Теории личности издание 2-е, исправленное 40 страница



 

дели-женщины, он будет особенно пристально наблюдать за тем, что она делает. По существу, любой набор характеристик, который превращает наблюдение за моделью в течение длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность проявления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.

 

Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то [21ттегтап, Ко5еп1Ьа1, 1974]. Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.

 

Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая - образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека <видеть> образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе или образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.

 

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно <проговорить>, что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Бандура утверждает, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.

 

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение - это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что овек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки Удет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо Для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гим-ические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление само-'""м). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за 'то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения)

 

384 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординирован-1 ным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно 1 выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательность движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет боль-1 шое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведет ние. Конечно, и в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме опреде-1 ленного поведения будут способствовать научению, так как можно по Крайнев мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдав лось ранее. Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении автомобиля, но не принесет пользы при более сложных движениях, таких как прыжк с 10-метровой вышки..

 

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и послед ний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти перемец ные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов мощ лирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенси ности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение

 

Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за мод лируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраив ния поведения - они не будут этого делать без достаточного стимула. Другии словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способн стями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение ред1 можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Женщин рассматривающая себя как <королеву кухни>, может не допускать мужа к приг товлению пищи, несмотря на то, что он разговаривает с ней по вечерам, когда оЯ готовит еду. Он всецело полагается на ее кулинарные способности до тех по пока она не заболеет, и тогда, под влиянием пустого желудка и хнычущих дет он выстроит моделируемое поведение приготовления обеда. Его поведение вй мания и сохранения несомненно проявится в будущем, когда ему нужно буД вспомнить, где хранится ореховое масло или кислая капуста.

 

Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научен через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического 1 страивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания сохранения. В повседневной жизни мы редко обращаем внимание на что-то я кого-то, если нет стимула сделать это, а когда обращаешь мало внимания, фаК чески нечего сохранять! Мы можем часто совершать поездки с приятеле определенное место, но смутимся и даже растеряемся, когда нам предло вести машину самим. Мы не обращали внимания на дорогу, которой ран ехали, потому что нам это было не нужно - не мы были за рулем. Если приходится полагаться только на себя, чтобы добраться до нужного места, запоминаем дорогу. ]

 

Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстД вать моделируемое поведение - через предвидение подкрепления или наказан Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощре' или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим сти лом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстра

 

Альберт Бандура; социально-когнитивная теория личности _ 385

 

нию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным последствиям. Ребенок может добровольно подмести веранду, пропылесосить свою комнату или накрыть на стол, ожидая одобрения улыбкой или словом. Как видно из этого примера, косвенное ожидание подкрепления у ребенка побудило его к помогающему поведению.

 

ПОДКРЕПЛЕНИЕ В НАУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ

 

Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы. Действительно, когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Этот факт доказывается исследованием, показывающим, что дети, наблюдающие модельный процесс по телевидению в затемненной комнате, позже ведут себя сходным образом, независимо от того, было ли им известно заранее, что такая имитация будет поощрена. Говоря короче, прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него [Вапс1и га, 1986].

 

Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным: <Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны, чтобы соответствовать прихотям других> [ВашДчга,1971,р.27]. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Эти две формы подкреплений - косвенное и самоподкрепление - мы вкратце обсудим далее.

 

Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, пока" о когнитивную ориентацию. В отличие от Скиннера, он утверждает, что "" подкрепление редко выступает в роли автоматического определителя по-Дения. Чаще оно выполняет две другие функции - информативную и побуди-льную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, т указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое "ная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может "ь, когда подкрепление переживается прямо или косвенно. Возьмем такой мер: если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за определен-д Деяние, это дает вам столько же информации, как если бы наказывали вас.

 

ви Рние сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате пра-_ьной или нрггг>ат,мп1-чд п,.""" V.... "...

 

386 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

которая хочет стать врачом, узнает, что она может получить отличную подготовку (подкрепление) на вводном курсе по медицине в колледже - это как раз такой случай. Этот вид информации - обычно называемой побудительной - имеет значение, если нам нужно правильно предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулировать поведение. Действительно, без способности предвидеть вероятный исход будущих поступков люди действовали бы крайне непроизводительно, если не сказать рискованно.

 

Косвенное подкрепление

 

Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю. Данный пример, вероятно, послужит ему предостережением, если, конечно, этот ребенок не посчитает, что в его случае последствия могут быть другими. Или, например, официант, который видит, как его коллеги получают щедрые чаевые за дружелюбную улыбку и веселую болтовню с клиентами. Это, несомненно, может подвигнуть его на то, чтобы улыбнуться и поболтать с посетителем. Как показывают эти два примера, наблюдаемые или косвенные последствия (наказания и поощрения), подкрепляющие действия других, часто играют значительную роль в регуляции нашего поведения. Это означает, что пробы и ошибки оперантного обусловливания могут быть получены <из вторых рук>. Преимущество этого принципа в том, что он не только позволяет нам экономить энергию, но также дает возможность учиться на ошибках и успехах других.

