег (Ее).). ЕхресаМопэ апс) ас<:1оп5:

 

Ехрес1апсу-уа1ие тос)е)5 1п р5усЬо1о§у. Н1Н5С)а1е,: ЕНЬаит. Ко:1е. В. (1982). ТЬе с)еуе1ортеп1 апс) арр11са11оп5 оГ 5ос1а1 1еатт§ <:Ьеогу: 5е1ес1ес1 рарегз.

 

еVV УогЬ: Ргае§ег. Коае. В., СНапсе]. Е., РНагез Е.]. (1972). Арр11са11оп5 оГ 5ос1а1 1еат1п§ 1Ьеогу оГ регеопаНсу.

 

Ме\у Уог1с: Но11:, К1пеЬаг1 апс) ЛУшхЮп. Ко11е. В., НосНгекН 1)./ (1975). Рег5опа1Я:у. С1епу1е\у, 1Ь: 5сои, Роге5тап. Загазоп, 1. С. (1975). Те51 апх1е1у апс) 1Ье 5е1Г-с)15с1о81п§ сор1п§ теЬос). }оигпа1 оГ Соп5и1[1п§

 

апс) С)1п1са1 Р5усЬо1оеу, 43, 148-153. ЗИиеппап К. Е., _1аи@е. 8. (1970). Еосш оГ сопато) апс) согге1а<:е5 оГайгасйоп 1оагс) о1Ьег5. Рарег

 

ргезеп1ес) а1 <.Ье аппиа) теейп§ оГ 1Ье Еа51:егп Р5усЬо1о§1са1 Аз5ос1а<:1оп, А[1апйс СЯу,. 5п§е.., 5т@ет О. С. (1981). Те1еу15юп, 1та§1па11оп, апс) ১гез81оп: А 5[ис)у оГрге5сЬоо1ег5.

 

Н1Н5с)а1е,: ЕНЬаит.

 

Лтпег В. Р. (1989). ТЬе ог1§1п5 оГсо§ш(:1уе СЬои§Ь1. Атепсап Р8усЬо1о§151, 44, 13-18. ЗМсЫапЛ В. К. (1977). 1п1ета1-ех<.ета1 соп1го1 оГге1пГогсетеп<,. 1п Т. Ваза (Ее).). Рег5опа)Ну

 

уапаЫеэ 1п 5ос1а1 ЬеЬауюг. Н1118С)а1е,: ЕНЬаит. ЯпсЫап В. К. (1978). 1п1:ета1-ех<:егпа1 ехрес1:апс1е8 апс) Ьеа11:Ь-ге1а1:ес) ЬеЬау1ог5. оигпа1 оГ

 

Соп5и1с1п@ апс) СНп1са1 Р5усЬо1о§у, 46, 1192-1211. '1пс{1апс1 В. К. (1979). 1п1ета1-ехСета1 ехрес1апс1е5 апс) сагс)1оуа8си)аг Гипс11оп1п8. 1п

 

Ь. С. РеНтиПег апс) К. А. Моту (ЕсЬ.) СЬо1се оГ регсе1уес) сопго]. Н1Н5С)а1е,: ЕгИзаит. ЯпсЫап({ В. К. (1989). 1п1ета1-ех1ета1 сопЬто) ехрес1апс1е5: Егот соп11п§епсу 1о сгеаЧуНу.

 

Атепсап Р5усЬо1о§151,44,1-12. Тапёпеу. Р., РеМасН 8. (1988). СЫ1с)геп'5 1е1еу151оп у1е1п§ Ггеяиепсу: 1пс)1у1с)иа1 с)1ГГегепсе5

 

апс) с)ето§гарЬ1с согге1а1ех. Рег8опа1Н:у апс) 5ос1а1 Р5усЬо1о§у Ви11е11п, 14, 145-158. ТНотаз М. Н., НоПоп К. \У., Ырртсоа Е. С., ОтаЬтап К. 8. (1977). ОевепзтгаНоп 1о роПгауа)5

 

оГ геа1-)1Ге агевзюп ав а ГипсИоп оГ ехрозиге <:о 1е1еу151оп у1о1епсе. оипа1 оГ Рег5опаИ1у

 

апс) 3ос1а1 Р5усЬо1о§у, 35, 450-458. аИаоп к. А., ]Уа11Лоп В. 8. (1981). Неа)1Ь 100118 оГ соп1го1 8са1е8. 1п Н. Е. ЬеГсоиП (Ее).).

 

Ке8еагсЬ \уН:Ь 1:Ье 1оси5 оГ соп1го1 соп8<.гис1 (Уо1. 1, рр. 189-243). еVV УогЬ: Асас)ет1с

 

Ргечч

 

430 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

\Уа11яоп К. А., "МаПлоп В. 8. (1982). УЬо 14 гевропЫе (от уоит Ьеа)1,Ь?: ТЬе сопч1гис<- о{ ЬеаЬ 10048 о{ соп<:го1. 1п С. 8ап(1еп) апс). 5415 (Ес15.). 5ос1а1 р5усЬо1о§у оС Ьеа1(,Ь апс1 Шпехх. Н1115с1а1с,: Ег1Ьаит. \Уа15оп О. Ь., ТНагр К. С. (1989). еН-гес ЬеЬауюг: Зе-пюйсаНоп {от регеопа) аиЯ-тепс. Рас]йс Сгоуе, СА: Вгоо1<5/Со1е.

 

\УетЬег§ К. 5., НиНех Н. Н., Сп1е1И]. \У., Еп§1апс1 К.,]асЬ&оп А. (1984). ЕЙСЙ оГ ргеехИп апс) тап1ри1а[е() ве-ейсасу оп \уе1§Ь1, 1085 т а веК-сотго) гоир. оипа1 оГ Рег5опа111у КеяеагсЬ, 18,352-358. V/о]с{. (1988). 5ос1а1 1еагп1п§ рге1с1:ог5 оС {Ье ауопапсе о1 5то1<1п§ ге1ар5е. А(1(31С11уе ВеЬа-\-{ог5, 13, 177-180.

 

2ттеппап Д.У., Ко&еп1На1]. Т. (1974). ОЬ5еп'а1:юпа1 1еат1п§ о! ги1е @оуете(} ЬеЬауюг Ьу сЫгеп. РхусЬо1о§;са1 Ви11еНп, 81, 29-42.

 

Глава 9

 

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Вапйш-а А. (1984). КесусНп§ 1п15сопсер1:1оп5 оГ регсс1Усс1 яеН-есасу. СотНуе ТЬегару ап(1

 

Ке5еагсЬ, 8.231-255.

 

Вап(}ит(1 А. (1986). §осш1 ГоипаНопх оЬоиЬ): ап(1 асСюп. Рп§1е\уоо(1 0115,: РгепИсе-НаИ. Вапс1ит А., }Уоос! К. Е. (1989). ЕЙс оГ регсс1уес1 соп1:го11аЫ111:у ап(3 регогтапсе 5(:ап(3аг(}5 оп 5еН'-гс§иIа<:Iоп о{ сотр1ех (1ес151оп-та1п§. оипа1 о{ Рег5опа1Ну ап(} §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 56, 805-814.

 

Е-сат К. 1. (1989). А1Ьеп Вапига: ТЬе тап апс) Ь1§ кеаа. \У'ез1рог<:, СТ: Сгееп\уоос1 Ргем. Кагапа§/г В.]., Вои>ег С. Н. (1985). Моо ап(} 5е1-е№сасу: 1трас): о()оу апй хапекз оп рег-се1Уес1 сараБИШез. ВеЬау1ог ТЬегару апс) КезеагсЬ, 9, 507-525. Ко11е. В. (1981). ТЬе р5усЬо1о@1са1 яНиас1оп 1п 5ос1а1 1еат1п§ сЬеогу. 1п О. Мапизвоп (ЕЛ).