 

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом. В каждом примере информация, полученная от наблюдаемых последствий, позволяет наблюдателю определить, будет отдельный внешний подкрепляющий стимул являться поощрением или наказанием. Таким образом, если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, придете к заключению. что получите такой же подкрепляющий стимул, если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то, вы, вероятно, придете заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом.

 

Самоподкрепление

 

До сих пор мы рассматривали, как люди регулируют свое поведение на основе, внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосреД

 

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности _ 387

 

ступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя [Вапйига, 1988].

 

Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. При работе над книгой или статьей для публикации п журнале, например, авторам не требуется, чтобы кто-то стоял сзади и заглядывал через плечо, одобряя каждое предложение, пока не получится удовлетворительная рукопись. Они заранее знают, что должно получиться в конце работы, и постоянно редактируют себя, часто бывая излишне строгими. Во многих других областях деятельности люди аналогичным образом сами оценивают свое поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества доступных им. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

 

Как появляется саморегулирование

 

Как мы видели, самоподкрепление - процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки [Вапс1ига,1989Ь].

 

С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бан-ДУре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

 

Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зависит от типа рассматриваемой деятельности. Например, атлетические соревнования оценивают в терминах времени и расстояния. А об артистичности обычно судят, основываясь на эстетической ценности и оригинальности. Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность, нравственность и другие.

 

Второй компонент, вовлеченный в поведение саморегулирования, - самооцен-""_ Часто бывает, что поведение рассматривается как достойное одобрения и, сле-тельно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимо-и от того, с позиций каких личностных стандартов оно оценивается. Вообще ступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не со-тетствуюшие __ НРГЯТИПНГМИ ирн иатп ГЛТТРТЛ/-О тттапиттет тт мттгтм

 

388 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

показателям является неадекватной. Время, показанное при заплыве на 100 метров свободным стилем, количество правильных ответов на экзамене по биологии или сумма, пожертвованная благотворительной организации, часто не дают достаточной информации для самооценки при сопоставлении с внутренними нормами. В этих и многих других примерах адекватность поведения должна быть определена относительно (например, в сравнении с поведением других). Эту мысль можно проиллюстрировать на примере студентки, ответившей правильно на 85 вопросов на экзамене по биологии и желающей быть в числе 5% лучших учеников в классе. Ясно, что количество ее правильных ответов не дает возможности ни для позитивной, ни для негативной самооценки, если она не знает, как отвечали ее одноклассники. В других случаях адекватность нашего поведения можно определить в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы.

 

Поведение человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с которым можно оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Здесь ориентир для оценки адекватности или неадекватности дает сравнение со своим собственным поведением. Бандура предполагает, что прошлое поведение влияет на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей: <После того, как данный уровень поведения достигнут, он больше не требуется, и человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нор мы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач> [Вап(1ига,1977Ь,р. 132].

 

Оценка деятельности - другой ключевой фактор в критическом компоненте саморегулирования поведения. Очевидно, например, что люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая не касается их лично. А в тех сферах жизни, которые влияют на их благополучие и самоуважение, самооценка производится постоянно. То, каким образом люди воспринимают причины своего поведения, в значительной степени влияет на самооценку. Большинство людей чувствуют гордость и удовольствие от достижений, которые оня относят за счет своих способностей и усилий. И наоборот, они редко бывают удовлетворены, когда относят свой успех за счет внешних факторов, таких как случай или везение. Это справедливо и для их суждений о неудачах, о поведении, заслуживающем порицания. Люди самокритично реагируют на неприятности, ви" ной которым было их собственное поведение, но не на ошибки, которые, как они считают, происходят из-за оправдывающих их обстоятельств или недостатка возможностей. Полагают, что достижения, не имеющие отношения к нам самим, обычно не порождают определенных реакций. Например, если человек достигает положения первой трубы в оркестре, он, вероятно, полагает, что это произошло благодаря его опыту и музыкальным способностям. Однако тот же самый человек будет меньше гордиться своим достижением, если осознает, что этим он обязан отцу-дирижеру, а не собственному дарованию. Если бы он не удостоился подобной чести, то мог бы оправдать свою плохую игру тем, что болел гриппом во время репетиций. Барабанщика же, занимающего позицию стороннего наблюдателя, вс это в целом мало волнует. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется

 

собой,

 

помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности

 

пимищою ис<дк.ции слмиицспи, цталал а ис -. гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики [Вапоиг '"77К ЮЙ Тч.лч пп-пл> т-пйтнй и гтпгпрпнмй иптчппиаит ппппоирнцьтй В ПОВ")

 

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности _ 389

 

денческое саморегулирование, касается процессов самоответа, в особенности результатов самооценки. При прочих равных условиях позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная оценка - к наказывающему. И более того, <реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе> [Вапс1ига,1977Ь, р. 133].

 

Бандура полагает, что адекватная теория поведения должна также рассматривать такие сложные вопросы, как: почему люди отказываются поощрять себя, почему они требовательны к себе, когда никто не принуждает их к этому, и почему они наказывают себя. Действительно, это вопросы, требующие разъяснения, и Бандура охотно признает, что они еще не достаточно изучены [ВапсЬга, 1977Ь, 1986]. Далее следуют некоторые гипотетические объяснения, предложенные Бандурой.

 

Почему мы наказываем себя. С социально-когнитивной точки зрения, люди склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. Они неоднократно переживают в ходе социализации такую последовательность событий: проступок-внутренний дискомфорт-наказание-облегчение. В этом случае действия, не соответствующие внутренним нормам поведения, вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Оно, в свою очередь, не только кладет конец страданиям от проступка и его возможных социальных последствий, но также направлено на то, чтобы вернуть одобрение других. Соответственно, самонаказание избавляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий, которые могут длиться дольше и переноситься более тяжело, чем само наказание. Реакции самонаказания сохраняются долго, так как они смягчают душевную боль и ослабляют внешнее наказание. Осуждая себя за недостойные в моральном отношении поступки, люди перестают терзаться из-за прошлого поведения. Самокритика может также уменьшить терзания по поводу неправильного или разочаровывающего поведения. Другая причина использования самокритики - то, что она часто является эффективным средством уменьшить негативные реакции других. Иначе говоря, когда есть вероятность, что определенные поступки приведут к дисциплинарным мерам, самонаказание может оказаться меньшим из двух зол. И наконец, вербальное са-монаказание может использоваться с целью услышать похвалу от других. Осуждая и принижая себя, индивид может вынудить других людей высказаться по "°°°ДУ его положительных качеств и способностей и заверить, что ему нужно "стараться и все будет хорошо.

 

Хотя самонаказание может положить конец тревожным мыслям или, по крайней мере, ослабить их, оно также может усилить личный дискомфорт. Действи-"°' чрезмерное или длительное самонаказание, основанное на излишне стро-их нормах самооценки, может вызвать хроническую депрессию, апатию, ощуще-ие никчемности и отсутствия цели. В качестве примера можно вспомнить людей, Задающих от значительной недооценки себя вследствие потери ловкости из-за прения или каких-то физических увечий, но продолжающих придерживаться х норм поведения. Они могут принижать себя и свои успехи настолько, что онце концов становятся апатичными и оставляют деятельность, которая раньше

 

ила им большое удовлетворение. Поведение, являющееся источником внут-~ Негп пииплЛпптп яп> р>пт>> пм~~ ~- - _- - -__-_ 1

 

г

 

390 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

психопатологии. Например, люди, постоянно чувствующие собственную неадекватность и испытывающие неудачи, могут стать алкоголиками или пристраститься к наркотикам, таким образом пытаясь совладать с окружением. Другие могут защитить себя от самокритики, уйдя в мир грез, где они получают в несбыточных фантазиях то,что недостижимо в реальности. Бандура [Вапс1ига, 1988] полагает, что неадаптивное поведение - это результат излишне строгих внутренних норм <"ямооценки.

 

Самоэффективность: путь к совершенному поведению

 

В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения [Вапс1ига, 1977а, 1989Б, 1989с]. Концепция самоэф-фективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспектов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с которой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.

 

По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффектив-ность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффектив-ность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Бандура говорит, что те, кто считает себя <неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение> [Вап(3ига,1989с, р. 729]. Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, <те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем> [Вапига, 1989с, р. 729].

 

Бандура [Вапс1ига, 1989Ь, 1989с] предположил,что приобретение самоэффек' тивности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбина-'"1И): способности выстпоить пппялсние. кпгнриипт-п ппт-э пот-1тт1.чп.т-г> _чп-мпе-Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности _ 39

 

Б(Ч1()цр<1 ч().'1(1/(1('1Н, что (1К11Н1впо чсв(1Чв(1смьп' знания ы.чп деЛсття являются иичбо.ч'с.ч<111пы._ч нпчочпиком ('(1.'чоэффгкIIIИ(иосIIIИ. 'КоЬсП Н1)11Пй1-сп.(сгоЬоаш)

 

"ия II состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмотрим каж-ДЬ111 II;! этих четырех факторов.

 

1. Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наиболее ВДжным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в 1"11Ыткс достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный <>ПЫ1 порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо происшествии ч конечно сумеет сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности и споен способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в про-'"_"ом, могут прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если чело-""ку с низкой самоэффсктнвностыо дать какоН-то стимул сделать то, чего он боится, самоэффектпиность будет усиливаться.

 

2. Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, "оспенный опыт тяк-жр мп>-рт ч-утт. ",."........,..- ----..- "...--.--1-.1-..-

 

390 _ Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности

 

психопатологии. Например, люди, постоянно чувствующие собственную неадекватность и испытывающие неудачи, могут стать алкоголиками или пристраститься к наркотикам, таким образом пытаясь совладать с окружением. Другие могут защитить себя от самокритики, уйдя в мир грез, где они получают в несбыточных фантазиях то,что недостижимо в реальности. Бандура [ВапсЫга, 1988] полагает, что неадаптивное поведение - это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.

 

Самоэффентивность: путь к совершенному поведению

 

В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения [Вапс1ига, 1977а, 1989Ь, 1989с]. Концепция самоэф-фективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспектов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с которой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!