 

Точ/атй а р5усЬо1о§у о{ вНиаМопа: Ап 1п<-егас11опа1 регзресНуе. Н1115с1а1е,: Ег1Ьаит. ЗсНектМ. Р., Сапет С. 5. (1988). А тос1е1 оГЬеЬау1ога1 5е1-ге§и1айоп: Тгап51а1ш§ тепИоп ш1о ас11оп. 1п Ь. ВегЬо\у112 (Ее).). Ас)уапсе5 1п ехрег1теп1а1 5ос1а1 р5усЬо1о§у (Уо1. 21). Зап 01с§о, СА: Асас1ет1с Ргехз.

 

То, что люди - думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персо-нологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека [ПаЬе, Тау1ог, 1991; Ууег, §ги11, 1984]. Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека апог, 1987]. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

 

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, <реагирующие> на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный

 

у

 

432 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. <Что меня удивило... это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и... на много лет вперед> [М1всЬе1, 1980, р. 85-86]. В этой главе мы познакомимся с теорией личностных конструктов Келли, иллюстрирующей когнитивный подход к личности. Давайте начнем с биографии Джорджа Келли.

 

ДЖОРДЖ КЕЛЛИ: КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Джордж Александер Келли (Сеог§е А1ехапс1ег Ке11у) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

 

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

 

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

 

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

 

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Ве-Джордж Келли: когнитивная теория личности

 

Лжор<)ж К('.1:ч1 (1905-)'М)7).

 

.1111(011 депрессии, он решил, что ему следует <заниматься чем-то еще, кроме пре-подапанпя физиологической психологии> [Ке11у, 1969, р. 481. Он стал заниматься к.-шппчсской психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник и Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрсидовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

 

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

 

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были Разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война "ыла важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как Уставной части пауки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой облас-"- В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал ""фсссором и директором отдела клинической психологии в Государственном У"'11всрс11тетс Огайо. За 20.-ют, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал "'" теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии ' -чучпшх выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

 

В 1965 году Келли начал работать о Университете Брандейс, куда он был ири-"_"лен на кафедру наук о новедепин. Этот пост (сбьпзастгя мрчтя пппЛм-г-п-434 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Вгепс1ап МаЬег).

 

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений - клинического и консультативного - в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

 

Самый известный научный труд Келли - двухтомная работа <Психология личностных конструктов> (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: <Новые направления в теории личностного конструкта> [Вапшаег, 1977]; <Психология личностного конструкта> [Ьап(К1е1с1, Ье1<+ег, 1989] и <Развитие психологии личностного конструкта> [Ые1теуег, 1985].

 

ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

 

Основной темой данного учебника является то, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма...,

 

 

1 '

 

Конструктивный альтернативизи

 

Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основе философ Келли конструктивный альтернативизм. дает людям поразительное количеств возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта философ даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

 

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, <что все наше временное толкование мира нуждается в пересмотре или замене> [Ке11у, р. 15]. Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существ политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже вне ней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолют Тр нчмрнтлтгя рсп-ч тппгги пппстп ППГМОТпЯТ НЯ М>Г

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 4

 

другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относ тельно которой <не может быть двух мнений>. Осознание человеком действител иости - это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективны реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. След' вательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существу! только в сознании человека.

 

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют толы в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примера ра смотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что это озн. чает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросимдетско1 терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное объяснение чувс1 девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно, возникло как результг фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, не делать свою личную карьеру. Если мы спросим у матери, та может сказать, что (дочь <плохая> и ей не стоит доверять. Отец девочки может предположить, что он <недисциплинированная>. Дедушка может рассматривать этот факт как детску] проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей дават ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как само событие (присво(ние денег) отрицать невозможно, его значение открыто для альтернативного исто.? кования. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных стор01- Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретаци внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Кел ли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следук щим образом: <...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни оберну лись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дат столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум> [Ке11у, 1970, р. 1] Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить ещ лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристо тель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вн себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тег же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этог< следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полага ет, что А - это то, что индивид объясняет как А! Реальность - это то, что мь истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведени< ДРУГОГО человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда суще ствуют <конструктивные альтернативы>, открытые для нашего разума. Более того Цпция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведения "икогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени 1 "Рмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же вре-Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предше-Ующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитив-теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли:

 

РМИНИЗМ и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому ПРИЗНЯУ гтп.. 1пес _ -

 

щг

 

436 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 437

 

Люди как исследователи

 

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди - ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска [Ке11у, 1963]. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки - предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого - уменьшить неопределенность. Но не только ученые - все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

 

Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о <репутации> профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как <беспристрастного>. Келли характеризует этот процесс термином истолкование', студентка <истолковывает> (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется <правильной>, можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор - педантичный зануда или что-то в этом роде)- Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

 

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога н свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъекте исследования. Он описывает это различие следующим образом.

 

Психолог как бы говорит себе: <Я - психолог, следовательно, ученый, я выполняю 1

 

Н итп.ч' <_е'.ч(_<_п/)1 пт/ситы спцюят прспо.южспия отпосятс.чьно ирсдстпящсН работы 4(1 курсе, (м-чпаыапясь пп о/раиччрнно.ч паб.-подечич понсдеччя спор/о пречо ()<1н<пч('.1я. (Пп \\'1'Ы1)

 

чс.юиска, по мои нгныгусмыи, будучи простым чс.юпсчсскпм сушсс-шом, яннодпижнм ПСуМО.-ШМЫМП НобуЖДСННЯМИ, КОТОрЫМН ОН НСрСЧЮ.-ШСН, 11.111 ЖС011 ЖВДНОСТрСМНТСЯ 11<111- _III средстна к сущестпонанпю н или защиту> 1 КсИу. 1955, р. 51.

 

Кс.'1.'111 отвергает узкое представление о том, что только ученып-пспхолог, но-СЯ1Ц1111 бс.1ЫП Ха.ЧВТ, ПМССТ ОТНОШенПС К ПрОГНОЗу II КОПТрОЛЮ ХОДВ СОбыТПЙ В жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и <__иумпук) каплю протоплазмы, он наделяет человека-нспытуемого темп же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

 

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого 011 изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. 4ля него различие между ученым и неученым было недостоверным.

 

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных послед-"""'111 для теории Келли.

 

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы па _УДущпе, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли 1ржд;1л, что все поведение можно понимать как предупреждающее по свосп 'Рпроде 1Ке11у, 1963]. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь Феходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завт-1 '*_ В попытке про/сидеть и проконтролировать будущие события человек по-яппо проверяет снос отношение к действительности: <Прогноз делается не Просто ради пего самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно

 

438 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего> [Ке11у, 1955, р. 49].

 

Второе следствие уподобления всех людей ученым - это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации - если только они сами не соглашаются с такцм истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

 

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

 

Личностные конструкты: модели для действительности

 

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - этО сам термин конструкт'.

 

Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представляв собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его [Ке11у, 1955, р. 8-9]..;

 

Именно эти <понятийные системы, или модели> Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт - это идея или мысл которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить иЛЯ предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым чеЛ9* век осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контр ста. Примерами личностных конструктов могут быть <взволнованный-споК ный, <умный-глупый>, <мужской-женский>, <религиозный-нерелигиозны} <хороший-плохой> и <дружеский-враждебный>. Это только несколько прШ ров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить зна ние явлений своей повседневной жизни

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 439

 

В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как <огорчительный> или <разочаровывающий>, а его мать заявила бы, что сын <живет в грехе>. Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это <в поисках своей идентичности>, а профессор социологии может полагать, что он просто <отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов>. Сам юноша может рассматривать этот поступок как <естественный>, как <то, что нужно было сделать в этот момент>. Какое из объяснений верное? В теории Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!